Версия для печати
На страницу списка праздников

Обрет.мощ. прп.Серафима, Саровск.чудотв. Прп.Макрины,сестры свт.Василия Вели. Прп.Дия. Собор Курск. святых. Блгв.кн.Романа (Олеговича) Рязанск. Прп.Паисия Печерск. Прав.Стефана, матери Милицы, Сербск. Свтт. Димитрия Ростов. Митрофана и Тихона еп.Воронеж.

01 Август 2018 г. Среда

 В 1903 г. состоялось прославление прп. Серафима Саровского через 70 лет после  кончины. 19 июля, в день рождения святого, открыты мощи и помещены в раку. Событие сопровождалось чудесными исцелениями больных, прибывших в Саров. Почитаемый при жизни, прп. Серафим стал одним из любимых святых рус. народа, как и прп. Сергий Радонежский. 8 лет послушничества и храм. служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством.
 Тайна живого молитвенного общения определяет дух. наследие прп. Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти самим, отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления напечатана в 1903 г.  "Беседа прп. Серафима Саровского о цели христ. жизни. Она яв-сь вкладом подвижника в сокровищницу рус. святоотеч. учения. Кроме учения о сущности христ. жизни, в ней содержится изъяснение важнейших мест Свящ. Писания.
  "Пост, молитва, бдение и др. дела христианские, - учил прп-ный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь  их состоит цель  жизни христианской... Истинная цель есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, что наполнена фимиамом молитв верующих  ко Господу.
  "Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие дух. лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. 3 дня стоял я, просил Господа помиловать их... Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же будут стоять далеко от Меня"
 Прп. Серафим назидал приходивших, как идти узким путем спасения. Он заповедал послушание, сам до конца был верен ему. Проведя жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, советовал идти святоотеч. путем и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".
  Главным средством к стяжанию Св. Духа прп-ный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять". Прп. Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать взор на образ или горящую свечу,  сравнивая жизнь челов-кую с восковой свечой.
  Св.старцу жаловались на невозможность исполнять молитв. правило, но он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А кто располагает временем, пусть присоединяет др. душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал изучать порядок Богослужения и держать его в памяти
 Прп. Серафим считал необязательным длинные молитв. правила и Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы не накладывать лишней тяжести на немощных. Но святой напоминал, что молитва не должна быть формальной:"Те монахи,кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для мирян, к-рые в силу обстоятельств не могут читать утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".
  "Всего более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего просвещение в разуме, к-рый изменяется изменением Божественным", - наставлял он, постоянно прочитывавший Новый Завет.
 Каждое воскресенье и праздник приобщаясь Св. Таин, прп. Серафим на вопрос, как часто приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше".
 "Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния", - говорил св. Серафим. Он светился радостию духовной, и этой тихой радостью наполнял сердца окружавших, приветствуя: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество ищущих Бога людей постоянно толпилось около его кельи и пустыньки. 
 Подтверждалась истина, высказанная святым в  ангел. призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Прп. Серафим, опытно прошедший древнюю науку аскетич. подвига, провидел, каким будет дух. делание грядущ. поколений,  учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... ".
 Прп. Серафима можно назвать учеником Божией Матери. Пресв. Богородица трижды исцеляла его от смертельн. болезней, многократно яв-сь ему, наставляла и укрепляла его. В нач.  пути услышал, как Божия Матерь, указывая на него, сказала ап. Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".
 Прп. Серафим стоит в начале взлета рус. правосл. духовности. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".
 Прп.Серафим Саровский род.19 июля 1759 (по др.-1754) г. в Курске, в именитой купеч. семье Исидора и Агафии Мошниных. Во Св. Крещении наречен Прохором в честь ап. от 70-ти и одного из первых 7 диаконов Церкви. Родители занимались строит-вом камен. зданий и храмов,  были добродетельные, трудолюбивые. Незадолго до кончины отец приступил к возведению храма Казанской Божией Матери и прп.Сергия Радонежского. Строит-во завершено матерью. Она воспитывала сына в благочестии.
 С ранних лет Господь сохранил невредимым его, когда он упал со строящ. колокольни. Отроком чудесно избавлен от тяжкого недуга по молитве пред иконой Пресв.Богородицы «Знамение»: во время болезни Прохор удостоен видения Божией Матери, Она обещала исцелить его. Молитв.прославление Царицы Небесной было постоянным.
 После болезни Прохор быстро постигал церк. грамоту, ежедневно читал Свящ. Писание, дух.книги, обнаруживая светлый ум, память, кротость и смирение. Прохор возлюбил пребывание в храме, сердечн. молитву и непрестан. размышление о Боге, предпочитая уединение и безмолвие, стремился к иноч. жизни. Мать благословила сына медным Распятием, к-рое открыто носил до кончины.
 Прежде чем принять постриг, Прохор с 5-ю сверстниками, из к-рых четверо посвятили жизнь  Богу, отправился в Киев на поклонение св. угодникам Печерским и за наставлениями к старцам. Прозорливый старец-затворник Досифей одобрил намерение и указал на Саровскую пустынь: «Гряди,чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией там окончишь земное странствование».
 20 ноября 1778 г., накануне праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, Прохор прибыл в Саровскую обитель, где принят как послушник иеромон. Пахомием, в научение отдан старцу иеромонаху Иосифу. Подражая старцам, раньше всех приходил в храм,  с закрытыми глазами выстаивал богослужение и уходил последним, жалея, что человек не может беспрерывно, как ангелы, служить Богу. Со смирением выполнял работы в хлебне, на просфорне и в столярне, был будильщиком и пономарем.
 Никогда не бывал праздным, работой ограждался от скуки, считая её «опаснейшим искушением для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением». По примеру монахов Прохор, испросив благословения у наставника, уходил в лес для уединения, Иисусовой молитвы и дух. размышлений. Подвижничество обратило внимание братии и снискало любовь старцев.  В тяжелую болезнь они находились при нем, заботясь о выздоровлении.
  3 года безропотно выносил страдания, отклонив врачебн. помощь и предав себя Господу Иисусу Христу и Пречистой Матери. Когда состояние ухудшилось, о  здравии отслужены всенощное бдение и Божеств. литургия. Причастившись, он сподобился видения Пресв. Богородицы. Возложив на голову руку, Она даровала выздоровление, сказав апп.Петру и Иоанну Богослову: «Сей - от рода Нашего»..
 На месте явления Пресв. Девы сооружен больничный храм. Сбор пожертвований как послушание взял на себя Прохор. Он сделал кипарисовый престол для придела прп.Зосимы и Савватия Соловецких,  в к-ром в память милости Божией положил за правило причащаться Св. Христовых Таин до конца дней.
18 августа 1786 г. Прохор пострижен настоятелем иеромонахом Пахомием с именем Серафим, через год посвящен в иеродиакона еп.Владимирским и Муромским Виктором. Шесть лет ежедневно совершал богослужения, проводя в храме  время, свободное от монаст. послушаний. Господь укреплял его видениями: неоднократно созерцал Серафим ангелов, сослужащих и поющих в храме, а за Божественной литургией в великий четверток лицезрел Иисуса Христа в окружении Небесных Бесплотных Сил. Видения усилили жажду к отшельничеству: днем он трудился в обители, вечером удалялся в лес, где в пустынной келье ночью предавался молитве и богомыслию.
 2 сентября 1793 г. прп. Серафим рукоположен во иеромонаха еп.Тамбовским и Пензенским Феофилом  и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. 1794 г. отмечен скорбным событием: скончался настоятель иеромонах Пахомий, много сделавший для обители. По его желанию прп.Серафим принимает на себя попечение о Дивеевской жен. общине и не оставляет сестер без дух. окормления и матер. обеспечения.
  20 ноября 1794 г., в годовщину прибытия в Саровскую обитель, преподобный испрашивает у настоятеля иеромонаха Исаии благословения на подвиг пустынножительства и поселяется в лесу в нескольких км от м-ря. По благочестивому обычаю дает местам вокруг деревян.избушки названия в память о земной жизни Спасителя: Вифлеемская пещера, Град Иерусалим, река Иордан, поток Кедрон, Голгофа...В «дальней пустыньке», как любил называть  жилище св.старец, он ежедневно совершал молитв. правило по строгому уставу древних пустынножит. обителей, а также по чинопоследованию, самим составленному и известному как «келейное правило отца Серафима», нередко полагая до 1000 поклонов.
 Он читает святоотечественные и богослуж. книги, Свящ. Писание, особенно Евангелие, с к-рым никогда не расставался, прочитывая за неделю Новый Завет (в понедельник- Евангелие от Матфея, во вторник - Евангелие от Марка, в среду - Евангелие от Луки, в четверг - Евангелие от Иоанна, в пятницу - Деяние Св. Апостолов, в субботу - Соборные послания Апостолов и Послания Ап.Павла, в воскресенье - Апокалипсис), называя его «снабдением души»( спасением от всего пагубного.), «по руководству к-рого должно устроять  жизнь свою».
   В часы труда старец рубит дрова, заготавливает на болоте мох, работает на пчельнике и возделывает огород близ кельи, воспевая церк.песнопения. Одеждой преподобному служил один и тот же белый полотняный балахон; носил он  старую камилавку и лапти, в ненастную погоду подрясник из черного толстого сукна и кожаные полумантию и чулки - бахилы. Вериг и власяницы для умерщвления плоти никогда не надевал, говоря: «Кто нас оскорбит словом или делом, если мы переносим обиды по-евангельски, - это вериги наши, это власяница».
   Образ жизни старца был суров, даже в морозы келья не отапливалась. Спал он, сидя на полу, прислонившись спиной к стене либо положив под голову камень или поленья, делал это «ради умерщвления страстей». Добывая пропитание, старец соблюдал очень строгий пост, питаясь раз в сутки овощами и черствым хлебом, небольшими запасами делился с птицами и дикими животными. Старец из рук кормил медведя, служившего ему. Не вкушая в среду и пятницу, в первую седмицу Святой Великой Четыредесятницы, прп. Серафим отказался от помощи обители, усилил воздержание и пост, питаясь три года травой снитью, которую сушил,заготовив на зиму.
 Стремясь к безмолвию, оградился от посетителей, но иноков, желавших уединения, принимал, не отказывая в наставлениях, но благословение на подвиг не давал, зная, какие искушения претерпеваются в уединении.Враг рода человеческого принуждал прп. Серафима оставить подвиги и отказаться от спасения души. Но с Божией помощью, ограждая молитвою и крестным знамением, старец побеждал искусителя. Восходя от силы в силу, подвижник взял на себя особый подвиг - столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на большой гранитный камень в лесу на полпути от обители к келье, и до рассвета с воздетыми руками повторял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному». Утром возвращался в келью и в ней,  уравнивая ночные подвиги с дневными, вставал на малый камень, принесенный из леса, и оставлял молитву  для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей.
  Тысячу дней и ночей в мороз, дождь, зной и стужу продолжал он молитв. стояние. Диавол наслал разбойников, к-рые, угрожая расправой, требовали денег, жестоко избили подвижника, проломили голову, сломали ребра, затем, все сокрушив и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись злодеяния. Утром преподобный с трудом добрел до обители. 8 суток страдал от нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, предоставив жизнь воле Господа и Пречистой Его Матери.Когда надежда на выздоровление исчезла, Пресв. Богородица явилась старцу во сне с апп. Петром и Иоанном Богословом, даровала исцеление, произнеся: «Сей - от рода Моего». Преподобный встал с постели и 5 мес. пробыл в м-ре до полного выздоровления. Он навсегда стал согбенным, ходил, опираясь на топорик или посох, но обидчиков просил не наказывать.
 Возвратившись в «дальнюю пустыньку», прп Серафим не изменил прежнего уклада жизни. По смерти настоятеля иеромонаха Исаии принял обет молчания, сравнивая его с крестом, «на котором человек должен распять себя со всеми страстями и похотями».Жизнь становится более сокрытой для окружающих.«Паче всего должно украшать себя молчанием, - любил он повторять наставления отцов Церкви, - ибо молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни единого... Молчание «приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом". Прп.Серафим не выходил к посетителям и, если встречал кого в лесу, падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся.
 Из-за болезни ног он не мог посещать обитель, пищу в неделю приносил послушник, к-рого старец встречал со сложенными крестом на груди руками и отпускал, не взглянув,не произнеся ни слова. Иногда клал на лоточек частицу хлеба или немного капусты, давая знать, что принести в след.воскресенье. В безмолвии преподобный провел около трех лет. Плодом подвижнической жизни стало стяжание «мира души», к-рый считал даром Божиим, самым важным делом в жизни христиан. «Истинная цель жизни христианской есть стяжание Духа Святого Божия» «Радость моя, - наставлял старец - молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".
  Обеспокоенные долгим отсутствием старца, новый настоятель игумен Нифонт и старшие из братии предложили прп. Серафиму или приходить в м-рь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения, или совсем вернуться в обитель. Старец избрал последнее, не в силах преодолевать большие расстояния.
 Но, поселившись спустя 15 лет в прежней келье, он продолжил подвиг молчания, никого не принимая, кроме больничного служки и священника, приносившего Св.Причастие. Началась жизнь в затворе пред иконой Божией Матери «Умиление», к-рую преподобный называл «Всех Радостей Радость». Дубовый гроб в сенях напоминал о часе смертном. Неведомы подвиги старца в затворе, известно, что прп.Серафим удостоен был восхищения в Небесные обители. После 5-ти лет затвора преподобный, по особому откровению, раскрыл двери кельи для ищущих дух. рук-ва, но не скоро снял обет молчания. Поучая приходящих примером безмолвного жития, он готовил себя к служению людям.
25 ноября 1825 г. Богородица со свтт. Римским  Климентом и Александрийским Петром явилась прп.Серафиму и повелела выйти из затвора для врачевания немощных челов. душ. Началось восхождение на высшую ступень монашеского подвига - старчество.  Прп. Серафим  сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворения. Он провидел прошедшее и будущее, давал советы, исполненные премудрости и добра. На вопрос собеседника, как он может, даже не выслушав странника, провидеть его сердце, старец говорил: «Сердце человеческое открыто одному Господу и один Бог - Серцеведец... А я, грешный Серафим, первое помышление в душе моей считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у собеседника на душе, только верую, что так мне указывается воля Божия для его пользы».
 По молитве преподобного исцелились многие, чьи тяжкие недуги не поддавались врачеванию. Первым, на ком проявилась чудотворная сила, был Михаил Васильевич Мантуров - нижегородский помещик, оставивший военную службу из-за неизлечимой болезни. Получив от Мантурова заверения в вере в Бога, преподобный обратился к нему: «Радость моя! Веруй, что тебя исцелит Господь.А я, убогий Серафим, помолюсь».
 Знаменуя болящего елеем, произнес: «По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую». Тут же выздоровев, Мантуров бросился к ногам подвижника, но был поднят: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это  дело  Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!»В знак благодарения за милость Божию "Мишенька", как называл его преподобный, возложил на себя подвиг добровольной нищеты и жизнь посвятил устройству Дивеевской жен. обители, исполняя поручения старца.
   Оставив затвор, подвижник удалялся в новую, «ближнюю пустыньку недалеко от монастыря, в лесу, рядом с «богословским» родником, вода которого, по его молитве, совершала чудесные исцеления. Старец к вечеру возвращался в обитель. Шел , опираясь на палку, неся в руке топорик, а за плечами котомку, наполненную песком и камнями, поверх которых лежало Евангелие. Когда спрашивали, для чего носит такую тяжесть, старец с отвечал словами прп.Ефрема Сирина: «Томлю томящего мя».
 Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от угодника Божия благословение. С раннего утра до позднего вечера дверь келии в «ближней пустыньке» была открыта для всех, и не знало сердце преподобного различия между ними. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевных состоянием. К каждому, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью: встречал земным поклоном, целованием и неизменным пасх. приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!» Для каждого находилось особое слово, что согревало сердце, снимало пелену с глаз, производило впечатление даже на маловерных, обращая к спасительному покаянию.
 Последние годы жизни прп. Серафим заботился о Мельничной девичьей общине. Устроенная по повелению Пресв. Богородицы в Дивееве, обитель явилась четвертым уделом Царицы Небесной, местом Ее благодатного попечения. По свидетельству старца, Божия Матерь обошла эту землю, дав обещание быть всегда ее Игуменией. Впоследствии вокруг общины проложена канавка, начал к-рую преподобный. «Канавка эта, - говорил он, - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до Небес высока. И как Антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».
 Несмотря на преклонные годы, старец трудился над сооружением монаст. построек - мельницы, келий и храма Рождества Христова, заготавливая лес, купленный на пожертвования посетителей. Он составил  устав обители, воспитывавший сестер в духе любви, послушания и непрестан. подвига. Претерпевая за отеческое попечение о дивеевских сиротах клевету и оскорбления, старец отвечал: "Исповедую и Богом свидетельствую, что ни единого камешка я по своей воле не поставил, слова от себя не сказал  и ни единую из них не принимал по желанию своему против воли Царицы Небесной". Летопись Серафимо-Дивеевского м-ря хранит пророчества преподобного о судьбах обители, и всем им суждено сбыться.
 На склоне лет прп.Серафим удостоился 12-го и последнего посещения Пресв. Богородицы 25 марта 1832 г., в  праздник  Благовещения, что явилось указанием на блж. кончину: дав старцу обещание заступничества в земных трудах, в устроении Дивеевской обители, Царица Небесная сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами».Получив откровение о кончине, преподобный стал усердно готовиться. Силы заметно слабели, он не мог каждый день ходить в пустыньку и принимать посетителей. «Мы не увидимся больше, - говорил он дух. детям. - Жизнь моя сокращается; духом я как бы сейчас родился, а телом мертв». Он искал уединения, предаваясь горестным размышлениям о несовершенстве земной жизни, сидя у гроба, приготовленного на случай кончины. Но даже в эти дни старец не переставал заботиться о спасении челов. душ.
 Накануне кончины прп. Серафим пришел по обычаю в любимую больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Божественной литургии, причастился, положил земн.оклоны пред образами Господа Иисуса Христа и Божией Матери, поставил свечи ко всем иконам, приложился, благословил братию, простился: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Несколько раз подходил к месту у собора, что выбрал для погребения, и подолгу молился. Вечером из его кельи донеслись пасх. песнопения, а утром 2 января 1833 г. старец иеромонах Серафим найден коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками пред иконой Божией Матери «Умиление»: его чистая душа во время молитвы взята к Престолу Господа. Тело почившего положено в сделанный его руками дубов.гроб и предано земле с правой, южной стороны от алтаря Успенского собора.
 70 лет со дня кончины св.Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника. Ожидание прославления, уверенность в этом столь сильны в народе, что задолго до канонизации Саровского чудотворца готовились престолы, создавались жизнеописание и церк. образ. Верующ.народ увидел в старце Серафиме самые дорогие черты подвижника Православия, поставив его как духовника земли Русской в одном ряду с молитвенником, игуменом земли Русской - прп. Сергием Радонежским.
 26 января 1903 г. определением Святейшего Синода старец Серафим прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения преподобного, в присутствии царской семьи и при многочисленном стечении народа, совершилось открытие его многоцелебных мощей. Св.старец провидел это событие, как и судьбу России, предупреждая о грядущ.гонениях на правосл. народ. Несмотря на то, что после 1917 закрыты Саровская и Дивеевская обители, исчезли мощи прп. Серафима, правосл. народ жил надеждой, что бесценная святыня будет обретена вновь. 11 января 1991 г. в городе на Неве после долгих лет сокрытия честные мощи прп. Серафима были вторично обретены и переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, 7 февраля торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский патриарший собор, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь к месту земных подвигов старца.
  Почитание Саровского подвижника особое: и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека, незримо пребывая с ним в страданиях, испытаниях и упованиях. Поэтому на Руси и в храмах, и в домах находятся его св.иконы..

Тропарь прп.Серафима глас 4
  От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преподобного Серафима глас 2
  Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

 Прп.Макрина, сестра свтт.Василия Великого и Григория Нисского, род. в Каппадокии в нач. IV в. Мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего  неродившуюся Феклой в честь св. первомц. Феклы. Св. Емилия исполнила волю Божию, назвала дочь Феклой. Др. родственники именовали девочку Макриной в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при имп. Максимиане Галерии.
 Кроме Макрины, в семье 9 детей. Св.Емилия сама руководила воспитанием старшей дочери, учила грамоте по свящ. книгам и псалмам Давида, выбирая примеры из св.книг, к-рые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Св.Емилия приучила дочь посещать церк. службы и совершать дом. молитвы. Макрина научена правил. ведению дом. хоз-ва и рукоделию. Она никогда не была праздной.
 Макрина выросла, родители обручили ее с благочест. юношей, но жених скончался. Многие стремились к браку с ней, но Макрина отказывала, избрав девств. жизнь, не желая изменять памяти умершего жениха. Прп. Макрина жила в доме родителей, помогая в дом. работах со служанками как старшая: она следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца стала опорой для семьи.
 Когда дети выросли, св. Макрина убедила мать, св. Емилию, оставить мир, удалиться в девичий м-рь. Некоторые из служанок последовали их примеру. Приняв иноч. постриг, жили одной семьей, вместе молились,  работали, имели все общее, ничем не отличаясь в образе жизни. После смерти матери св. Макрина руководила сестрами обители. Строгость к себе и воздержание присущи святой всегда. Спала на досках, не имела никакой собственности. Св. Макрина удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказ сестёр обители св. Григорию Нисскому после смерти св. Макрины), когда она исцелила девочку, у к-рой на глазу было бельмо, поцеловав больной глаз. По молитвам святой в обители во время голода не оскудевала пшеница. Умерла св. Макрина в 380 г., вознося благодарств.молитвы Господу за полученные от Него благодеяния. Похоронена в одной могиле с родителями.
Тропарь прп. Макрины, сестры свт.Василия Великого,глас 2
 Жениха твоего смерть видевши,/ разсмотрела еси тленную жизнь и суетие мира,/ отвсюду вину приимши,/ Нетленному Обручнику уневестилася еси,/ постом и смирением любовь Того постигающи./ Тем ныне радуется со Ангелы, преподобная Макрино, дух твой.
Кондак прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого глас 4
 Бога Благаго всем сердцем возлюбила еси,/ Макрино преподобная,/ и, Сего Крест Честный на рамо приемыш,/ усердно последовала еси Ему,/ отонудуже согрешений обрела еси прощение.

  Прп. Дий род. в Антиохии Сирийской в кон.IV в. в благочест. христ. семье. С молодых лет отличался воздержанием, принимал пищу в малом кол-ве не каждый день, плоть усмирял бдением и непрестан. молитвами. За подвиги Господь даровал св. Дию бесстрастие и дар чудотворений.
 Господь в видении повелел св. Дию идти в Константинополь, там служить Ему. Св. Дий поселился за городом в уединен.месте, где люди боялись жить. Он мужественно боролся с духами, пытавшимися изгнать его. Он побеждал их молитвой и твердой надеждой на помощь Божию. Усердно помолившись, святой воткнул жезл в землю, прося Господа дать жизнь сухому посоху, если Ему угодно видеть Дия пребывающим там. Господь услышал молитву: посох дал корни, начал расти, со временем превратился в огромный дуб, к-рый долго стоял после кончины св.Дия.
 Окрест.жители приходили к праведнику за советом, наставлением, просили исцеления от душевных и телесн.болезней. Св. Дий молитвой врачевал недуги, пожертвованное ему раздавал нищим, странникам и больным. Молва о нем дошла до имп. Феодосия Младшего. Он пришел к св. Дию за благословением с патр.Константинопольским Аттиком (406-425). Император пожелал на месте подвигов св. Дия устроить м-рь,  дал средства на постройку. Патриарх посвятил преподобного в свящ. сан, поставил игуменом. Вскоре к св. Дию собралась многочисл. иноч. братия. Обители понадобился колодец. Его рыли долго и безуспешно. По молитве преподобного Господь извел источник чистой воды, к-рая наполнила колодец.Много иных чудес совершал Господь чрез Своего угодника.
   В глубокой старости прп. Дий тяжело заболел, простился с братией, причастился Св. Таин, лежал на одре, как мертвый. В м-рь прибыли для совершения погребения патр. Аттик и Антиохийский патр. Александр. Св. старец неожиданно поднялся: "Господь дал мне еще 15 лет жизни". Велика была радость братии.
 Св.Дий прожил еще 15 лет, помогая всем советом, наставлением, исцеляя больных, заботясь о нищих и странниках. Незадолго до кончины в алтаре церкви ему явился светлый муж в священнич. одежде и предупредил о дне смерти. Возблагодарив Господа за извещение, св. Дий тихо скончался, похоронен в своем м-ре (ок. 430 г.)
Тропарь преподобнаго Дия, глас 1
 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Дие:/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления
Кондак преподобнаго Дия, глас 2
Чистотою души божественне вооружився,/ непрестанную молитву, яко копие, приим державно,/ разсекл еси демонов полки,/ чудотворче, отче наш Дие,/ моли непрестанно о всех нас.

  Собор Курских святых учрежден в 2003 г. по ходатайству митр.Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации прп. Серафима Саровского. Празднование установлено в день обретения мощей и прославления св. Серафима - 19 июля. 
 По благословению митр. Иувеналия, в 2004 г., к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения прп. Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан образ Собора святых, в земле Курской просиявших. На новонаписанной иконе изображены вошедшие в Собор святые:
Мч. Михаил (Вознесенский),
сщмч. Василий (Иванов),
сщмч. Ипполит (Красновский) (+ 1938, память 19 мая);
прп. Исаакий I Оптинский (+ 1894, память 22 августа);
сщмч. Александр (Ерошов),
сщмч. Михаил (Дейнека) (+ 1938, память 19 мая)
сщмч. Иоасаф, еп. Могилёвский (+ 1937, память 21 ноября);
сщмч. Матфей (Вознесенский) (+ 1919, память 19 мая);
прп. Иоанн Святогорский (+ 1867, память 11 августа);
сщмч. Александр, архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября);
прп. Макарий Оптинский (+ 1860, память 7 сентября);
сщмч. Павлин, архиеп. Могилёвский (+ 1937, память 21 октября);
сщмч. Митрофан (Вильгельмский) (+ 1938, память 19 мая);
сщмч. Иоанн, еп. Рыльский (+ 1938, память 26 февраля)
свт. Лука, архиеп. Симферопольский, исп. (+ 1961, память 29 мая);
сщмч. Онуфрий, архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая);
сщмч. Иувеналий, архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября);
сщмч. Дамиан, архиеп. Курский (+ 1937);
прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля);
прп. Феодосий Печерский (+ 1074, память 3 мая, 14 августа);
свт. Иоасаф, еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря);
сщмч. Антоний, еп. Белгородский (+ 1938, память 19 мая);
рп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)

Св. блгв.кн.Роман Олегович Рязанский из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к св. вере (князь жил в слезах и молитвах) и Родине, князь заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от грабежей ханских баскаков (сборщиков податей).
 Баскаки ненавидели святого и оклеветали его пред татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он выберет или мученическую смерть, или татарскую веру.    Блгв. князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За твердость в исповедании веры подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили на копье. Это произошло в 1270 году.
 Почитание князя-мученика началось сразу по его смерти. С 1854 г. совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти св. Романа. В 1861 г. в Рязани освящен храм в честь блгв. кн.Романа.
Тропарь мученика благоверного князя Романа, Рязанского глас 1
 Мученьми странноужасными/ и доблестию терпения/ всех преудивил еси, княже Романе:/ честных бо членов твоих по составом резание/ и всего телесе твоего раздробление/ претерпел еси за веру Христову./ Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/ и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский./ Молися убо ко Господу,/ да мир и благоденствие дарует граду нашему,/ и испроси у Него милость и спасение/ чтущим священную память твою, многострадальна.
Кондак мученика благоверного князя Романа, Рязанского глас 2
   Оклеветанный пред ханом в хулении зловерия его,/ дерзновенно предстал еси судищу нечестивому;/ убоявся же Страшнаго Суда Христова,/ ханское повеление и страх поплевал еси, святый Романе./ Телом, яко розга, режемый,/ в страданиих уподобился еси Иакову Персянину/ и явился еси великомученик изрядный,/ столп и утверждение Церкви Рязанстей,/ заступник и воевода Российский преславный.
Молитва святому благоверному князю Роману Рязанскому
   Святый славный великомучениче, благоверный княже Романе, покровителю и заступниче области Рязанския! Веруем и уповаем, яко страдании и богоугодною жизнию твоею стяжал еси велию милость и дерзновение у Господа Бога и не забыл еси достояния твоего земнаго, отечества нашего, в немже обуреваемы мы, раби твои, многими напастьми вражиими и страстьми житейскими. Темже молим тя: молитвами и предстательством твоим умоли Господа Бога, да избавит нас от всяких бед и от всех врагов, видимых и невидимых. О великий угодниче Божий! Вздохни о нас грешных ко Господу Богу, да простит нам вся согрешения наша, да ниспослет нам благодать Всесвятаго Духа, да престанем от всякаго сквернодейства и прочее время живота нашего во всяком благочестии и чистоте поживем и, тако благоугодивше Господу, сподобимся жизни вечноблаженныя, поюще и воспевающе превеликое милосердие Божие и твое милостивое предстательство за нас у Престола Божия во веки веков. Аминь.

   Прп. Паисий Печерский был иноком Киево-Печерского монастыря. Из общего канона Киево-печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах, известно, что он был связан единомыслием и братской любовью с прп. Меркурием. Оба святых были неразлучны, жили в одной келье, после смерти положены в один гроб. В настоящее время мощи почивают в отдельных раках.
Тропарь прп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах глас 4
  Великаго во отцех подражая Паисия,/ якоже он в пустыню, тако и ты в пещеру вселился еси,/ идеже труды прилагая, блаженне, ко трудом,/ и псаломскому пению выну прилежал еси,/ моли о нас, поющих тя.
Кондак преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах глас 5
   Всею душею и помышлением, Паисие, Христа возлюбив,/ Тому вседушне вся дни живота твоего служил еси, Богомудре,/ тем по кончине твоей/ наследил еси радость и вечное наслаждение.

   Блж. Стефан был сыном Лазаря, кн.Сербского. В тяжелое время турецкого ига св. Стефан стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников. Он строил города, созидал храмы и тратил казну на помощь нуждающимся. Многих властителей превзошел св.Стефан мудростью, милосердием и верой. Умер он мирно в 1427 г.
Тропарь блаженного Стефана, короля Сербского, глас 8
  С высоты восприяв увещание,/ отечеству твоему был еси предстатель и просветитель,/ святый праведный деспоте Стефане,/ супостаты побеждали, и люди своя просвещали,/ и многия храмы устроили,/ сего ради чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога о спасении народа сербскаго.
Кондак блаженного Стефана, короля Сербского, глас 4
   Вернаго Твоего воина Стефана Высокаго возлюбив,/ низпослал еси ему силы благодати, Христе Боже,/ во еже уведети тайны Небесныя/ и ревновати о славе Твоей,/ ейже кланяющеся и мы,/ всегда молим Тя:/ помилуй нас, Спасе, во Царствии Твоем.

Св. Милица, мать блж.Стефана, короля Сербского. Основала жен. м-рь Любостинь, в к-ром постриглась с им. Евгения. Скончалась в этом м-ре схимницей 11 ноября 1405 г.

Свт.Димитрий, митр.Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), род. в декабре 1651 г. в мест.Макарово, недалеко от Киева, в благочест. семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незауряд. способности талантл. юноши. Он успешно изучил греч. и латин. яз. и ряд класс. наук.
9 июля 1668 г. Даниил принял монашество с им. Димитрий, в честь вмч. Димитрия Солунского. До весны 1675 г. проходил иноч. послушание в Киевском Кирилловом м-ре, где началась его лит. и проповед. деят-ность. Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 г. во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромон. Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в разл. м-рях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Нек-рое время был игуменом Максимовской обители, затем Батуринского Никольского м-ря, откуда в 1684 г. вызван в Киево-Печерскую Лавру.
Настоятель Лавры архим. Варлаам (Ясинский), зная высокую дух. настроенность бывшего ученика, образованность, склонность к научн. труду, лит. дарование, поручил иеромон. Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. Вся дальнейшая жизнь свт. Димитрия посвящена выполнению этого подвижнич., грандиозн. труда. Работа требовала огромн. напряжения сил, нужно собрать и проанализировать множество разрозн. источников и изложить их языком, достойным высок. предмета изложения и одноврем. доступным всем верующим. Божеств. помощь не оставляла святителя на протяжении 20-летнего труда. По свидетельству прп-ного, душа его наполнилась образами святых, к-рые укрепляли дух и тело, вселяли веру в благополучн.завершение благородного труда.
Одновременно прп. Димитрий был настоятелем нескольких м-рей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патр. Адриана. В 1701 г. указом Петра I архим. Димитрий вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля хиротонисан на Сибирскую митр. кафедру в г. Тобольск. Но чрез нек-рое время из-за важности научн. труда и слабого здоровья святитель получил назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 г. как митр. Ростовский.
Он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства РПЦ, ослабленного старообрядч. расколом. В его трудах и проповедях многие поколения рус. богословов черпают дух. силы для тв-ва и молитвы. Для всех православных он остается примером св., аскетич., нестяжат. жизни. По его кончине, 28 октября 1709 г., у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Причисление свт.Димитрия, митр. Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 г. Празднество также 21 сентября, в день обретения мощей.
Тропарь свт. Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских гл.8.
Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие,/ сильный словом Василий,/ глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн,/ тако и днесь в стране полунощней/ три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый,/ и обличитель раскола Димитрий,/ мечем обоюду острым вся козни его разсекий,/ и помазания полный сосуд Тихон,/ тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый./ О велицыи трие святителие земли Российския,/ молите Христа Бога, Емуже угодни бысте,/ спастися душам нашим.
Кондак свт. Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских гл.3
Иже в поздния наша роды и в последняя времена/ обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих/ в скорби душевней утешивший и теплотою вашея веры согревавший,/ трие новоявленный святителие Российстии,/ Димитрие, Митрофане и Тихоне,/ на камени Православия утвердите ны/ и, яко чадолюбивии отцы,/ духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.
Молитва святителю Димитрию Ростовскому
О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Хрис¬тов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и при¬неси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умо¬ли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем вся¬кое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и сла¬ве Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Свт. Митрофан, первый еп.Воронежский, род. 6 ноября 1623 г. во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя буд. святителя - Михаил. Половину жизни святой прожил в миру, женат и имел детей. Есть сведения о заботливости св. Митрофана по воспитанию сына. Буд. епископ был священником в сел. Сидоровском Суздал. епархии. На 40-м г. овдовел, решил посвятить жизнь Богу. Местожительством избрал Золотниковский Успенский м-рь недалеко от Суздаля, где  пострижен в иночество с им. Митрофан.
Здесь угодник Божий начал иноч. подвижничество, отличаясь глубок. смирением. О его строгой иноч. жизни стало известно в монаш. среде. Чрез 3 года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина м-ря, не имевшего настоятеля, просила местное дух. начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник рукоположен в иерейский сан, затем  возведен в игумены Яхромской обители.
 Когда о ревности подвижника узнал Патр. Моск-й и всея Руси Иоаким, поручил ему более обширную Унженскую обитель, основан. в XV в. прп. Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь буд. святитель настоятельствовал ок. 7 лет, в течение к-рых м-рь достиг процветания. Построен храм Благовещения Пресв. Девы Марии, написано немало замечат. икон.
 М-рь игум.Митрофана привлекал внимание и царя Феодора Алексеевича, к-рый посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 г, по решению Моск. Церк. Собора 1681 г., образована новая Воронеж. епархия, царь Феодор первым епископом предложил назначить игум. Митрофана. Еп. хиротонию 2 апреля 1682 г. возглавил Патриарх Иоаким.
Свт. Митрофану был свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и сказалось на его архиерейских делах. Свт. Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриот.х начинаний царя-реформатора. Свт. Митрофан рассматривал дух-во как силу, способную воздействовать на население самым благотворн. образом. В начале деят-сти святитель соорудил в Воронеже новый камен. храм Благовещения Пресв. Богородицы. Свт. Митрофан любил церк. благолепие и вкладывал в строит-во собора огромн. средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии свт. Митрофана составляют взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко входил в судьбу молодого царя, старался содействовать полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, поддержал ее материально. Когда в 1696 г. рус. войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел свт. Митрофану как бы в награду за участие в победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время свт. Митрофан не одобрял слишком тесного общения царя с инозем. иноверцами и бездумн. восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языч. статуй. Когда разгневан. Петр грозил ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемл. для правосл. человека языч. ритуалы.
Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия он убрал статуи, мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до своей кончины. Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробн. жизни, о мытарствах; любим. молитвой — молитва об умерших.
Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латин. схоластикой, свт. Митрофан прекрасно знал Свящ. Писание и святоотеч. труды. В «Духовном завещании» свт. Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». Преставился к Богу свт. Митрофан в 1703 г. в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с им. Макарий. Погребен  в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «св. старца».
 С 1820 г. число почитателей молитв. памяти свт. Митрофана возросло, при соборе появились записи о чудесах на его гробнице. В 1831 г. последовало офиц. донесение об этом Синоду, по решению к-рого 7 августа 1832 г. состоялось торжеств. открытие гроба, затем последовала канонизация. От св. мощей происходили многочисл. исцеления. В 1836 г. при Благовещенском соборе в Воронеже учрежден Благовещенский Митрофанов м-рь.

Свт. Тихон (в миру Тимофей) род. в 1724 г. в семье беднейшего причетника с.Короцка (Валдайского уез.) и вскоре после рождения лишился родителя. Детство и отрочество прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день приходилось работать у жителей родн. села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгород. семинарию, в к-рой стал наставником. Нек-рые особые обстоятель-ства (чудесное спасение от смертн. опасности и нек-рые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в мон-во с им. Тихон. В след.году назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравств. богословию. Читал их по-русски, а не по-латыни, как принято. Кроме студентов, на лекции приходило много посторонних.
В 36 лет иеромонах Тихон избран епископом. Ок. 2-х лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял еп. кафедру в Воронеже. Все время епископства усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством бесчинств. Однажды святитель неожиданно яв-ся на народн. площадь среди разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более не возобновлялся.
Между тем усилен. труды расстроили здоровье свт. Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском м-ре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха,  посвящалось молитве, чтению слова Божия, благотворительности и составлению душепол. сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Каждый день читал по нескольку глав из Свящ. Писания (особо прор. Исаию), никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рубл. пенсия шла на благотворительность, сюда направлялось все, что получал в дар от знакомых. Часто в простой монаш. одежде отправлялся в ближайш.город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал, располагал к покаянию, наделял милостыней. Сам был в высшей степени нестяжателен, жил среди простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого пропитания и упрекал себя за то, мало потрудился для Церкви. По природе горячий и вспыльчивый, он был кроток и незлобив.
Св. Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 г., когда род. имп.р Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частн., что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. Особо святитель любил беседовать с простым народом, утешал его, помогал разоренным. Из монаст. слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Блж. кончина свт. Тихона последовала 13 августа 1783 г. Чрез 63 г. открыты нетлен. мощи, в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письм. трудов свт. Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, - «Сокровище духовное, от мира собираемое».

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения