Версия для печати
На страницу списка праздников

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч.Трофима, Феофила и 13 мчч.(284-305). Прав. воина Феодора Ушакова ( прославл. 2001). Сщмч. Аполлинария,еп. Равеннийского(ок.75). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками) (1888)

05 Август 2018 г. Воскресенье

 Почаевская икона Богородицы принадлежит к  наиболее чтимым святыням Рус. Правосл.Церкви. Она известна славян. миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и др. Наряду с православными поклоняются чудотв. образу христиане др.исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотв. икона пребывает ок. 400 лет. Чудеса от св. иконы засвидетельствованы в монаст. книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечим. недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Празднование Почаевской иконе Божией Матери 5 августа установлено в память избавления Успенской Почаев. Лавры от турецк. осады 20-23 июля 1675 г. (стар.стиль).
 Летом 1675 г. во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки из татар под предводительством хана Нурредина через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монаст.ограда, как  несколько камен. зданий обители, не представляла защиты для осаждаемых. Игум. Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресв.Богородице и прп. Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотв.образу Божией Матери и к раке с мощами прп. Иова.
 Утром 23 июля с восходом солнца татары держали совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнажен.мечи. Прп. Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресв. Богородицу и прп.Иова, но стрелы возвращались и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая, они убивали друг друга. Защитники м-ря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные приняли христ. веру и остались в обители .
  В 1721 г. Почаев занят униатами. В трудное для Лавры время монаст. летопись зафиксировала 539 чудотворений от  правосл. святыни. Во время господства униатов, во 2-й пол. ХVIII в., напр., граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по чудесн. обстоятельству. Обвинив кучера, что взбесивш. лошади перевернули коляску, граф достал пистолет убить его. Кучер обратился к Почаев. горе: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз хотел выстрелить, но оружие дало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий отправился к чудотв. иконе, решил себя и имущество посвятить на устроение обители. На его ср-ва построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 г. ознаменовано исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с70-летней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память событий архиеп. Волынский священноархим. Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженед-е, по субботам, чтение соборного акафиста пред чудотв. иконой. Во время управления Лаврой священноархим. Агафангелом, архиеп. Волынским (1866-1876) устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 г.

В 1983 г. устанили празднование Собора Смоленских святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена празднование совершается в воскресенье пред праздником Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В 1986 г. Собор Смоленских святых впервые включен в Правосл. календарь Рус. Церкви.
  В Соборе Смоленских святых прославляются угодники Божие, родившиеся и жившие на Смоленщине, также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в др. местах отечества.
Авраамий Смоленский, архим., чудотворец: †до 1224; Ав. 21

Андрей Смоленский, Переяславский, князь: †после 1390; Окт. 27 || Ростов.

Антоний Вологодский, Великопермский, еп.: †1588; Ян. 17; Окт. 26 || Волог.

Аркадий Вяземский, прп., ученик прп. Ефрема Новоторжского: †1077; Ил. 11; Ав. 14; Д. 13 || Твер.

Аркадий Дорогобужский, прп., ученик прп. Герасима Болдинского: †XVI

Герасим Болдинский, прп.: †1554; М. 1; Ил. 7 (обре́тение мощей) || Ростов.

Глеб Всеволодович (Святославич) Смоленский, князь: †кон. XIV - нач. XV; Ил. 7

Глеб (в крещении Давид) страстотерпец, князь: †1015; М. 2; Ил. 24; С. 5 || Влад.; Ряз.; Тул.

Давид Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †1321; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Ростов.

Ефрем Новоторжский, архим.: †1053; Ян. 28; Ин. 11 || Новг.; Твер.

Ефрем Смоленский, прп., ученик прп. Авраамия Смоленского: †после 1238; Ав. 21

Игнатий Смоленский, еп., чудотворец: †1210; Ян. 29

Иулиания Вяземская, Новоторжская, княгиня, мц.: †1406; Ин. 2; Д. 21 || Твер.

Константин Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †до 1321; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Ростов.

Макарий Алтайский (Глухарев), архим., миссионер: †1847; М. 18 || Костр.; Сибир.

Макарий (Гневушев), еп. Орловский: †1918; Ав. 22 || Брянск.; Нижег.; Новомуч.

Меркурий Смоленский, воин, мч.: †1239; Н. 24

Меркурий Смоленский, Печерский, еп., сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах: †1239; Ав. 7; Н. 24 || Печер.; Печер., ближ.

Михаил Смоленский, еп.: †1402; Н. 28 || Радонеж.

Михаил Феодорович Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского: †1290; С. 19

Николай Японский, равноапостольный (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), архиеп.: †1912; Ф. 3

Питирим Тамбовский, еп.: †1698; Ил. 28 || Тамб.

Прохор Печерский, Лебедник, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах: †1107; Ф. 10 || Печер.; Печер., ближ.

Ростислав (в крещении Михаил) Мстиславич Киевский, Смоленский, вел. князь: †1167; Мр. 14 || Белорус.

Серафим (Остроумов), архиеп. Смоленский, сщмч. : †1937; Н. 25 || Брянск.; Новомуч.

Симеон Мстиславич Вяземский, князь, мч.: †1406; Д. 21

Симеон Смоленский (Молюков), митр.: †1699; Ян. 4 || Сибир.

Симон Радонежский, Смоленский, архим., ученик прп. Сергия Радонежского: †до 1392; М. 10 || Радонеж.

Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, князь, чудотворец: †1299; Мр. 5; Ин. 22; С. 19 || Брянск.; Ростов.

Икона «Всех скорбящих Радость», прославившаяся чудотворениями, - одна из самых почитаемых в России чудотв. икон Пресв.Богородицы, имеющая целый ряд отличающихся друг от друга иконографических вариантов.
 По преданию, образ впервые  прославлен в 1688 г. в Москве, в церкви иконы «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма).
Празднование иконе совершается 24 октября/ 6 ноября. Нек-рые списки имеют свои дни празднования, напр. образ «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), чествуемая 5 августа по нов. ст. Это одна из святынь Санкт-Петербурга, почитаемая во всей России. До рев-ции она находилась в часовне на Стеклянном заводе, куда ежедневно стекалось множество богомольцев.
 Образ  обретен одним из купцов Куракиных. Он увидел, как по Неве плывет икона, когда волной её прибило к берегу, купец Куракин принял ее,  икона стала семейной святыней. Затем образ перешел купцу Семену Матвееву, мать к-рого  из рода Куракиных. Матвеев тонул в Неве и взмолился Богородице о помощи. Внезапно подул боковой ветер,  доску с утопающим прибило к месту, где стояла Тихвин. часовня. Матвеев возблагодарил Владычицу Небесную за  спасение и пожертвовал в часовню родовой образ Божией Матери.
 В 1888 г., 23 июля по стар. ст., над столицей разразилась страшная гроза. В Тихвинскую часовню, близ Стеклянного завода в д. Клочки под Петербургом, ударила молния, обожгла стены, но не коснулась образа Богоматери «Всех скорбящих Радость» суздал. работы, хотя др. иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний разбита. Образ Владычицы прикреплен в часовне в углу на шнурке. От гром. удара икона спустилась на землю, лик Богоматери, потемневший от времени и копоти, посветлел и обновился. 12 медных монет из разбит. кружки как-то оказались прикрепленными в разных местах иконы – монетки не врезались в нее, а прилипли к поверхности.
То обстоятельство, что Владычице Небесной угодно обновить образ и принять к изображению Своего лика самые мелкие медн. монетки, напоминающие еванг. лепты, невольно заставляло увидеть знак благоволения Пресв. Богородицы к пожертвованиям трудов. люда Санкт-Петербурга.
 Много чудесных исцелений совершается поныне у чудотв. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), к-рая стала Заступницей и Целительницей всех болящих, скорбящих и страждущих Петербурга и  земли Русской, к ней притекающих. Известно  много списков с иконы, на них грошики пишут краской.
 Известие о случившемся распространилось по городу, и на след. день с благословения митр. Исидора (Никольского) началось служение молебнов пред иконой. Вскоре появились сообщения об исцелениях от образа. К первым относятся: 6 декабря 1890 г. – 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 7 февраля 1891 г. – 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла. С этих пор икона считается чудотворной. В народе  получила название «Богородица с грошиками». Икона «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками), или Петербургская Божия Матерь, широко почиталась в России и за рубежом не только правосл. верующими, но и протестантами.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения