Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Прокла и Илария (II). Прп.Михаила Малеина(962). Мчч. Феодора варяга, сына Иоанна, в Киеве(983). Прп.Арсения Новгородск. Прп. Симона Воломск. Св.Голиндухи исп.,в крещ.Марии. Прпп.Иоанна и Гавриила Святогорцев. Ик.Богородицы «Троеручица»

25 Июль 2017 г. Вторник

   Св.мчч. Прокл и Иларий, уроженцы селения Калипта близ Анкиры, пострадали во время гонения при имп.Траяне (98-117). Первым взят под стражу св.Прокл. Представ пред правителем Максимом, он бесстрашно исповедал веру во Христа. Правитель решил силой заставить святого подчиниться императору и принести жертву языч. богам. Во время пыток мученик предрек Максиму, что скоро тот будет принужден исповедать Христа Истинным Богом. Мученика заставили бежать за колесницей правителя, направлявшегося в с. Калипт. Изнемогая в пути, св.Прокл молился, чтобы Господь остановил колесницу. Силой Божией колесница остановилась, и никакие усилия не могли сдвинуть ее. Сидевший сановник оставался недвижим до тех пор, пока по требованию мученика не написал хартию с исповеданием Христа, только тогда колесница с правителем продолжила путь.
Посрамленный язычник жестоко отомстил св. Проклу: после истязаний  приказал вывести его за город и, привязав к столбу, расстрелять из луков. Воины, ведшие св. Прокла на казнь, уговаривали его покориться, но святой сказал, чтобы они исполнили то, что им приказано.
 По дороге к месту убийства их встретил племянник св. Прокла Иларий, который со слезами обнял дядю-мученика и исповедал себя христианином. Он был брошен в тюрьму. Св. мч. Прокл под градом стрел молился за мучителей и с молитвой предал душу Богу.
  Св.Иларий, представ пред судьей, с таким же бесстрашием, как св. Прокл, исповедал себя христианином и после истязаний  приговорен к смерти. Мученику связали руки и за ноги волокли по городу, израненного и окровавленного, а потом обезглавили через 3 дня после смерти  дяди, св. мч. Прокла. Христиане похоронили их  в одной могиле.
Кондак мучеников Прокла и Илария,глас 4
 Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша.

 Прп. Михаил Малеин род.ок. 894 г. в Харсианской обл.(Каппадокия), при Крещении получил имя Мануил. Состоял в родстве с византийским имп. Львом VI Мудрым (886-911). 18-ти лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под рук-во старца Иоанна Еладита, к-рый постриг его в монашество с им. Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность рода, он показал пример великого смирения.
 Чрез нек-ое время удостоен благодати священства. Неустанно поучаясь в Свящ. Писании, прп. Михаил показал, как должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Был сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.
 После многих иноч.трудов под рук-вом старца Иоанна прп. Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней проводил в молитв. сосредоточении и лишь на субботу и воскресение шел в м-рь для участия в Богослужении и причащения Святых Таин.
 Примером высокой дух. жизни св. отшельник привлек многих искавших спасения. В пустынном месте Сухое Озеро прп. Михаил основал обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, прп.Михаил ушел в более отдаленные пределы и устроил там новый м-рь. Вскоре вся Киминская гора покрылась иноч. обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.
 Ок.953 г. в число братии вступил юноша Авраамий, к-рый возрастал под рук-вом св.Михаила и принял от него постриг с им. Афанасий. Впоследствии прп. Афанасий сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный м-рь на Св.Горе. В постройке Лавры прп.Афанасию большую помощь оказал племянник прп.Михаила Никифор, впоследствии византийский имп. Никифор Фока (963-969), к-рый, навещая дядю, познакомился с ним. После 50 лет неустанных иноч.подвигов прп.Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 г.
Тропарь преподобнаго Михаила Малеина,глас 8
 Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.
Кондак преподобного Михаила Малеина,глас 2
 Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.

 Св. мчч. Феодор Варяг и сын  Иоанн жили в Киеве в Х в., когда варяги, предки шведов и норвежцев, принимали деят. участие в гос.и воен.жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали торг. пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значит. часть населения  Киева и княж. наемных дружин. Главный торг. путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли  "путь из варяг в греки".
 На варяжскую дружину опирались вожди и устроители рус. гос-сти. Как и славяне, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали св. Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языч. Скандинавией и правосл. Византией, поэтому господствующими в дух.жизни Киева оказывались  то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и св. Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния матери, равноап. Ольги).
   В 972 г. Святослав убит печенегами, вел. кн. Киевским стал старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем христ.влияния на дух. жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Предводители старались поссорить братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после убийства Олега поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.
 Будущий креститель Руси начинал  путь убежденным язычником, опирался на варягов, приведенных им из-за моря, в качестве воен. силы. Его поход на Киев 978 г., увенчавшийся успехом, преследовал не только военно-политич.цели: это был религ. поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 г. Владимир сел в Киеве, а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршеств.зал предательски убит двумя варягами. Для устрашения киевлян, среди к-рых многие, как русские, так и варяги, были христиане, в  украшенном новыми идолами языч. святилище совершены неизвестные до того времени у днепровских славян челов. жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним  сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".
   Видимо, к этому  периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира относится гибель св. мчч. Феодора Варяга и сына Иоанна, к-рую можно датировать 12 июля 978 г. Возможно, подвиг св. киевских варягов-мучеников был летом 983 г., когда волна язычества прокатилась по Руси и славяно-герман. миру. Против Христа и Церкви одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славян.княжествах, к-рые сопровождались разрушением храмов, убийством дух-ва и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование победы киевские жрецы  решили устроить кровавое жертвоприношение.
   Жил среди киевлян, сообщает прп. Нестор Летописец, варяг Феодор, долгое время пробывший на воен.службе в Византии и принявший там св. Крещение. Языч.имя его было Тур (скандин.Тор) или Утор (скандин. Оттар). У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. Не без умысла жребий, брошенный языч. жрецами о кровавой жертве идолам, пал на христианина Иоанна.Когда Феодору сообщили, что его сына  принесут в жертву, старый воин ответил, что не даст сына бесам.
   Это был прямой вызов христианина верованиям язычников. Вооруженные язычники ринулись к Феодору, разнесли двор, окружили дом. Феодор мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил, что пусть сами бесы возьмут сына. Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их.
  Уже в эпоху прп. Нестора Рус. Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за св. правосл. веру в Рус. земле. На месте мученич. кончины варягов св. равноап. Владимир воздвиг Десятинную церковь Успения Пресв. Богородицы, освященную 12 мая 996 г. В нее перенесены в 1007 г. мощи св. равноап. Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел  последнее упокоение сам св. Владимир, крестивший Рус. землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки  дядей, Ярополка и Олега.  Нижний сруб деревянного дома св. варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он обнаружен в 1908 г., во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.
Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна. глас 2
 Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

  Прп. Арсений Новгородский, Христа ради юродивый, родом из г. Ржева, занимался выделкой кожи. Против воли вступив в брак, через несколько месяцев оставил жену и тайно ушел в Вел.Новгород, где в 1562 г. основал обитель Рождества Пресв. Богородицы. Здесь святой принял монаш. постриг с им. Арсений. Жизнь его в обители была самая строгая: на теле носил вериги, прикрытые ветхой одеждой и пребывал в постоянной слезной молитве. За это Господь сподобил его дара прозорливости.
  В последние годы прп. Арсений провел в затворе и скончался 12 июля 1570 г. Погребли св. Арсения в том же затворе, где он совершал спасит. подвиг. После обретения нетленных мощей над ними построена церковь Рождества Христова.
Тропарь преподобного Арсения Новгородского, глас 4
Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша.
Молитва преподобному Арсению Новгородскому
  О преподобне отче наш Арсение, услыши мя, раба твоего, молящагося тебе и призывающаго в молитвах святое твое имя, и милостив буди и скор за многогрешныя рабы твоя принести молитвы и моления ко Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии, да твоими святыми молитвами избавимся всякаго наития злаго, и помилуй нас, на тя уповающих, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  Прмч.Симон Воломский, в миру Симеон, сын крестьянина Михаила из-под Волоколамска, род. в 1586 г. В 24 года после долгого паломничества по правосл. обителям принял постриг в Пинегской Макарьевской обители, в 1613 г. поселился в 80 верстах к юго-западу от Устюга на реке Кичменге, в лесу Воломском. Здесь 5 лет прожил вдали от людей; питался овощами, к-рые сам выращивал, да иногда просил хлеб в селении. Когда к нему стали собираться любители безмолвной жизни, прп.Симон, по грамоте царя Михаила Феодоровича и благословению Ростовского митр. Варлаама, построил храм Креста Господня, в 1620 г. поставлен настоятелем основанной им обители. Строгий подвижник, служивший для всех примером добродетели, трудолюбия, поста и молитвы, злодейски убит в м-ре 12 июля 1641 г. Тело прп. Симона похоронено в левой стороне созданного им храма.
Почитание преподобного началось в 1646 г. после благодатных проявлений, засвидетельствованных у его мощей. Житие составлено в ХVII в.
Тропарь преподобного Симона Воломского, глас 4
От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Симона Воломского, глас 8
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю.

   Св. мц. Голиндуха, в крещении Мария, жила в Персии в царствование Хозроя I Старшего. Жена главного волхва персид.царства. Обладая светлым разумом, Голиндуха понимала ложность языч. мудрований, много размышляла о том, какая  вера истинная. Узнав, что существует христианство, хотела узнать, чему оно учит. Вскоре ее желание исполнилось. Во сне Ангел показал Голиндухе место мучения грешников и рай, в к-ром пребывают верующие во Христа. Она усердно молилась Истинному Богу, чтобы помог ей стать христианкой. Ангел Божий указал Голиндухе христ. священника, от к-рого она приняла св. Крещение с им. Мария.
   После Крещения оставила мужа-волхва,тот пожаловался царю Хозрою. Голиндуху убеждали вернуться к мужу и сам царь, и посланные им сановники, и знатные женщины. За решительный отказ царь приговорил ее к пожизн. тюремн.заключению. В тюрьме св. Мария-Голиндуха пробыла 18 лет.
   В царствование наследника царя Хозроя, сына Ормисдаса, в Персию приехал посол визант. имп. Маврикия Аристовул. Узнав, что в тюрьме много лет томится христианка Мария, Аристовул с разрешения царя неоднократно навещал ее в тюрьме и научил петь псалмы Давида. После отъезда Аристовула, Ормисдас велел представить ему св. Марию-Голиндуху,долго мучил ее, предавая всевозможным пыткам и истязаниям. Но святая заступлением Божиим сохранялась невредимой. Когда ее отдали на поругание, Господь сделал ее невидимой для нечестивых и сохранил чистоту. Наконец царь приказал отрубить мученице голову, но Господь укрыл ее от рук палачей и привел к христианам, жившим тайно.
   Когда в царствование Хозроя II, занявшего престол с помощью визант. имп. Маврикия, гонение на христиан в Персии прекратилось, св. Мария-Голиндуха открыто проповедовала христ. веру. В конце жизни св.Мария совершила паломничество в Иерусалим, где поклонилась Гробу Господню и др.святыням. На обратном пути скончалась († 591) в церкви св. мч. Сергия в Низибии.

  Прп.Иоанн Святогорец, Иверский, отец прп. Евфимия Нового, Афонского. Был знатным вельможей и родственником груз. царя, оставил мир и удалился в один из Имеретинских м-рей, где принял схиму. Через некоторое время перешел на гору Олимп и подвизался на ней. Прославился основанием знаменитого Иверского м-ря на Афоне, где был игуменом. Мирно почил о Господе 14 января 998 г. После его смерти настоятельствовал сын, прп. Евфимий.
   Прп.Гавриил Святогорец, Иверский (Афонский),родом из Иверии, отшельнически подвизался в пределах Иверской обители на св. горе Афон.За высоту своей жизни удостоился видения, в к-ром Пресв. Богородица повелела возвестить настоятелю и братии, что хочет дать им Свою икону в помощь и заступление. По Ее повелению старец Гавриил должен с верой пойти по морским волнам и принять икону для обители.
   Прп.Гавриил объявил о чудесном видении, и настоятель с братией вышли на берег при молебном пении со свечами и кадильницами. Св.старец выполнил глагол Богоматери, небоязненно пошел по воде, как по суху, с благоговением принял св.икону Богоматери и принес ее на берег. Эта икона стала именоваться по названию обители Иверской.

 Начало прославления иконы Божией Матери «Троеручица» относится к VIII в., ко времени иконоборчества. Воины имп.-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
 Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов Иоанн Дамаскин. Знакомым в Византии Иоанн переправлял письма, в к-ых на основании Свящ. Писания и святоотеч. преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина передавались из рук в руки, способствуя уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.
 Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника Православия, решил извести Иоанна Дамаскина Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены В письме сообщалось, что Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им овладеть, в чем обещалась помощь со стороны первого министра. Поддельное письмо император послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.
 Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе министра, повелел отсечь кисть правой руки, к-рой тот будто бы писал изменнич. строки. Отсеченная кисть повешена на базарной площади. Иоанн жестоко страдал от боли, еще сильнее – от незаслужен.обиды. К вечеру попросил халифа, чтобы тот разрешил похоронить отрубленную кисть десницы Халиф, памятуя прежнее усердие министра, согласился. Дома Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. 
 Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия,  дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Проснувшись, он увидел кисть невредимой. Иоанн Дамаскин излил благодарность к Исцелительнице в песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чуде разнеслась по городу. Устыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал вернуться к гос. делам, но отныне Иоанн отдавал все силы на служение Богу. Он удалился в обитель свя.Саввы Освященного, где принял иноч. постриг. Сюда прп-ный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки из серебра.
 С тех пор десница рисуется на всех списках с чудотв. образа, получившего название «Троеручица». Образ пребывал в обители св. Саввы до XIII в., когда был поднесен др. св. Савве, архиеп. Сербскому. При нашествии на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили без провожатого. Он сам дошел до Св. Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского м-ря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место остановки ослика ежегодно совершали крестный ход.
  Однажды в Хилендарском м-ре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри. Матерь Божия, явившись затворнику, объявила, что Сама будет игумений обители. В знак этого стоявшая в алтаре собора «Троеручица» перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игумен. места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.
  Во времена греко-турецких войн Афон был вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители, недосягаемую для челов. рук.
 «Троеручица» издавна почиталась в России, где есть немало списков с образа, прославившихся чудотворениями. В 1661 хилендарские иноки прислали список в дар Ново-Иерусалим. м-рю. С него в 1716 г. снят др.список, пребывающий в моск. храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством святыни связывают то, что храм никогда, даже во времена наилютейших гонений за веру, не закрывался и сохранил колокола. В храме пред образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен список,  пред ликом Божией Матери «Троеручицы» слышатся неустанные моления.
 Чудотв. списки с первоявлен. афонского образа либо с др. списков «Троеручицы» находились также в моск. храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом м-ре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения