Версия для печати
На страницу списка праздников

Память св.отцев шести Вселенских Соборов. Сщмч.Афиногена еп., 10 учеников (ок. 311). Мч.Павла, мцц.Алевтины (Валентины), Хионии (308). Мчч.Антиоха врача (IV). Память св.отцов IV Вселен. Собора (451). Мц. Иулии девы (ок. 440 или 613).

29 Июль 2018 г. Воскресенье

 Русская Правосл. Церковь празднует память св. отцов шести Вселенских Соборов, что стало возможно после того, как Рим.империя признала христианство законной религией. До этого по Рим. законодательству оно считалась ересью и подлежало уничтожению.Иудеев, к-рые не почитали императора как бога и идолам жертвы не приносили, никто не преследовал. Когда поняли, что христианство – не иудаизм, а новая религия, стали действовать законы Рим.империи, и христиан гнали как секту, как ересь, опасную для государства.
    Но при имп. Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а императору явлено знамение на небе - Крест, с к-рым он  победил противника, и стал имп. Римской империи, Западной и Восточной. Он признал хистианство наравне с др. офиц.религиями и собрал в 325 г. в Никее первый Вселенский собор. На Соборе участвовало 318 епископов, среди к-рых св. Николай Чудотворец, Иаков, еп. Низибийский, Спиридон Тримифунтский, св. Афанасий Великий, тогда в сане диакона, и др.
    Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все правосл.христиане могли знать истин.учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
   На этом Соборе постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено священникам быть женатыми, и установлены многие др. правила.
  На первом Вселенском соборе утверждена последовательность, главенство христ. Церквей- Римская Кафедра (бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя, что доныне мешает совр. католикам доказать, что Папа – глава всей христ. Церкви.
 Второй Вселенский собор созван в 381 г. в Константинополе, при имп. Феодосии Великом. Созван против лжеучения бывшего арианского еп.Константинопольского Македония, к-рый отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы - Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну как Ангелы.
 На Соборе было 150 епископов, среди к-рых Григорий Богослов (председатель Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в к-рых излагается учение о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Т.о., составился Никеоцареградский Символ Веры, к-рый служит руководством для Церкви на все времена.
  Третий Вселенский собор созван в 431 г. в Ефесе, при имп. Феодосии 2-м Младшем. Собор созван против лжеучения Константинопольского архиеп. Нестория, к-рый  учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и др.пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресв. Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицею. Собор утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.
  Четвертый Вселенский собор  созван в 451 г. в Халкидоне, при имп. Маркиане. Собор созван против лжеучения архимандрита константинопольского м-ря Евтихия, к-рый отвергал человеч. природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он  впал в крайность и учил, что в Господе Иисусе Христе человеч. естество совершенно поглощено Божеством, посему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).
     Пятый Вселенский Собор созван в 553 г. в Константинополе при знаменитом имп. Юстиниане I. по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в к-рых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый четвертый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.
   Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами они помилованы, т. к. отказались от ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
   Шестой Вселенский собор созван в 680 г. в Константинополе при имп. Константине Погонате и состоял из 170 епископов. Собор созван против лжеучения еретиков – монофилитов, к-рые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После пятого Вселенского собора волнения, производимые монофилитами, продолжались и грозили Греч.Империи большою опасностью. Имп. Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофилитам и силою власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патр.Иерусалимский и Константинопольский монах Максим Исповедник, к-рому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.
  Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофилитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
  Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более 300 лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память св. отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.
   Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.
   Празднование св. отцам шести Вселенских соборов, бывших в разные времена, без сомнения началось не вдруг, но распространялось  после Первого Вселенского собора. На постепенное установление празднования св. шести соборам Вселенским указуется писаниями св. отец разных веков. Так св. Григорий Двоеслов, писатель VI в., в послании к Иоанну, патриарху Константинопольскому, и прочим патриархам писал о четырех Вселенских соборах: «приемлю и почитаю 4 собора, как 4 книги св. Евангелия, т. е. со всею преданностию содержу и всецело храню Никейский на коем ниспровергнуто лжеучение Ария; - Константинопольский, на коем обличено заблуждение Евномия и Македония; Ефесский, на коем отвергнуто нечестие Hестория; Халкидонский, на коем отвергнуто безумие Евтихия и Диоскора». B VII в. св. патриарх Иерусалимский Софроний в соборном послании к Сергию, Константинопольскому патриарху, писал:
«Св. отцы, желая показать, что учение их не новое, а согласное с соборами, часто перечисляют оные. Мы принимаем четыре великие, священные Вселенские собора, бывшие для утверждения Божественных догматов церковных, сияющие Евангельским блеском и украшенные качествами Евангельскими. Сверх сих четырех великих, достоуважаемых, священнейших и равночестных соборов, я принимаю и Пятый Вселенский собор, бывший кроме и после тех соборов, собиравшийся для подтверждения знаменитого Халкидонского собора». В IХ веке о шести Вселенских соборах писал Никифор, архиепископ Константинопольский, и называет их святыми, Богодвижимыми. При воспоминании св. отец шести Вселенских соборов Церковь в чтении Евангельском предлагает ходатайственную молитву Иисуса Христа, указанную в первом Страстном Евангелии и в VII-ю по Пасхе неделю св. отец Первого Вселенского собора (Иоан. 17:1 - 13, зач. 56).
А словами Апостольского чтения поучает: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр. 13:17)

Четвертый Вселенский Собор, на к-ром присутствовали 630 епископов, был в 451 г. в г.Халкидоне при имп.Маркиане (450-457). При жизни имп. Феодосия II (408-450) в 448 г. Евсевий, еп.Дорилейский, донес Собору, бывшему в Константинополе при св.патр.Флавиане, на предстоятеля одного из столичных м-рей архим. Евтихия, к-рый из неумеренной ревности против душепагубной ереси Нестория впал в др.крайность - утверждал, что в Иисусе Христе челов. естество при ипостасном соединении совершенно поглощено Божеским, вследствие чего утратило все, свойственное челов. природе, кроме видимого образа, т. е. после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (Божеское), к-рое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло.
  Собор осудил лжеучителя. Но ересиарх имел защиту при имп. дворе и находился в тесной связи с еретиком Диоскором, преемником свт.Кирилла на патриарш. Александрийской кафедре. Евтихий обратился к императору с жалобой на несправедливость осуждения и требовал суда Вселенского Собора на противников, к-рых подозревал в несторианстве. Желая успокоить Церковь, Феодосий решил созвать Четвертый Вселенский Собор в 449 г. в Ефесе. Этот собор в летописях Церкви заклеймен именем "разбойничьего". Диоскор, поставленный от императора председателем собора, владычествовал диктаторски, употребляя угрозы и явное насилие. Евтихий оправдан, а свт. Флавиан осужден.
  В 450 г. Феодосий умер. Его сестра Пульхерия возвела с собой на престол Маркиана. Умирение Церкви было делом первой необходимости. Вселенский Собор назначен на 451 г. Патриарх Константинопольский, св. Анатолий, был председателем Собора. Диоскор с 1-го заседания лишен места между присутствующими, а на 3-м осужден со сторонниками. Заседаний Собора было 16. Св.отцы единодушно произнесли проклятие на ересь Евтихия. На основании посланий свт.Кирилла Александрийского и папы Льва Великого отцы Собора решили: "Последуя св. отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно Человека, Того же из разумной души и тела, Единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и Того же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и Того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки учили о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам Символ отцов".
В 2-х заседаниях Собор изложил 30 канонов церк. иерархии и дисциплины. Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского в IV в. 

  Сщмч. Афиноген и 10 его учеников пострадали за Христа во время гонений на христиан в г. Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языч. богов и приказал севастийским гражданам принести жертву идолам. Но жители Севастии, в большинстве христиане, отказались участвовать в нечестивом празднестве и приносить жертвы идолам. Воинам приказано избивать народ, и многие христиане приняли мученич. венцы.
Правителю стало известно, что христианство широко распространилось благодаря проповеди еп.Афиногена. Приказано разыскать старца и привести на суд. Св.Афиноген и 10 его учеников жили недалеко от города в небольшом м-ре. Не застав епископа, воины схватили учеников. Правитель велел заковать их в цепи и бросить в тюрьму.
  Свт. Афиноген пришел в Севастию и стал укорять судью за то, что в темницу брошены невиновные. Его схватили. В тюрьме св.Афиноген укреплял дух. детей на подвиг. Приведенные на суд, все св. мученики исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. Перенеся жестокие истязания, ученики св. епископа обезглавлены. После казни учеников палачам приказано пытать старца. Укрепляемый Господом, свт.Афиноген перенес мучения. Единственная его просьба - казнить его в м-ре.
   Приведенный в обитель святой в молитве благодарил Бога, радуясь страданиям, перенесенным за Него. Св. Афиноген молился Господу о прощении грехов тех людей, к-рые будут поминать его и учеников. Господь сподобил святого услышать пред смертью Его голос, возвестивший обетование, данное благоразумному разбойнику: "Днесь со Мною будешь в раю". Священномученик сам склонил голову под меч.
Тропарь сщмч. Афиногена епископа и 10-ти учеников его, глас 8
 Священный Богу Афиноген, в жертве служитель,/ священное ученик своих принесе Христу заколение,/ пастырь со словесными овцами иде в Небесную ограду,/ победив сверепеющия неверием языки./ Мученик Твоих молитвами, Христе Боже,/спаси стадо Твое от волков, губящих е.
Кондак сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его, глас 4
   Владычню речению последовав, яко пастырь изрядный/ душу твою положил еси за Христовы овцы, священномучениче Афиногене,/ сего ради восхваляем тя/ и с тобою десятину ученик твоих,/ иже пострадаша, страхом Божиим и твоим учением наставляеми./ Тем угодивших Владыка венча вас живоначальною десницею,/ Егоже о всех нас молите.

  Св.мчч. Павел, Алевтина и Хиония из Египта. Во время гонения на христиан имп. Максимина (305-313) они приведены в Кесарию Палестинскую. Без малейшего страха пред правителем они исповедали себя последователями Христа. В 308 г. сестры Алевтина и Хиония после безжалостных истязаний сожжены, а Павел обезглавлен.

Св. мч. Антиох, уроженец Севастии Каппадокийской, родной брат св. мч. Платона, был врачом. Язычники узнали, что он христианин; вызвали на суд и подвергли жестоким пыткам. Брошенный в кипящую воду святой остался невредимым, отданный на растерзание диким зверям - не пострадал от них, звери мирно ложились у его ног. По молитвам мученика совершались многие чудеса и рассыпались в прах идольские изваяния. Язычники обезглавили св. мч. Антиоха. Видя безвин. страдания святого, воин Кириак, участвовавший в казни, обратился ко Христу, при всех исповедал веру и также обезглавлен (IV). Мучеников погребли рядом.

 Св. мц. Иулия род. в Карфагене в христ. семье. Девочкой попала в плен к персам. Ее увезли в Сирию и продали в рабство. Исполняя христ. заповеди, св. Иулия верно служила своему господину, хранила себя в чистоте, соблюдала посты и много молилась Богу.Никакие уговоры хозяина-язычника не могли склонить ее к идолопоклонству.
 Однажды хозяин отправился с товаром в Галлию и взял с собой Иулию. Когда по пути корабль пристал к острову Корсика, хозяин решил принять участие в языч. празднике, а Иулия осталась на корабле. Корсиканцы напоили купца и его спутников вином и, когда те заснули, привели с корабля Иулию. Св. Иулия не убоялась признаться, что она христианка, и обезумевшие язычники распяли ее на кресте.О кончине св. мученицы Ангел Господень сообщил инокам м-ря, находившегося на соседнем острове. Монахи взяли тело святой и погребли в храме обители.
 Ок. 763 г. мощи св. мц. Иулии перенесены в жен. м-рь города Бресчии (источники дают разные годы кончины святой: V или VII вв.).

  В XV в. в Псковском княжестве существовало селение, или, как говорили в древности, «весь», называвшаяся Черской, или Чирской. В этой веси, в Христорождественской церкви, находилась икона Божией Матери Одигитрия. Эта икона Божией Матери,находившаяся в церкви с. Чирски Псковской епархии, и именовалась «Чирской».
  В 1420 г., при архиеп. Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия I Московского над Псковской обл. разразилось бедствие — моровое поветрие. Народ  искал утешения  в молитвах о помощи к Богу и Царице Небесной. 16 июля 1420 г. в Черской Христорождественской церкви свершилось великое знамение: из очей Богоматери на иконе, истекли слезы. Молва о  чуде распространилась среди окрестных жителей, и они стали стекаться на поклонение новопрославленной иконе.
    Скоро извещен об этом  псковский кн. Феодор Александрович. Он послал в Черскую священников, знать благоговейно взять икону и принести во Псков. Посланные с трепетом исполнили поручение князя. Когда во Пскове узнали о приближении св. иконы, то  князь с дух-вом и народом вышел за город встретить святыню с чудотв. ликом Богоматери.
   Встреча  ознаменована новым чудом: из очей Богоматери по иконе обильно струились слезы, свидетелями чего были все присутствовавшие. Народ, пораженный чудом, повергся ниц и взывал к Пресв. Богородице:
— Господи, помилуй! Пресвятая Владычице Богородице, не остави нас, но помози нам грешным и недостойным рабам Твоим!
   Шествие остановилось, и священники, несшие икону, совершили благодарств. молебствие. Икона внесена в  город и поставлена в соборной церкви Живоначальной Троицы, где  находится сегодня. В память принесения иконы во Псков построена в 1470 г. Знаменская церковь в Старо-Знаменском Девичьем м-ре. Ежегодно, в день Преполовения, Черская икона Богоматери, называемая по месту нового нахождения Псковской, выносится из Троицкого собора на реку Великую и обносится вокруг города.
Празднование в память ее чудесного прославления совершается 29 июля. Особенностью Чирской иконы является то, что она имеет изображения с двух сторон: на лицевой стороне Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, а на задней — еванг. Лука и прп. Феодосий Печерский.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской), глас 4
  Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской), глас 4
  Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения