Версия для печати
На страницу списка праздников

Равноап. вел.кн.Владимира, во св. Крещении Василия(1015). Мчч.Кирика и Иулитты(ок.305). Мч. Авудима(IV).Собор Киевских святых.

28 Июль 2018 г. Суббота

 Св. равноап. вел. кн. Владимир, младший сын киевского кн. Святослава, род. в 963 г. Ему было 6 лет, когда умерла воспитавшая его св. кн. Ольга и отец отправил княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его и княгини Малуши, носившей скандинавское имя Малхрида. Она была христианкой, и когда вел. князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, пожертвовала на нее имение, где родился Владимир.
 Чрез 3 года после кончины матери, св. равноап.кн.Ольги, кн.Святослав убит в сражении с печенегами. Воспитатели сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в к-ром начиналось христианство, и языч. Новгород. Новгород победил, и кн. Владимир стал княжить в Киеве. Два старших брата его, Ярополк и Олег,  убиты, и кн. Владимир всю жизнь оплакивал их.
  С 17-ти лет он правил самостоятельно. Первые 6 лет княжения провел в походах, предводительствуя дружиной и объединяя Русь. Славян. племена от Карпат и Немана и г. Городён (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги составили целое - Рус.землю и назвались русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов - Перуна и Велеса, стали приносить человеч. жертвы. В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, переняли их у др. языч. народов. 
  Какова была в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: "Единого Бога признают они владыкой  мира". Он звался Сварогом, что значит "голубое небо". Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и др., меньшие божества считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили в бессмертие души, в загробную жизнь. Это делало их предрасположенными к христианству. Несколько раз проникало оно в Рус. землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресв. Богородицы. Море взволновалось, корабли руссов разметаны,они отступили. После этого прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это первое крещение Руси.
  В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорус. степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего перевода. Для обращенных послан митр. Михаил,  князь руссов собрал народ и призвал его принять крещение. Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено, и чудо свершилось. Народ крестился. Это второе крещение Руси. Третье при св. княгине Ольге, в Киеве было уже немало христиан и была церковь св. прор.Илии. После кончины св. Ольги христ-во временно заглохло, но ненадолго. Настали дни св. князя Владимира.
   В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий. Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили, что, стоя в церкви, не знали, "на земле они или на небе". Расположен Киев на "великом водном пути из варяг в греки", т. е. из Скандинавии в Грецию. Близость правосл.Греции сказывалась. Память о христ-ве, недавно уничтоженном Святославом, была жива. На молодого кн. Владимира влиял пример вел. бабки, равноап. кн.Ольги, "мудрейшей из людей", как говорили современники; не мог не влиять пример матери его, христианки кн. Малуши, и, наконец, героич. смерть свв. первомучч. Феодора и Иоанна 
   В одной исландской саге говорится, что король Норвегии Олаф долго жил в молодости при дворе "конунга Гардарики Вольдемара" (Гардарикой, т. е. страной городов, называлась у скандинавов Сев.-Зап. Русь). Когда возмужал, покинул его для воен. подвигов, по обычаю скандинавов того времени. Среди моря небесный голос призвал его в Византию для познания истинного Бога. Там крестился,на обратном пути был опять у Вольдемара и убеждал принять христианство.Исторически известно, что, вернувшись из похода христианином, король Олаф крестил  народ. Но кн. Владимир был язычником, держался языч. обычаев и имел 5 жен. Что привело его ко Христу, как совершилось  обращение - это его дух. тайна, скрытая в глубине сердца.
   Проповедник XI в. митр. Иларион в "Слове о Законе и Благодати", обращаясь к покойному уже вел. князю Владимиру, говорит: "Как вселился в тебя разум, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Не видел ты апостола, к-рый, придя в землю твою, преклонил сердце твое к смирению... Руководясь только добрым сердцем и острым умом, ты постиг, что Един есть Бог. ..     А особенно он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной вере земли Греческой, как чтут там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему... Слыша это, возгорелся духом, возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю свою в христианство..."
       О причине обращения св. Владимира ко Христу прп. Нестор Летописец говорит в житии свв. Бориса и Глеба: "Был князь в те годы, владевший землей Русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Бог...  сделал его христианином, как некогда Плакиду... Владимиру было явление Божие и сделало его христианином. Имя ему было дано Василий". Прп. Нестор Летописец указывает прямо на то, что некое явление Христа было св. князю Владимиру. Но подробности  неизвестны. Т. о., по свидетельству писателей, живших вскоре после св. князя Владимира, причина обращения глубоко духовна и скрыта в его душе. Величествен и привлекателен образ его даже в язычестве.
  Между тем по воле Божией  внешние события вели св. князя Владимира к осуществлению  желания. Греч. импп. Константин и Василий (из Македон. династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку дух-ва со свящ.утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир Фоку победил, обязательства не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание. Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту. Дружину  крестил и, согласно "Повести о Крещении Руси", крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что пред крещением ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Но Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь уже христианином и что крестился он в 987 г. в имении своем Васильеве (ныне г. Васильков).
  Когда кн.Владимир вернулся в Киев, пришедшие с ним правосл. священники - родом, очевидно, болгары Болгария подвластна Греции - крестили киевлян при впадении речки Крещатик в Днепр. Они принесли богослуж.книги, переведенные на славян. язык свв. равноап. просветителями славян Кириллом и Мефодием. С ними был митр. Михаи. В Киеве, знавшем христ-во, утвердилось оно быстро. На севере - в Новгороде, Ростове, Муроме - язычество держалось дольше и крепче, много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его. По мере того как Русь крестилась, идолы сокрушались. Кн. Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом юности он осуществлял заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили.
  Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным. В древности на Руси не знали смертн. казни. Она заменялась "пеней", т. е. денежным штрафом. Св. Владимир утвердил этот обычай, говоря: "Боюсь греха". Обычай стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне вел. кн. Ярославе под названием "Русская Правда".  Народ любил князя, прославлял  в песнях и былинах, называл Красным Солнышком. Вел. кн. Владимир собирал старейшин со всех концов Руси на совещания и устраивал пиры. Память об этих пирах сохранилась в былинах. Он созидал новые города, как, напр., Владимир-Волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и др.
   Границы владений он укреплял против соседних языч.народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал сыновей управлять Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и др. При нем влияние варягов ослабло, а значение славян усилилось. В Киеве, на месте убиения свв.рус. первомчч. Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь Успения Пресв. Богородицы и давал на нее 10-ю часть доходов.Скончался св. равноап. кн. Владимир 15 июля 1015 г. в любимом  с. Берестове, погребен в Десятинной церкви. Часть его св. мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном вел. кн. Ярославом Мудрым.
   Празднование св. Владимиру  установлено св. Александром Невским после того, как 15 мая 1240 г. помощью и заступничеством св. Владимира одержана знаменитая Невская победа над крестоносцами. Церк. почитание на Руси св. князя началось значительно раньше: в "Слове о Законе и Благодати" свт. Илариона († 1053) св. князь назван "во владыках апостолом", "подобником" св. Константина и сравнивается его апост. благовестие Русской земле с благовестием св. апостолов.

Тропарь равноапостольного вел. князя Владимира, глас 1
 Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую.
Кондак равноапостольного вел. князя Владимира, глас 8
  Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.
Молитва святому равноапостольному великому князю Владимиру
 О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое крещение, просветил еси светом Божественной веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечного спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближайший предстатель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянный на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомя спасительных плодов твоих. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию благодатную одежду студеными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепи¬хомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же неразумнии злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Чело¬веколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней, и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

  Св. мчч. Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в г. Иконии Ликаонской обл. Св.Иулитта из знатного рода, христианка. Рано овдовев, воспитывала трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан имп. Диоклитианом (284-305), св.Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив дом, имущество и рабов.
 Под видом нищей она скрывалась в Селевкии, затем в Торсе. Там ок. 305 г. была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток св.Иулитта повторяла: "Я христианка и не принесу жертвы бесам".
  Младенец Кирик плакал, глядя на мучения матери, рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырвался: "Пустите меня к матери, я христианин". Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученич.венца. После многих жестоких пыток св.Иулитту усекли мечом.
  Мощи св.Кирика и Иулитты обретены в царствование св. равноап.царя Константина. В честь св.мучеников близ Константинополя устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, св. Кирику и Иулитте молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей.
Тропарь мучеников Кирика и Иулитты, глас 8
  Яко лоза благоплодная, Иулитто честная,/ грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу,/ сына твоего Кирика славнаго,/ мучением того богатно украсивши/ и твоею кровию навершивши,/ тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних,/ идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.
Кондак мучеников Кирика и Иулитты, глас 4
 Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика,/ на подвизе мужески веселящися, взываше:/ Христос есть мучеников похвала.
Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте
  О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  Св. мч. Авудим Тенедосский, родом с о. Тенедос в Эгейском море, пострадал за Христа в IV в. при имп. Диоклитианне. Умер в нач. 4 в

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения