Версия для печати
На страницу списка праздников

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв.жен Олимпиады диаконисы(409) и Евпраксии девы,Тавеннской(413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского собора (553)

07 Август 2018 г. Вторник

  Прав.Анна была дочерью свящ. Матфана и жены Марии, из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, скончалась мирно в Иерусалиме в 79 лет, до Благовещения Пресв.Деве Марии. При св. блгв. царе Иустиниане (527-565) в Девтере выстроен в ее честь храм, а имп.Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил храм, т.к. прав. Анна яв-сь его беремен. супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) перенесены в Константинополь.
Тропарь праведной Анны глас 4
 Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.
Кондак праведной Анны, глас 2
 Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

  Св. Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой знаменит. епарха Евлалия (есть в сказании о чудесах свт. Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армян.царем Арсаком и овдовела. Когда св.Олимпиада была совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен состояться по достижении св. Олимпиадой совершеннолетия. Но жених умер, а св.Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь.
 После смерти родителей осталась наследницей большого состояния, к-рое раздавала всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала большие средства в церкви, м-ри, больницы, приюты для убогих и странников. Св.Патриарх Нектарий (381-397) назначил св.Олимпиаду диакониссой. Служение блаженная проходила честно и непорочно.
Много помогала св.Олимпиада приезжавшим в Царьград свтт.Амфилохию, еп. Иконийскому, Онисиму Понтийскому,Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великою любовью. Имение она не считала своим, а Божиим, и раздавала не только добрым людям, но и врагам.
 Свт. Иоанн Златоуст высоко ценил св.Олимпиаду и оказывал ей расположение и дух. любовь. Когда святителя несправедливо изгнали, св. Олимпиада с др. диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, свт. Иоанн Златоуст позвал св.Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело приходит к концу и вряд ли они увидят его. Он просил не оставлять церковь и повиноваться епископу, к-рого назначат вместо него, ибо Церковь не может быть без епископа. Св. жены в слезах пали пред святителем.
 Патриарх Александрийский Феофил (385-412), неоднократно пользовавшийся щедростью св.Олимпиады, ополчился против нее за преданность свт. Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, к-рых патр.Феофил изгнал из египет.пустыни. Он возводил на нее несправедливые обвинения, старался опорочить ее св.жизнь.
 После изгнания свт.Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Св.Софии, вслед за ней выгорела большая часть города. Всех сторонников свт. Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Пострадала и св. Олимпиада. Ее вызвали в суд, сурово допрашивали и, хотя не было улик, присудили к уплате большой суммы за поджог, в к-ром она не виновна. Святая покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Но враги не прекратили преследования: в 405 г. ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Свт. Иоанн Златоуст из изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 г. св. Олимпиада скончалась в заточении.
 Св. Олимпиада явилась во сне Никомидийскому епископу и велела положить тело в деревян. ковчег и бросить в море: "Куда вынесут волны ковчег, там будет погребено тело мое", - сказала святая. Епископ выполнил повеление св. Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли св. мощи блж. Олимпиады и положили в церкви св. ап.Фомы. Во время набегов варваров церковь сожгли, но мощи сохранились и при Патр. Сергии (610-638) перенесены в Царьград, положены в девичьем м-ре, основанном св.Олимпиадой. От мощей совершались чудеса и подавались исцеления.

  Прп.Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника св. блгв.царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и Евпраксия были благочестивы, раздавали неимущим щедрую милостыню. У них род. дочь, к-рую назвали Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от двора и с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра владений. Близ Фиваиды был жен. м-рь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь обители, но игумения Феодула отказалась, сказав, что инокини предали себя Богу и не желают земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.
    Маленькой Евпраксии было 7 лет. Она полюбила монаш. уклад и решила остаться в обители. Мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, не думать о благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. Вскоре мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал св. Евпраксии младшей письмо, в к-ром напоминал ей, что в 5 лет родители обручили ее сыну сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме св. Евпраксия писала царю, что вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.
     Св. Евпраксия усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост соединяла с выполнением монаст. послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную св. Евпраксию. Но одна завидовала ей и ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но св. дева не противоречила, а смиренно просила прощения.
 Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в др. раз св. Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, наступила на край одежды, упала и острая лучина вонзилась ей ок. глаза. Все напасти св.Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, не соглашалась.
За подвиги Господь удостоил св.Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В м-рь приносили больных для исцеления. Св. дева еще более смирялась, считая себя последней из всех. Пред кончиной св. Евпраксии игумении было видение. Св. дева приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному св. ангелами, а Пречистая Дева показала св. Евпраксии светлую обитель и сказала, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.
Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со св. Евпраксией. Святая, узнав о видении, плакала о том, что не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала св.Евпраксию,говорила, что Господь удостоит ее великой милости. Внезапно св.Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, мирно скончалась в 30 лет.

 Прп.Макарий Желтоводский, Унженский род. в 1349 г. в Нижнем-Новгороде в семье благочест. родителей. В 12 лет тайно ушел от родителей и принял иноч. постриг в Нижегородской Печерской обители от св.Дионисия (позже архиеп.Суздальского). Всей душой он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноч. правил отличали его. Только через три года родители прп.Макария узнали, куда он скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Прп.Макарий разговаривал с отцом чрез стену, сказав, что увидится с ним в будущей жизни. "Протяни мне, по крайней мере, руку", - просил отец. Сын исполнил просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Смиренный Макарий удалился на берег р.Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды,твердым воздержанием и терпением преодолевая брань врага спасения. К прп.Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 г. он устроил обитель Пресвятой Троицы. Он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого.
  Когда в 1439 г. казанские татары разорили обитель, прп. Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворит. любви хан отпустил святого из плена, освободив еще до 400 христиан. Но с прп. Макария взяли слово не селиться при Желтом озере. Прп. Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до г. Унжа, прп. Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келью, основал новую обитель. На пятом году жизни в Унже прп. Макарий заболел и преставился в 95 лет.
  Еще при жизни прп.Макарий наделен благодатным даром: исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины преподобного многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 г. татары напали на Унжу, хотели ободрать серебр. раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бежали. Многие утонули в Унже. В 1532 г. молитвами прп.Макария спасся от татар г.Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 чел. по молитвам прп. Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как установила комиссия, посланная Патриархом Филаретом 24 июня 1619 г.
Тропарь преподобного Макария Желтоводского, Унженского, глас 5
   Днесь град твой Галич тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло,/ яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ и спастися граду твоему от поганскаго наития.
Кондак преподобного Макария Желтоводского, Унженского, глас 2
       Вторый Моисей явился еси, преподобне:/ он бо жезлом море раздели,/ ты же страсти, яко Амалика, победил еси/ и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси,/ в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси:/ гладныя люди до изобилия прекормил еси./ И ныне молися Господеви/ подати всем печальным утешение,/ Макарие, отче приснопамятне,/ иже Галичестей стране и всей Российстей земли/ похвала и утверждение.
Молитва преподобному Макарию Желтоводскому
   О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради с умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит нас падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да просит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств ты же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе при св.блгв.царе Юстиниане I (527-565) в 553 г. для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, к-рые еще во времена Третьего Вселенского Собора в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский, осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указан. епископов (как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, св.Юстиниан издал указ, в к-ром в трех отдельных "Главах" осуждались три упомянутых епископа. Но т.к. этот указ не признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), возник спор о "Трех главах". Для решения этого спора созван Пятый Вселенский Собор.
      На Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий (537-555), бывший в Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени епископов и императора. Собор открылся под председательством св. Евтихия, Патриарха Константинопольского (552-565; 577-582). Согласно имп.эдикту, дело о "Трех главах" было тщательно рассмотрено на восьми заседаниях с 4 мая по 2 июня 553 г. Анафема (проклятие) произнесена на лицо и учение Феодора Мопсуетского; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором вследствие раскаяния были пощажены от анафемы. Необходимость этой меры обусловлена тем, что в осужденных сочинениях содержались высказывания, позволявшие несторианам толковать в свою пользу определения Халкидонского Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии в отношении лично еп.Ивы и Феодорита ожесточило монофизитов против соборного решения. Несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви. Впоследствии Папа согласился с общим мнением отцов и подписал соборное определение. Но епископы Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.
 На Соборе отцы рассматривали заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя III в. Его учение о предсуществовании человеч. душ было осуждено. Осуждены также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых.

 

 

.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения