Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмц. Марины (Маргариты) (IV). Прп. Иринарха Соловецкого (1628). Прп.Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского.Святогорской (Одигитрии) иконы Божией Матери (1569).

30 Июль 2018 г. Понедельник

  Св.вмц. Марина(Маргарита) род. в Малой Азии, в г.Антиохии в семье языч. жреца. В детстве лишилась матери, отец отдал на попечение кормилице, к-рая воспитала Марину в правосл. вере. Узнав, что дочь стала христианкой, отец отказался от нее. Во время гонения на христиан имп. Диоклитиана (284-305) св. Марина (Маргарита) в 15 лет заключена в темницу. С упованием на волю Божию готовилась юная узница к подвигу.
  Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить отречься от христ. веры и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Правитель предал св.мученицу истязаниям. Жестоко избитую, святую прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело.
  Сам правитель, не выдержав ужаса пытки, закрыл лицо руками. Но св.мученица оставалась непоколебимой. Брошенная на ночь в темницу, сподобилась Небесного посещения и исцелена от ран. Утром привязав к дереву, мученицу опаляли огнем. Едва живая, святая молилась:"Сподоби меня пройти чрез воду св. Крещения". Услышав слово "вода", правитель повелел утопить святую в огромной бочке. Мученица просила Господа, чтобы эта казнь стала св.Крещением. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Узы, наложенные на св. Марину, развязались. Мученица стояла в купели Крещения, славя Св.Троицу - Отца, Сына и Св. Духа. Св.Марина вышла из купели совершенно здоровой, без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ славил Истин. Бога, многие уверовали.
  Это привело в ярость правителя, он приказал уничтожать всех, кто исповедует Имя Христа. Погибло 15000 христиан, а св. мц. Марина обезглавлена. Страдания вмц-ы описал очевидец Феотим.
 До взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. мощи вмц. Марины находились в м-ре Пантепонта. По др.сведениям, они находились в Антиохии до 908 г., оттуда перенесены в Италию. Честная  рука Марины (Маргариты)  перенесена на Афон, в Ватопедский м-рь. Запад. церковь чтит Марину, называя Маргаритой Антиохийской. Многие храмы посвящены ей.
 В VIII в. имп. Мария перенесла часть мощей святой в Константинополь. Они хранились в м-ре Пантепонта (Всевидца Христа) до взятия города в 1204 г. крестоносцами. Др.часть мощей перенесли в 908 г. из Антиохии в Тоскану, поместили в Монте-Фиасконе.
 В 1213 г. Иоанн де Бореа взял в одном из м-рей Константинополя серебр. ларец с кистью руки святой. Эти мощи спасли его от бури по пути в Венецию. Позже их поместили в венециан.храме св. Либерала, после чего церковь переименовали в честь св. Марины. До XVII в. они оставались там. В XIX в. святыню перенесли в храм св. Фомы в том же городе. 
 Частицы ее мощей в большом кол-ве находятся на Афоне. Часть руки святой находится в Ксенофонте, левая рука с кистью в Иверском м-ре, в м-ре Филофея нога, в рус. Пантелеимон. м-ре одно из ребер; крупные части мощей есть в Хиландаре и Эсфигмене. В Зугдиди (Грузия) хранится часть руки. Частицы мощей вмц-ы есть в России: в Св.-Троицкой Сергиевой Лавре, в моск. храме Воскресения Христова (Сокольники) в ларце, принесенном со Св. Горы в 1863 г. старцем иеромон. Арсением.
Тропарь, глас 3:
 Девства добротами преиспещренна дево, нетленными венцы венчалася еси Марино: кровьми же мученичества обагрена, чудесы просветившися исцелений, благочестно мученице прияла еси почесть победы твоего страдания.

  Прп. Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком м-ре и в иноч. жизни ревностно подражал прпп. Зосиме и Савватию. В 1614 г., после смерти игум. Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий м-рь имел большое значение в защите север. России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. При прп. Иринархе сооружена камен. стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Заботясь о внешней безопасности обители, прп-ный много внимания уделял внутрен., дух.укреплению. Сам смиренный и кроткий, постоянно погруженный в богомыслие, ревновал о поддержании в иноках истинно монаш. духа. Под дух.рук-вом прп.Иринарха в Соловецком м-ре выросли достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве прп.Елеазар, друг и сподвижник прп. Иринарха, основал скит на Анзерском острове.
  В царской грамоте Соловецкому м-рю 1621 г. инокам повелевалось "жить по правилам Святых отцов.., в полном послушании у игумена (Иринарха) и старцев". Последние 2 года прп-ный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился  17 июля 1628 г.
Тропарь преподобного Иринарха Соловецкого, глас 4
   Постническое по Бозе житие возлюбив,/ вся плотская мудрования духу покорил еси/ и воздержанием страсти умертвил еси,/ во трудех, и бдениих, и молитвах образ быв добродетели,/ тем монашескаго жития наставник показался еси,/ отче преподобне Иринарше./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иринарха Соловецкого, глас 8
  Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав,/ блаженную жизнь совершил еси,/ и путь ко спасению всем указал еси,/ и богомудрый начальник монахов явился еси./ Темже имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Иринарше, монашествующих похвало.
Молитва преподобному Иринарху Соловецкому
  О преподобне отче Иринарше, угодниче Божий и молитвенниче о душах наших! Услыши нас, ныне молящихся тебе, яко имущему дерзновение ко Господу, да подаст нам вся, яже на пользу в сем житии нашем и во уготовление к вечному животу. Буди нам наставник в духовнем жительстве, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и заступник от враг невидимых, борющих ны, да и мы, богоугодно прешедши поприще сея жизни, будем наследницы Царствия Небеснаго и сподобимся вкупе с тобою славити Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

   Прп. Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде Вологодского края и занимался земледелием. В 50 лет во сне увидел Божию Матерь, К-рая повелела идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресв.Богородицы - Одигитрии и на р. Лузе у Туринской горы построить храм. Прп. Леонид не решился следовать этому видению, посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский м-рь, принял монашество и провел в трудах и молитв. подвигах ок. 3-х лет.
 Оттуда прп-ный перешел в Соловецкий м-рь и там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось. Тогда прп. Леонид отправился в Моржевскую пустынь и чрез год рассказал настоятелю Корнилию (1599-1623) о повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, прп-ный добрался до р. Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от г. Устюга, устроил себе из хвороста хижину. Но недобрые люди вынудили его переселиться вверх по реке, в болотистое и пустынное место.
 В 30-ти верстах от г. Лальска старец поставил келью и приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал 3 канала, длиной ок. 2 км, от р. Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, от Святого до Черной речки. Во время тяжелых работ его ужалила ядовитая змея. Предав себя воле Божией, прп. Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях - и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою - Устьнедумскою.
 С благословения Ростовского митр. Филарета (позже Всероссийского патриарха, 1619-1633), прп. Леонид в 1608 г. посвящен в иеромонаха. В новосоздан.церкви Введения во храм Пресв.Богородицы иеромон. Леонид поставил икону Одигитрии, заповеданную Божией Матерью. Нелегким подвигом в крае, наз. "Лузскою Пермцою", что значит "частица страны диких пермяков", избранник Божий заслужил справедл.почитание как один из первых просветителей этих глухих земель.
  Много борьбы вынес прп-ный с суровой негостеприим. природой. Хотя его канал и осушил болото, но р.Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес постройки на мыс у Черного озера. На новом месте воздвигнут храм, освященный в 1652 г. Скончался прп. Леонид на сотом году жизни 17 июля 1654 г., погребен в монаст. Введенской церкви, где долго сохранялась его тяжелая власяница - свидетель подвижнич. трудов св. угодника.
Тропарь преподобного Леонида Устьнедумского, глас 1
  Божественною любовию и житием духовным/ от юности распалився, преподобне,/ и вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/ легкое иго на рамо взем,/ Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь/ достиже пустыни/ и в ней многолетне подвизался еси/ в трудех многих и слезах,/ всяким злостраданием плоть свою изнуряя./ Отонудуже Бог, твоя труды видев,/ умножи тебе чада в пустыни./ Но яко имея дерзновение к Богу,/ моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/ да избавит нас от всех навет вражиих/ и спасет души наша
Кондак преподобного Леонида Устьнедумского, глас 8
  Все свое умножив желание и к Богу вперив/ и Тому невозвратно от души последовав,/ в пустыню вселися и в ней многия труды в Бозе показал еси./ В непроходных местех источники водныя ископал еси/ и умертвил еси подвиги твоими телесная мудрования,/ многим путь был еси ко спасению./ Темже молим тя:/ спаси нас и яже собра, мудре, да зовем ти:/ радуйся, Леониде преподобне, пустынный жителю.
Молитва преподобному Леониду Устьнедумскому
  О священная главо, преподобне отче наш Леониде, земный Ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесные и душевные недуги отгоняти. К тебе убо прибегаем, припадающе, молимся: не презри нас, молящихся и твоея просящих помощи; испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и преобразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не может творити ничесоже, да всякое наше во благопожелание исполнит. Да тако, угождающе Ему, победим борющаго нас диавола, внидем идеже вси святии пребывают и прославляют Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки. Аминь.

  Прп. Лазарь Галисийский род. в Лидии, в г. Магнезии. Образова. и боголюбив. юноша, Лазарь стал иноком в обители св. Саввы, основанной вел. подвижником благочестия в Палестине. 10 лет провел прп-ный в стенах этой обители, стяжав любовь и благоговение братии пред высотой монаш. подвига.
 Рукоположенный Иерусалим. патриархом во пресвитера, прп.Лазарь возвратился на родину и поселился недалеко от Ефеса на пустын. горе Галисийской. Здесь удостоен чудного видения: огнен. столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его". На месте, где святому явлено чудо, построил храм Воскресения Христова и принял подвиг столпничества. Вскоре к вел. подвижнику стеклись иноки за мудрым дух. окормлением, боговдохнов. словом и благ. примером святого. Так возник м-рь.
 Получив откровение о скор. кончине, прп-ный оповестил об этом братию, но по слезн. молитве всех Господь продлил земную жизнь св.о Лазаря еще на 15 лет.Прп. Лазарь скончался 72-х лет, в 1053 г. Братия похоронила тело святого в столпе, на к-ром он подвизался. Прп-ный прославлен многими посмертными чудесами.
Тропарь преподобного Лазаря Галисийского, глас 8
  Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Лазаря Галисийского глас 4
 Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.

   История явления чудотв. иконы Божией Матери «Одигитрия» Святогорская связана с устройством псковским цар. наместником кн.Юрием Токмаковым по повелению царя Иоанна Васильевича IV Грозного Свято-Успенского Святогорского м-ря в 1569 г.
 Поводом для основания м-ря послужили  явл-я и многочисл. чудеса исцеления от икон Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия», к-рые явлены блж. отр. Тимофею на рек.Лугвица (Луговка) и Синичьей горе.
  На Синичьей горе яв-сь св. Тимофею икона в неизречен. свете, и был голос: «Избранный рабе Божий Тимофей, так угодно Сыну Моему Господу Иисусу Христу явить на сей горе свое милосердие для спасения рода христианского, но не теперь, а по прошествии шести лет, приди на сию гору и тогда увидишь действие благодати Божией, и от сего времени пребуди ты во всех добрых делах».
 Икону «Умиление», к-рая ему явилась на р.Лугвица, Тимофей увидел на городище Воронич, когда пришел в Георгиевскую церковь. Чрез 6 лет на Синичьей горе по прошествии 40 дней молитвы Тимофея воссиял чудн. свет, и разлилось неизречен.благоухание: блж-ный увидел икону Богородицы «Одигитрия», к-рая повелела икону «Умиление» перенести из Воронича из Георгиевской церкви на Синичью гору, «ибо здесь благоугодно быть благодати Божией».
 Не сразу люди поверили Тимофею, а когда поверили, стали переносить из Воронича икону Божией Матери «Умиление» Крестным ходом на Синичью гору, тогда повсеместно совершались чудеса исцеления, а на Синичьей горе народ увидел на сосне икону «Одигитрия» Пядичную, к-рая спустилась только Тимофею в руки.
 Кн.Юрий Токмаков подробно исследовал все события явлений, опросил свидетелей и донес о чудесах явления икон и исцеления гос. Иоанну Васильевичу. Синичью гору тогда назвали Святой, царь повелел устроить м-рь на Горе, а на месте явл-я икон воздвигнуть храм Успения Пресв. Богородицы, престол храма устроен на пне сосны, на к-рой яв-сь икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская. 
 Икону «Умиление» царь повелел поставить у Царских врат. Т.о., устроился Святогорский м-рь. Явлен. чудотв. икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская возвращена в м-рь в 1992 г. из Казанского храма в Пушкинских горах, когда Святогорский м-рь возвращён РПЦ .
 Икона Святогорская Божией Матери с Предвечным Младенцем на левой руке. Вверху иконы в облаках Бог Отец со Св. Духом, 2 ангела с боков. Еще ниже под иконой изображена икона Божией Матери «Одигитрия», стоящая на суку древа, пред ней молящийся на коленях блж. Тимофей. Икона написана на кипарис. доске и находится в серебр. позлащен. ризе. Празднуется икона Святогорская, Пядичная в день явления — 17/30 июля и в Покрова Божией Матери.
 Явленной наз. икону, когда происходит чудесное явление образа Божией Матери, а чудотв. становится та икона, чрез к-рую свершаются чудеса исцеления. С псковск. чудотв. иконами это происходит до сих пор, когда с верой к ним за помощью обращаются правосл. люди.
 В дорев. годы в Свято-Успенском Святогорском м-ре почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна—древняя, не сохран. до наших дней; др. — один из ее списков, находящ. в наст. время в обители.
 Древняя чудотв. икона была одной из тех немногих, к-рые уцелели от разграбления Святогорского м-ря в 1787 г. С давних времен она почиталась чудотворной и в свое время  нек-рые жители г. Славянска получили от нее исцеление. Украшена сребро-позлащен. ризой с драгоцен. камнями. После закрытия м-ря в 1922 г. место нахождения иконы  неизвестно.
 Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX в. Одному афон. старцу, приехавшему в Св. Горы вскоре по открытии м-ря в 1844 г., понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что ничего не может пожертвовать, афон. инок в дар обители написал икону. Образ находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и благодатно сохранен не только от сырости, но от пожара.
 В 1918 г., когда икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в с.Байрачек, большевики ночью напали на дом, убили иеромон. Модеста и Иринарха, иеродиак. Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью. 5 трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.
 В сов.время Святогорский образ Божией Матери чудесно сохранен благочест. людьми. В сентябре 1992 г. икону крестным ходом перенесли в Святогорский м-рь, поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные получили исцеление после усердн. молитвы пред иконой Святогорской Богородицы, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей пред ней, или прикладывания к больному месту засушен. цветков, украшавших икону. Множество золотых и серебряных подвесок у чудотв. образа свидетельствуют о совершивш. чудесах и милости.

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения