Версия для печати
На страницу списка праздников

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сщмч.Вениамина, митр.Петроградск. и Гдовск., с ним прмч. Сергия Шеина, мчч.Юрия и Иоанна(1922). Прав.Евдокима Каппадокиянина (IХ). Мц.Иулитты. Прмч.Дионисия Ватопедск.(1822)

13 Август 2018 г. Понедельник

  Сщмч. Вениамин, митр. Петроградский и Гдовский, в миру Василий Павлович Казанский, род. в 1873 г. на Нименском погосте Андреевской вол., ныне Архангельской обл., в семье свящ. Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали его в благочестии. Отрок восхищался подвигами святых, жалея, что нет возможности пострадать за веру. Интерес Василия к дух. книгам и церк. грамоте определили выбор: после Петрозаводской дух. семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую дух. академию. Студентом участвовал в «Обществе распространения религ.-нравств. просвещения в духе Правосл. Церкви», организуя беседы для рабочих. 
 В 1895 г. принял монаш. постриг с им. Вениамин, рукоположен во иеродиакона, а в 1896 г. - во иеромонаха. Окончив Академию в 1897 г. кандидатом богословия, иеромонах Вениамин назначен преподавателем Свящ.Писания в Рижскую дух. семинарию. С 1898 г. - инспектор Холмской, спустя год - Санкт-Петербургской семинарии. В 1902 г., после возведения в сан архимандрита, ректор Самарской, через три года - Санкт-Петербургской семинарии.
Архим. Вениамин 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен во еп.Гдовского, Петербург. викария. Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырск. подвига и ап. проповеди. Он спешил в самые отдаленные кварталы в простой рясе, без внешних отличий еп. сана, крестил ребенка, напутствовал умирающего. Немало труда приложил к спасению падших женщин, выступая с проповедями в «Обществе Пресв.Богородицы». Под воздействием наставлений многие заблудшие раскаялись.
Он находил путь к сердцам простых людей, был любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Еванг. простота, отзывчивость, доступность, проникнов. голос и улыбка располагали к нему.
  События 1917 г. вызвали перемены в жизни Церкви: после февраля архиереи избирались на епарх. съездах клира и мирян. В одних епархиях это вызвало распри, но выборы в Петрограде шли спокойно - большинство голосов отдано викарному еп. Вениамину. С 6 марта он архиеп. Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Свящ. Собора Российской Церкви, назначен митр. Петроградским и Гдовским.
 Свт. Вениамин все силы направил на защиту правосл. народа России от жесточайших гонений. Они начались в январе 1918 г. после декрета «Об отделении Церкви от гос-ва и школы от Церкви», к-рый воспринимался властью как сигнал к уничтожению Русской Правосл.Церкви и ее служителей, к грабежу церк.имущества. По стране закрывались и разрушались храмы и м-ри, осквернялись и уничтожались св. иконы и мощи, шли мас. аресты, пытки, ссылки и казни епископов, священников, монахов и монахинь, мирян.
 Разруха и голод в 1921 г. стали поводом для новых гонений на Церковь, к-рые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церк.ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 г. Митр. Вениамин благословил передачу церк.ценностей, не имеющих богослужебн. употребления, на нужды бедствующих. Но власти объявили, что ценности будут изъяты как «принадлежащее гос-ву» имущество.В церквах началась конфискация. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, арестов еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо 12 организаторов обновленч. раскола: они обвиняли верное Патриарху Тихону дух-во в сопротивлении изъятию ценностей и в контррев.заговоре против сов. власти. 29 мая 1922 г. митр. Вениамина арестовали, а 10 июня началось слушание дела, к к-рому привлекли 86 чел.
 Свт. Вениамин на процессе был спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других. Обращаясь к трибуналу, произнес: «Я не знаю, что вы мне объявите в приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы ни провозгласили, я с одинаковым благоговением возложу крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё».
 5 июля 1922 г. трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа митр. Вениамин, архим. Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров расстреляны на окраине Петрограда. На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над символ. могилой новомучеников Российских.
  Сщмч. архим. Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) род. 30 декабря 1870 г. в д. Колпна Тульской губ. Во св. Крещении назван в честь свт.Василия Великого. Десятый ребёнок в семье кол.секретаря Павла Васильевича Шеина. Воспитание пропитано духом церковности, сам незадолго до мученич. кончины говорил: "Я в Церкви с детства, постоянно ок.Церкви вращался, с Ней сроднился".
 В 1893 г. Василий Павлович окончил училище Правоведения, состоял помощником статс-секретаря в Правит.Совете, а в 1913 г. от Тульской губ. стал членом Гос. Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь монархистом, в Думе примкнул к фракции националистов и умеренных правых, работая в Комиссии по церк.делам.В 1917-1918 гг. входит в состав Секретариата Свящ. Собора Правосл. Российской Церкви в кач-ве секретаря. Был последним, приветствовавшим Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 г. 
   В день памяти св.блгв.вел. кн. Александра Невского 30 августа 1920 г. Василий Павлович принял постриг с им. Сергий в честь прп. Сергия Радонежского. Вскоре возводится в сан архимандрита, в апреле 1921 г. назначается настоятелем Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Он нёс должность заместителя председателя Правления Церк. Общества объединённых Петроградских Правосл. приходов.
Тягота настоятельства усугублялась долгом семейным: на иждивении о.Серия были две сестры без средств к существованию. 10 июня 1922 г. в Петрограде начался "обвинит. процесс по делу о сопротивлении изъятию церк.ценностей". О.Сергию вменялось в вину членство в Обществе Правосл. приходов. Вина усугублялась "отягчающими обстоятельствами", такими, как дворянское происхождение и высшее образование.
 Давая показания, о. Сергий был исполнен чувства достоинства, без намёка презрения к тем, кто этого заслуживал. На вопрос об отношении к проблемам церк .- обществ. жизни отвечал: "Церковь так богата разносторон. дух. жизнью, в ней можно найти интерес вне вопросов церковно-обществ. жизни".
Один из обвинителей вспоминал об архим. Сергии: "С каким нескрываемым отвращением и снисходительной жалостью он говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти для него, как для многих, не существовало; серьёзный был противник". Сокамерником о. Сергия на Шпалерной улице в доме предварит. заключения был прот. Михаил Чельцов, к-рому он уступил удобные нары, говоря, что "монаху не подобает нежиться". В камере читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. О.Михаилу домашние передали VI-й том собрания твор-й свт. Иоанна Златоуста, но он, отягчённый думами, не смог его читать. О. Сергий утешался чтением Златоуста и беседовал о прочитанном с о. Михаилом. Перед расставанием исповедался у прот. Михаила. Всю жизнь о. Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с ним. Последние слова о. Сергия палачам были: "Я ни с кем не борюсь - только с самим собою".
  5 июля оглашён приговор трибунала, по к-рому сщмч. Митр. Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский), архим. Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу.
Прославлен новомученик в 1992 г. на Архиерейском соборе Рус. Правосл. Церкви.
 Мч. Юрий род.10 ноября 1882 г. в Умани Киевской губ. Окончил 1-ю гимназию, в 1908 г. юр. фак. Киевского универ-та. С 1913 г. доцент, затем профессор кафедры уголовн. права Петроградского университета.
После 1917 г. Юрий Петрович, профессор Пед. института дошкольного образования, был организатором и учёным секретарём Петроград. Пед. института соц. воспитания и дефективного ребёнка. Он организовал Костромской рабоче-крестьян. универ., был членом Совета Петроград. Богосл. института. С 1920 по 1922-й гг. был председателем правления Общества объединённых Петроградских правосл. приходов.
Юрий Петрович арестован в мае 1922 г. Признать себя виновным отказался, держался спокойно. 5 июля оглашён приговор трибунала, и с др.он расстрелян. Прославлен в 1992 г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
 Мч. Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) род. в Одессе в 1878 г.в мещанской семье, юрист по образованно, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом Александро-Невской Лавры в Петрограде. Весной 1918 г. избран комиссаром по епарх. делам "для представительства и защиты общих прав и интересов" Петроградской епархии.
  В 1922 г. мч. Иоанн арестован по "делу о сопротивлении изъятию церк. ценностей". 5 июля оглашён приговор трибунала, по к-рому сщмч. митр. Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский), архим. Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу. Прославлен в 1992 на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

  Прав. Евдоким, уроженец Каппадокии (Малая Азия), жил в IХ в. в царствование имп.Феофила (829-842). Сын благочест. христиан Василия и Евдокии, знатных и известных императору. Прав. жизнь св. Евдокима направлена на угождение Богу и помощь ближним.
 Дав обет безбрачия и целомудрия, избегал разговоров с женщинами; только с матерью, к-рую глубоко чтил, вел душеполезные беседы. За добродет. жизнь император назначил св. Евдокима правителем Харсианской обл. Исполняя обязанности как Божий слуга, прав. Евдоким управлял людьми, судил справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные подвиги, к-рые нес втайне, известны только Богу.
 Беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33 года. Лежа на смертном одре, св. Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в к-рых застанет смерть. Потом выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину никто не видел, как никто не видел тайных подвигов при жизни. Домашние похоронили его, как он завещал. Сразу после кончины прав. Евдокима от гроба стали совершаться чудеса, больные исцелялись, слава о чудных исцелениях росла.
Тропарь праведного Евдокима, глас 4
  От земли воззвавый тя к Небесным селением/ соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме:/ ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне,/ жительствовал еси, не осквернив плоти.// Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.
Кондак праведного Евдокима, глас 2
  Вышних желая, с вышними совокупляяся,/ и колесницу огненную, Божественными восхожденьми добродетелей, совершил еси душу,/ преблаженне Евдокиме,/ на земли пожив, яко безплотен,// Зиждителю всех благоугодил еси.

    Св. мц. Иулитта жила в Кесарии Каппадокийской в царствование имп.Диоклитиана(284–305). Один из язычников отнял у нее имение и, когда Иулитта обратилась с жалобой в суд, ее противник донес судье, что она христианка. Судья предложил святой отречься от Христа, за что обещал восстановить справедливость и вернуть ей беззаконно отнятое имущество. Св. Иулитта решительно отвергла коварные условия, была сожжена на костре в 304 (или 305) г. Св. Иулитте посвятил Похвальное Слово свт. Василий Великий через 70 лет после ее мученической кончины.

В 1822 г. инок Дио­ни­сий был от­прав­лен на остров Крит. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник был за­му­чен тур­ка­ми за то, что от­ка­зал­ся от­речь­ся от пра­во­слав­ной веры.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения