Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч. Иакинфа Амастридского (IV).Мч.Емилиана(363). Прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах(1160). Прп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (ХIII). Прп. Памвы пустынника(IV).

31 Июль 2017 г. Понедельник

  Прп.Памва подвизался в Нитрийской пустыне Египта. Прп.Антоний Великий говорил, что прп.Памва страхом Божиим вселил в себя Духа Святого. А прп.Пимен Великий сказал:"Три дела мы видели у отца Памвы: голод всякий день, молчание и рукоделие". Прп. Феодор Студит называл св.Памву "высоким в деле и слове".
  В нач. иночества св.Памва услышал стих из 38 псалма Давида "сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим". Эти слова запали в его душу, он следовал им всегда. Когда его о чем-либо спрашивали, он отвечал после долгого размышления и молитвы, опасаясь сказать что-то, о чем мог бы пожалеть. Св.Памва был образцом трудолюбия. Каждый день работал до утомления, питался хлебом, заработанным собств. трудом.
 Учениками прп. Памвы были вел.подвижники: Диоскор (еп.Ермопольский), Аммоний, Евсевий и Евфимий, упоминаемые в житии свт.Иоанна Златоуста.
  Однажды прп.Мелания Римляныня принесла св Памве большое коли-во серебра на нужды м-ря, но он не взглянул на деньги. Лишь после усилен. просьб св. Мелании позволил отдать милостыню брату для распределения среди бедных м-рей. Св.Памва отличался смирением, но высоко ценил звание инока и учил мирян с почтением относиться к монашествующим, к-рые чаще беседуют с Богом.
 Прп-ный скончался в 70 лет. Поведав братии у смертного одра о том, к каким добродетелям стремился в жизни, св. Памва сказал: "Но я отхожу ко Господу так, как будто и не начинал Богоугодно и по-иночески жить".
Тропарь прп. Памвы пустынника Египетского, глас 5
  В пустыни живый в толстинных и многошвенных твоих ризах,/ и без тщеславия и мятежа внутрь поя Богови,/ и человеча деяния собою прообразовав в наказание, отче Памво,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак прп. Памвы пустынника Египетского, глас 5
 Мира сего учение отрину,/ и, в сердцы смирением сподобився Богу угодити,/ кичения ненавидение стяжа,/ тем и ученика своего о страсе Божий обличи,/ и наказа без ликования умоляти Бога,/ истиннаго смирения, Христовы нищеты подражателю,/ пустынная красото, отче наш Памво,/ не престай моля о чтущих тя.

  Св.мч.Иакинф род. в г. Амастриде в христ. семье. Имя дал явившийся ангел. Трехлетним младенцем св. Иакинф попросил у Бога воскресить умершего ребенка, и Господь услышал детскую молитву: почивший воскрес. Впоследствии 2 отрока росли вместе и подвизались в добродет. жизни. Св. Иакинф увидел, как язычники поклонялись дереву, срубил его. Его подвергли жестоким истязаниям, выбили все зубы и, связав веревками, поволокли по земле, бросили в темницу.Там св.страдалец преставился к Богу.

 Св.мч. Емилиан, славянин, пострадал за Христа в царствование имп.Юлиана Отступника (361-363). Желая восстановить в Римской империи культ языческих богов, Юлиан разослал по всем областям указ, согласно к-рому всех христиан следовало предавать смерти. В г.Доростол, расположенный на берегу реки Дуная, где жил св.Емилиан, направлен сановник Капитолин. Имп.указ прочитан на городской площади. Жители Доростола утверждали, что христиан в городе нет.
 Св.Емилиан был рабом местного градоначальника и тайным христианином. Возмущенный жестоким указом, св.Емилиан проник в языч. капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный. Вскоре язычники обнаружили, что капище разгромлено. Разъяренная толпа стала избивать крестьянина, случайно проходившего мимо. Тогда св.Емилиан громко крикнул, чтобы не трогали невинного человека, и сказал, что сам капище разрушил. Его схватили и повлекли к судье Капитолину. По приказу сановника св.Емилиана долго и беспощадно били, затем осудили на сожжение. Брошенный в костер, он не погиб, но пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. Костер угас, св. Емилиан лег на догоравшие угли и с молитвой предал дух Господу († 363). Впоследствии в Константинополе выстроена церковь св.мч.Емилиана, куда перенесли св.мощи.
Тропарь мученика Емилиана, глас 4
 Мученик Твой, Господи, Емилиан/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Емилиана, глас 3
 Божественною ревностию распалаем,/ огня сослужащаго не устрашился еси,/ но возшед небоязненно волею,/ возгнещающим огнем всесожжегся,/ и Владыце, яко жертва, принеслся еси,/ мучениче славне Емилиане,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

 Прп. Иоанн Многострадальный, Печерский, подвизался в Киево-Печерской лавре. От самой юности много страдал, мучимый похотью плоти, и ничто не могло избавить от нее - ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги.  Преподобный пошел в пещеру, где почивали мощи прп. Антония, и усердно молился св. отцу.
 Через сутки многострадальный Иоанн услышал: "Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы невидением и молчанием ослабить брань, и Господь поможет тебе молитвами преподобных". Святой поселился в пещере, и только через 30 лет победил плотскую страсть. Напряженной была борьба, тернистым путем шел преподобный к победе. Иногда хотелось ему покинуть затвор, но он решился на еще больший подвиг. Св. воин Христов выкопал яму, с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч.
 Весь пост он провел так, но жар страсти не покидал его многотрудную плоть. Враг навел на подвижника страх, желая выгнать из пещеры: страшный змей, дыша пламенем, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в пасть.  Тогда св. Иоанн воззвал: "Господи Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил меня? Помилуй меня, избавь от скверного беззакония моего, избавь меня от уст врага моего: блесни молнию и прогони его". Вдруг блеснула молния, и змей исчез.
 Свет осиял подвижника, и послышался Голос: "Иоанн! Вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось худшее и не пострадал ты в будущем веке". Святой сказал: "Господи! зачем оставлял так долго мучиться?" "По силе терпения твоего, - был ответ, - навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен, как золото; молись о себе, погребенному здесь, прп. Моисею Угрину, он поможет в борьбе". 
 Скончался преподобный ок.1160 г., стяжав благодать против блудной страсти. Св. мощи почивают в Антониевых пещерах.
Тропарь преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах, глас 1
 Терпения столп воистину непоколебимый/ и забрало от вражиих стреляний необоримо,/ равноангельне и многострадальне отче наш Иоанне,/ имуще тя, мы, недостойнии, молимся,/ припадающе к честным твоим мощем тепле:/ избави нас душетленных страстей плотских и спаси твоими молитвами.
Кондак прп.Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближн.пещерах, глас 2
 Столп целомудрия, вражиими бореньми непобедимь сый,/ аки столп, многострадальное водруженно оставил еси нам тело твое,/ всечестне Иоанне,/ емуже в немощех душевных и телесных покланяющеся,/ молим тя, преподобне:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

 Прп.Памва, Киево-Печерский затворник, иеромонах, совершил подвиг исповедничества. Находясь в иноческом послушании, схвачен татарами и много лет страдал у них в плену за отказ отречься от христ. веры. Впоследствии преподобный чудесно восхищен из плена и поставлен в своей келье. Скончался  в затворе в 1241 г. Мощи почивают в Феодосиевых пещерах.

  В воскресение в 9 Неделю по Пятидесятнице Рус. Правосл. Церковь празднует память св. отцов 6-ти Вселен. Соборов, что стало возможно после того, как Рим.империя признала христианство законной религией. До этого по Рим. законодательству оно считалась ересью и подлежало уничтожению.Иудеев, к-рые не почитали императора как бога и идолам жертвы не приносили, никто не преследовал. Когда поняли, что христианство – не иудаизм, а новая религия, стали действовать законы Рим.империи, и христиан гнали как секту, как ересь, опасную для государства.
 Но при имп. Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а императору явлено знамение на небе - Крест, с к-рым победил противника, и стал имп. Римской империи, Западной и Восточной. Он признал хистианство наравне с др. офиц.религиями и собрал в 325 г. в Никее Первый Вселен. собор. На Соборе участвовало 318 епископов, среди к-рых св. Николай Чудотворец, Иаков, еп. Низибийский, Спиридон Тримифунтский, св. Афанасий Великий, тогда в сане диакона, и др.
  Собор отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все правосл.христиане могли знать истин.учение веры, оно ясно и кратко изложено в первых 7 членах Символа Веры.
 На этом Соборе постановлено праздновать Пасху в первый воскресн. день после первого весеннего полнолуния, определено священникам быть женатыми, установлены многие др. правила. На Первом Вселенском соборе утверждена последовательность, главенство христ. Церквей- Римская Кафедра (бывший царств. град), Константинопольская (царств. град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя, что доныне мешает совр. католикам доказать, что Папа – глава всей христ. Церкви.
 Второй Вселенский собор созван в 381 г. в Константинополе, при имп. Феодосии Великом. Созван против лжеучения бывшего арианского еп.Константинопольского Македония, к-рый отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы - Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну как Ангелы.
 На Соборе было 150 епископов, среди к-рых Григорий Богослов (председатель), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор дополнил Никейский Символ Веры 5-ю членами, в к-рых излагается учение о Св. Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни буд. века. Т.о., составился Никеоцареградский Символ Веры, к-рый служит рук-вом для Церкви на все времена.
 Третий Вселенский собор созван в 431 г. в Ефесе, при имп. Феодосии 2-м Младшем. Собор созван против лжеучения Константиноп. архиеп. Нестория, к-рый  учил, будто Пресв. Дева Мария родила простого человека Христа, с К-рым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и др.пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресв. Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория, постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресв Деву Марию – Богородицею. Собор утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.
  Четвертый Вселенский собор  созван в 451 г. в Халкидоне, при имп. Маркиане. Собор созван против лжеучения архимандрита константинопольского м-ря Евтихия, к-рый отвергал человеч. природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божест. достоинство Иисуса Христа, он  впал в крайность и учил, что в Господе Иисусе Христе человеч. естество совершенно поглощено Божеством, посему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи наз-ся монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истин. учение Церкви, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он род-ся от Пресв. Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).
 Пятый Вселенский Собор созван в 553 г. в Константинополе при знаменитом имп. Юстиниане I. по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были соч-ния трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся известностью, Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в к-рых ясно выражались несториан. заблуждения, а на Четвертом Вселенском соборе ничего не  упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти соч-ния, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый четвертый Вселенский собор и клеветать на Правосл. Вселен.Церковь, что она будто уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.
   Собор осудил все 3 соч-ния и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими соч-ниями, сами они помилованы, т. к. отказались от ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
   Шестой Вселенский собор созван в 680 г. в Константинополе при имп. Константине Погонате и состоял из 170 епископов. Собор созван против лжеучения еретиков – монофилитов, к-рые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божеств. волю. После Пятого Вселенского собора волнения, производимые монофилитами, продолжались и грозили Греч.Империи большою опасностью. Имп. Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофилитам и силою власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патр.Иерусалимский и Константинопольский монах Максим Исповедник, к-рому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.
  Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофилитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
  Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более 300 лет, была временем христологических споров о Св. Троице, поэтому память св. отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христ. Церкви сформулированы и утверждены догматы христ. вероучения, определена богослов. основа вероучения.
   Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.
   Празднование св. отцам шести Вселенских соборов, бывших в разные времена, без сомнения началось не вдруг, но распространялось  после Первого Вселенского собора. На постепенное установление празднования св. шести соборам Вселенским указуется писаниями св. отец разных веков. Так св. Григорий Двоеслов, писатель VI в., в послании к Иоанну, патриарху Константинопольскому, и прочим патриархам писал о четырех Вселенских соборах: «приемлю и почитаю 4 собора, как 4 книги св. Евангелия, т. е. со всею преданностию содержу и всецело храню Никейский на коем ниспровергнуто лжеучение Ария; - Константинопольский, на коем обличено заблуждение Евномия и Македония; Ефесский, на коем отвергнуто нечестие Hестория; Халкидонский, на коем отвергнуто безумие Евтихия и Диоскора». B VII в. св. патриарх Иерусалимский Софроний в соборном послании к Сергию, Константинопольскому патриарху, писал:
«Св. отцы, желая показать, что учение их не новое, а согласное с соборами, часто перечисляют оные. Мы принимаем четыре великие, священные Вселенские собора, бывшие для утверждения Божественных догматов церковных, сияющие Евангельским блеском и украшенные качествами Евангельскими. Сверх сих четырех великих, достоуважаемых, священнейших и равночестных соборов, я принимаю и Пятый Вселенский собор, бывший кроме и после тех соборов, собиравшийся для подтверждения знаменитого Халкидонского собора». В IХ веке о шести Вселенских соборах писал Никифор, архиепископ Константинопольский, и называет их святыми, Богодвижимыми. При воспоминании св. отец шести Вселенских соборов Церковь в чтении Евангельском предлагает ходатайственную молитву Иисуса Христа, указанную в первом Страстном Евангелии и в VII-ю по Пасхе неделю св. отец Первого Вселенского собора (Иоан.17:1-13, зач.56).
А словами Апостольского чтения поучает: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр.13:17)
 

 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения