Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч. блгв. кнн. Бориса и Глеба, во св. Крещении Романа и Давида (1015). Мц.Христины (ок.300). Прп. Поликарпа, архим.Печерского (1182).Обретение мощей прп. Далмата Исетского (1994). Собор Смоленских святых

06 Август 2018 г. Понедельник

  Память мчч. блгв.кн. Бориса и Глеба празднуется 6 августа в день первого перенесения мощей, 15 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста  с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.
  У вел.кн.Владимира 12 сыновей. В Древней Руси был обычай давать новорожденным князьям два имени: одно - славян., языческое, др. - христианское. Сыновья вел.кн.Владимира, Борис и Глеб, носили христ. имена - Роман и Давид. Мать родом болгарка. Кн. Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал свящ.книги, кн. Глеб в детстве любил слушать его. Св.Борису отец дал в управление г. Ростов, а св. Глебу, когда вырос, - Муром. В Муроме держалось язычество, и св.Глеб не пожелал жить там, поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть Борисово становище: там братья встречались, чтобы ездить к отцу. В 1015 г. кн.Борис приехал один, нашел отца больным. Под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. 
  Кн. Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу Альты остановился, пришла весть, что отец умер, брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк ненавидел Бориса и хотел убить. Борис знал это. Знал, что Киев и великокняж. дружина в 8 тыс.чел. хотят видеть вел.князем не нелюбимого Святополка, а Бориса. Когда пришел к нему посол от Святополка со словами:"Брат, хочу с тобой жить в мире и увеличу твою часть в отцовском наследии", он понял, что это ложь. Воины сказали: "Сядь на великокняжеском престоле, ибо все войско у тебя!"  Кн. Борис знал, что ему грозит смерть, но был христианином и хотел поступить по Евангелию. Он ответил: "Не подниму руку на брата, да еще старшего, которого следует почитать за отца!" 
  Воины поняли, что защищаться он не будет, и разошлись, кн.Борис остался один с немногими отроками. Одного послал к Святополку сказать: "Ты будь мне отцом, ты - брат мне старший!" Но Святополк послал из Вышгорода убийц. Отрока удержал у себя. Был вечер субботы. Борису дали знать, что его хотят убить. В печали вошел князь в шатер и велел служить вечерню.
 Ночью пришли убийцы и обступили шатер. Священник пел утреню, Борис читал шестопсалмие. Что убийцы пришли, знал, но не прерывал чтения: "Что ся умножиша стужающие ми? Мнози восстают на мя... яко стрелы Твоя унзоша во мне... Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну... Господи, услыши молитву мою и не вниди в суд с рабом Твоим... " Убийцы стояли и слушали. Окончив шестопсалмие, кн.Борис читал Псалтирь и канон. Утреня окончилась. Кн.Борис обратился к образу Спасителя и сказал:"Сподоби меня принять страдание  не от врагов, а от моего брата. Не поставь ему, Господи, сего в вину!" Сказав, лег на постель. В шатер ворвались убийцы и пронзили его копьями. Убили верного отрока Георгия, пытавшегося защитить его своим телом. Георгий - один из трех братьев-венгров, служивших кн. Борису. Др.братья были в отлучке. Георгий носил на шее золотую гривну, пожалованную господином. Чтобы снять ее, убийцы отрубили голову. Ее нашел брат, впоследствии прп.Ефрем Новоторжский, он завещал положить ее в свой гроб. Тела Георгия не нашли. Известно явление убиенного отрока. Третьим братом был прп. Моисей Угрин, скончавшийся в 1043 г.
    Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его,  он обратился к Богу с молитвой:"Господи, рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и прими с миром душу мою!" Сказав, обратился к убийцам: "Братья,  окончите повеленное вам!" Они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Узнав, что брат еще жив, Святополк послал двух варягов, они пронзили сердце св.князя мечами 24 июля 1015 г. Святополк послал сказать кн.Глебу: "Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!"
   Глеб, послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь оступился и повредил ногу. Ок.Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата - князя Ярослава Новгородского, предупрежденного сестрой княжной Предиславой."Не ходи, - писала она, - отец твой умер, а брат убит Святополком". Показались убийцы, посланные Святополком. Их было много. Долго гнались они за кн.Глебом на лодках. Когда приблизились, св.Глеб упросил спутников не браться за оружие, говоря, что при покорности отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят. По просьбе святого спутники высадились на берег, с жалостью обращая взоры на блаженного, что остался посреди реки с отроками. Враги захватили лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: "Бери нож, зарежь господина, иначе погибнешь сам". Повар вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло 5 сентября 1015 г.
   Тело князя брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители видели сияние и слышали анг. пение. Св. князь явл-ся старейшинам Смоленска, сияя, как молния. Но пока кн. Ярослав не победил Святополка Окаянного и тот не погиб, никто не смел искать тела свв.князей. Наконец в 1019 вел.кн. стал Ярослав Мудрый и начал их искать. Могилу св.Бориса ему указали в Вышгороде, ок. церкви Св.Василия, а где тело св.Глеба - не знал никто. Наконец услышал Ярослав о знамениях ок. Смоленска и сказал: "Там тело брата моего, св.Глеба!"  Послал священников. Охотники указали, где искать св.мощи. Кн.Глеб лежал, как живой, дикие звери не тронули его. Погребли его в могиле со св.Борисом.
 Однажды варяг нечаянно наступил на нее. Из могилы вырвался огонь и обжег его. Вскоре церковь Св.Василия сгорела, надо переносить тела свв.страстотерпцев в др.место. Тогда обнаружилось их нетление, начались чудеса и исцеления. Так, они явились хромому сыну садовника Миронега и исцелили его, причем пред ними убиенный отрок Георгий нес зажжен. свечу. Явл-сь они в виде молодых воинов в воин. доспехах. Вел.князь Ярослав воздвиг во имя их в Вышгороде церковь, хотел перенести в нее св.мощи, приказал написать их икону. Но в Константинополе не соглашались на их прославление. Слишком недавно просвещена христианством Русь, и греки сомневались, могли ли в ней явиться угодники Божии. 
   Прославление свв.Бориса и Глеба и перенесение мощей состоялось только 24 июля 1078 г., в день убиения св.Бориса, после кончины Ярослава Мудрого. Совершал его митр.Георгий,грек, в присутствии трех сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода. Сначала перенесли мощи св. Бориса и переложили в новую раку, и церковь наполнилась благоуханием. Это привело в ужас митр.Георгия, долго противившегося прославлению князей страстотерпцев. Рака св. Глеба остановилась в церк.дверях, ее не могли внести в церковь, пока митрополит не прочитал молитву, а князья и народ долго пели: "Господи, помилуй!" Кн.Святослав приложил руку св.Глеба к ране у него на шее, и рана исцелилась, а в волосах его остался ноготь св.Глеба, к-рый Святослав принял с благоговением как великий дар.
  Второе перенесение мощей свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода в Киев, в церковь их имени, произошло при вел. кн. Владимире Мономахе (1113-1125) и празднуется 2 мая. Исцеления и чудеса продолжались в изобилии. Подневольная женщина принуждена госпожой работать в день свт.Николая, и у нее отсохла рука. Она обратилась в суд с жалобой на госпожу. Судьи приговорили последнюю дать свободу рабе и уплатить большой штраф. Бедная женщина получила свободу, но осталась без средств и калекой. Она пошла в храм Свв.Страстотерпцев и провела у мощей ночь в молитве. Утром во время литургии, пред чтением Апостола, получила исцеление.
  Один слепой молился об исцелении св. вмч.Георгию в киевском храме. Ночью св.Георгий явился ему и сказал:"Иди к св.Борису и Глебу. Им дана благодать в земле Русской прощать и исцелять всякие муки и недуги!" Слепой прозрел после нескольких дней молитвы свв. мчч. Борису и Глебу.
  В 1240 г. они явились стражу Пелгусию пред Невской битвой. пред Куликовской битвой (1380) явились воину Фоме Хацибееву в виде двух светлых воинов, устремившихся на татар со словами. - "Кто вам велел истреблять отечество наше, от Бога нам дарованное?"
  Все цари и рус.князья считали свв. Бориса и Глеба покровителями и заступниками земли Русской. Св.мощи исчезли бесследно во время татарского  нашествия в 1240.

Молитва блгв. князьям Борису и Глебу
   О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтуших святую память вашу, во веки веков. Аминь.

   Мц. Христина жила в III в., род. в богатой семье. Отец Урван был правителем г.Тира. В 11 лет девочка отличалась красотой, многие хотели жениться на ней. Но отец мечтал, чтобы дочь стала жрицей. Он поместил ее в помещение, где поставил много золот. и серебр. идолов, велел дочери воскуривать пред ними фимиам. Две рабыни прислуживали Христине.
 В уединении Христина задумывалась над тем, кто сотворил мир. Из комнаты она любовалась звездным небом и постепенно пришла к мысли о Едином Творце. Она убедилась, что бездушные идолы в ее покоях ничего не могли сотворить, т. к. сами сотворены руками человека. Она молилась Единому Богу, прося открыть Себя. Она усиливала молитву, соединяя ее с пощением.
 Однажды Христина удостоилась посещения ангела, к-рый наставил ее в вере во Христа, Спасителя мира. Ангел назвал ее невестой Христовой и предвозвестил страдальческий подвиг. Св.дева разбила идолов и выбросила в окно. Урван, посещая дочь, спросил, куда исчезли идолы. Призвав рабынь, Урван узнал правду. В гневе он бил дочь по щекам. Св.дева безмолвствовала, потом открыла отцу веру в Единого Бога,что она уничтожила идолов. Урван приказал убить рабынь, а Христину предал бичеванию и бросил в темницу. Узнав о случившемся, мать св.Христины с плачем пришла к дочери, прося отречься от Христа. Но та осталась непреклонной. На др.день Урван призвал дочь на суд, уговаривал воздать поклонение идолам, просить прощения, но увидел твердое исповедание.
 Мучители привязали ее к железному колесу, под к-рым развели огонь. Тело мученицы, поворачиваясь на колесе, обжигалось со всех сторон. Затем бросили в темницу.  Ангел Божий явился ночью, исцелил ее и подкрепил пищей. Отец, увидев ее невредимой, приказал утопить в море. Но ангел поддержал святую, камень погрузился, а Христина вышла из воды и явилась к отцу. В ужасе мучитель отнес это к волшебству и решил казнить ее. Ночью сам умер. Присланный на его место правитель Дион призвал св.мученицу и пытался склонить к отречению от Христа, но, видя ее твердость, предал жестоким мучениям. Св.мц. Христина долго была в темнице. К ней приходили люди, она обращала их к вере во Христа. Обратилось около 3 тыс.чел.
 На место Диона прибыл правитель Юлиан и приступил к истязаниям святой. После мучений Юлиан велел бросить ее в раскаленную печь и затворить в ней. Через 5 дней печь открыли и нашли мученицу невредимой. Видя чудеса, многие уверовали во Спасителя, а мучители св. Христину зарубили мечом.
Тропарь мученицы Христины, глас 4
 Званием евангельски Христу уневестившися,/ Христино славная,/ славу мира сего и похоть бренную вменила еси ни во что же,/ о самом телеси небрегущи,/ муки претерпела еси доблественно,/ тем твое страдание хвалами почитаем,/ мученице, Христу тезоименитая.
Кондак мученицы Христины, глас 4
 Световидная голубица позналася еси, криле имущи злате,/ и к высоте Небесней возлетела еси, Христино честная./ Темже твой славный праздник совершаем,/ верою покланяющеся твоих мощей раце,/ из неяже истекает всем обильно/ исцеление Божественное,// душам же и телом.

Прп.Поликарп, архим.Печерский, сначала инок Киево-Печерской обители, за дух.рассудительность и примерную жизнь в 1164 г. избран игуменом Печерской обители, к-рой управлял до  блж.кончины в 1182 г. Известен как жизнеописатель св.угодников Печерских. Тело святого положено в Ближних (Антониевых) пещерах.
Тропарь преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, глас 4
Тезоименит званию твоему,/ яко многоплодное древо,/ насажден сый во обители Божия Матере,/ многая и чудная тщанием твоим исправления показавый,/ мудре Поликарпе,/ моли Христа Бога о нас,/ яко да и мы, многия плоды добродетелей Ему принесше, спасемся.
Кондак преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, глас 8
 Яко преподобным Печерским совсельника/ и житий их в себе делом и писанием изобразителя неложна,/ вкупе же славы Небесныя с теми общника явльшагося,/ приидите, вернии, песньми священными преподобнаго Поликарпа ублажим, зовуще:/ радуйся, архимандритов Печерских похвало. 

 Прп. Далмат Исетский, основатель Далматовск. Успен.о муж. м-ря, в миру Мокринский Дмитрий Иванович, род. в 1594 г. в Берёзове (ныне пос. Берёзово, Ханты-Мансийский автоном.округ). Житие прп-ного изложено в «Известии об основании Далматовск. м-ря», написан. в нач. XVIII в. его сыном – архим. Исааком (Мокринским). Иван Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом. Мать, возможно, из новокрещ. сибирских татар или остяков. Дмитрий Мокринский поверстан в дети боярские. Ок. 1627-1628 г. семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск.
 В 1628 г. Дмитрий Мокринский упоминается как тобольск. городничий, в 1633 г. приказчик в Вагайском острожке. Женат, имел детей. Но после смерти жены  оставил гос. службу, принял постриг с им.Далмат в Невьянск. Богоявленском м-ре.
 Ок. 1644 г., стремясь к уединению, Далмат покинул обитель (архим. Исаак (Мокринский) писал, что не захотел принять должность строителя в Богоявлен. м-ре, поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, назыв. Белое Городище. Эти земли принадлежали тюменск. ясачному татарину Илигею, сдававшему их в аренду жителям Невьянск. и Ирбитск. слобод для рыбных и зверов. промыслов. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Далмата.
 Во второй раз прп-ного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтоб изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багрян. ризах с хлыстиком в руке повелела не обижать Далмата и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал прп-ному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова м-ря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольск. воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им земель. Грамотой царя от 17 мая 1659 г. установлены границы монаст. владений.
 Спустя нек-рое время вокруг пустынножителя собралась братия и возникла Исетская пустынь, во 2-й пол. 1640-х г. построены деревянн. часовня и кельи. Из Невьянского м-ря прп-ный принес с собой Далматскую икону Успения Пресв. Богородицы, ставшую главной святыней Далматова м-ря (утрачена в 1920-х). Новооснован. обитель была 1-м рус. поселением в долине р. Исети. Далматов Успенский м-рь сыграл важную роль в просвещении и хоз. освоении края, в течение века явл-ся форпостом в обороне восточ. рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибир. татар.
 Помимо дух. окормления иноков и мирян Далмат много сил отдавал хоз. жизни строившейся обители. В 1662–1664 гг. пустынь подверглась опустошит. нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирск. хана Кучума. Но обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годы бедствий и испытани й. Несколько раз был близок к сме¬ти, дважды на его глазах м-рь уничтожали до основания, и дважды снова он возводил его из груды пепла и развалин.
Далмат, не искавший по смирению славы и власти, до смерти остался лишь прост. старцем-иноком, хотя ему как основателю, устроителю и руководителю м-ря по праву принадлежало настоятельство. Хотя офиц-но м-рем управляли др. старцы, авторитет Далмата был велик, его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религ. канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. Так же наставлял и монаст.братию.
Умер Далмат 25 июня 1697 в 103 года. След., год его рождения–1594. Похоронен в м-ре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни Далмат изготовил гроб (выдолбил из большого дерева), к-рый долгие годы хранился в сарае. Для захоронения Далмата сооружен кирпичн. склеп. В 1707 г. над склепом построена деревян. усыпальница или часовня.
Усыпальница Далмата была главной святыней м-ря. Её восстанавливали после пожаров, подновляли, украшали. Гробница расписана сюжетами о первонач.  истории м-ря и иноч. подвиге ее основателя.
В 1871 г. на могиле инока Далмата построен новый камен. храм Всех Скорбящих радости. Алтарь и  храм находились в середине здания, окружены разл. помещениями: с востока – для ризницы и церк. утвари, с юга – «для бесприютных и стражд. дух. лиц», с севера – для престарел. немощной монаш.братии.
К 300-летию преставления святого в 1997 г. составлены ему служба и акафист. В 2004 г. по благословению патриарха всея Руси Алексия II прп. Далмата Исетского причислили к местночтим. святым Курганской епархии, почитаем. в лике Собора Сибирск. святых, с установлением дня памяти 8 июля.
Тропарь прп. Далмату Исетскому, чудотворцу глас 2
Дивный и славный угодниче Христов, славы и почестей всяческих бегая, в пустыни Исетской вселился еси, созидая в молитвах обитель твою, аки стены Иерусалимския, заступничеством Царицы Небесныя чудесно обрел еси, страхом Божиим к стопам твоим повергая бывшаго врага и вновь воздвигни сердца наша, отступлением оскверненныя.
 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения