Версия для печати
На страницу списка праздников

Равноап.Ольги, вел.кн.Российск., во св.Крещении Елены. Воспомин.чуда вмц.Евфимии всехвальн., имже Православие утвердися (451). Мч.Киндея пресвитера(III-IV). Обрет.мощей сщмч.Илариона, архиеп. Верейск. Ржевск.,или Оковецк., и Борколабовск.ик.Богородицы

24 Июль 2018 г. Вторник

  Равноап.вел.кн.Ольга была правнучка Гостомысла, что начальствовал в Вел. Новгороде, пока не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями. Родители внушили дочери правила разумной жизни, к-рых держались, несмотря на идолопоклонство. Ольга отличалась целомудрием и светлым умом,
  Рюрик оставил после себя малолетн. сына Игоря, княжение, до совершеннолетия его, поручил родственнику Олегу. Последний, собрав войско и имея малолетнего наследника, отправился к Киеву. Убив Аскольда и Дира, Олег подчинил Киев и стал единовластителем варяго-рус. владений, сохраняя княжение для племянника Игоря. По делам правления Олег бывал то в Киеве, то в Великом Новгороде. 
 Кн. Игорь во время охоты по окрестностям Новгорода зашел в пределы Пскова; выслеживая зверя ок. веси Выбутской. На др. стороне реки увидел место, удобное для лова, Игорь заметил и какого-то юношу в лодке. Он велел себя перевезти на ту сторону реки, всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это девица. То была Ольга. Красота уязвила сердце Игоря;  начал прельщать ее, склоняя к плотскому греху. Блж. Ольга, уразумев помыслы Игоря, пресекла его мудрыми словами.
 Увещания равноап.Ольги к целомудрию образумили Игоря, пробудив чувство стыда. Он молчал, не находя слов для ответа; они переплыли реку, потом расстались. Удивился князь  целомудрию девицы. Поступок  Ольги достоин удивления:  она обнаружила подвиг в защите целомудрия; тщательно охраняя чистоту девства, образумила юного князя, укротив  словами мудрости, 
  Вскоре кн.Игорь с Олегом отправился в Киев утвердить престол княжения, они сели на княжение в Киеве и в Вел.Новгороде, как и в проч.подчинившихся городах Рус.земли, посадили наместников. Когда пришло время бракосочетания кн. Игоря, выбрали многих красивых девиц, чтобы найти достойную; но ни одна не полюбилась князю. Вспомнив целомудрен.Ольгу, Игорь послал за нею Олега. Олег привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в брак с нею.
  Затем умер Олег, и Игорь стал править безраздельно. Вначале Игорь вел  войны с окрестн. народами. Он ходил на Царьград: захватив страны греч.земли, вернулся с добычею и славою. 
 Ост. годы проводил в мире с пограничн. землями. У Игоря род.от вел. кн.Ольги сын Святослав, отец равноап. кн. Владимира. Правил Игорь в Киеве с благополучием: богатство стекалось в изобилии. Но смерть настигла Игоря. Пользуясь миром, Игорь обходил города и области для взимания дани. Придя к древлянам, вспомнил, что они лишь после войны покорились ему: Игорь удвоил дань. Они,опечалившись, решили с кн. Малом убить его. Когла Игорь получен. дань отослал в Киев, сам остался с небольшой дружиной, древляне неожиданно напали на Игоря под г. Коростенем; убили дружину, князя и похоронили там. Такова кончина кн. Игоря – властителя областей рус.земли, внушавшего страх окрестным народам. 
  Весть об убийстве Игоря вызвала слезы у Ольги, оплакивавшей с сыном Святославом мужа; плакали и жители Киева. Древляне хотели Ольгу взять в жены кн. Малу, а наследника Игоря, малолетнего Святослава, тайно умертвить. Они на ладьях отправили к Ольге 20 мужей, чтобы те просили Ольгу стать женою их князя; а в случае отказа велено действовать угрозами. Мужи водным путем достигли Киева и пристали к берегу. Кн. Ольга  предложила им  в ладьях появиться на пире, чтобы все увидели их знатность.
  Кн. Ольга, мстя за убийство мужа, приказала ночью выкопать глубокую яму во дворе. Утром послала звать сватов на пир; они, сидя в ладьях, требовали, чтобы их несли в ладьях. Ольга приказала бросить их в глубокую яму, засыпав живыми в яме.Древлянам сказала послать посольство многочисленнее. 
  Послали 50 знатнейших мужей. Ольга велела приготовить баню - пусть послы помоются, потом придут. Слуги крепко закрыли  двери, обложили баню соломою с хворостом и подожгли - те сгорели. Ольга отправила к древлянам гонца, извещая о прибытии, приказывая приготовить меда, питья и пищи там, где убит муж, чтобы сотворить тризну,  потом  будет брак. Она отправилась к древлянам с войском. Когда приблизилась к стольному г. Коростеню, те выступили навстречу в праздничных одеждах с ликованием. Ольга пошла на могилу,  совершив тризну, повелев насыпать курган. Древляне спрашивали Ольгу о первых и вторых послах. Княгиня ответила, что они уже в пути.
 Ольга облеклась в брачные одежды, повелела древлянам есть, пить, веселиться, своим приказала, чтобы не упивались. Когда древляне напились, княгиня велела мечами, ножами и копьями избивать древлян: убитых пало до 5 тыс. Так Ольга, отомстив за убийство мужа, возвратилась в Киев.
 На др. год Ольга, собрав войско, пошла на древлян с сыном Святославом, привлекая его к отмщению. Обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян. Древляне затворились в городе, Ольга целый год осаждала его. Мудрая княгиня придумала хитрость - послала сказать древлянам, чтобы уплатили малую дань в знак покорности, хотя бы по 3 голубя и по 3 воробья от каждого дома. Ольга раздала птиц воинам с приказанием поздно вечером к каждому голубю и воробью привязать лоскут, пропитанный серою, к-рый зажечь и пустить птиц. Каждый голубь влетал в свое гнездо и каждый воробей в свое место, город загорелся, а Ольга дала войску приказ начать приступ. Население, спасаясь от огня, выбежало из-за стен и попало в руки неприятеля.Так взят был Коростень; много древлян погибло от меча, др. сгорели в огне,  иные утонули в реке, погиб и князь древлянский. Ооставшиеся в живых отведены в плен. Ольга наложила тяжкую дань - отомстила древлянам за убийство мужа, подчинила древлянскую землю и со славою возвратилась к Киеву.
 Управляла княгиня, твердо держа в руках власть и мужественно обороняясь от врагов. Для них страшна, для своих любима, как правительница милостивая и благочестивая, обнаруживая дальновидность и мудрость. Ольга, милосердная в душе, была щедрой к нищим, убогим и малоимущим. Дела ее, несмотря на язычество, угодны Богу. Она вела целомудренную жизнь, пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну княж. власть. Когда возмужал, передала правление, а сама предалась делам благотворения.
  Наступило время, когда Господь захотел славян просветить светом св. веры и наставить на путь спасения чрез равноап.Ольгу. Стремясь к истинному богопознанию, Ольга хотела сама сходить к грекам, чтоб посмотреть на христ. службу и убедиться в учении об истин. Боге. Взяв особо знатных мужей, отправилась к Царьград . Ее приняли с вел. честью царь и патриарх, к-рым Ольга вручила дары. В Константинополе Ольга поучалась христ. вере, ежедневно с усердием внимая словам Божиим и присматриваясь к великолепию богослужебн. чина, к др.сторонам христ. жизни. Сердце разгорелось любовию к Богу, Ольга выразила желание принять св. крещение. Греч. царь, бывший вдовым, хотел Ольгу сделать супругою: его привлекала красота, благоразумие, храбрость, слава, а также обширность российских стран. 
  Она показала, что не отвергает предложения царя, но сначала просила о крещении. Царь торопил с крещением: патриарх, наставив Ольгу в истинах св. веры, огласил ее ко крещению. Когда приготовили купель для крещения, Ольга попросила, чтобы царь был восприемником. Он согласился, и крещена Ольга патриархом, царь стал отцом, восприяв ее от св.купели. Ольга наречена Еленою, как и первая христ. царица мать Константина Великого. По крещении патриарх за литургией причастил Ольгу и благословил.
  Из лиц, пришедших с Ольгою, многие мужчины и женщины крестились, и была радость в Царьграде по случаю крещения кн. Ольги: царь устроил  пир, все веселились, славя Христа. Затем царь начал речь о браке с Ольгою. но та ответила, что не по закону брать в жены крестную дочь. Царь  возлюбил блж. Ольгу дух. любовью как дочь, щедро дарил и отпустил с миром. 
  Ольга  приняла и наставления патриарха о чистоте и молитве, посте и воздержании и о всех добрых делах, свойственных богоугодному христ. житию. Затем приняла честный крест, св. иконы, книги и проч. для богослужения вещи; также пресвитеров и клириков. И удалилась вел.кн.Ольга из Константинополя домой с вел. радостью
  Возвратясь в Киев, новая Елена – кн. Ольга -  просвещала, создала первую церковь свт. Николая на Аскольдовой могиле и многих обратила ко Христу. Но сына Святослава никак не могла привести к Богу.  Он был муж храбрый, любивший войны,  жизнь проводил среди полков и ратей. Считал, что при крещении от него отступят бояре, воеводы и вся дружина, и он не сможет защищать отечество.
  Кн. Святослав не возбранял креститься хотевшим. Но немного было вельмож, принимавших св. крещение, наоборот, вельможи поносили их, ибо для неверных христианство есть безумие. Постого народа много прилагалось ко св. церкви. Св. Ольга посетила Вел. Новгород и др. города, всюду, где только можно, приводя людей ко Христ. вере:сокрушала идолов, ставя на их месте св.кресты, от к-рых для уверения язычников делались знамения и чудеса. Придя на родину, в Выбутскую весь, Ольга простерла и здесь слово проповеди христианской . Во время пребывания  достигла берега реки Великой, где в реку впадает река Пскова, Ольга с  берега  увидела, что с востока, озаряя, сходят три пресветлых луча: чудный свет от  лучей видела не только она, но и спутники ее; возблагодарила Бога за видение, к-рое предсказывало просвещение благодатию Божиею страны. Равноап.Ольга поставила крест: и доныне храм молитвенный стоит там, где Ольга его водрузила. Обойдя города земли русской, проповедница Христова возвратилась в Киев и здесь для Бога явила благие дела: если во дни язычества творила дела добрые, то теперь вел.кн. Ольга украшалась добродетелями, стремясь благоугождать  Богу, своему Создателю и Просветителю. Вспомнив о видении на реке Пскове, она послала много золота и серебра на создание церкви  Св. Троицы; повелела населять то место людьми: и в короткое время разросся Псков, названный от реки Псковы, в вел. город, и прославлялось в нем имя Пресв. Троицы.
  Кн. Святослав, оставив в Киеве мать и детей Ярополка, Олега и Владимира, пошел на болгар. Во время войны захватил до 80-ти городов, особенно понравился столичный г. Перяславец, где он начал жить. Равноап.вел.кн.Ольга, пребывая в Киеве, учила внуков, детей Святослава, христ. вере, насколько доступно детскому пониманию. Но она не решалась крестить их, опасаясь неприятности со стороны сына, и положилась на волю Господню. Тут печенеги обступили Киев и начали осаду; св. Ольга с внуками затворилась в городе, к-рого печенеги не могли взять. Господь, хранивший верную рабу Свою, защитил город по ее молитвам. Весть о нашествии печенегов достигла Святослава; он поспешил с войском из земли болгарской, напал на печенегов и обратил в бегство. Войдя в Киев, приветствовал мать, уже больную, и снова хотел оставить ее, чтобы идти в землю болгар. Ольга просила остаться с нею до её смерти, похоронить её по- христиански.-пусть пресвитер с клириками погребут её; не насыпать могильного холма, не делать тризны; но послать в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и раздал нищим милостыню.
 Чрез 3 дня вел.кн. Ольга причастилась, пребывая в усердной молитве к Богу и Пресв. Богородице, призывала святых; с особенным усердием молилась о просвещении  земли русской. Неоднократно пророчески предсказывала, что Бог просветит людей земли русской и многие будут великие святые. Молитва была на устах ее, когда душа принята руками Божиими. Так сподобилась войти в чертог бессмертного Бога и как первая святая  земли русской причтена к лику святых. Преставилась блж. Ольга, во св. крещении Елена, в 11 день июля месяца. Она прожила в супружестве 42 года, а во время вступления в супружество  ей было ок. 20 лет. На 10-й год по смерти мужа она сподобилась св. крещения, по крещении прожила богоугодно 15 лет. Таким образом, ей было ок. 90 лет. Погребена она по христ. обряду.
По преставлении св. Ольги сбылось пророчество о злой кончине сына и о добром просвещении земли русской. Святослав  убит в битве князем печенежским. Куря отсек голову Святослава и из черепа сделал чашу, оковав ее золотом, написав: "Ищущий чужого, губит свое". Во время пира с вельможами князь печенежский пил из чаши. Так вел. кн. Святослава Игоревича,  доселе непобедимого в битвах, по предречению матери, постигла злая кончина за то, что не слушал ее. Исполнилось пророчество св. Ольги и о земле Русской. Спустя 20 лет по ее кончине, внук Владимир принял св. крещение и просветил св. верою землю русскую. Создав камен. церковь Пресв. Богородицы (десятинною, потому что на содержание Владимир давал 10-у часть от  имений) и посоветовавшись с Леонтием, митр. Киевским, св. Владимир изъял из земли честные мощи бабки нерушимы, нетленны и исполнены благоухания; с вел. честью перенес их в  церковь Пресв. Богородицы и не под спудом, но открыто положил их ради притекающих к ней с верою: многие исцеления недугов подавались от св. мощей. Над гробницей св.Ольги в церк. стене было оконце; и если кто с верою приходил к мощам, оконце само собою открывалось, и стоящий снаружи видел чрез оконце лежавшие внутри чудотв. мощи, причем особенно достойные видели исходящее от них чудесное сияние; тотчас получал исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не видел честных мощей, даже в самой церкви: видел только гроб и не мог получить исцеления.

Тропарь, глас 1:
  Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари: взыскавши Бога и Творца всяческих, и того обретши, пакирождение крещением прияла еси. Древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.
Кондак, глас 4:
  Воспоем днесь благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую: да молитвами ея подаст душам нашым грехов оставление.

 Св. вмц. Евфимия совершила мученич. подвиг в г. Халкидоне в 304 г., во время гонения, воздвигнутого на христиан имп. Диоклитианом (284-305). Полтора века спустя, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь яв-ся особенной исповедницей чистоты правосл. учения.
 В 451 г. в г. Халкидоне, в церкви, где почивали прославл. чудесами мощи св. вмц. Евфимии, происходили заседания IV Вселен. Собора. Собор созван для точной формулировки догмата Правосл. Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо из-за ереси монофизитов, к-рые, вопреки правосл. учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и челов-ской, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христ. Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие свт. Анатолий, Патр. Константинопольский, свт. Ювеналий, Патр.Иерусалимский, и представители свт. Льва, папы Римского. Монофизиты присутствовали в большом кол-ве во главе с Диоскором, Патр. Александрийским, и Константиноп. архим.Евтихием.
 После долгих прений стороны не смогли прийти к согласному решению. Тогда св. Патр. Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу св. Евфимию Всехвальную, у чудотв. мощей к-рой происходили соборные прения. Правосл. святители и их противники написали исповедание веры на отд. свитках и запечатали печатями. Открыли гробницу св. вмц. Евфимии и оба свитка положили на груди. В присутствии имп. Маркиана (450-457) участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней имп.печать и поставили стражу на 3 дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усилен.молитвы.  Чрез 3 дня Патриарх и император в присутствии Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Правосл. исповеданием св. Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Св. Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После чуда многие из уклонившихся приняли Правосл. исповедание, а упорствовавшие в ереси преданы соборному осуждению и отлучению.
 В VII в. после нашествия персов мощи св. Евфимии перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построен. церковь ее имени. Чрез много лет в период иконоборч. ереси ковчег с мощами святой по повелению имп.-иконоборца Льва Исавра (716-741) брошен в море. Из моря ковчег взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, к-рые передали его местн.епископу. Святитель повелел хранить св. мощи тайно, под спудом, т. к. иконоборч.ересь продолжала свирепствовать, но над мощами сооружена небольшая церковь, а на ковчег положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборч.ересь окончательно осуждена на св. Седьмом Вселен.Соборе (787), при свт.Тарасии, Патриархе Константинопольском (784-806), и при имп. Константине VI (780-797) и матери его св. Ирине (797-802) мощи св.вмц.Евфимии Всехвальной торжественно перенесены в Константинополь.
Тропарь великомученицы Евфимии глас 4
  Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак великомученицы Евфимии глас 6
   Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.

 Св. мч. Киндей был пресвитером в сел. Сиды в Памфилии. При гонении на христиан при имп. Диоклитиане (284-305) св. Киндей схвачен и как христианин осужден на сожжение. Воины, ведшие его на казнь, по пути встретили дровосека с большой вязанкой дров и насильно отняли дрова для разжигания костра; но св. Киндей вынул 30 медных монет и заплатил дровосеку, потом взял ношу на плечи и сам понес к месту казни. С помощью Божией св. Киндей оставался и на костре непреклонным воином Христовым и, даже охваченный пламенем, нашел силы призывать стоявший народ познать истин. веру и благодать Господню. В это время разразилась гроза, хлынул ливень и потушил костер. Когда буря утихла, св. мученик мирно предал Христу душу. Присутствовавший при его мученичестве языч. жрец слышал проповедь св. мч. Киндея и уверовал вместе с женой во Христа; они и предали погребению тело св. мч. Киндея.

  Свт. Иларион, в миру Владимир Троицкий, род. 13 сентября 1886 г. в семье сел. свящ. Алексея Троицкого, к-рый служил в с. Липицы Моск. губ. В семье еще два младших сына — Димитрий и Алексей, две дочери Ольга и София. Троицкие родом из потомств. священников. О деде Владимира, о. Петре, говорили как о чел-ке редкой образованности. Димитрий, средний из братьев, принял монаш. постриг с им. Даниил, стал еп. Брянским. Самый младший, Алексей, стал преемником отца по служению в Липицах. При большевиках репрессирован и погиб в лагере.
 Жизнь семьи Троицких была патриархально строгой. Супруга о. Алексея умерла рано; воспитанием детей занималась незамужняя сестра — учительница приход. школы. Володю брала на уроки читать. С раннего детства все церк. службы проводил на клиросе, овладел славян. яз. В 5 лет читал в храме часы и шестопсалмие.
Самой яркой чертой буд. святителя в детстве была жажда знания. Свт. Иларион Троицкий, один из крупнейших представителей рус. академич. богословия XX в., получил превосходное дух. образование. 1900 г. — окончил Тульское дух. училище, 1906 — завершил с отличием курс Тульской дух. семинарии и поступил в Моск. дух. академию. В 1910 г. Владимир Троицкий закончил академию со степенью кандидата богословия и остался при ней профессор. стипендиатом.
Владимир Алексеевич был исследователем-богословом. Любовь к науке слилась у него с любовью к академии и Троице-Сергиевой лавре. Богословие Владимир Алексеевич понимал в высшем смысле — как опытное богопознание. Научная деят-сть для Троицкого неотделима от подвижничества и благодатной церк. жизни. В течение всего пребывания святителя в доме Живоначальной Троицы жизнь протекала, с одной стороны, в стенах уникальной академич. библиотеки, с др. — под сенью рус. правосл. святыни, как называл он гробницу прп. Сергия в Троицком соборе.
 В 1910 г. Владимира Троицкого, выпускника академии, оставили для научной работы и преподавания. Владимир Алексеевич готовит к защите магистер. диссертацию. Разрабатывал, по существу, одну проблему — проблему Церкви. Потомств. священник, не мыслил жизни вне Церкви. Основой его богослов. убеждений стало переживание благодатности, спасительности Церкви. Концепция Церкви, предложенная святителем, опирается на Свящ. Писание и учение св. отцов, причем святоотеч. представления пережиты им изнутри. Труды свт. Илариона, выдающегося церк. писателя, принадлежат святоотеч. линии в рус. дух. лит-ре 1-х десятилетий XX в.
   11 декабря 1912 г. в академии состоялась защита Владимиром Троицким магистер.диссертации. По академич. традиции защита диссертации протекала в виде диспута, но работа Троицкого уже получила блестящие отзывы оппонентов. Достоинство диссертации было бесспорным, никаких весомых научных возражений не было.
  С присуждением Владимиру Троицкому степени магистра богословия в нач. 1913 г. его утверждают в должности доцента академии по кафедре Нового Завета. А в мае 1913 г.Троицкий стал профессором академии. Приобрел всеобщие любовь и уважение среди преподавателей и студентов. Чтение лекций было для него,  затем архим. Илариона, насущнейшим делом — борьбой за Церковь; с этим связан публицистич. и полемич. настрой.
 О годах, проведенных в стенах лавры, святитель вспоминал как о лучшем времени. С академией связан до мая 1920 г. — времени рукоположения во еп. Верейского. В кон. октября 1917 г., когда среди профессоров академии шел спор о патриаршестве на Руси, он прочитал лекцию «Нужно ли восстановление патриаршества в Русской Церкви?» Восстановление патриаршества было его заветным желанием, смыслом  жизни, к-рому отдавал все силы. В лекции святитель пророчески дал новый образ рус. Патриарха: «Теперь наступает такое время, что венец патриарший будет венцом не "царским", а, скорее, венцом мученика и исповедника, к-рому предстоит самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам моря житейского».
  28 марта 1913 г. принял монаш. постриг с им. Иларион. Избрание монашества естественно для него: аскеза была привычным состоянием, добродетель радостна и желанна, грех вызывал муку и отвращение. 11 апреля 1913 г. Троицкого рукоположили во иеродиакона, 2 июня — во иеромонаха, а 5 июля возведен в сан архимандрита. Совершение Божеств. литургии стало отныне центром его жизни. Совершение Евхаристии было всякий раз великим событием.
  Сщмч. Иларион (Троицкий) был не только прирожден. монахом, ученым и педагогом: Бог призвал его к высшему церковно-обществ. служению, его натуре церк. деятеля присущ святит. размах. Этот новый поворот произошел в 1917 г., когда он участвовал в Поместном Соборе Рус. Церкви. На Собор о.Иларион пришел с идеей необходимости восстановления в Рус. Церкви патриаршества. 23 октября произнес на Соборе ставшую знаменитой речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» К моменту участия в Соборе о. Илариона его известность и авторитет уже вышли за пределы академии. Сразу после избрания Патриарха архим. Иларион стал его секретарем и главным консультантом по богослов. вопросам. Во всех контактах с сов. властью — при переговорах с Тучковым, встречах с «рев.» духовенством и т. д. — свт. Иларион заслонял собою Патриарха. Келейник Святейшего Яков Полозов погиб от руки наемного убийцы, обращенной против Патриарха. Судьба сщмч. Илариона оказалась сходной: он стал жертвой мести Тучкова Патриарху.
  В марте 1919 г. архим. Иларион арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Он схвачен из-за близости к Патриарху. Через 2 мес. свяшенномученика освободили. Архим. Иларион поселился в Москве у земляка и друга по академии свящ. Владимира Страхова, служил в церкви Св. Троицы в Листах на Сретенской улице. Деят-сть архим. Илариона в Сергиевом Посаде после закрытия академии летом 1919 г. прекратилась. С нач. 20-х гг. установилась тесная связь со Сретенским м-рем. До ареста в ноябре 1923 г. свт. Иларион был настоятелем Сретенского м-ря.
  В мае 1920 г. возведен в святит. сан. Святейшим Патр. Тихоном совершена хиротония архим. Илариона во еп. Верейского, викария Моск. епархии. Святитель чувствовал, что к высшему, епископ. служению в Церкви в этот страшный момент ее истории его призвал Божий Промысл. Он вступил на епископ. стезю с полным сознанием того, что его ожидает, с готовностью к мученичеству. После принятия еп. сана святитель по-прежнему жил в квартире свящ. Страхова на Сретенке: помещения Сретенского м-ря захватило гос-во, монахи выселялись, обосноваться в м-ре возможности не было. Ежедневно 1-ю пол. дня свт. Иларион проводил у Патриарха в Донском м-ре; очень часто сослужил Святейшему.
 Когда в 1921 г. в ряде губерний России вспыхнул голод, всюду совершались всенарод. моления о спасении погибающих. Во время одного из таких молений в храме Христа Спасителя, когда служил Патриарх, свт. Иларионом сказано слово о помощи... После декрета ВЦИК от февраля 1922 г. относительно изъятия церк. ценностей по стране прокатился вал репрессий. В апреле 1922 г. арестован Патриарх Тихон. 22 марта оказался под арестом свт. Иларион, к-рому выпало разделить крест Патриарха. В июне  высылается на год из Москвы в Архангельск: в мае власть в Церкви захватили обновленцы, и безбожники сделали ставку на них, намереваясь поставить патриарш. Церковь вне закона.
  Когда в июне 1923 г. Патр. Тихона освободили из-под стражи,  правой рукой стал свт. Иларион, вернувшийся из ссылки (возведен в архиепископ. сан). Положение Церкви таково, что, казалось, она погрузится в бездну обновленч. растления. Гос-во поддержало обновленцев, взяв курс на упразднение «тихоновских» — православных — общин. В чрезвычайно напряжен. переговорах с Тучковым святитель добился от власти смягчения политики в отношении Церкви. А когда началось мас. возвращение в Церковь обновленцев, благодаря свт. Илариону церк. жизнь в Москве налажена в кратчайший срок. Святитель разработал чин покаяния и сам принял исповедь сотен обновленцев.
  Летом 1923 г. свт. Иларион прибыл в Сретенский м-рь и изгнал из него обновленцев. При этом совершил беспрецедентное свт. деяние: заново, вел. чином освятил престол и собор Сретенского м-ря.. Молва об этом разнеслась по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в Церковь.
 Осенью 1923 г. власти предприняли новую попытку подорвать изнутри патриарш. Церковь: Тучков потребовал от Патриарха немедленно начать примирение с обновленч. «архиепископом» Евдокимом Мещерским. Патриарх отказался.. Чрез несколько дней арестован архиеп. Иларион, на к-рого Тучков возложил главную ответственность за провал своей политики.
  Владыку осудили на 3 года концлагерей. 1 января 1924 г. привезен на пересыльн. пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки. На берегу залива Белого моря работал сетевязальщиком и рыбаком; был лесником, живя в Варваринской часовне; как сторож жил в Филипповской пустыни. В лагере святителя не оставляли бодрость и дух. радость.
  Святитель нередко стремился поднять дух солагерников шутками. Когда владыка находился еще в лагере на Поповом острове, умер Ленин. От заключенных требовали почтить его смерть минутой молчания. Когда все выстроились, владыка лежал на нарах. Несмотря на требования, он не встал, сказав, что в аду сейчас великая радость - у бесов теперь есть Ленин.
 В лагере владыка пользовался вел. почетом. Многие видели в нем дух. отца; а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером. Авторитет святителя был так высок, что вскоре сведения о его лагерной деят-сти дошли до эмиграции. И благодаря, в частности, ему Соловецкий лагерь в 20-х гг. был своеобразным дух. очагом, возле к-рого многие нашли спасение.
 Свт. Иларион был одним из автором «Памятной записки соловецких епископов» (27 мая/ 9 июня 1925 г.), выразившей волю группы епископов, к-рая стала негласным церк. собором.«Записка» имела целью разработать основы для сосуществования Церкви и гос. власти в тех условиях, когда их дух. принципы противоположны, несовместимы; она продолжала линию церк. политики, к-рую вел Патр. Тихон. Составители «Записки» заявили о систематич. гонениях на Церковь в Сов. Союзе и обличили неправду обновленчества. Они призвали к последоват. проведению в жизнь закона об отделении Церкви от гос-ва; речь шла, в сущности, о желании Церкви действовать без опеки гос. чиновников.
  В кон.лета 1925 г. святителя внезапно перевели из Соловков в ярославскую тюрьму. Это сделано, чтобы склонить сщмч. к присоединению к новому обновленч. расколу — григорьевщине. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг это. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», — говорил он соузнику, обновленч. «епископу» Гервасию. Через год святителю дали новый трехлетний срок..
  Весной 1926 г. святитель вновь на Соловках. По-прежнему судьба Церкви занимает все его помыслы. Осенью 1929 г. срок заключения свт.Илариона заканчивался. Но власти не собирались выпускать его; накручивая ему все новые сроки, надеясь сгноить в тюрьме. В октябре сщмч. вновь осужден на 3 года, на этот раз на поселение в Среднюю Азию. Повезли этапным порядком — от одной пересылоч. тюрьмы к др. В дороге святитель заразился сыпным тифом. Без вещей (в пути его обокрали), в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Чрез день при температуре 41°, пешком перебрался в больницу им. доктора Гааза. Помочь страдальцу уже невозможно. Спустя несколько дней начался бред, перешедший в агонию. В бреду сщмч. говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» Это произошло 15/28 декабря 1929 г. Славный жизн. путь священномученика увенчал блж. кончиной.
 Ленинградский митр. Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели тело, святителя с трудом узнали: годы лагерей и тюрем превратили молодого, цветущего человека в седого старика. Похоронен сщмч. на кладбище Новодевичьего м-ря у Моск. заставы. В 1999 г. состоялось обретение мощей свт. Илариона, перенесение в Москву, в Сретенский м-рь.

  26 мая 1539 г. в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище среди дремучего леса на берегу р. Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от г. Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из 4-х деревень обретены прибитый к сосне большой железный крест и на др. дереве небольшая, старого письма, икона Божией Матери с Младенцем и с предстоящим свт. Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении св. креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. Неделю от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.
  Инок Стефан, свящ. из Ржева Григорий Онисифоров поехали в Москву с описаниями явления св. иконы и креста и совершившихся исцелений. Возглавлявший Рус. Церковь митр. Московский Иоасаф (1539-1541) прославил Господа и после освидетельствования чудотворений на месте благословил воздвигнуть там 2 храма Происхождения Честных Древ Креста Господня и Богоматери Одигитрии, с приделом свт .Николая Чудотворца. На освящение церквей присланы священник и диакон из Москвы с церк. утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.
 В январе 1541 г. Ржевская икона торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит с собором столичн. дух-ва, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.

  Барколабовская икона — образ Божией Матери из церкви Св. Троицы г. Быхова Могилёвскай обл.. Изначально находился в правосл. Иоанно-Предтеченском жен.м-ре (мест. Барколабово, в 8 км. на север от Быхова, на правом берегу Днепра), основанном в 1623 г. В архиве м-ря есть легенда о происхождении  этого богородичного образа. Согласно ей, в 1659 г.  кн. Пожарский возвращался из Польши, везя его с собой. Когда отряд князя проезжал мимо м-ря, обоз со святыней “остановился» и никакие усилия слуг князя не могли сдвинуть ее с места. Кн. Пожарский считал, что икону нужно оставить в м-ре, отдал ее в дар игуменье Фотинии Киркоровне.  Икона Матери Божией Барколабовской прославилась  в м-ре чудесами, как и в случае со Снежной иконой, были созданы ее многочисл. копии, распространившиеся по всей округе. Но самым большим чудом можно считать то, что Барколабовская икона пережила все катаклизмы XVII-XX вв., включая сов. антицерк. гонения, когда в окрестностях не осталось практически ни одной действующей церкви. На поклонение образу в Барколабовский м-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губ. известен обычай покупать в м-ре на храмов. праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении дом. животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.
  Образ Богоматери из Барколабово является одним из самых почитаемых образов Божией Матери на восточ. землях Беларуси. Он является одним из величайших шедевров белорусской иконописной школы.  Барколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе, фон, как и в случае с иконой Распятие Христа, резной, покрыт золотом. Лики Богоматери и Младенца сохраняют выразит. черты древне-византийского прообраза. Ученые, исследуя орнамент фона, считают, что образ написан на рубеже XVI-XVII вв.  на территории между Слуцком и Слонимом. Днем празднования Барколабовской святыни является 11 июля стар. стиля (24 июля н.с.), день ее явления в местном м-ре.

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения