Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.от 70-ти Акилы (I). Прп. Стефана Махрищск.(1406). Мч.Иуста(I). Прп.Еллия монаха, Египетск.(IV). Прп.Онисима чудотворца, иже в Магнезии(ок.284-305). Мч. Иоанна Мервск. Прп. Никодима Святогорца(1809)

27 Июль 2017 г. Четверг

  Ап. Акила, иудей, уроженец Понта, живший в г. Риме с  женой Прискиллой, был учеником ап. Павла и поставлен им епископом в Гераклее. В правление имп. Клавдия (41-54) все евреи изгнаны из столицы. Св. Акила с женой уехали, поселились в Коринфе. Вскоре пришел из Афин с проповедью Евангелия св. ап. Павел. Познакомившись с Акилой, жил у него в доме и с ним трудился над изготовлением палаток.
  Приняв Крещение от ап. Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными учениками. Они пришли с апостолом в Ефес. Ап. Павел поручил продолжать проповедь Евангелия в Ефесе, сам направился в Иерусалим, чтобы провести праздник Пятидесятницы. В Ефесе Акила и Прискилла услышали смелую проповедь пришельца из Александрии, еврея Аполлоса, наставленного в начатках веры, но знавшего только крещение Иоанна Предтечи. Они более точно объяснили путь Господень.
   После смерти имп. Клавдия иудеям разрешено возвратиться в Италию, и тогда Акила и Прискилла вернулись в Рим. Ап. Павел в  Послании к Римлянам вспоминал о своих  учениках: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, к-рые голову свою полагали за мою душу, к-рых не я один благодарю, но и все Церкви из язычников и домашнюю их церковь" (Рим.16,3-4). В Риме св.Акила пробыл недолго: ап.Павел поставил его епископом в Асию. Св. Акила ревностно трудился с Еванг. проповедью в Асии, Ахаии и Ираклии: обращал язычников ко Христу, утверждал в вере новообращенных , поставлял пресвитеров, сокрушал идолов. В ап. трудах ему неустанно помогала св. Прискилла. Св. Акила окончил жизнь мученически: его убили язычники. По преданию,  с ним убита св. Прискилла.

    Прп. Стефан Махрищский родом из Киева, принял иночество в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его перейти в Москву, где его принял вел.кн. Иоанн II (1353-1359), разрешивший поселиться в местечке Махрище, недалеко от Городища, в 35 верстах от Сергиевой пустыни.
 Поставив себе келью, проводя жизнь в трудах пустыннических, он, дорожа безмолвием, не принимал желавших присоединиться к нему, но потом уступил просьбам и в 1358 г. основал обитель, в к-рой поставлен игуменом.
  Жившие близ его обители братья Юрковские, боясь, что земля, к-рой они владели, будет отдана м-рю, грозились убить св. подвижника. Увещания преподобного не помогали. Тогда св. Стефан удалился в др. место. В 60-ти верстах севернее Вологды, на реке Авнеже, он основал с учеником Григорием пустынную обитель Святой Троицы. Вел.кн. Димитрий Иоаннович прислал книги и др.пожертвования в Авнежскую пустынь, а прп. Стефана послал обратно в Махрищский м-рь. Возвратившись в обитель, св. Стефан устроил в ней жизнь по общежительному уставу.
   Когда прп. Сергий Радонежский удалился из обители, чтобы найти место для подвигов, его принял прп. Стефан, к-рый дал великому подвижнику Сергию ученика Симона, хорошо знавшего окрестности. Прп. Сергий поселился с Симоном на острове Киржач, где и основал обитель.
 Св. Стефан был строг к себе и снисходителен к другим, трудился для обители больше всех; усердно наставлял братию путям спасения кроткими речами; одежду носил самую ветхую и грубую.
  Дожил преподобный до глубокой старости, принял схиму и скончался в 1406 г. 14 июля. При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1550 г. его св. мощи обретены нетленными. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах всем призывающим имя святого.
Тропарь преподобного Стефана Махрищского, глас 8
  Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче,/ Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Стефана Махрищского, глас 8
  Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко во град, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце/ и всех возвышати к Божественней высоте,/ темже, имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.
Молитва преподобному Стефану Махрищскому
 Всеблаженне и преподобне отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, Престолу Ея предстоя с лики святых Ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбо¬носному твоему гробу и молящихся тебе, услыши молитвы наша и принеси к Престолу Триипостаснаго Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники быти благодатных дарований, имиже Бог тя обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах и заступник от враг видимых и невидимых, да и мы, предстательством и богоприятными твоими молитвами будем наследницы Царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти Престолу Царя славы, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

 Св. мч. Иуст был римским воином-язычником. В видении ему явлен Животворящий Крест Господень. Иуст уверовал во Христа и раздал имение нищим. По приказу сановника Магнезия Иуста как христианина привлекли к суду. После различных истязаний св. мученик брошен в костер и там предал душу Богу, но пламя не повредило его тела (I в.).

Прп. Онисим чудотворец жил в IV в., основал м-рь в Магнезии. Пострадал за Христа при Диоклитиане и скончался в Малой Азии, в Магнезии

 Прп. Еллий жил и скончался в IV в. С детства отданный в м-рь, воспитан в благочестии, воздержании и целомудрии.Возмужав, удалился в египетск. пустыню, где непрестанным подвигом достиг высокого совершенства в дух. жизни: обладал даром прозорливости, знал все мысли и душевные расположения беседовавших с ним иноков. Великая вера, душевная простота и глубокое смирение позволяли св. Еллию повелевать дикими животными. Однажды, когда преподобный нес в пустынную обитель тяжелую ношу и очень утомился, помолившись, подозвал к себе дикого осла и возложил на него свою ношу. Осел покорно доставил груз святого до места и был отпущен обратно в пустыню. В др. раз, когда прп. Еллию надо переправиться чрез реку, а лодки не было, он вызвал из воды крокодила и, став на спину, благополучно переправился на противоположный берег.
 Один из молодых послушников обители, к-рую посетил св. Еллий, просил его взять с собой в глубь пустыни.  Прп. Еллий предупредил юношу о великих трудах, подвигах и искушениях, к-рые неминуемо постигают всех отшельников, но, т. к. послушник продолжал усердно просить, взял его с собой. В первую ночь послушник, устрашенный ужасными видениями, в трепете прибежал в пещеру к прп. Еллию. Преподобный утешил его и повел обратно. Оградив пещеру крестным знамением, преподобный сказал, чтоб юный отшельник не боялся, ибо страхования более не повторятся. Поверив слову святого, послушник решил остаться в уединении и позже достиг такого совершенства, что сподобился, как его наставник св. Еллий, получать в нужное время пищу от Ангела. В глубокой старости прп. Еллий мирно скончался.

 Мч. Иоанн жил в IV в. Он пострадал в г. Мерв вместе со многими др. мучени¬ками от персов, когда они шли войной на Центральную Азию.
 Владимир (Иким), митр. Ташкентский и Среднеазиатский, сказал о св. мученике: «Его имя не было записано в Церкви. Я впервые встретил это имя у мусульманских писателей-историков. Долго изучал этот вопрос, а потом обратился в Москву, в Комиссию по канонизации святых, чтобы этот святой был включен в Правосл. календарь.  И вот теперь Церковь чтит память Иоанна Мервского».

 Прп. Никодим Святогорец, в крещении Николай, род. в 1748 на греч. острове Наксосе. В возрасте 26 лет пришел на Св. Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года на Афон прибыл митр. Коринфский Макарий, к-рый поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи "Добротолюбие", найденной им в 1777 г. в Ватопедском м-ре. Работа над книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под рук-вом к-рого ревностно изучал Свящ.Писание и творения св. отцов. В 1783 г. прп. Никодим принял схиму и 6 лет пребывал в безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митр. Коринфский Макарий, он возложил на прп. Никодима новое послушание - редактирование творений прп. Симеона Нового Богослова. Прп.Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся лит. работой. До кончины  продолжал ревностно трудиться на этом поприще.
  Незадолго до кончины прп. Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог сделать сам из-за болезни. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 г.прп. Никодим мирно отошел ко Господу.
 Прп. Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать многое из творений св. отцов.
  Лит. труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к "Добротолюбию", краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений особенно известна книга "Невидимая брань", переведенная на рус.яз .великим богословом-аскетом еп.Феофаном Затворником. Известен труд подвижника "Учение об исповеди", заканчивающийся "Словом о покаянии". Интересна книга "Благонравие христиан", изданная в Венеции в 1803 г. Велики заслуги святого и в области издания богослужебных книг. В 1796 г. он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресв.Богородице "Венец Приснодевы".
  Прп.Никодим подготовил издание новой редакции "Пидалиона" - греческой "Кормчей книги", содержащей правила св. апостолов, св. Вселенских и Поместных Соборов и св. отцов. Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем говорят его труды, как "Новый избор житий святых" и изданная после его кончины книга "Новый Синаксарь" в 3-х томах. Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык "Толкования Посланий св. ап. Павла" Архиеп. Болгарского Феофилакта. Сам св. Никодим написал толкование семи Соборных Посланий
     Прп. Никодим известен как творец и толкователь свящ.песнопений. Им составлены (принятые в Рус.Церкви) канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы", а также "Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим", "Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников"
Тропарь преподобного Никодима Святогорца,глас 3
  Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.
Кондак преподобного Никодима Святогорца, глас 8
 Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озарявши Божественными твоими писании вопиющих ти:/ радуйся, отче Никодиме.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения