Версия для печати
На страницу списка праздников

Смоленской ик.Божией Матери«Одигитрия». Апп.от 70 Прохора,Никанора,Тимона и Пармена диак. Свт.Питирима,еп.Тамбовск. Собор Тамбовских святых. Прп.Моисея,чудотв.Печерск. Мчч. Иулиана, Евстафия,Акакия. Прп.Павла Ксиропотамск.Чтим.списки Смоленск.ик.

10 Август 2018 г. Пятница

 Смоленская икона "Одигитрия", "Путеводительница", по преданию, написана св. еванг. Лукой во время земной жизни Пресв. Богородицы. Свт. Димитрий Ростовский считает, что образ написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Затем святыня перенесена в Иерусалим, а имп. Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, та поставила св. икону во Влахерн.храме.
 Греч. имп. Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 г. дочь Анну за кн.Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее этой иконой. После смерти кн. Всеволода она перешла к сыну Владимиру Мономаху, он перенес ее в нач.ХII в. в Смоленскую соборн.церковь Успения Пресв. Богородицы. Икона получила название Одигитрия Смоленская.
 В 1238 г. по гласу от иконы правосл. воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в т .ч .сильнейшего воина. Приняв в битве мученич.кончину, он причислен Церковью к лику святых. 
  В ХIV в. Смоленск был во владении литов. князей. Дочь кн.Витовта София выдана замуж за вел. кн. Моск. Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 г. она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Св. образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат.
  В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с еп. Мисаилом, икона с крестным ходом возвращена в Смоленск, в Москве остались две копии. Одна в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 г. в Новодевичьем м-ре, основанном в память возвращения Смоленска России. М-рь устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали св. икону в Смоленск. В 1602 г. с чудотв. иконы написан точный список (в 1666 г. с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), к-рый поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 г., там устроена деревян.церковь, в 1802 - каменная.
 Новый список принял благодатную силу древнего образа, и, когда рус. войска 5 августа 1812 г. оставили Смоленск, икону взяли для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы образ носили по лагерю, чтобы укрепить воинов к подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы с Иверской и Владимирской иконами обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлев. стен, затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона взята в Ярославль.
 Благоговейно хранили предки эти иконы-сестры, а Матерь Божия чрез Свои образы охраняла нашу Родину. После победы икона Одигитрии с прославл. списком возвращена в Смоленск. Празднование этого чудотв. образа 28 июля установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, к-рым положено празднование в этот же день. Есть день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ в.,-5 ноября, когда образ по распоряжению главнокомандующего рус.армией М.Кутузова возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске празднуют этот день ежегодно.
 Св. икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Рус.Церкви. Верующие получают от нее благодатную помощь. Матерь Божия через св. образ подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

    Св. апп. от 70: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой. В книге Деяний Апостолов (6,1-6) говорится, что в Иерусалиме 12 апостолов избрали 7 мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, и поставили на диаконское служение.Церковь совершает их общую память 10 августа, хотя скончались в разное время и в разных местах.
 Св. Прохор вначале сопровождал первоверх. ап. Петра и от него поставлен епископом в г. Никомидию. После Успения Божией Матери Прохор был сотрудником св. ап. Иоанна Богослова, с ним сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее св. ап. Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). По возвращении в Никомидию св. Прохор обращал язычников ко Христу в г.Антиохии и там принял мученич.кончину.
 Св. Никанор пострадал в день, когда побит камнями св. прмч. архидиакон Стефан и множество др.христиан.
  Св. Тимон поставлен апостолами во епископа г. Бастории в Арав, пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Брошен в печь, но силой Божией вышел невредим. Предание Рим. Церкви говорит, что св.Тимон скончался распятым на кресте.
  Св. Пармен проповедовал Христа в Македонии. Умер от болезни. Существует мнение, что св.Пармен пострадал при Траяне (98-117) в последний год его царствования, приняв мученич. кончину.

  Свт. Питирим, еп. Тамбовский, в миру Прокопий, род. 27 февраля 1645 г. в Вязьме.  В детстве обучен грамоте. Любимым занятием было чтение святоотеч. лит-ры и житий святых. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, знаниями и зрелостью суждений,  наделен худ.талантом, успешно занимался писанием икон, глубоко знал церк. пение. Решив посвятить себя Богу, поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью устава. В 20 лет пострижен в монашество с им.Питирим. Подвижнич. жизнью инок заслужил уважение братии, избран во игумена. В 1684 г. возведен в сан архимандрита. 15 февраля 1685 г. патр. Иоаким в Моске рукоположил во епископа Тамбовского.
Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и непросвещенности обитателей. Большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера, проживало много татар, противников христ-ва. Было много раскольников, беглых или ссыльных преступников.
 Святитель в Тамбове построил двухэтажный камен. кафедральный собор Преображения Господня с приделом свт. Николая. Сам участвовал в строит. работах. Большое внимание уделял дух. просвещению, устроил для священнослужителей спец. школу, где воспитывались пастыри. При архиерейск. доме собиралась библиотека дух. лит-ры. Святитель часто совершал поездки по епархии, вникая в нужды общин.Родная сестра Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 г. Вознесенского жен. м-ря.
 Свт. Питирим много молился и учил молитве пасомых., ежедневно присутствовал на Богослужении, сам совершал его. Когда не служил, пел на клиросе, научая  церк. пению и чтению. В келье часто молился пред иконами Девпетерувской Божией Матери и свт. Николая.
 Любимым местом прогулок и благочест. размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев м-рь Иоанна Предтечи, основанный им  с дух. другом, свт. Митрофаном Воронежским. Святитель поставил большой деревян.крест с изображением Спасителя. Преставился свт. Питирим в 1698 г. в 53 года. После блж. кончины его дух. связь с паствой не прервалась. Место упокоения стало почитаться. С каждым годом возрастало число богомольцев  В 1914 г. свт. Питирим, еп. Тамбовский, причислен к лику святых.
Тропарь святителя Питирима, епископа Тамбовского,глас 4
 Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Питирима, епископа Тамбовского, глас 8
 Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива,/ чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна,/ сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовский земли похвалу.
Молитва святителю Питириму, епископу Тамбовскому
  Благословен и препрославлен Господь Бог, призвавый тя, святителю отче наш Питириме, от перваго часа делателя в виноград Свой, явивый в тебе послушание воли Его неуклонное, ревность Предтечеву и любовь Павлову, таже и на свещник Церкве Тамбовския тя поставивый и архиереа велика тя показавый. Благодатию святительства укрепляем и огнем любве Христовы распаляем, не дал еси, пастырю наш добрый, сна очима твоима, наше веждома дремания, на всяк день труждаяся, моляся и благовествуя, неверныя просве¬щая, заблудшия вразумляя, падшия восставляя, немощныя укреп¬ляя, плачущия утешая, всем быв вся, яко же святый Павел, да всяко некия спасеши. Егда же время делания твоего в вертограде волю Владыки Христа исполнися и отшел еси от земные в селения горняя придти мзду трудов твоих, дадеся ти, угодниче Божий, Престолу Царя славы с лики святые предстояти и оттуду паству твою назирати, за ны грешныя молитися, немощи немощных носити, недуги целити, скорби утоляти. Сего ради от дне блаженнаго успения твоего вернии не престаша притекати к тебе в скорбех и болезнех, и онии прикосновеннем ризы твоя, онии от воды из кладезя твоего избавление улучаху. Темже и ныне, к цельбоносному гробу твоему сошедшеся, славим Бога, дивнаго во святых Своих, и тебе, отче священнейший, величаем и молим: не отступай от нас любовию твоею, сохраняй молитвами твоими Церковь Православную незыблему от неверия и раскола, страну же Российскую от бед и напастей защити, мир и безмятежие той даруя, от всяких врагов огради, пастырем Церкве Святыя благопоспеши, дела рук их исправи и ревностию о спасении врученнаго им словеснаго стада сердца их распали, вся же ны в послушании спасительному благовестию Хри¬стову соблюди и дело спасения, яко едино на потребу вменяти помози, да купно с тобою едиными усты и единым сердцем вся на всяк день и час поем и славим Спаса Христа со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

 Прп. Моисей подвизался в Киево-Печерской Лавре (ХIII-ХIV) в Дальних пещерах; носил вериги и тяжелый медный крест. Преподобный имел благодатный дар чудотворения.
Тропарь прп. Моисея, в Дальних пещерах почивающаго, глас 1
 Велия исправления и крепкия подвиги во псалмопениих же и коленопреклонениих бесчисленных показавши и многими труды и чудодействии, богоносе Моисее, просиявый, моли Христа Бога во еже спастися нам.
Кондак прп.Моисея, в Дальних пещерах почивающаго, глас 1
  Являя твердую и неразоримую свою любовь ко Господу, поясом железным его ради поясался еси, к сему и крест железен присно на себе носил еси велий, преподобне Моисее, в коем стеснении сый, еже и делы ручными удручался еси, за еже велиими чудесы обогащася и Царствию Христову общник явлься, моли и нам в тожде вселитися.

 Св.мч. Иулиан пострадал в царствование Антонина Пия (138–161) в итал. провинции Кампании. Правитель Флавиан приказал разыскивать христиан и приводить на суд.  В Кампанию прибыл юный христианин Иулиан. Встретив воинов, приветствовал: «Мир вам, братья!» Воины спросили, какую веру исповедует. Иулиан, желая умереть за Христа, признался, что христианин. Воины, исполняя приказ, повели к правителю.
 Перенося побои, святой молился Господу, чтобы даровал силы претерпеть мучения. Он услышал Голос: «Не бойся, Иулиан, Я с тобой и дам силы и мужество». Св.юноша заключен в темницу «Холодный ров», где его держали 7 дней без пищи и воды. Ангел Божий приносил пищу и укреплял исповедника.
 На след. допросе правитель сказал, что стыдно такому красивому юноше поклоняться Распятому на Кресте,  убеждал принести жертву идолам. Св. Иулиан отвечал, что готов умереть за веру. Правитель повелел привязать юношу к дереву, бить. Мученик молился, снова услышал Голос: «Не бойся, Иулиан, стой мужественно». Он, обратившись к толпе, призывал принять христ-во. После его слов обратилось к вере более 30 чел. Святого отвели в темницу. Утром, когда начали новые истязания, сообщили, что храм языч. бога Сераписа с идолом разрушился. Все пришли в уужас, а христиане прославили Христа. Язычники приписали разрушение волшебству Иулиана и потребовали казни. Убийство св. юноши совершили на месте разруш. языч. храма. Перед казнью св. Иулиан  помолился, благодаря Господа, сподобившего принять смерть за Святое Его Имя. В третий раз услышал он Голос, призывавший в Царство Небесное. Св. мученика усекли мечом.   

 Св. мч. Евстафий был воином. За исповедание христ. веры приведен к начальнику г. Анкиры. На допросе мужественно исповедал себя христианином, предан мучениям. Его нещадно били, просверлили пятки и, обвязав веревкой, поволокли по городу к р. Сагки . На берегу мученика положили в деревян.ящик и бросили в воду. Ангел Божий вынес ящик на берег. Святой в ящике пел псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго...» Видя чудо и чувствуя себя посрамленным, правитель, вынув меч, убил себя. Св. мученик, приняв Причастие из рук Ангела, предал дух  Богу († ок. 316). Св. мощи погребены в г. Анкире.

  Св. мч. Акакий  предан суду за веру во Христа. Три правителя пытались заставить св. мученика принести жертву идолам, подвергнув жестоким мукам. Правит. Ликиний повелел рвать тело св. Акакия орудиями пытки, потом послал к правителю Терентию, к-рый повелел бросить Акакия в котел с  кипящей смолой и салом, но мученик остался невредим. Терентий отправился в г. Апамею и Аполлонию и приказал вести мученика за собой. В одном из  городов св.Акакия ввели в языч. храм, но по его молитве упали идолы. Святого избили, отдали на растерзание зверям, когда увидели его невредимым, бросили в раскален.печь. Там мученик  остался невредим. Правитель, желая проверить, достаточно ли раскалена печь, приблизился и сгорел. Тогда св. мч. Акакия отдали на мучения Посидонию, к-рый наложил на св.мученика тяжелые оковы, велел вести в г. Милет, но и там святой молитвой сокрушил идолов. Мучители обезглавили св. Акакия († ок. 321). Пресвитер  Леонтий похоронил тело в г. Синаде (Малая Азия).

 Прп.Павел Ксиропотамский, в миру Прокопий, был сыном Константинопольского имп.Михаила Куропалата, к-рый позже принял иночество в построенном им м-ре. Получив блестящ.образование, Прокопий стал одним из учёнейших людей времени. Его Слово на Введение во храм Пресв. Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и др. труды снискали заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Сменив богатые одежды на нищенск.рубище, он ушел на Св. Гору, на место Ксиропотам, построил келью в развалинах разорен.обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустын. Космы постриг с им. Павел.
   Из смиренномудрия никому не открывал учености. Слава о строгой жизни Павла разнеслась по Св. Горе. Его назвали Павлом Ксиропотамским, обитель, где подвизался, Ксиропотам (Сухой поток).
  Вступивший на престол имп. Роман, родственник св. Павла, чрез Прота Св. Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил пышную встречу. Смирен. Павел, не изменяя иноч. долгу, с крестом, в разодран. рясе явился среди блеска и великолепия. Славу избранника Божия св.Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего имп. Романа, возложив руки. Но суета придворной жизни, обещанная признат. императором, не прельстила святого, он вернулся на Св.Гору, испросив у царя одну милость - восстановить Ксиропотамскую обитель. По возобновлении м-ря и освящения соборного храма на св. престол возложена часть Честного Древа Животвор. Креста Господня, переданная св. Павлу имп.Романом.
  Вскоре Ксиропотамская обитель наполнилась множеством иноков, желавших ввериться рук-ву св. подвижника, но прп.Павел, поручив управление м-рем одному из братии, удалился в отдален.пустыню. Его строгое безмолвие вновь нарушено учениками, не желавшими покидать старца. Тогда он испросил у императора средств для постройки новой обители. Так основан св. Павлом м-рь св. вмч. и Победоносца Георгия. Первым настоятелем нового м-ря стал прп. Павел, к-рый туда принес частицы Честного Древа Креста Господня.
 Заранее извещенный Господом о кончине, святой созвал  братию Ксиропотамской и новой Георгиевской обителей, дал последнее наставление. В день кончины прп. Павел надел мантию, прочитал молитву св. Иоанникия, к-рую произносил постоянно: "Упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе", и приобщился Св. Христовых Таин. Похоронить тело св.Павел завещал на полуострове Понгосе (напротив Св. Горы).
  Но по воле Божией корабль прибило к берегам Константинополя, где император и Патриарх с благоговением приняли тело святого и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами мощи св. Павла перенесены в Венецию.

Гребневская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями в храме г. Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), поднесена жителями вел.кн.Димитрию Донскому по возвращении с Куликовской битвы в 1380 г.
 В ХV в., после удачного похода на Новгород, вел. кн.Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке, в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, к-рый брал в поход. В 1687 г., когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Гребневской, глас 8
 Днесь, яко солнце пресветло,/ просия в Российстей стране, в конце ея полуденнем,/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ юже благоверный великий князь Димитрий в град Москву принесе./ Светло празднуем, благовернии людие, честнаго образа пришествие,/ молящеся прилежно:/ Владычице Богородице, молися Сыну Твоему, Христу Богу нашему,/ избавити град Москву, страну нашу и вся православныя Христианы/ от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и всех навет вражиих,/ Тебе бо Едину Заступницу имамы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Гребневской, глас 8
 От святыя иконы Твоея, Богородице Дево,/ источаются исцеления, яко реки многи,/ яже видевше, российстии людие, сице глаголем:/ о Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящихся Христу Богу нашему спастися нам.

  Икона Божией Матери Одигитрия Костромская написана в 1672 г. на стене юго-западной башни Костромского Богоявленского м-ря. В 1779 г. в м-ре был большой пожар, башня охвачена пламенем, но св.икона Богородицы не пострадала. В 1824 г. в башне устроена церковь.

  Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская была у прп. Серафима Саровского келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей пред иконой, он помазал больных, к-рые получали исцеление. Подвижник назвал икону "Умиление" - "Всех радостей Радость", пред ней скончался на молитве 2 января 1833 г. После смерти прп. Серафима Саровского настоятель о.Нифонт отдал св.икону "Всех радостей Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление, глас 4
 К Богородице со умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление, глас 3
    Юже подражая неплодную смоковницу,/ аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/ но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/ стеню от сердца и вопию:/ умилися, Благосердая,/ и мне, окамененному сердцем,/ благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Умиление
 О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

  Устюженская икона Божией Матери (1290), прославленная чудесами, была в г.Устюжне Новгородской губ.(ныне Вологодская обл.). В нач.ХVII в. жители Устюжны, молившиеся о спасении пред св.иконой, избавлены от нашествия шведов и поляков заступлением Царицы Небесной.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Устюжской (Смоленской), глас 4
  Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская Надеждо и Заступнице,/ печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя:/ милостива буди нам, грешным,/ не остави раб Твоих/ и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному/ святыя и чудотворныя иконы Твоея/ и вопиюще с плавающими и путь шествующими,/ да пребудет милость Твоя./ О Владычице, ризою честною защити,/ и во всяцех местех злых соблюди,/ и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,/ да спасет от грех души наша.

  Икона Божией Матери Одигитрии Выдропусской в ХV в. находилась в храме вмч. Георгия в с. Выдропусске Новгородской губ. Во время пожара в храме св. икона осталась неповрежденной. После взятия Новгорода вел. кн. Московским Иваном III войско возвращалось в Москву. Один из ратников, муромский уроженец, войдя в храм, взял икону Божией Матери, унес в свою вотчину и поставил в храме свт.Николая. Когда перед похищенной св. иконой служили первый молебен, после чтения слов Евангелия "... и возвратися в дом Свой" (Лк. 1, 56) внезапно налетел вихрь, свод храма открылся, икона Богоматери поднялась и перенеслась в церковь с.Выдропусска.
  Виновник похищения св. иконы раскаялся, пришел пешком в Выдропусск, умоляя Божию Матерь простить его. В ХVI в. св.икона взята в Москву, с нее сделан точный список для церкви с. Выдропусска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения г. Торжка.

 Св.икона Богоматери Воронинская находилась в Воронинской Успенской Богородичной пустыни Череповецкого у.Новгородской губ. Явление ее произошло в 1524 г.

  Св.икона Богоматери Одигитрии Христофоровская поставлена в 1555 г. в храме обители, основанной прп.Христофором, учеником прп.Лонгина Коряжемского. Икона прославилась чудесами, около обители истек целебный источник.

 Св. икона Божией Матери Супрасльская находилась в Благовещенском муж. м-ре Гродненской губ. в нач. ХVI в. Она прославилась чудесами, почиталась как православными, так и католиками.

 Чудотворная икона Божией Матери Югская явилась в нач. ХVII в. старцу схимонаху Псково-Печерского м-ря прп. Дорофею. Богородица во время нашествия шведов повелела взять Ее образ в указан.месте, отнести  в  Ярославскую епархию, там основать обитель. Игумену м-ря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она во сне повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указан. в видении месту, стал отдохнуть, а св. икону поставил на дереве. Когда хотел продолжать путь, не смог снять с дерева икону. Старец понял, что Царица Небесная здесь хочет остаться. Он построил небольшую хижину, остался жить у святыни. Весть о приходе старца распространилась по окрест. селам. К нему стекались богомольцы для поклонения св. иконе, от к-рой совершались исцеления. Жители собрали ср-ва на постройку обители.
  Прп. Дорофей умер в 1622 г. Патр. Филарету дух-во представило данные о чудесах и получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью Успения Пресв.Богородицы. Обитель именовалась Югской. В 1654 заступлением Богоматери прекратилась моров. язва.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Югской, глас 4
 Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/ величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианский/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/ Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/ Дево Неискусобрачная.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Югской, глас 8
  Притецем, людие, к Деве и Богородице Царице,/ благодаряще Христа, Бога нашего,/ и, к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе,/ припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве страну нашу и вся Христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:/ радуйся, Дево, миру спасение.

   Св. икона Богоматери Игрицкая явилась в 1624 г. в местн. Игрица у р. Песочни у г. Костромы. Крестьяне нашли икону в старой полуразрушен. церкви, бывшей 50 лет в запустении после моровой язвы. Икона стояла на престоле, блистала красками, как вновь написанная. После первого молебна пред св. иконой, прозрел ослепший боярский сын Емилиан. Четыре благочест. христианина остались жить у запустелой церкви и приняли иноч. постриг. На месте явления иконы Богоматери выстроена церковь, возникла иноч. обитель.

  Шуйская-Смоленская чудотв. икона Божией Матери написана в 1654 - 1655 гг. в Воскресенском приходе г.Шуи, где свирепствовала моровая язва. Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили благочестив.иноку написать образ Смоленской Божией Матери, издревле бывшей спасительницею рус. людей от врагов и бед. Неделю, пока писался образ, прихожане пребывали в посте и молитве. Когда икона написана, священник Воскресенской церкви и народ перенесли ее в церковь, поставили в особо устроен. месте. Моровая язва утихла, сначала в пределах Воскресенского прихода, затем в городе. От иконы в храме совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней.
Тропарь Божией Матери пред иконой Шуйской-Смоленской,гл. 4
 Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих
Кондак Божией Матери пред иконой Шуйская-Смоленская, гл. 3
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

   Седмиезерная икона Божией Матери принесена 13 октября 1615 г. из Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил иконой место будущей обители. Праздники Седмиезерной иконе установлены в память ее перенесения из Устюга, в память спасения Казани от мора в 1654 и 1655 гг. и от чумы в 1771 г.(9 июля и 10 августа).

  Св. икона Смоленской Божией Матери находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Смоленской церкви по левую сторону Царских врат. От иконы в 1730 г. получил исцеление псаломщик, у коего руки скрючены и пригнуты к спине. Ему во сне явилась Божия Матерь и исцелила. Это событие засвидетельствовано врачами.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения