Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч.Иоанна Воина. Апп.от 70-ти Силы,Силуана, Крискента,Епенета,Андроника. Прп.Анатолия Оптинск.,Младш. Сщмчч.Полихрония, еп.Вавилонск.,Пармения,Елимы,Хрисотеля пресв.и проч. Обрет.мощ.прп.Германа Соловецк. Сщмч.Валентина еп.,3-х уч-ков. Собор Самарск. св-х

12 Август 2018 г. Воскресенье

   Св. мч. Иоанн Воин служил в имп. войске Юлиана Отступника (361-363). С др. воинами послан преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, св. Иоанн на деле оказывал христианам большую помощь: тех, что схвачены, освобождал, других предупреждал об опасности, содействовал побегу. Св. Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но всем требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, заключил в темницу.
  В 363 г. гонитель убит на войне с персами. Св. Иоанн вышел на свободу и посвятил жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался в глубокой старости. Год кончины неизвестен, место погребения забыто. Он явился благочест. женщине, указал место упокоения. Обретен. мощи положены в церкви ап. Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал св. мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам св. Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие.
  В Рус. Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.
Тропарь мученика Иоанна Воина, глас 4
  Всеблагаго Бога и Царя/ благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/ пострадав бо ради веры мужески,/ блаженно же скончав течение,/ зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./ От Негоже прием дарование чудес,/ страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/ укрепляеши воины в ратех,/ от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./ Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/ да во всяком обстоянии сотворит нам милость/ и не введет нас во искушения,// но спасет души наша, яко Человеколюбец.
Кондак мученика Иоанна Воина, глас 6
   Благочестиваго воина Христова,/ победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/ Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/ чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/ и молится Господу Богу// от всяких бед спасти правоверныя.

  Св. апостолы от 70: Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник - ученики Спасителя. Апостол от 70-ти св. Сила был в Иерусалим.Церкви мужем уважаемым, "начальствующим между братиями" (Деян.15,22). После Собора апостолов в Иерусалиме в 51 г. по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание Антиохийск.христианам через апп. Павла и Варнаву, где сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавления и крови, не делать другим того, чего себе не желают (Деян.15,20-29).
 Вместе с апп.Павлом и Варнавой в Антиохию Собором посланы члены Иерусалимской Церкви св. Сила и Иуда для разъяснения послания, что они исполнили при содействии благодати Св. Духа. Затем св. Иуда отпущен в Иерусалим, а св. Сила остался в Антиохии, помогал апостолу в миссионер.путешествиях с Еванг. проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.
 В Филиппах их обвинили, что возмущают народ, за что св. апостолов били палками, затем бросили в темницу. В полночь, когда св. апп. Павел и Сила молились, внезапно произошло землетрясение, оковы спали, двери темницы растворились. Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но удержан ап. Павлом. Припав к ногам апостолов, он с верой принял благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл раны и крестился с домашними.
 Из Филипп апп. Павел и Сила пошли в Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников и утверждая Церкви. В Коринфе св. ап. Сила рукоположен во епископа, там, совершив многие знамения и чудеса, кончил жизнь.
 Св.ап. Силуан проповедовал Слово Божие с верх. апп. Петром и Павлом. В 1-м Соборн.послании св. ап. Петр пишет: "Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата" (1 Петр.5,12). Св. Силуан поставлен епископом в Солунь, там мученически скончался, претерпев много напастей ради Господа.
 О св. ап. Крискенте упоминает св. ап. Павел во 2-м послании к Тимофею (2 Тим. 4,10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там поставлен епископом, проповедовал Слово Божие в Галлии. В г. Виенне поставил епископом ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, мученически скончался при царе Траяне (98-117).
 Св. ап.Епенет поставлен епископом в Карфаген. В послании к Римлянам (Рим.16,5) св. ап. Павел пишет: "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, к-рый есть начаток Ахаии для Христа". В послании ап. Павел вспоминает ап.Андроника:"Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим.16,7). Св. ап. Андроник - епископ в Паноннии.
Тропарь Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику, апп. от 70-ти:
 Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим, / Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом, / сии бо идольскую лесть обличиша / и, неверныя в веру уловйвше, / молят непрестанно о всех, память их величающих.
Кондак апостолов, глас 4
 Лозие явистеся Христова винограда,/ гроздие приносяще, мудрии, в добродетелех,/ вино нам спасения источающе,/ еже приемлюще, веселия исполняемся,/ празднующе всечестную вашу память,/ в нюже молитеся о оставлении грехов наших,// Господни апостоли.

   С юности прп.  Анатолий стремился к дух. жизни, но мать не отпускала в м-рь После ее смерти, 15 февраля 1885 г., в 30 лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у прп. старца Амвросия. У прп. Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.
   Приняв монаш. постриг 3 июня 1895 г., он постепенно входил в старчество и после кончины старцев прп. Иосифа и прп.Варсонофия с прп. Нектарием стал продолжателем старч. дух. делания. К прп. Нектарию шли монашествующие и интеллигенция, а к прп. Анатолию шел простой люд с жалобами, скорбями и болезнями. Смиренный,  неунывающий—в народе его звали «утешителем», «вторым Серафимом». На благословение к старцу стекалось множество людей. Из братск.корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто было так: в м-ре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирск. церковь полна народу. Батюшка принимал всех, несмотря на бесконечную усталость, мучит. боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он не ложился спать, позволяя вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был  приветливым, ласковым, сердечным.
  Прп. Анатолий любил Россию, рус.народ, предсказывал: «Будет шторм. И рус. корабль будет разбит. Не все погибнут... Будет явлено великое чудо Божие,.. и снова явится великий корабль во всей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!» Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло взойти на свою Голгофу. После закрытия Оптиной пришли с обыском к прп. Анатолию, вытащили из кельи немногое, что не успел раздать чадам. Последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, где ему, как тифозному, остригли волосы и бороду. Когда выяснилось, что его по ошибке приняли за тифозного, врач отпустил его. Вернулся в обитель измученный, еле живой, но со светлой улыбкой, благодарением Господу на устах.
 29 июля 1922 г. в м-рь нагрянула комиссия ГПУ.  Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Келейнику о. Варнаве грубо приказали к  утру приготовить старца к отъезду..Ночью ему стало худо. Доктор не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. О. Варнава понял, что он тихо отошел ко Господу.
  Наутро приехала комиссия. Их впустили в келию. Там, на столе, в гробу лежал «приготовившийся» почивший старец. Его погребли возле могилки прп. Амвросия, там, где он долго стоял за две недели до смерти, повторяя: «А тут вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки.»

    Сщмч.Полихроний, еп.Вавилонский, пресвитеры Пармений, Елим, Хрисотель, диаконы Лука и Муко, св. мчч. Авдон и Сеннис, кнн.Персидские, и св. мчч. Олимпий и Максим пострадали в III в. во время гонения на христиан имп.Декия(249-251). Декий, победив персов и овладев страной, нашел много христиан и начал преследовать. Вавилонский еп., св.Полихроний, его пресвитеры Пармений, Елим, Хрисотель и два диакона, Лука и Муко, приведены к императору. Тот приказал принести жертву идолам. Но те отказались Разгневан. Декий бросил исповедников в темницу. При 2-м допросе св. Полихроний стоял молча. Раздраженный Декий велел отрезать язык св. Пармению. По приказу Декия св. еп. Полихрония били камнем по устам, и он, подняв глаза к небу, испустил дух. Тело осталось лежать пред храмом Сатурна. Ночью два персид. кнн. Авдон и Сеннис, тайные христиане,  погребли тело св. мученика возле город. стены.
  Вскоре Декий отправился в г. Кордулу и приказал вести трех пресвитеров и двух диаконов. В Кордуле снова принуждал мучеников принести жертву идолам, но св. Пармений, несмотря на отрезан. язык, твердо отвечал за всех отказом. Декий, считая, что тот говорит без языка волшебством, приказал усилить муки и жечь исповедников огнем. Послышался Голос с неба: "Приидите ко Мне, смиренные сердцем". Декий счел голос действием волшебства и приказал отсечь мученикам головы. Персид. кнн. Авдон и Сеннис ночью похитили тела мучеников и погребли в своем селе, близ Кордулы. Об этом донесли Декию. Князей привели к императору. Тот, видя их твердость и мужеств.исповедание Христа, заключил в темницу. Святые славили Бога за такую участь.
  В тот же день два перса Олимпий и Максим приведены к Декию как христиане. За  исповедание веры св. мученики после жестоких истязаний усечены мечом. 5 дней тела их лежали непогребенными, но на 6-й день христиане тайно ночью погребли останки их.
  Возвращаясь в Рим, Декий повел с собой Авдона и Сенниса в оковах. В Риме Декий приказал святым принести жертву богам, обещая свободу и почести. Св. мученики отказались. Декий осудил их на съедение зверям. 2 льва, 4 медведя не коснулись св. мучеников и легли у их ног. Авдона и Сенниса зарубили мечами. Тела их лежали 3 дня пред идолом для устрашения христиан. Ночью тайный христианин Кирин взял тела мучеников и похоронил в своем доме. Св. мчч. Авдон и Сеннис пострадали в 251 г. Мощи хранятся в церкви св. Марка в Риме.

 Сщмч. Валентин (Уалентин) епископ и три ученика – св.мч. Прокул, Ефив, Аполлоний и прав.Авундий -  жили в III в. Св. Валентин был епископом в Умбрии (Италия), в г. Интерамне. Он имел дар врачевания молитвой к Господу. В то время в Рим пришли из Афин три юноши язычники Прокул, Ефив и Аполлоний для ознакомления с рим.наукой и языком. Они нашли наставника, Кратона, жили в его доме. Случилось, что сын Кратона Херимон тяжело заболел, спина согнулась так, что голова очутилась между колен. Кратон обратился к еп. Валентину с усердной просьбой помочь больному. Придя в Рим к Кратону, св. епископ затворился в особой комнате с больным юношей и усердно молился ночь. Днем счастлив. родители увидели сына исцеленным, уверовали во Христа и крестились со всеми домашними. Ученики Кратона юноши Прокул, Ефив и Аполлоний также приняли св. Крещение и стали с Херимоном преданными учениками свт.Валентина.
Слава о дух. учителе быстро распространилась, и много юношей обратилось к вере во Христа. Среди них сын градоначальника Авундин, к-рый, приняв св. Крещение, открыто исповедал себя христианином. Это был смелый поступок, т. к. еще господствовало языч. многобожие, а христ-во преследовалось. Гнев отца обрушился на св. еп. Валентина, наставника юношей.
 Его принуждали отречься от Христа и поклониться идолам. После многих мучений бросили в темницу, куда приходили ученики. Узнав, начальник приказал вывести Валентина из темницы и отсечь голову. Ученики свт. Валентина Прокул, Ефив и Аполлоний взяли тело учителя и отнесли в г. Интерамну, где с честью погребли. Они проводили дни при гробе св. епископа в молитвах, к ним собирались верующие и язычники, к-рых они обращали к истин. вере. Это стало известно властям.
Юношей посадили в темницу. Увидев, что народ может отнять страдальцев, палачи ночью обезглавили их. Сын градоначальника прав. Авундий, узнав, что друзья заключены в темнице, поспешил прийти к ним, но, не застав их в живых, опечалился. Он взял тела и похоронил при гробе св. еп. Валентина.
Сщмч.Валентин, еп.Интерамнский, – покровитель фармацевтов. Он помогает достичь успехов в работе тем, кто создает или продает лекарства. Если болеет близкий человек, молитесь о его здоровье пред иконой Св.Валентина. Он помогает тем, кто верит искренне, исцеляя болезни, от к-рых люди страдают многие годы, в т.ч. хронич. заболевания внутр.органов, параличи. Икона святого защитит от несправедливого суда.

   Обретение мощей прп.Германа Соловецкого произошло в 1484 г.  Св. Герман жил отшельником на р. Выге при часовне. Ок. 1429 г. его нашел прп. Савватий, постриженик Валаам. обители, искавший уединен. места для подвигов. Герман рассказал Савватию о Соловецком острове, и оба, переплыв море, поселились на Соловках. Они построили келью под Секирной горой, в к-рой прожили 6 лет. По преставлении Савватия (27 сентября 1435), прп. Герман продолжал пустын.подвиги на острове с др.пустынником, прп. Зосимой. Герман прожил на острове более 50 лет.
  Будучи неграмотным, но вразумляемый Божиим Промыслом, желая сохранить память о подвигах прп. Савватия, он приказал клирикам записать воспоминания о прп. Савватии и Зосиме, о их жизни.  Прп. Герман любил слушать назидат. чтение и завещал ученикам собирать в обитель книги
   Для хоз. и иных нужд обители преподобный до глубокой старости совершал опасные плавания и дальние путешествия на материк. В одной из поездок в Новгород в 1479 г. он скончался в Антониевом м-ре. Тело повезли в Соловецкую обитель, но из-за распутицы вынуждены похоронить у часовни в д. Хавроньиной на реке Свири. В 1484 решено перенести гроб на место подвигов преподобного, мощи обрели нетленными.
Тропарь преподобного Германа Соловецкого, глас 8
  Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.
Кондак преподобного Германа Соловецкого, глас 4
 Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.
Молитва преподобному Герману Соловецкому
О, преподобне и богоносне отче наш Германе, безмолвнаго иноческаго жития во острове Соловецтем первоначальниче! Молим тя мы недостойнии, предстояще пред честной иконой твоей: буди молитвенник и ходатай о нас грешных пред престолом Вседержителя Бога, Емуже в дерзновении предстоиши со ангелы и всеми святыми, да дарует нам, яко благий и человеколюбивый, вся потребная к животу и благочестию, душам и телесем нашим здравие, во всех благих преспеяние и Свою всесильную помощь во всяких искушениих, бедах же и напастех, воздвизаемых на ны от враг спасения нашего; обители же твоей моли избавитися от всякаго злаго обстояния, и приходящим в ню ближним и дальним получити вся просимая ко душевней и телесней пользе. Наипаче же испроси, угодниче Христов, всем нам грехов отпущение, христианскую кончину жития и наследие Царства Небеснаго у Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения