Версия для печати
На страницу списка праздников

Собор Архангела Гавриила. Прп.Стефана Савваита (794). Свт. Иулиана, еп. Кеноманийского (I).Мч.Серапиона(II-III).Мч. Маркиана (258)

26 Июль 2018 г. Четверг

  Св.Архистратиг Гавриил-служитель Божествен. Всемогущества. Он возвещал ветхозавет.человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял прор. Моисея при написании книги Бытия; прор. Даниилу возвещал о грядущ.судьбах еврейского народа (Дан.8,16; Дан.9,21-24); являлся прав. Анне с вестью о рождении от нее Преблагословен.Девы Марии. Св. Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со св. Отроковицей Марией в Иерусалим. храме и впоследствии охранял Ее во время зем. жизни. Он явился свящ. Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к св. Иосифу Обручнику: он явился во сне, чтобы открыть тайну воплощения Сына Божия от Пресв. Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь пред страданиями молился в Гефсиман. саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церк. Преданию,  послан с Небес Арх.Гавриил, имя к-рого значит "Крепость Божия" (Лк.2,43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига весть о Воскресении Христовом.
 Вспоминая многократные явления св. Арх.Гавриила и его ревност. исполнение Божеств. воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Правосл. Церковь призывает с верой прибегать в молитвах к великому Ангелу.
 Насколько велик сей посланник, к-рый сам прежде открыл достоинство свое св. Захарии: "Я Гавриил, предстоящий перед Богом" (Лк.1:19), т. е. стоящий ближе др.ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, выше сановников, более удаленных от царя, - подобно сему и в царстве небесном св.ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею славою, чем др. ангелы низших чинов.
 Свящ.Писание говорит, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят 7 ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил , что он один из 7 св. ангелов, предстоящих пред Богом. И св. Иоанн Богослов в книге Откровения воспоминает о 7 начальствующих ангелах, говоря: "Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его" (Откр.1:4). В числе 7 считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так:  Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
 Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину - Михаила, но второго за ним Гавриила, - тому будет известно, что 7 высших ангелов равны по достоинству, и Михаил есть первый только по числу. Каждый имеет  особенное служение. Михаил- победитель супостатов; Гавриил - вестник Тайн Божьих; Рафаил - врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, просветитель потемненных; Селафиил - молитвенник, молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил - раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.
 Михаил не был послан с благовестием к Пресв.Деве потому, что его служение др.рода: держать всегда обнажен. меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан Гавриил, потому что то свойственно его служению - извещать таинства Божии. Он возвещал св. прор. Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он возвестил св. Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери, неплодной. Он и св. прор. Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил св. прав.Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от  зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит "крепость Божия", также "муж-Бог". Именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т. е. является совершенным Богом и совершенным человеком, - совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, - напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословен. Марии, с мгновения зачатия обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: "И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска" (Ис. 8: 3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов . Прообразованием сего служило самое имя Гавриила, к-рое значит: Муж - Бог, Крепкий Бог. И Бог во время его благовещения, наитием Св. Духа, зачался в нетленной девств.утробе. Высок весьма сей посланник Божий и по значению имени, и по роду  служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, к-рую ему первому открыл Бог и к-рую он принес Пречист.Деве. И чем величественнее была тайна вочеловечения Божия, чем выше она др. тайн, чрез Гавриила открытых прежде св. пророкам, тем большей чести  сподобился он в сонме  ангелов, почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших тайн Божиих.
   Церк. учители, особенно Дионисий Ареопагит, говорят о тех 7 высших ангелах, что они неотступно предстоят Богу. Др.ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией,  они также посылаются, как говорит св. ап.Павел: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?" (Евр.1:14). Но какое явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божья, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был св. Гавриил.
 Достойно внимания и то, к какому из 9 чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит св. Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и есть чиноначальник среднего чина между началами и ангелами, т. е. архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают частью потому, что он называется архангелом, частью потому, что, как говорит св.Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы, на то приставленные. Но достовернее то мнение, что св.Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и не посылается в менее важных действиях воли Божией, но посылается для возвещения только величайших тайн Божиих, какова была тайна воплощения Божия, и архангелом он называется от того радостного благовестия, к-рое принес Пречистой Деве и коим исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как о сем воспевает св.Дамаскин: едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость Тебе принесе. А что св.Гавриил должен быть причтен к серафим. чину, - узнаем из того, что никакой др. чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией, по неложному свидетельству св. Дионисия. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу, как говорит о сем Исаия: "Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг него стояли серафимы, у каждого из них по шести крыл" (Ис. 6:1-2).
  А как св. Гавриил есть один из 7 ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим св. Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: "Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию?
  Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине".
  Открывается сие еще и из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А т. к. воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, св.Гавриил, как пишет о сем св. Григорий Двоеслов: "Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму".
 Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу 7 серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами св. арх.Гавриила да получим мы все оставление грехов!
 О 7 высших ангелах должно заметить, что только имена 4-х означены в Свящ.Писании. Так, в книге Данииловой пишется, что св. Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога (Дан.10:13); в послании Ап.Иуды говорится, что он, споря о теле Моисея с диаволом, сказал ему: "Да запретит тебе Господь" (Иуд.1:9); Иоанн же Богослов, в своем откровении пишет, что он сражался со змием. О св. Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку, в будущем, сокровеннейшие тайны Божии (Дан.8:16), и в Евангелии св.Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи (Господня), а Пречистой Деве Марии - о воплощении Бога-Слова (Лк.1). О св.Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту (Тов.12:15). О св.Урииле пишется в 3-й книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить "тяжесть огня" (3 Езд.4: 5).
 О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Свящ. Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толковников Божеств.Писания, можно думать, что Салафиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: "Услышал Бог голос отрока (Быт.21:17) и смиренную твою молитву". Имя Иегудила усвояют тому ангелу, к-рого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем награду хранящим заповеди Божий во славу Господа (Исх.23:22-23). О Варахииле думают, что он был в числе 3-х ангелов, к-рые явились Аврааму у дуба Маврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Св. Троицу: Отца, и Сына, и Св. Духа (Быт.18).
  Сии высшие 7 ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, издревле были, по благочест. разумению св.Церкви, изображаемы на иконах и почитаемы созиданием во имя их храмов. О сем церк. история повествует след.:
  Нечестивый имп.Диоклитиан, жестокий гонитель христ-ва, строя для себя в древнем Риме камен. термы, повелел взять множество христиан и посылал их на ту работу, под строгою и немилосердою стражею, к-рая мучила и удручала святых. Там можно было видеть по несколько тысяч св.страдальцев, кои работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Т. о., посредством сего тяжкого труда создалось здание столь огромное и прекрасное, как бы царские палаты. Когда же, по прошествии многих лет, эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство, со вступлением на престол царей христианских, восторжествовало по вселенной - тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклитиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя 7 главных небесных духов, архангелов и архистратигов анг. сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.
  Риму стали подражать и др. города, как-то: Неаполь в Кампании и Палермо в Сицилии, где также созданы были камен.церкви во имя сих 7 начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаич. работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от проч. особен. чертами, таинственно изображавшими их невидимое служение. Изображения ангелов были след.: Св.Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера и держащим в левой руке зеленую финик. ветвь, а в правой - копье, на верху коей - белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом; Св.Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажжен.внутри свечою, а в левой - камен.зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами. Св. Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебн.средствами, правою - ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу. Св. Уриил изображен держащим против груди, в правой руке, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз, - пламень огненный. Св. Селафиил изображен с лицом и очами, склоненными вниз, и с руками, прижатыми к груди, как то бывает у человека, умиленно молящегося. Св.Иегудиил изображен держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами. Св. Варахиил изображен несущим на груди своей на одежде белые розы
Тропарь, глас 4:
 Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кондак, глас 8:
  Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя, Пренеизчетныя и Страшныя Троицы ты еси, архистратиже, славный служителю и молитвенниче; ныне непрестанно моли избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим.

  Прп. Стефан Савваит, племянник св.Иоанна Дамаскина, род. в 725 г. В 10 лет поступил в Лавру св. Саввы, всю жизнь провел в этой обители, иногда уходя в пустыню для уединенных подвигов. Прп. Стефану ниспослан дар чудотворений и прозорливости: он исцелял больных, изгонял бесов, узнавал мысли приходивших за советом. Скончался в 794 г., заранее извещенный о дне смерти. Житие составлено его учеником Леонтием.
Тропарь преподобного Стефана Савваита, глас 5
Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/ посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/ и преложися к Богу, чудотворец показася,/ в вечней славе со Ангелы ликуя,/ с ними же моли помиловати души наша.

 Свт. Иулиан, еп. Кеноманийский, поставлен во епископа ап. Петром. Существует мнение, что он - одно лицо с Симоном прокаженным (Мк.14,3), в Крещении получившим имя Иулиан.
 Ап. Петр послал св.Иулиана проповедовать Евангелие в Галлию. Он прибыл в Кеноманию (р-н реки По на севере Италии), поселился за городом (вероятно, Кремона) в малой хижине, начал проповедь среди язычников. Идолопоклонники сначала слушали его с недоверием, но проповедь святого сопровождалась вел. чудесами.  Свт.Иулиан молитвой исцелял разные болезни. Постепенно к нему стеклись многочисленные толпы людей, просивших помощи. Исцеляя телесные недуги, св.Иулиан исцелял души, просвещая приходящих светом Христовой веры.
 Чтобы утолить жажду многочисленных посетителей, св. Иулиан, помолившись Господу, воткнул жезл в землю и извел из сухого места источник воды. Это чудо обратило в христианство многих язычников.
 Однажды Святителя пожелал увидеть местный князь. У ворот княж. жилища сидел слепой, к-рого св. Иулиан пожалел и, помолившись, даровал ему зрение. Навстречу святителю вышел князь и, узнав о чуде, припал к ногам епископа, прося Крещения. Огласив князя и его семейство, св. Иулиан назначил им трехдневный пост,  потом совершил над ними таинство Крещения.
 По примеру князя, ко Христу обратилось большинство его подданных. Князь пожертвовал епископу дом для устройства храма и обеспечил Церковь средствами. Св.Иулиан усердно заботился о дух. просвещении паствы и по-прежнему исцелял больных. Глубоко сочувствуя горю родителей, святитель молитвой испрашивал у Бога возвращение умерших детей к жизни. Св. еп. Иулиан долго оставался на своем престоле, указывая пасомым путь к Небу. Скончался глубоким старцем (I). До конца дней благовествовал о Христе и совершенно истребил идолопоклонство в стране Кеноманийской.

Св. мч. Серапион пострадал за Христа при имп.Севере (193-211). Как христианин он приведен на суд правителя Акилы. Св.мученик с твердостью возвестил язычникам о вере во Христа, подвергнут бесчеловечным истязаниям, после которых брошен в тюрьму. Исцеленный Господом Иисусом Христом, он вторично приведен на судилище и предстал пред судьей совершенно здоровым. Ожесточенные язычники приговорили святого к сожжению. Брошенный в костер, он предал душу Богу († ок. 205).

Св. мч.Маркиан, уроженец Иконии Ликаонской, еще  юношей пламенной проповедью обратил ко Христу многих язычников. За это ревностные идолопоклонники подвергли святого телесному наказанию,  затем послали в Каппадокию к правителю Переннию, к-рый то уговорами, то угрозами пытался отвратить юношу от Христа. Св. Маркиан бесстрашно свидетельствовал о истинности христ.веры и обличил Перенния, покланявшегося бездушным идолам. Разгневанный правитель повелел подвергнуть святого суровым истязаниям, но и в страданиях св. мученик оставался непоколебимым в верности Христу. Ему отрубили голову, когда он молился, благодаря Бога за свою участь († 258).
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения