Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Никиты исп., игум.обители Мидикийской (824). Мц.Феодосии девы (307–308). Прп.Иллирика. Мчч.Елпидифора, Дия,Вифония, Галика(III). Ик.Божией Матери«Неувядаемый Цвет»

16 Апрель 2018 г. Понедельник

 
 Все недели после  Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены воспоминанию Воскресения Христова. что отражается в службах этих Недель и след. за ними седмиц. Светлая седмица заканчивается на 8-й день - в Неделю о Фоме, к-рая поэтому издревле составляла особое торжество - как бы замену, повторение самого пасх. дня, отчего названа Антипасхой. С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года, поэтому Антипасха называется еще Неделей новой, Днем обновления, Обновлением. Такие названия тем более приличны этому дню, что в день 8-й Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением апостолам, в т. ч. ап. Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся в действительности Его Воскресения, в воспоминание чего эта Неделя получила название Недели о Фоме (в просторечии Фомина Неделя, а также Радостное воскресенье, Красная горка).

 Прп.Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, род. в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после рождения, отец Филарет постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христ. духе. С юности св. Никита прислуживал в церкви, находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению св. Никита направился в Мидикийский м-рь, где игуменом был св. Никифор. Чрез 7 лет добродет. жизни в м-ре со строгим уставом, прп. Никита рукоположен во пресвитера. Прп. Никифор, зная св. жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, т.к. сам тяжело болен.
 Не жалея сил, прп. Никита заботился о процветании и благоустройстве м-ря. Примером строгой монаш. жизни наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников привлекла многих, ищущих спасения. Чрез несколько лет число монахов увеличилось до 100 чел. Когда прп. Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом прп. Никиту.
 Господь удостоил св.Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонем. отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, многие др.угие больные исцелялись от недугов.
  При имп.Льве Армянине (813-820) возобновилась иконоборч. ересь и усилилось гонение на св.иконы. Правосл. епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 г. созван собор еретиков, на к-ром они свергли с престола св.Патриарха Никифора, а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных правосл. епископов поставлены еретики. Император призвал игуменов м-ре, пытался привлечь их к иконоборч. ереси. В числе призванных был прп. Никита, к-рый твердо стоял за правосл. исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию св.икон, их посадили в темницу. Прп.Никита мужественно претерпевал испытания, поддерживал заключенных.
 Император и лжепатриарх Феодот решили действовать хитростью . Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при условии, если они примут Причащение от лжепатр. Феодота. Долго сомневался прп-ный, может ли вступить в церк. общение с еретиком, но др. узники умолили причаститься с ними. Уступая их мольбам, прп.Никита пошел в храм, где для обмана исповедников выставлены иконы, принял Причастие. Когда вернулся в м-рь, увидел, что гонение на иконы продолжается, раскаялся, вернулся в Константинополь, безбоязненно обличал иконоборч. ересь. Уговоры императора отвергнуты.
   Прп.Никита вновь заточен в темницу, где пробыл 6 лет, до кончины имп. Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, прп. Никита силой молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; 3 чел., потерпевших кораблекрушение, о к-рых молился прп.Никита, волнами выброшены на берег.
  В 824 г. при новом имп. Михаиле (820-829) прп.Никита отошел ко Господу. Тело прп-ного с почестями погребено в м-ре. Мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться св. исповеднику.
Кондак преподобного Никиты исповедникаЮ глас 2
 Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.

 Св. мч. Феодосия Тирская пострадала в 307 г. 29 мая празднуется перенесение ее мощей в Константинополь, а позднее в Венецию. Однажды, во время гонения на христиан,что длилось 5 лет, 17-летняя Феодосия подошла к осужденным узникам-христианам, находившимся в претории. Был день Св. Пасхи, и мученики говорили о Царствии Божием. Св. Феодосия просила помянуть ее пред Господом, когда предстанут Ему. Воины увидели, что девушка поклонилась узникам, взяли ее и отвели к правителю Урвану.
  Правитель заставлял девушку принести жертву идолам, но она отказалась, исповедуя веру во Христа. Святую подвергли жестоким истязаниям, тело строгали железными когтями так, что обнажились кости. Мученица с радостным лицом переносила страдания и на вторичное предложение правителя принести жертву идолам ответила: "Безумный, ведь я сподобилась присоединиться к мученикам!"
  Девушку с камнем на шее бросили в море, но ангелы вывели ее из пучины. Тогда мученицу отдали на съедение зверям. Видя, что звери ее не трогают, мучители отсекли ей голову. Ночью св.Феодосия явилась родителям, к-рые пытались уговорить дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим золот. крестом в руке и сказала: "Смотрите, вот какой вел. славы вы хотели меня лишить!".

  Св.мчч.Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик пострадали за исповедание веры в Иисуса Христа.  Св.Елпидифору отсекли голову. Св. Дия побили камнями. Св.Вифоний утоплен в море, а мч.Галик отдан на съедение зверям.

   Прп.Иллирик чудотворец подвизался на горе Марсион в Пелопоннесе. Время жизни и подвигов неизвестно.

  На иконе "Неувядаемый Цвет"  Пресв. Богородица держит Божеств. Сына на правой руке, а в левой руке у Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаем. цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к К-рой обращается Св. Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". 
  Существуют несколько отличающихся друг от друга видов иконы Пресв. Богородицы «Неувядаемый цвет». На одном из них Богомладенец изображён стоящим слева от Богородицы с держав.скипетром в руках.
 Время появления в России этого образа неизвестно. Название “Неувядаемый Цвет” (“Благоуханный цвет”) связано с песнопениями Богоматери. На нек-рых списках вместо лилий изображены розы или др.цветы. Списки ик. “Неувядаемый цвет” (“Благоуханный цвет”) прославились в Москве, Воронеже и др. местах Рус. Церкви.
 Издревле в молитвословиях встречается символ. сравнение Пресв. Богородицы с «неувяд., благоухан. цветом». Также наименование «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Св. горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление  иконы относят к XVI – XVII вв.
  На Русь икона попадает чрез паломников в XVII – XVIII вв. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появился в Моск. Свято-Алексиевском м-ре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в нач. XVIII в. Вероятно, в это время или ранее такие иконы появляются в др.храмах Центр. и Южной России. Большинство привезено с Афона.
 Рус. иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко. Греч.письма, вероятно, и та икона, что в храме «Утоли мои печали». 
 Пред ик. “Неувядаемый Цвет” молятся о том, чтоб сохранить себя в чистоте и праведности, о вразумлении при выборе буд. супруга. Обращаются и с молитвой при горестях в семейной жизни, поэтому икона называется семейной, к к-рой обращаются с молитвой, чтоб сохранить семью в неприкосновенности, охранить её от всяческой подлости человеческой, сглаза и ударов судьбы.
Тропарь Пресв. Богородице пред иконой «Неувядаемый Цвет», глас 5
 Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся и жизнь наследствуем.
Молитва к Пресв. Богородице пред Ея иконой«Неувядаемый цвет»
 О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения