Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмч.и цел.Пантелеимона(305). Прп.Германа Аляскинск. Блж.Николая Кочанова,Христа ради юродив., Новгородск. Свт.Иоасафа, митр.Московск. и всея Руси. Прп.Анфисы,исп.,игумении и 90 сестер. Равноапп.Климента, еп.Охридск.(916), Наума, Саввы, Горазда,Ангеляра

09 Август 2018 г. Четверг

 Св. вмч. и цел. Пантелеимон род. в Вифинии (Малая Азия) в г. Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия, назван Пантолеоном («по всему лев»), т.к. родители желали видеть его мужеств. юношей. Мать, св. Еввула, воспитывала сына в христ. вере, но рано умерла. Отец отдал Пантолеона в языч. школу, обучил медиц. ис-ву у знаменит. в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, кротостью и  красотой, юный Пантолеон представлен имп. Максимиану, к-рый оставил его придворным врачом
  В Никомидии тайно проживали сщмчч. пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тыс. христиан в Никомидийской церкви в 303 г. Из окна уединенного домика св. Ермолай видел благообразн. юношу и прозорливо провидел избран. сосуд благодати Божией.Однажды пресвитер  начал беседу, во время к-рой изложил осн. истины христ. веры. Пантолеон ежедневно заходил к сщмч.Ермолаю и слушал, что открывал ему служитель об  Иисусе Христе.
 Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, что извивалась рядом. Исполнившись сострадания, Пантолеон просил Господа о воскрешении умершего и умерщвлении гада. Он решил, что в случае исполнения молитвы станет христианином и примет св.Крещение. Ребенок ожил, ехидна разлетелась на куски на глазах  Пантолеона
 После чуда св.Ермолай крестил юношу. 7 дней провел новокрещенный у учителя, впитывая  истины св. Евангелия. Став христианином, Пантелеимон часто беседовал с отцом, раскрывая ему лживость язычества и подготавливая к принятию христ-ва. Пантелеимон был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, к-рого никто не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, - сказал  святой, - во имя Господа Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец  прозрел, а с ним духовно прозрел и отец святого - Евсторгий,  оба приняли св. Крещение. 
 После смерти отца св. Пантелеимон посвятил себя больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил , посещал в темницах узников, исцелял страждущих не столько мед. ср-вами, сколько призыванием Иисуса Христа. Это вызвало зависть, врачи донесли императору, что св. Пантелеимон христианин и лечит христ. узников.
 Максимиан уговаривал его принести жертву идолам, но страстотерпец Христов и благодатн. врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», - произнес он. Больной выздоровел. Максимиан приказал казнить исцеленного, а св. Пантелеимона предал жесточайшим мукам. «Господи ! Дай терпение, чтобы я вынес мучение!» - молился святой и услышал голос: «Не бойся, Я с тобой». Господь яв-ся  «во образе пресвит. Ермолая» и укрепил пред страданиями. Вмч. Пантелеимона повесили на дереве и рвали тело железн. крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Но Пантелеимон оставался невредимым и обличал императора. Господь неоднократно явл-ся и укреплял его. В это время пред судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Иисуса и были обезглавлены.
 По повелению императора св. вмч.Пантелеимона привели в цирк, бросили на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители кричали: «Велик Бог христианский!" Разъярен. Максимиан приказал воинам убить мечами всех, кто славил Иисуса,  убить зверей, не тронувших св. мученика. Видя это, св. Пантелеимон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, не только люди, но и звери умирают за Тебя!»
 Максимиан приказал отрубить вмч. Пантелеимону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличн. дереву. Когда великомученик молился Господу, воин ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, не причиня вреда. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!» Господь открылся святому, назвав его Пантелеимоном («многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон за сострадательность. Услышав Голос с Неба, воины упали на колени. Палачи отказались продолжать казнь, но вмч. Пантелеимон велел выполнить приказ императора. Воины со слезами простились с великомучеником, целуя руку. Когда отсекли голову, из раны  с кровью истекло молоко, а маслина, к к-рой привязан святой, процвела и исполнилась целит. плодов. Много людей уверовало во Христа. Тело св. Пантелеимона, брошенное в костер, осталось невредимым, страстотерпец погребен христианами на земле схоласта Адамантия.
 Лаврентий, Вассой и Провиан, слуги великомученика, написали его житие, о страданиях и кончине. Память св.Пантелеимона чтится Правосл. Востоком. В IV в. воздвигнуты храмы святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х в. и подавали верующ. исцеления.
  Св. мощи вмч.Пантелеимона частичками разошлись по христ. миру. Особо много их на Св. Горе Афон. Многоцел. глава его хранится в Рус. Афонском Свято-Пантелеимоновом м-ре, в соборном храме его имени.
 В Никомидии накануне 27 июля совершается торжеств. крестный ход с чудотв. иконой его. Тысячи людей - правосл. христиан и инославных - армян, католиков и даже магометане съезжаются и привозят сотни больных, к-рые получают исцеление по молитвам святого. В церк. книге «кондак», хранящейся в Никомид. митрополии, зафиксировано 2 тыс. автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам вмч. Пантелеимона.
 Почитание св. мученика в Рус. Правосл. Церкви известно  с XII в. Вел. кн. Изяслав, в св. Крещении Пантелеимон, имел изображение вмч. на боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 г. Под командов.Петра I рус. войска одержали в день памяти вмч.Пантелеимона 2 морских победы над шведами: в 1714 г. при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 г. при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).
Имя св.вмч.Пантелеимона призывается при таинстве Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память совершается в Рус. Свято-Пантелеимоновом м-ре на Афоне. Собор во имя его построен в 1826 по типу древних афон. храмов. В алтаре, в драгоцен. ковчеге, хранится главная святыня обители - глава св. вмч. Пантелеимона. За 8 дней до праздника идет предпразднство.  По древней традиции паломники Рус. Правосл. Церкви ежегодно совершают поездки в Грецию и на Св. Гору Афон ко дню памяти св. вмч.Пантелеимона.

Тропарь великомученика Пантелеимона, глас 3
 Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак великомученика Пантелеимона, глас 5
 Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.

  Прп.Герман Аляскинский род. в г.Серпухове под Москвой в 1757 г. в купеческой семье. С шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре).
 В обители будущий миссионер подвизался 5 лет. Желая уединения и безмолвия, прп. Герман удалился на Валаам. Валаамский монастырь на островах Ладожского озера бывал отрезан от мира до 8 месяцев.
 После испытания послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на жительство в лесу в пустынном уединении. По праздникам, в монастыре, преподобный нес клиросное послушание (у него прекрасный голос). В Валаамской обители св. Герман принял монашеский постриг.
 Дух. наставником буд. миссионера был игум. Назарий, саровский старец, к-рый ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Благодатн. строй саровского подвижничества, в к-ром совершалось дух. возрастание прп. Германа на Валааме, сделал его исключительно близким по духу прп. Серафиму, Саровскому чудотворцу.
 Чрез 15 лет пребывания прп. Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на ап. служение, послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников сурового края Аляски и прилегающих островов Северной Америки. С этой целью в 1793 г. создана дух. Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на о.Кадьяк. Рук-лем миссии назначен архим. Иоасаф (Болотов), инок Валаамского м-ря. В числе сотрудников Миссии было 5 иноков Валаамского м-ря, среди них прп. Герман.
 На острове Кадьяк миссионеры занялись постройкой храма и обращением язычников. "1794 года, сентября с 24 живу на о. Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит - сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать" – пишет архим. Иоасаф. О. Герман поначалу нес послушание в пекарне, занимался хозяйственными заботами Миссии.
 Под рук-вом архим. Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури Иоасаф с спутниками погиб в океане. На помощь миссионерам в 1804 г. командирован иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он возглавил Миссию. Его заботами устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 г. иеромонах Гедеон покинул стан миссионеров, возложив ответственность на прп. Германа, к-рый до кончины своей оставался дух.отцом, попечителем душ человеческих в Миссии. Прп-ного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался и до конца дней пребывал простым монахом.
 Прп. Герман был для жителей добрым пастырем, защищал их, как мог, от хищных людей, к-рые видели в островитянах только объект для эксплуатации. Непоколебимо, не имея никакой поддержки, кроме веры, старец продолжал заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг, сущность к-рого выразил так: "Я - нижайший слуга здешних народов и нянька".
 Тайные подвиги и келейные молитвы старца были неведомыми миру, но виден был свет благодатной жизни, полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения удобствами. Одежда была самая убогая и очень ветхая. Всем видом, привычками старец Герман напоминал современникам древних отшельников. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.  Божественная благодать прп. Германа преображала сердца людей, общавшихся с ним. Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на о. Еловый, который назвал "Новым Валаамом". Этот остров был последним приютом в апостольских странствованиях св. старца.
 Прп. Герман предсказал духовным детям время кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 г. попросил зажечь пред иконами свечи и почитать Деяния св. Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников св. старец Герман упокоился на 81-м году жизни. Над могилой старца первоначально поставлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
 В храме хранится старинное изображение прп. Серафима Саровского, из кельи св. старца Германа: старец чтил единодушного с ним великого работника на Божией ниве. Прп. Герман с любовью отзывался на нужды людские в дни земной жизни. Не оставляет он в беде взывающих к нему и после преставления. Так,в 1842 г. свт. Иннокентий на бриге "Охотск" направился на о. Еловый. Из-за бури корабль не мог войти в гавань, и жизнь людей была под угрозой. Свт. Иннокентий обратился с молитвой к прп. Герману. Не прошло и четверти часа, как ветер сделался попутным. Вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле прп. Германа. С 1860-х гг. Русская Православная Церковь знала о местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 г. один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах.      Первый доклад об о.Германе напечатан в Валаамском монастыре в Финляндии в 1894 г. В 1930-х гг. архим. Герасим (Шмальц) прибыл на о.Еловый и долго жил там, как прп. Герман за сто лет до него. Перед кончиной в 1969 г. архим. Герасим открыл останки предшественника и построил небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода. В марте 1969 г. Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиеп. Нью-Йоркского, митр.Америки и Канады Иринея совершил прославление прп. Аляскинского инока.
Тропарь преподобного Германа Аляскинского глас 7
 Звездо пресветлая Церкве Христовы,/ на севере просиявшая,/ вся к Царствию Небесному путеводящая,/ учителю и апостоле истинныя веры,/ предстателю и заступниче гонимых,/ украшение изящное Святыя Церкве во Америце,/ преподобне отче Германе Аляскинский,/ молися ко Господу, Спасу нашему,/ спастися душам нашим.
Молитва преподобному Герману Аляскинскому
 О предивный угодниче Божий, преподобне отче наш Германе, ты подвигом добрым подвизался еси во стране сей, среди суровыя природы, явил еси себе в малом верно во служении твоем Богу, по глаголу Его: о малем был еси верен, над многими поставлю тя. И ныне, егда исполнися слово сие Господне на тебе, постави тя Господь над всею Церковию Американскою, яко небеснаго покровителя, все мы взываем ти теплою молитвою: молися за Церковь нашу Святую, да сохранит ю Господь в чистоте и Православии, да явит ю украшение страны нашея, да оградит ю от темных сил вражиих, да изженет супостаты и да дарует всем чистоту веры и благочестие. Всем же нам испроси духа мира и любве, духа кротости и смирения, гордыни отгнание, от самопревозношения ограждение, болящим помощь и исцеление, скорбящим утешение, алчущим правды духовныя пищу небесную. Да, уличивше желаемая, обрящем праведное воздаяние в день Страшнаго суда и со всеми святыми воспоем и прославим Живоначальную Троицу, Отца Непостижимаго, Истиннаго и Единароднаго Сына и Святаго Утешителя Духа, во веки. Аминь.

 Прп. Анфиса жила в Мантинее Пафлагонской в Малой Азии в VIII в. Рано оставив мир, св. Анфиса подвизалась в горах в полном уединении. Приняв монашеский постриг от иеромонаха Сисиния, она стала игуменией в обители, где собрались 90 сестер.
Прп.Анфиса пострадала в царствование имп.Константина Копронима, который принуждал святую отречься от почитания св.икон. За неисполнение повеления императора прп. Анфиса подвергнута истязаниям. На пытке присутствовала супруга императора, которой святая предсказала рождение мальчика и девочки. Когда пророчество мученицы исполнилось, ее отпустили на свободу в обитель, где она скончалась в глубокой старости. Родившаяся у супруги императора девочка названа Анфисой. Прожив богоугодную жизнь, она принята Господом в лик святых.

  Св.равноап. Климент, славянин, был учеником св. равноап. Мефодия и Кирилла, помогал св.братьям в просвещении славянского народа и в борьбе за чистоту Православия в Моравии. После изгнания из Моравии славянские исповедники свв. Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию, где их встретили с почетом, просили ввести богослужение на славян. яз. Просветители приступили к изучению славян. книг, собранных болгар. знатью.
 Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице — области в юго-западной Македонии. В Восточн. Церкви на должность учителя избирался человек, известный благочест. жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».
 В Болгарии св. Климент исполнял должность учителя до 893 г. Он организовал школу при княж. дворе, достигшую выс.уровня в царств. Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее кол-во учеников было огромным: только принадлежавших к клиру 3500 чел. В 893 г. св. Климент возведен в сан еп. Дремвицы или Велицы, а его место занял св. Наум.
 Свт.Климент первым из болгар. иерархов служил, проповедовал и писал на славян. яз. Трудился святитель до глубокой старости, исполняя еп. служение, продолжая переводческ. деят-ность. Он мирно отошел ко Господу в 916 г. Тело погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом м-ре.
 Свт. Климент - первый славян. писатель. Он не только продолжил переводч. дело, начатое свв. Кириллом и Мефодием, но оставил свои писат. труды — первые образцы славян. дух.литературы.
Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского глас 4
 Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.
Кондак святителя Климента Охридского глас 3
 Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем. 

Блж.Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородск., род. в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродет. жизнь, люди восхваляли его. Блаженный, испугавшись славы "от человек", начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки.
 Блж.Николай и др.новгород. юродивый блж. Феодор вели себя как непримирим. враги, наглядно показывая новгородцам пагубность междоусобн.распри. Однажды, догоняя мнимого противника, блж. Николай пошел по Волхову, как по суше, бросил в блж.Феодора кочан капусты, отчего назван Кочановым. Блж. Николая прославил Господь даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с зван.пира, ушел, но вместе с ним исчезло вино из бочек, только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. По кончине блж. Николай погребен в конце кладбища, расположен. вокруг Яковлевского собора.
 Мощи блж. Николая почивают под спудом в построен. над его могилой церкви вмч. Пантелеимона.
Тропарь блаженного Николая Кочанова глас 8
 Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак блаженного Николая Кочанова глас 4
 Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ верою к ране мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

  Свт. Иоасаф происходил из дворян. рода Скрипицыных, принял постриг в Сергиев. лавре, с 1529 г. был там игуменом. Близкий к вел. кн. Василию Иоанновичу, любителю иноков и иночества, он в сане игумена лавры крестил у раки прп. Сергия сына его и наследника Иоанна, позже царя Иоанна Грозного. Пред кончиной вел.кн.Василия, Иоасаф, согласно давнему желанию князя, облек его в иноч. сан с им. Варлаам. Не доставало новому иноку-князю мантии — троицкий келарь Серапион отдал свою. По кончине князя вынесли тело в церковь для отпевания не бояре, а братия Троицкого и Иосифова м-рей.
Во время малолетства царя, при буйном управлении бояр, митр. Даниил сложил с себя первосвт. сан, на место его в 1539 г. избран игум. Иоасаф. В исповедании веры наречен. митрополит писал: «Во всем следую Святейшим Патриархам, соблюдающим веру христианскую, установленную св. апостолами и переданную богоносными отцами, а не ту, которую принес Исидор с несвя-щенного латинского собора, просиявшего злочестием. … обещаюсь
не делать ничего из одного угождения вел. князю или князьям, хотя бы грозили мне смертию, принуждая сделать что-либо вопреки Божественным и священным правилам». Блж.Иоасаф выполнил обещание свое с полной твердостью.В эту эпоху безначалия и неистовых злодейств, к-рыми особенно отличились Шуйские, новый первосвятитель, заботясь о прекращении беспорядков, испросил свободу заточен. кн. Бельскому, и, действительно, добрый боярин, заняв место в думе правителей го-ва, умел остановить грабежи и насилия. Но кн. Иван Шуйский отправил Бельского на Белоозеро, где его удушили. Старания святителя положить предел беззакониям, к-рые делали бояре Шуйские, навлекли на него страшную ненависть последних. Толпы неистовых едва не убили святителя; в келью бросали камни; во дворце вел. князя он не нашел защиты; на Троицком подворье готовы растерзать его.
 Именем прп. Сергия игум. Алексий умолил пощадить жизнь первосвятителя. После многих обид и насилий свт. Иоасаф сослан на Белоозеро в Кириллов м-рь, потом выпросил милость провести послед.годы на месте иноч. обета. И здесь были неприятности: с ним жили люди, к-рые мало хотели жить в м-ре и к-рых загнали туда беды жизни; они часто оскорбляли блж.Иоасафа припадками мирск. своеволия. Невольными и вольными скорбями святитель очистил душу для светлых радостей неба и мирно почил 27 июля 1555 г. Мощи свт. Иоасафа почивают под спудом в южном притворе Троицкого Собора, в Серапионов. палате. Память празднуется в день преставления.
 В уединении блж. Иоасаф потрудился для Церкви, рассматривая присылаемые рассуждения Стоглавого Собора, и усердно занимался исправлением книг для пользы общей. В сборнике написано: «Божиею благодатию и Пречистыя Богородицы помощию переписал житие св. прпп. отец.
 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения