Версия для печати
На страницу списка праздников

Происх.(изнесение)честных древ Животвор. Креста Господня. Празднество Всемилостлив. Спасу и Пресв.Богородице(1164). Начало Успенского поста. Семи мчч. Маккавеев, матери Соломонии и учителя Елеазара. Мчч. в Пергии Памфилийск. Обрет.мощей прп.Софии Суздальс

14 Август 2018 г. Вторник

 В греч. часослове 1897 г. так объясняется происхождение праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста:"По причине болезней, часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на св.трапезе Великой церкви (в честь Св. Софии - Премудрости Божией). С наст. дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
  В Рус. Церкви празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1/14 августа 988 г. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения" в 1627 г. по повелению Патриарха Московск. и всея Руси Филарета, дается объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского ".
 По принятому ныне в Рус. Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение нового сбора. Медовый (Первый) Спас — это правосл. праздник в первый день Успенского поста — 14 августа. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.
 Рус. название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греч. слова, к-рое означает торжеств. церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
Кондак Креста Господня, глас 4
 Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

  Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели – от 14 до 27 августа. Он дошел до нас с древних времен христианства.В беседе Льва Великого ок. 450 г. есть ясное указание на Успенский пост: “Церк. посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)”.

 Празднество Всемилостивому Спасу и Пресв. Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресв. Богородицы и честного креста во время сражений св. блгв.кн.Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 г. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресв. Богородицы).Эти 3 праздника связуют весь Успенский пост.

    Семь св. мчч. Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 г. до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и Иудее языч. обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив статую языч. бога Зевса Олимпийского, к поклонению к-рому принуждал иудеев. Многие отпали от Истинного Бога. Но были и такие, к-рые глубоко скорбели о падении народа Божия и верили в пришествие Спасителя.
  90-летний старец–законоучитель Елеазар, к-рый за верность Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики св. Елеазара – 7 братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языч. богам. Старший из отроков, давший первым ответ царю от имени 7 братьев, предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные 5 братьев претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил св. Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы остался последний сын, но мужественная мать укрепляла его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил искушения царя и твердо перенес муки, как старшие братья. После смерти детей св.Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг св. 7 братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. Об этом повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в Библию. Похвальные слова св. мчч. Маккавеям посвятили отцы Церкви – свтт.Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.
Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1
  Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимс
Кондак мучеников Маккавеев, глас 2
  Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.

   Мчч. Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей жили в памфилийском г. Пергии в царствование имп.Диоклитиана (284-305). Все приняли Крещение в младенчестве. Св. Минеон был плотник, остальные - земледельцы. Во время лютого гонения на христиан святые единодушно устремились к принятию мученич. подвига за Христа. Они разрушили капище языч. богини Артемиды. За это их предали жестоким мучениям и бросили на растерзание зверям в цирке. Но, укрощенные молитвами мучеников, звери не коснулись их. Зрители громко кричали: "Велик Бог христианский". Разразилась страшная гроза. На землю одновременно падали и град, и огонь. С неба послышался голос, призывавший мучеников в Царство Небесное. Святые пришли в великую радость и, преклонив головы под меч, приняли мученические венцы.

    Прп. София, в миру Соломония, вел.княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 г. на нее пал выбор наследника престола, будущего вел. кн. Василия Иоанновича. Брак был несчастлив, т. к.Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, вел. кн. Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини.
  Насильно постриженная с именем София, Соломония сослана под стражу в Суздальский Покровский м-рь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Кн. Курбский называет блж. княгиню "преподобною мученицею". В рукописных святцах она именуется "Св. прав. кн. София инокиния, яже бысть в Покровском м-ре девиче, чудотворница".
  При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на вел.кн. Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых". Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиеп. Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Прп.София преставилась к Богу в 1542 г. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице прп. Софии.
Тропарь преподобной Софии Суздальской, глас 4
 Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.
Кондак преподобной Софии Суздальской, глас 1
 Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения