Версия для печати
На страницу списка праздников

Полож.чест.ризы Господа Иисуса Христа в Москве Мчч.45-ти в Никополе Армян. Прп.Антония Печер.,Киев., начальника рус. мон-в Мч. Аполлония. Мчч.Вианора,Силуана. Прп.пустынников египет.,уморен. Прп.Силуана,схимн.Печер. Прпп.Евмения,Парфения Гортин. Конев.ик

23 Июль 2018 г. Понедельник

   Шах Персии Аббас часто отправлял блгв. царю Михаилу послов с дарами;  рус. царь присылал послов с дарами. В марте 1625 г. прибыл в Москву посол Урусамбек, привез послание и цен. подарки, также послание и подарок патр. Филарету – ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золот. ковчег, украшенный драгоцен. камнями. Персид. шах извещал, что риза найдена во время завоевания Иверской страны в митр. ризнице, где она запечатана в одном из крестов. Шах отправил ее в дар патр. Моск-му. Патр. Филарет принял велик. дар, призвал в Москву опытных греч. старцев. Одни прибыли в Москву из Иерусалима, др. - из греч. стран, среди них Нектарий, позже архиеп. Вологодский и Великопермский, Иоанникий, прибывший в Москву со св.Феофаном, патр. Иерусалимским. Патр. Филарет спросил, знают ли они о ризе Господней и что говорят о ней.  Архиеп. Нектарий сказал:
 – Когда я был архидиаконом у святейш. патр. Константинопольского,  послан в страну Иверскую. Здесь заметил на правом клиросе у 1-го столпа храма много свечей. Я спросил священников, что это. Они отвечали, что эториза Христова; что принес ее воин, бывший в Иерусалиме при распятии Господа, что много чудес творилось ризою Христовою.
 Др. сказали, что в Палестине, в греч. странах, правоверные утверждают, что риза Господня в Иверии, т. к. воин получил её по жребию, после чего отнес в Иверию и отдал  сестре, бывшей отроковицею, поведал, что было в Иерусалиме с Иисусом Христом. Отроковица  ризу Господню  с благоговением хранила. Умирая, завещала, чтоб погребли тело вместо  погребал. одежд в ризе Господней. Так и  сделали.
  Над могилою отроковицы выросло большое дерево. В царств. вел. Константина из  древа  истекало целебн. миро. Им помазывались одержимые болезнью и получали исцеление. Иверские цари выстроили над древом церковь, назначили епископа. Чрез много лет персы  разорили церковь с мироточ. древом. Позже Иверия освободилась от персид. ига, но древа не было, мира тоже, только столп означал  место. 
  Что касается ризы Господней, все  утверждали, что она  в Иверии. Многие полагали, что она взята во время перс.пленения верующими для сохранения в неприкосновенности. Как оказалась в церкви митрополии, неизвестно. Подлинность ризы засвидетельствована Нектарием, архиеп. Вологодским, патр.Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, чудесными знамениями, явл-ми Господом над больными чрез святыню.
 Патр. Филарет выслушал о ризе Господней, посоветовался с  рос. архиереями (была св. четыредесятница): по совету с ними объявлен строгий пост и молитва. Совершив всенощн. бдение в неделю крестопоклонную, святейш. патриарх повелел ризу Христа Спасителя возлагать на недужных так, как блгв. царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения истинности. Крест Христов узнан по воскресению мертвеца, теперь удостоверились в истинности ризы Господней по исцелениям. И блгв.царь, и святейший патриарх исполнились вел. радости о такой благодати; приказали устроить в соборн. церкви Успения Пресв. Богородицы, на запад. стороне, в правом углу, почетное  место, где было изображение живоносн. гроба Христова. Здесь положена честная риза Господня. Риза и сегодня почитается всеми, и доныне подаются исцеления  болящим, прибегающим к ней с верою. Позже 2 части Ризы Господней были в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, др. в Петропавловск.соборе.
 Часть Ризы хранилась в Успенском соборе в Москве, малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском м-ре близ Костромы, в др. древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня выносилась из придела св. апп. Петра и Павла Успенск. собора, полагалась на аналое для поклонения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место. В этот день шла служба Животвор. Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 г. свершилось 27 марта, в день, к-рый тогда приходился на Неделю крестопоклонную.
Тропарь, глас 4:
 Днесь притецем вернии к божественной и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию плотию носити, а на кресте святую Свою кровь излияти, еюже искупи нас от работы вражия. Темже благодаряще вопием ему: спаси православнаго императора нашего, Николая Александровича, и святителей, и град, и вся люди честною твоею ризою защити, и спаси душы наша, яко человеколюбец.
Кондак, глас 4:
 Одеяние нетления, спасительнаго целения всем человеком Владыко, даровал еси Твое божественное сокровище честную ризу, яже есть хитон, еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси: сию желанием приемлюще светло празднуем, страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти Христе: сохрани в мире благовернаго императора нашего Николая Александровича, и святителей, и вся люди, по велицей Твоей милости.

Тропарь Положения честной ризы Господа Иисуса Христа, глас 4
 Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.
Кондак Положения честной ризы Господа Иисуса Христа, глас 4
 Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище - честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.
Молитва ко Господу
 Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 

  45 мучеников пострадали в армян. г. Никополе в царствование имп. Ликиния (307-324), соправителя Константина Великого. Ликиний жестоко преследовал христиан и в своей восточ. обл. издал указ предавать мучениям и смерти всех, кто не соглашается вернуться к язычеству. Когда начались преследования в Никополе, более 40 последователей Христовых решились добровольно явиться к гонителям, открыто исповедать веру в Сына Божия и принять мучения. Св. исповедников возглавляли Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, отличавшиеся добродет. жизнью. Игемон армян. обл. Лисий, к-рому предстали св. исповедники, удивлен единодушием и мужеством людей, добровольно обрекавших себя на мучения и смерть. Он старался убедить отречься от Христа и принести жертву языч.богам, но святые непреклонны. Они опровергали все доводы правителя, доказывая ему ложность веры в мерзких, исполненных пороков языч. божеств, ведущих за собой в погибель поклоняющихся им людей. Игемон повелел бить исповедников по лицу камнями, а потом заковать и бросить в темницу.
  В темнице святые радовались и пели Давидовы псалмы. Св. Леонтий ободрял и укреплял братьев по вере, готовя к новым мучениям за истинную веру, рассказывая о мужестве всех прежде пострадавших за Христа. Утром, после повторного отказа принести жертву идолам, святых снова отдали на истязания. Св. Леонтий, видя сильные страдания мучеников и опасаясь, как бы некоторые из них в изнеможении не упали духом и не потеряли веры, молил Бога, чтобы Он послал всем скорое окончание подвига.
Когда св. мученики в полночь пели псалмы, неожиданно явился Ангел Господень, и темница озарилась светом. Ангел объявил мученикам, что их подвиг близится к концу, а имена уже записаны на Небесах. Два темничных стража, Меней и Вирилад, видевшие происходившее, уверовали во Христа. На след.утро правитель решил предать смерти свидетелей Христовых. После зверских истязаний их сожгли в огне, а кости бросили в реку (ок.318). Благочест.люди нашли их, собрали и сберегли. Позже, когда дана свобода Церкви Христовой, на том месте воздвигнут храм во имя св. 45-ти мучеников.
Тропарь 45-ти мученикам в Никополе Армянском глас 1
  Единоумне душею связани бывше,/ четыредесять с пятьми страдальцы святии,/ на врага ополчистеся,/ победителие же явльшеся,/ прилете венцы от Христа Бога/ и вечное мучений ваших воздаяние,/ тыя и нам улучити молите,/ благочестно песньми вас величающим.
Кондак 45-ти мученикам в Никополе Армянском глас 8
  Христа ради, мученицы, многия муки подъясте,/ и многобожие низложисте все идольское,/ и разрушисте безбожие всякия прелести,/ Христовою силою сия поправите,/ нас всех верно научаете вопити яве: аллилуйя.

 Прп. Антоний род. в г. Любече. С юности хотел быть иноком. Достигнув Царьграда, прп.Антоний направился во св. гору Афонскую. Обходя м-ри, удивлялся жизни св. отцов, к-рые возвышались над челов. природою, подражая в подвигах ангелам. Желая уподобиться им, пошел в одну из обителей Афона и умолял игумена совершить постриг. Игумен постриг его, наставив в заветах иночества. Новопостриж. инок во всем благоугождал Богу, особенно преуспевал в покорности и послушании. Прп. Антоний пробыл на св. горе долго, являясь наставником ко спасению и достигая больших степеней совершенства, когда игумен получил внушение от Бога отпустить его на Русь с благословением св. горы.
 Придя в г.Киев, прп-ный искал, где поселиться, обходил м-ри иноков-греков, пришедших с митр. Михаилом для крещения Руси. Но обители не содержали устава совершен. общежития. Поэтому ходил по окрестностям Киева. Найдя пещеру, вырытую варягами, прп. Антоний, сотворив молитву, поселился в ней, проводя жизнь в воздержании.
  После смерти блгв. кн. Владимира власть в Киеве захватил безбожный Святополк. Желая истребить братьев, убил Бориса и Глеба. Прп. Антоний вновь удалился на св. гору.
  Блгв. кн. Ярослав победил Святополка. Он любил Берестово с церковью во имя св.апостолов; при ней был пресвитер, Иларион, вел. постник. Спустя много лет Ярослав избрал Илариона митрополитом, он поставлен в Киевском храме св. Софии. Пресвитер Иларион удалялся временами на Днепр, на холм, покрытый лесом, где ныне находятся Феодосиевы пещеры м-ря. Здесь ископал пещеру и молился Богу.
 Прп. Антоний в это время находился на св. горе в м-ре , опять игумену было откровение от Бога послать Антония на Русь. Игумен предсказал прп-ному, что явится отцом многих черноризцев.
 Прп. Антоний опять пришел в Киев. Взойдя на холм, где Иларион ископал пещеру, он решил, по изволению Господа, что на сем месте будет благословение св. Афонской горы. Он избрал пещеру местом обитания, жил в непрестан.молитве, вкушая сухой хлеб и удовлетворяя жажду малым кол-вом воды, иногда не вкушал ничего неделю, пребывая день и ночь в молитв. бдении и усердно копая пещеру.
 Узнав о поселении прп-ного в пещере, некоторые приходили, испрашивая благословения, были пришельцы, к-рые выражали желание жить с прп-ным, из их числа - блж. Никон.
 Пришел к прп.Антонию и 20-летний прп. Феодосий. Антоний велел блж.Никону постричь Феодосия.
Когда преставился блгв.кн. Ярослав, власть принял старший сын Изяслав. Прп. Антоний Печерский уже прославился в рус. земле. Узнав о подвижнич. жизни прп. Антония, кн. Изяслав пришел с дружиною, прося молитв и благословения. Возросла известность ,стекались христолюбцы, желая пострижения.
 Пришли к Антонию блж. Варлаам, сын знатного киевск. боярина, Ефрем, княж.евнух. Прп. Антоний велел блж. Никону их постричь. Разгневанный боярин Иоанн извлек из пещер сына, блж. Варлаама, и, заменив монаш. одежды боярскими, насильно повел домой, вел.кн. Изяслав, узнав о пострижении сына боярского и любимого евнуха, разгневался. Он повелел схватить блж. Никона, постригавшего иноков, приказав убедить Варлаама и Ефрема жить в мире, угрожая заточением с наставником Антонием.
 Гнев князя вынудил прп. Антония с братией удалиться из пещеры в др. страну. Но княгиня усердно просила князя не изгонять их из области, чтобы не навлечь гнева Божия. Княгиня, дочь короля Польского Болеслава Храброго, родом из Польши, когда Болеслав изгнал черноризцев из Польши, Господь разгневался - король умер скоропостижно, в междоусобице убито много епископов и бояр. Вняв мольбам княгини, князь убоялся Бога, послал к старцу просьбу о возвращении. Прп. Антония еле нашли после 3-х дней поисков и умолили вернуться.
 Он вернулся в пещеру, умолял Бога, чтобы дал силу мужественно переносить напасти, наносимые врагом . Господь услышал молитву преподобного: не только разогнанные иноки возвратились к пастырю, но пришло множество других. Прп. Антоний всех принимал с любовью, после наставлений повелевал блж. Никону постригать желающих. Собралось 12 чел., была выкопана большая пещера, в ней устроены церковь и кельи, что существуют доселе.
 Однажды Антоний сказал братии, что поставит игуменом блж.Варлаама, сам  переселился на др. холм, выкопал пещеру, к-рая под печерским м-рем.
  Блж. игумен Варлаам и братия, приняв благословение прп. Антония, остались в прежней пещере. Когда число братии возросло и пещера не могла вместить всех во время соборного моления, задумали поставить малый храм вне пещеры, пришли к прп. Антонию за благословением. Прп-ный благословил, они начали постройку над пещерою малого храма Успения Пресв.Богородицы. 
 Кн. Изяслав, во св.крещении Димитрий, создал камен. храм вмч. Димитрия, при храме устроил м-рь. На игуменство м-ря кн.Изяслав взял блж. Варлаама, игумена братии, жившей в пещере. Надеясь на богатство, он хотел м-рь возвысить пред м-рем печерским. Но м-ри не могут сравниться с теми, что поставляются молитвами святых, слезами, пощением и бдением. Прп. Антоний не имел золота, но слезами возрастил обитель, несравнимую с другими. Впрочем, блж. Варлаам взят в м-рь св. вмч. Димитрия в то время, когда Печерский м-рь только устроялся. По удалении игумена братия в пещере пошли к прп. Антонию, чтоб поставил игуменом прп. Феодосия. Став игуменом, прп. Феодосий заботился об обители, присоединяя вел. пощение и слезные молитвы, содействие оказывали молитвы и благословение начальника его, прп. Антония, наедине безмолвствующего.
  Господь начал умножать черноризцев, и вскоре у прп. Феодосия оказалось до ста человек. Прп. Феодосий решил поставить м-рь. Снова пошли к прп. Антонию,  он благословил, попросил кн. Изяслава отдать гору, что над пещерою.
 Тот отдал инокам во владение гору. Прп. Феодосий и братия заложили большую деревян. церковь, отстроив ее, украсили иконами, поставили кельи, м-рь оградили столбами и переселились из пещеры. М-рь именовался Печерским, ибо черноризцы жили прежде в пещере.
 Прп. игумен Феодосий утвердил м-рь уставом, определяющим жизнь в нем. Он искал подходящий монаст. устав. Ему помогли молитва и благословение прп. отца Антония: Господь устроил так, что в это время нашелся инок Студийского м-ря, Михаил, пришедший из Греции с митр. Георгием. У него был устав Студийской обители. Прп. Феодосий, решив его ввести, уставил "ряд церковный" – как совершать богослуж. пение и чтение, поклоны, как стоять в церкви и проводить время за трапезой, что вкушать и в какие дни. От Печерского м-ря Студийский устав переняли др. м-ри. Печерская обитель имеет первенство пред др. рус. м-рями.
  Во дни игуменства Феодосия, направлявшего с помощью нового устава, молитв и благословения прп. Антония жизнь Печерской обители по пути добродетели. Пришел в обитель 17-летним юношей прп. Нестор, описатель жития прп. Феодосия и др. Прп.Феодосий охотно принял его по благословению прп. Антония.
 Прп. Антоний, уединившийся в др. пещеру, видя умножение и благочиние братии, воссылал благодарение Богу, преуспевая в добродетели. Господь прославил его, имя прп. Антония просияло чудесами, особенно даром исцеления и пророчества. Старец служил болящим и исцелял их молитвою; но, прикрывая смирением исцеления по молитве, давал больным как лекарства зелень, к-рою питался. Недужные, вкусив ее, делались здоровыми. Позже блж.Агапит яв-ся подражателем прп. Антония, врачуя болезни так же.
 О даре предвидения св. Антония свидетельствуют примеры. Три князя Ярославича, Изяслав, кн Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский, отправляясь на войну с половцами, пришли к прп. Антонию, прося благословения. Он сказал, что за грехи будут побеждены варварами и обращены в бегство, многие воины утонут в реке, др. будут взяты в плен, а остальные падут от меча. Это сбылось после битвы на реке Альте, когда князья, едва сохранив жизнь, бежали, половцы рассеялись по юго-восточн. окраинам рус. земли, пленяя жителей.
  После победы, одержанной, по предсказанию прп. Антония, половцами, люди вынуждали Изяслава пойти на врагов, рассеявшихся по рус. земле. Князь не согласился. Поднялось возмущение, из темницы в Киеве освобожден кн. Полоцкий Всеслав. Его объявили киев. князем, а Изяслав бежал в Польшу. Чрез 7 мес. возвратился к Киеву с Болеславом Храбрым. Всеслав убежал к Полоцку. Изяслав вошел в Киев.Он, по наущению диавола, прогневался на прп. Антония, к-рого оклеветали, будто любил Всеслава, давал советы, будто он главный виновник смуты.
 Прп. Антоний в это время служил в пещере болящему Исаакию затворнику, к-рого прельстил диавол, явившись в образе Иисуса Христа, и оставил еле живого, вовлекши в пляску с бесами. Это служение прп. Антония особенно ненавистно бесам, опасавшимся, как бы Исаакий не исцелился душою и телом.
 Кн. Черниговский Святослав, узнав, что брат Изяслав гневается на прп. Антония, прислал за святым ночью и тайно вывез в Чернигов. Прп. Антонию полюбилось место близ Чернигова в горах Болдинских, здесь выкопал пещеру. Впоследствии здесь возник м-рь.
 Кн. Изяслав убедился в незлобии святого. Сожалея о случившемся, послал в пределы черниговские к прп.Антонию, умоляя возвратиться. Прп. Антоний, кроткий и смиренный, возвратился к печерской братии, находившейся в смятении и забвении. Бог не хотел, чтобы такой светильник, как прп.Антоний, положил начало благочинного иноч. жития в ином городе, кроме богоспасаемого Киева.
 Прп. Антоний, восходя по ступеням всё больших подвигов, трудился в пещере, пока не одержал победы над дьяволом. По слову евангельскому изгонял бесов молитвою и постом, др. подвигами: бдением, стоянием и бесчислен. коленопреклонением на молитве. Он уже не оставлял темной пещеры, хотя жизнь в ней была непрестанною борьбою с бесами.
  Снова поселившись в пещере, прп. Антоний проявлял дар чудотворений, даже в большей степени. Он заботился о камен.печерской церкви, создание к-рой предсказал. Прп. Антоний совещался с прп.игуменом Феодосием, молясь с усердием Вышнему. Когда прп. Антоний подвизался в молитве, произошло чудо: не отлучаясь от Печерского м-ря, он с прп. Феодосием явился в Константинополь, представ Пресв. Богородице. Получив от Нее с прп. Феодосием золото, дал его мастерам, чтобы они, по повелению Царицы Небесной, шли на Русь для построения печерской церкви.
  Каменоздатели пришли из Греции и возвестили о чуде. Прп. Антоний явил иные чудеса. Когда каменщики-строители спрашивали прп. Антония, где он желает воздвигнуть храм, повеленный Пресв.Богородицею, прп-ный 3 дня молился, чтобы Господь указал знамением с неба место, достойное для жилища Царицы Небесной. Приехал кн. Святослав и подарил под церковь поле у пещеры. Сам Господь явился прп. Антонию, тот испросил, чтобы ночью везде была роса, а на месте для церкви суша; в др. ночь испросил сушу, а на место для храма росу. На третий день благословил место и велел размерить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя. Затем низвел молитвою огонь, уничтоживший поросль с того места, к-рое, после окружения рвом, стало совершенно готовым. Здесь была поставлена печерская церковь.
 Так прп. Антоний чудесами уготовил место для храма обители и благословил начало его постройки. После этого начал приуготовлять себя к отшествию к Церкви вечной. Видя, что приспело время его отшествия, прп. Антоний утешал детей своих обещанием, что не оставит св. места,  всегда будет назирать обитель, помогать живущим в ней и притекающим в нее с верою. Во 2-й пещере прп. Антоний пробыл лет 14-16; там он окончил житие, переменив его на вечное.
  Честные мощи прп.первоначальника положены в той пещере, где преставился, под м-рем. Но как сам прп. отец в жизни удалялся от глаз человеческих, молясь в уединении Богу, так и мощам испросил тот же дар. Хотя мощи прп. Антония удалены, они неоскудно творят чудеса, помогая всем, с верою притекающим к гробу преподобного.
 Прп. Антоний не оставил, как обещал, места святого. Заботясь о нем, он, по преставлении своем, явился с прп. Феодосием в Константинополе и условился с греч. иконописцами об изготовлении икон для печерской церкви; при этом вручил довольно золота с тем же прп. Феодосием. Прп. Антоний послал иконописцев в Печерский м-рь к блж. Никону, бывшему тогда игуменом.
Тропарь, глас 4:
 От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси: отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, отечество свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к небесному царствию показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет душы наша.
Кондак, глас 8:
 Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности преподобне, тому от всея души любовию последовал еси: мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси, и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси. Отонудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом, и ныне со ангелы владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою, да зовем ти: радуйся Антоние, отче.

  Прп. Силуан, схимник Киево-Печерский, подвизался в Дальних пещерах в XIII - XIV вв. Однажды он силой молитвы связал воров, пришедших в монаст. сад, и они 3 дня не могли двинуться с места. Когда они раскаялись, преподобный отпустил их
Тропарь прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещ. глас 3
 Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения/ приемый свыше благодать чудотворения/ и к Богу велие дерзновение стяжавый,/ постником удобрение, Силуане,/ Тому молися,/ да подаст нам мир и велию милость.
Кондак прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещ. глас 8
 В бденном и трезвенном молении/ и крепком всегдашнем пребывая пощении,/ тело свое умерщвлял еси, Силуане преподобне,/ и многих учением твоим в тыяжде добродетели наставляя,/ привел еси Христови./ Емуже в веселии днесь предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.

 10 тыс. обитателей пустынь обвинены в оригенизме и замучены ок. 398 г. при Александрийском патриархе Феофиле. Реальной причиной их убийства считают то, что они предоставили убежище священнику Исидору.

 Св. мч. Аполлоний происходил из г. Сард в Лидии (Малая Азия). Он объявил себя христианином, был схвачен. Когда его принуждали принести клятву именем императора, не подчинился, сказав, что не подобает клясться именем смертного человека. Св. Аполлония долго мучили и распяли на кресте. Это произошло в Иконии при имп. Декии (249-251) или Валериане (253-259).

 Св. Вианор происходил из Писидийской обл. в Малой Азии. Как исповедника христианства его доставили к правителю г. Исаврии в Ликаонии, к-рый принуждал св. Вианора отречься от Христа. Святой твердо стоял в истин. вере, невзирая на изощренные истязания. Страдания мученика видел человек по им. Силуан. Терпение и мужество св. Вианора вдохнули в Силуана веру во Христа, и он открыто объявил об этом. Ему тут же отрезали язык и отсекли голову. Св. Вианор после долгих мучений также обезглавлен.
Время страданий св. мчч. Вианора и Силуана точно не известно; предполагают, что они скончались при рим. Имп. Диоклитиане (284-305).

 Св. братья Парфений и Евмений (в миру Николай и Эммануил Харитакисы) род. в 1829 и 1846 гг. в селении Пицидия на о. Крит в семье благочест. родителей. В 1858 г. приняты послушниками в м-рь Одигитрии Гортинско-Аркадийской митрополии на Крите. В 1862 и 1865 гг. братья пострижены в рясофор с им. Нестор и Мефодий, в 1866 г. – в вел. схиму с им. Парфений и Евмений. По благословению игумена обители подвизались в од¬ном из монаст. подворий в пещерах Марцалло. В 1868 г. прп. Евмений рукоположен во диакона, а в 1870 г. – во пресвитера. В 1874 г. братья удалились для пустынножительства в Астерусские горы. В 1878 г. ими основан м-рь Пресв.Богородицы в местности Кудума. Прп. Парфений отошел ко Господу в 1905 г., кончина прп. Евмения последовала в 1920 г. Своей добродет. жизнью они стяжали дар чудотворения, а по своем преставлении широко почитались на Крите.
 8 января 2007 г. Патриаршим и Синодальным актом Константинопольской Правосл. Церкви прпп. Евмений и Парфений Гортинские причислены к лику святых.

Коневской св. иконой греч. письма благословил в 1393 г. св. Арсения, основателя Коневской обители, Иоанн, игумен одной из афонских обителей. Св. икона прославилась благодатными знамениями.
 В 1610 г. при нашествии шведов на Новгородскую землю чудотв.образ, по благословению Исидора, архиеп. Новгородского, перенесен из обители Коневской в Новгородский Деревяницкий м-рь. В м-ре ежегодно 10 июля совершалось празднование Пресв. Богородице ради Ее св. иконы.
 В 1709 г., по благословению митр. Петербургского и Новгородского Гавриила, чудотв. икона возвращена в Коневскую обитель.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Коневской глас 1
 Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской глас 8
  Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Коневской
  О, Всемилостивая Госпожа, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко Беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие влаг земных: Да сотворит нам дни влаги и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко влаг Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения