Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Илии (IХ до Р.Х.). Прп.Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обрет. мощей прмч.Афанасия Брестского (1649). Чухломской, или Галичской (1350), Абалацкой (Знамение) (1637, Оршанской(1631) икон Божией Матери

02 Август 2018 г. Четверг

  Пророк Илия, живший почти 3 тыс. лет тому назад, занимает особое место среди святых. Мало кто  пользуется таким почитанием среди православных. Но он предстаёт и фигурой полусказочной, некиим соперником Зевса Громовержца, к-рый разъезжает по небесам в колеснице и мечет молнии. Одновременно он так «охлаждает» в день праздника воду в реках и озерах, что купание становится для суеверных россиян делом почти погибельным. Вел. пророк в этом не виновен; виновата полуязыч. народ. традиция и неумение понимать древнюю письменность с ее образно-поэтич. языком, буквальное восприятие к-рого рождает в малообразованных людях нелепые фантазии.  
  Что достоверно известно об Илие? В какой обстановке он жил?
 Свт. Епифаний Кипрский сообщает о рождении прор. Илии : "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообраз. мужи приветствовали его, пеленали и питали пламенем огненным". Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Призванный к пророч. служению при израил. царе Ахаве, пророк стал пламен. ревнителем веры и благочестия. Израил. народ отпал от веры  отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языч.идолам, почитание к-рых ввел царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель
  Жизнь Илии (точнее годы служения) описана в библ. хроник. 3-й и 4-й "Книгах Царств" и отражает реальн. религ. конфликт того времени. Илия появляется в истории  зрелым человеком, т. к. о его происхождении известно, что он "фесвитянин из жителей галаадских" (3Цар17:1). Главное дело пророка–борьба за веру, за сохранение нравств. и соц.законов Моисеевой религии, из к-рой выросло позднее христианство. На это указывает  само имя Илия ("Мой Бог – Яхве").
   После смерти царя Соломона (ок.931 до Р.Х.) монархия разделилась на 2 царства – Израильское (со столицей в Самарии) и Иудейское, на территории к-рого остался Иерусалим. Вскоре Израиль, испытывавший воздействие со стороны Сирии и Финикии, оказался под угрозой утраты уникал. религ. самобытности. Кризис достиг апогея в 1-й пол. IX в. до н.э., когда женой слабохаракт.. Ахава (874-853) стала финикиянка Иезавель, дочь тирского царя-жреца Ефваала. Она стремилась уничтожить богооткровен. религию Моисея, сделать культ Ваала гос. религией Израиля. По приказу язычницы алтари Яхве разрушены, служители перебиты
   Ваал – ханаанейский (финикийский) бог бури, дождя, плодородия и физ. похоти. Культ Ваала и супруги Астарты сопровождался "свящ. проституцией", изуверствами и ночными радениями (как у нек-рых сектантов) в особых рощах с непристойными изображениями. По дорогам слонялись женоподобные языч. жрецы, многие из к-рых были скопцами, высокими голосами распевали ритм. гимны, вводившие слушателей в экстаз. 
   В это время появляется в погибающем Израиле прор. Илия. Он предрекает страшную засуху, посылаемую Богом для вразумления богоотступников. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к нравств. разложению. Видя гибель народа, прор.Илия  обличал царя Ахава в нечестии, убеждая покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда прор. Илия объявил ему, что в наказание 3 года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. Действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от зноя и голода. Господь, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова прор. Илии, горевшего желанием обратить израильтян к покаянию и к Богопочитанию.
   Сохраняя прор. Илию от Иезавели, Господь во время бедствия послал его в место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему жалость к стражд. народу.  Когда поток Хораф высох, Господь послал прор. Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, к-рая страдала с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По молитве прор. Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы во время голода. Силою молитвы вел. пророк сотворил др. чудо - воскресил умершего сына  вдовы.
    Чрез 3 года засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Прор. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Вскоре пересохли последние источники, царь и народ убедились в правоте слов пророка и согласились устроить между Илией и служителями Ваала  состязание, к-рое должно открыть истинного Бога.
 Израильтяне и Ахав у горы Кармил, на побережье Средиземного моря, убеждаются в ложности Ваала,  т.к. его жрецы, скакавшие вокруг жертвенника весь день, громко вопившие и коловшие себя ножами, не смогли добиться знамения. Напротив, по молитве Илии, где он просил Бога явить Себя "в огне",  пламя поглотило дрова и лежавшую жертву, политую водой, что исключало сомнения в истинности чуда. Народ пал на колени и каялся в  отступничестве, восклицая "Яхве –  Бог!", а Илия торжествовал победу. Языч.жрецы казнены. Затем хлынул дождь, и засуха отступила.Но восстановления истин. веры не произошло: царь Ахав оказался бессильным пред яростью Иезавель, объявившей пророка личным врагом. Царица хотела  отомстить за погибших жрецов.
  Прор. Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и ночей шел прор. Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Илия бежал к свящ. горе Синай, где некогда Моисей получил законы, а Израиль осознал себя народом Божиим и двинулся к Земле обетованной. Пророк в отчаянии говорит Богу о крахе миссии и "неудавшейся" истории Израиля, к-рую он символическим 40-дневным путем через Синайскую пустыню хочет обратить вспять. После грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" (3 Цар.19,12) и открыл пророку, что не все потеряно, остались в Израиле 7 тыс.чел., "не преклонивших колени перед Ваалом". Он должен вернуться в страну и избрать  преемника в лице Елисея, к-рый завершит борьбу за веру.
 За пламен. ревность о Славе Божией прор. Илия  взят на Небо живым в огнен.колеснице. Прор. Елисей стал свидетелем восхождения прор. Илии на небо в огнен. колеснице и получил с его упавшей милотию (плащом) дар пророч. духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. Земная жизнь Илии завершена: плащ пророка падает у ног Елисея, сам он возносится на небо "в огнен. колеснице" (символ особой богоизбранности).
 В библ. традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая до прихода Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения видно Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломан. врата ада.
   Второе явление на земле Илии происходит перед пришествием Мессии, и Христос указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним "в духе и силе Илии", но оставшегося трагически неузнанным (Малахия 4:5;Мф 11:14;17:10-13). Вместе с Моисеем он является на горе Фавор во время преображения Иисуса Христа. Два самых авторитет. человека Ветхого Завета олицетворяют Закон и Пророки – два первых важнейших раздела Свящ. Писания. Наши предки благоговели пред этим угодником Божиим. В Киеве еще до крещения Руси была церковь св. Илии.
  В полуязыч. славян. традиции Илия – могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в колеснице, карает адские силы, низводит дождь и дает плодородие. С принятием христ-ва славяне невольно отождествили св.пророка Илию с Перуном, к-рого считали главным распорядителем грома, молнии, дождя и др. явлений стихии. В "Ильин день" не совершали  значит. обрядов; но к этому дню приурочено множество верований, календарных и хоз. примет, запретов. Большинство связано с сельскохоз. календарем, а сам день совпадал с началом жатвы. "До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи баба фартуком нагонит", – написано в словаре В. И. Даля. И еще – "Илья-пророк два часа светлого времени уволок", "Ильин день до обеда – лето, поле обеда – осень", "Илья лето кончает".Не за горами – Первый Спас, действительный предвестник осени.
Рус. иконография Илии сложна и разнообразна. Наряду с единоличными образами Илии среди др. пророков (росписи куполов храмов, иконы пророч. ряда иконостаса), широкое распространение получили композиции, имевшие прообразоват. значение. Чудесное "Кормление пророка Илии вороном" (3 Цар17:2-6) – это ветхозаветн.прообраз новозавет. Евхаристии, а "Огненное восхождение Илии на небо" (4 Цар 2:8-14) – указание на Вознесение Иисуса Христа. Представление об Илии как об одном из первых обитателей рая запечатлено в иконах "Воскресение-Сошествие во ад", где он с Енохом встречает ветхозаветных праведников у райских врат.

Тропарь Илии
 Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже (поэтому) и почитающим его точит (подает обильно) исцеления.
Кондак Илии.
  Пророк и провидец великих дел Бога нашего,великоименитый Илия,ловом своим удержавший изливающие дождь облака, моли о нас Единого Человеколюбца.
Величание Илии пророку
 Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие,и чтим еже на Небеса на колеснице огненней,преславное восхождение твое!

   Прп. Авраамий Галичский, Чухломской, подвизался в ХIV в. в обители прп. Сергия Радонежского. После долгих лет искуса удостоен свящ. сана. Стремясь к совершен.безмолвию, испросил благословение прп. Сергия и удалился в 1350 г. в Галичскую страну, населенную чудскими племенами. Поселившись в пустынном месте, прп. Авраамий перешел на гору, где обрел сиявшую неизреченным светом икону Божией Матери. О явлении св. иконы стало известно Галичскому кн. Димтрию, к-рый просил преподобного принести ее в город. Прп. Авраамий пришел с иконой в Галич, где встречен князем и духовенством. От иконы Божией Матери совершались многочисленные исцеления.
  Кн. Димитрий дал преподобному средства на сооружение храма и м-ря близ Чухломского озера на месте явления иконы Пресв. Богородицы. Храм освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Обитель прп. Авраамия стала источником дух. просвещения чудского населения. Когда она укрепилась, он поставил вместо себя настоятелем ученика Порфирия, сам удалился за 30 верст в поисках уединенного места, но и там его нашли ученики.
  Так возникла еще одна обитель с храмом Положения Ризы Божией Матери, названная "великой пустыней Авраамлею". Прп. Авраамий дважды удалялся в глухие места, но к нему вновь собирались безмолвники. Так основаны два м-ря - один Собора Пресв.Богородицы, настоятелем к-рого прп. Авраамий поставил игум. Пафнутия, и др. - в честь Покрова Пресв. Богородицы. В Покровском м-ре прп. Авраамий окончил земную жизнь. Он преставился в 1375 г., передав за год до блж. кончины настоятельство ученику Иннокентию. Прп.Авраамий явился просветителем Галичской страны, основав 4 м-ря, посвященные Божией Матери, явившей Свою икону в начале молитв. подвигов.
Тропарь на преставление прп. Аврамия Галичск., Чухломск., гл. 4
  От мирскаго мятежа изшед,/ в тихое пристанище, преподобнаго Сергия обитель, притекл еси,/ и тамо равноангельное житие пожив,/ во страну Галичскую пришел еси,/ идеже веру Христову насаждая/ и новокрещенныя люди от суеверий поганских очищая,/ многи и велики подвиги подъял еси/ и, обители четыри создав,/ иноков лики добре упасл еси/ и ко Христу Спасу привел еси,/ Егоже моли, преподобне отче Авраамие, спасти души наша.
Кондак на преставление прп. Аврамия Галичск., Чухломск. гл. 8
  Во обители Сергия преподобнаго житию иноческому добре навык,/ вящшаго ради безмолвия и подвига/ в пустыню удалитися возжелел еси,/ и, Духом Божиим водимь,/ в пределы земли Галичския пришел еси,/ и тамо в пустыни икону Матере Господни чудесно обрел еси,/ с Неюже великая и славная совершив,/ даже до предел Чухломских достигл еси/ и отсюду в райския обители вселился еси,/ Авраамие Богоносне, отче наш.

  Преподобномученик Афанасий Брестский, белорус, род. ок.1597 г. в благочестивой христ. семье Филипповичей,получил серьезное образование, знал богослов. и ист. литературу, о чем свидетельствует сохранившийся дневник святого. В молодости св.Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей. В 1627 г. принял постриг от игум. Иосифа в Виленском м-ре Св. Духа. В 1632 г. инок Афанасий рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пиноком. Св.Афанасий, по благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно рус. земель, захваченных Речью Посполитой.
 С 1638 по 1648 гг. св. Афанасий исполнял послушание игум. Брестского Симеоновского м-ря. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремн. заключение. Святой направлен властями в Киев, чтобы предстать перед дух. судом, но оправдан, вновь возвращен в свою обитель. 10 лет прп. Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных лиц, вел непрерывную борьбу за Православие, верность к-рому засвидетельствовал своими страданиями. Попытки сломить дух. целеустремленность святого напрасны. Над ним снова устроен суд, решением к-рого, за проклятие унии, прмч. приговорен к смертной казни. Св. Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 г. (обретение мощей 20 июля 1679 г.).
Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского, глас 2
 Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.
Кондак преподобномученика Афанасия Брестского, глас 4
 Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.
Молитва преподобномученику Афанасию
 О великий угодниче Христов, святый преподобномучениче Афанасие! К тебе мы, грешнии и смирении, яко к теплому нашему заступнику и скорому помощнику, молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем: призри на ны скоро и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по великой Своей милости. Охрани нас своим заступлением от облежащего ны суемудрия и неправоверия и, яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христа и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию наша болезни душевныя и телесныя, согреет наша сердца друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Испроси такожде у Господа и всего потребнаго для жития нашего телеснаго: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу, веси и грады охрани молитвами твоими от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений, егда же приспеет час кончины нашея, утверди в нас память смертную, да и мы в истинном покаянии и чистем сведении совести нашея представше ко Господу, сподобимся деснаго стояния и со всеми святыми воспоем славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.

   Икона Божией Матери Галичская-Чухломская "Умиление" яв-сь в 1350 г. прп. Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению прп. Сергия Радонежского. На пустын берегу Галичского озера ок. большой горы, покрытой дремуч. лесом, обратился с молитвой к Бож.Матери, испрашивая благословение на подвиг.
 После молитвы прп-ный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседн. горе яркий свет, услышал голос: "Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери". Прп-ный поднялся на гору, где сиял свет, обнаружил на древе икону Божией Матери с Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял св. подвижник явлен. образ и, укрепляемый молитвами Пресв. Богородицы, построил на благослов. месте часовню, в к-рую перенес икону.
 Чрез нек-рое время Галичский кн. Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился с просьбой принести икону. Прп. Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый дух-вом и множеств.народа, перенес чудотв. образ в соборный храм Галича. В этот день от иконы исцелились многочисл. болящие. Когда прп. Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строит-во м-ря. Вскоре  выстроили церковь Успения Пресв. Богородицы, вокруг к-рой возник м-рь. Прп. Авраамий основал несколько м-рей, последним был Чухломский, недалеко от г. Чухломы. По названию обители подвижника имен. Чухломским, а чудотв. иконе дано название Галичская-Чухломская. Празднование также 28 мая и 15 августа.

 Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая написана протодиаконом Тобольского кафедр.собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для  построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресв.Богородицы.  Храм построен в 1637 г. после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы с предстоящими свт. Николаем и прп. Марией Египетской благочестивой вдове Марии. По написании храмов.образа расслабленный Евфимий исцелился. Во время торжеств. перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений.
  По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем отличием, что на Абалацкой иконе Пресв. Богородице предстоят свт. Николай и прп. Мария Египетская.

   Оршанская икона Божией Матери явлена чудесным образом в 1631 г. при основании муж. Кутеинского Свято-Богоявленского м-ря близ г. Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей обители. Имеется множество свидетельств помощи после молитв к Божией Матери пред Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский.
Чудотв.список иконы хранился в Оршанском Успенском жен. м-ре. В 1842 г., в связи с многочисл. исцелениями больных от Оршанской иконы Пресв. Богородицы, м-рь переведён в реестр первоклассных.
  С XIX в. местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью прмч.Афанасия Брестского(18 сентября и 2 августа по нов. ст.), к-рый удостоился особого заступничества от Царицы Небесной чрез Оршанскую икону.
 В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы XVIII в. 13 июля 2001 г. митр.Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня передана в дар Витебской епархии. В наст. время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского жен. м-ря г. Орши.

 

 


         

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения