Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Иезекииля (VI до Р.Х.). Прпп.Симеона,Христа ради юродивого,и Иоанна, спостника его. Обрет.мощей блгв.кн.Анны Кашинской(1649) Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника,Печерских (ХII-ХIII).

03 Август 2018 г. Пятница

 Св. прор.Иезекииль жил в VI в. до Р. Х.. Род. в г.Сарире, из колена Левиина, был священником и сыном свящ.а Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора в 25 лет  Иезекииль отведен в Вавилон с царем Иехонией II и многими др. иудеями. В плену прор.Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему открыто будущее еврейского народа и всего чел-ва. Пророк увидел сияющее облако, в середине к-рого был пламень, а в нем - таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое 4 лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался кристальный свод, а над сводом - подобие престола из сверкающего сапфира. На престоле сияющее "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез.1,4-28)
  По толкованию отцов Церкви, пресветлое "подобие Человека", сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресв.Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; 4 животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей - части света со всеми народами земли. При этом видении св. пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел  встать и объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророч. служение Иезекииля. Прор.Иезекииль возвестил народу израильскому в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал наступление лучших времен для пленных соотечественников, предсказывал возвращение из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
 Особенно важны два знаменат. видения пророка - о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, к-рым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупит. подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком "вратами затворенными", к-рыми прошел только Один Господь Бог (Иез.44,2). Видение о сухих костях на поле - прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез.37,1-14).
 Св.прор.Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на др. берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
 За обличение в идолопоклонстве еврейского князя св. Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он  разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело, похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
 Свт. Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на след. слова в книге прор. Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся пред Богом (Иез.3,20;18,21-24).

 Прпп. Симеон, Христа ради юродивый, спостник его Иоанн были сирийцами, жили в VI в. в гор. Едессе. С детства их связывала тесная дружба. Старший из них, Симеон, был холост и жил с престарел. матерью. Иоанн, только что вступив в брак, жил с отцом (мать умерла) и  молодой супругой. Оба друга принадлежали к богатым семьям.
Когда Симеону исполнилось 30 лет, а Иоанну 24, совершили путешествие в Иерусалим на праздник Воздвижения Честного и Животвор. Креста Господня. На обратном пути друзья беседовали о путях спасения души. Сойдя с коней, они отправили слуг с конями вперед, сами пошли пешком. Дойдя до Иордана,  увидели на берегу реки м-ри на границе пустыни. У обоих вспыхнуло неудержим. желание оставить мир и провести жизнь в иноч. подвигах. Они свернули с дороги, по к-рой шли их слуги в Сирию, и, усердно помолившись Богу, направились в противополож.сторону - к м-рям, просили Господа указать, какой м-рь им избрать, решили пойти в ту обитель, ворота к-рой будут открыты.
В это время Господь известил во сне игумена обители Никона открыть монаст. ворота и впустить в обитель их. В вел. радости друзья подошли к открытым воротам м-ря, ласково приняты игуменом и остались в обители. В скором времени приняли постриг.
Пробыв нек-рое время в обители, Симеон возгорелся желанием усилить подвиг, уйти в глубь пустыни и там подвизаться в полном уединении. Иоанн не захотел отстать от друга и решил разделить с ним труды пустынножительства. Игум. Никону Господь открыл намерение друзей, и в ту ночь, когда иноки Симеон и Иоанн хотели покинуть обитель,  сам открыл ворота, помолился с ними, дал благословение и отпустил в пустыню.
Начав пустыннич. жизнь, дух. братья вначале претерпели сильную брань от диавола, внушавшего печаль об оставлен. родных, устрашавшего подвижников, наводившего на них уныние и леность. Братья Симеон и Иоанн, твердо помня о данных ими при пострижении обетах, уповая на молитвы старца, игум. Никона, продолжали неуклонно следовать по избран. пути, проводили время в непрестан. молитвах в строгом посте, поддерживая друг друга в борьбе против искушений.
 Чрез нек-рое время, с помощью Божией, искушения прекратились. Иноки получили от Бога извещение, что мать Симеона и супруга Иоанна скончались и Господь удостоил их райского блаженства. После этого Симеон и Иоанн прожили в пустыне 29 лет, достигли полного бесстрастия и высокой степени духовности. Прп. Симеон, по внушению Божию, подумал, что им следует послужить людям, а для этого необходимо оставить пустын.уединение и идти в мир. Но св. Иоанн, считая, что не достиг  такой степени бесстрастия, как его сподвижник, решил не оставлять пустыни. Братья расстались со слезами.
Симеон направился в Иерусалим, там поклонился Гробу Господню и всем святыням. По велик. смирению св. подвижник усердно молился Господу сподобить его послужить ближним так, чтоб они не прославляли его. Св. Симеон избрал трудный подвиг юродства Христа ради. Придя в гор. Емессу,  остался в нем и вел себя, как безумный, совершая стран. поступки, за что подвергался насмешкам, брани и побоям, и между тем совершал много добрых дел. Он изгонял бесов, исцелял болезни, избавлял от скоропостижной смерти, неверующих приводил к вере, а грешников - к покаянию. Добрые дела совершал под видом юродства, никакой похвалы или благодарности от людей не получал. Но высоко чтил  дух. брата прп. Иоанн: когда в пустыне его навещал кто-либо из жителей гор. Емессы, прося совета и молитв, он неизменно направлял их к "юродив. Симеону", к-рый мог лучше преподать дух.совет.
За 3 дня до смерти св. Симеон перестал появляться на улицах, затворился в хижине, в к-рой, кроме вязанки хвороста, ничего не было. Пробыв в непрестан. молитве 3 дня, св. Симеон преставился ко Господу. Нек-рые из городских нищих, друживших с ним, не встречая юродивого, пришли к хижине и там нашли его мертвым. Взяв тело усопшего, отнесли его без обычного церк. пения на место, где погребали бездомных и странников. Когда несли тело св. Симеона, нек-рые из жителей слышали дивное церк. пение, не понимая, откуда оно исходит. Вслед за св. Симеоном в пустыне мирно отошел к Господу прп. Иоанн. Незадолго до кончины св. Симеону дано увидеть венец над головой дух. брата с надписью: "За пустынническое терпение".
Тропарь преподобных Симеона и Иоанна глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш
Кондак преподобных Симеона и Иоанна глас 2
Во плоти явльшася безплотнаго и добродетельми премирно просиявшаго,/ Симеона равноангельнаго и богоноснаго восхвалим,/ с нимже Иоанна приснопамятнаго, верою и любовию,// яко молящияся Господу непрестанно о всех нас.

   Прп.Онуфрий молчаливый, Печерский, подвизался в ближних Антониевых пещерах в ХII в. Вторично память  28 сентября в Соборе прп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Прп.Онисим Печерский (ХII-ХIII), подвизаясь в Киево-Печерской лавре, затворился в Ближних пещерах (прп. Антония). Св. мощи преподобного погребены на месте подвигов.
Тропарь прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах, глас 3
  Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Онуфрие и Онисиме,/ яко стяжавшии дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.
Кондак прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах, глас 4
 Богатство благодати и сыноположения/ стяжавше многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим,/ к нимже притекающе, вопием:/ радуйтеся, Онуфрие и Онисиме, отцы наши,/ ликов иночествующих похвало и удобрение.

   Св. блгв. кн. Анна Кашинская, дочь ростовского кн. Димитрия Борисовича, в 1294 г. стала супругой св. блгв. вел. кн.Михаила Ярославича Тверского. Он замучен татарами в Орде в 1318 г. После страдальч. кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский м-рь и приняла постриг с им. Евфросиния. Затем, переселившись в Кашинский Успенский м-рь, св. Евфросиния постриглась в схиму с им. Анна. 2 октября 1338 г. она мирно отошла ко Господу.
 Сыновья св. Анны повторили исповеднич. подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) убит в Орде 15 сентября 1325 г., а Александр Михайлович, кн. Тверской, с сыном Феодором - 29 октября 1339 г.
  Чудеса при гробе св. Анны начались в 1611 г., во время осады Кашина литовскими войсками. Св. княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что молит Спасителя и Пресв.Богородицу об избавлении города от иноплеменников.
  На Соборе 1649 г. постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить блгв. кн.Анну к лику святых Рус.Церкви. Но в 1677 г. патриарх Иоаким поставил вопрос на Моск.Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 г., 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.
Тропарь великой княгини Анны Кашинской, глас 3
  Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.
Кондак великой княгини Анны Кашинской, глас 4
 Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.
Молитва благоверной княгине Анне Кашинской
 О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребывавши и не отступавши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения