Версия для печати
На страницу списка праздников

Явл.ик.Пресв.Богородицы во град.Казани. Вмч.Прокопия. Прав.Прокопия,Христа ради юрод., Устюжск. чудотв. Прав. Покопия Устьянск. Знамение от ик.Бож.Матери Благовещение во г. Устюге, чтим. списки с Казанской ик. Якобштадтской ик.

21 Июль 2018 г. Суббота

  З1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, ночью, Иоанн IV при  осаде Казани услышал благовест моск.колоколов. Царь понял, что это  знамение: по молитвам Богородицы Господь  обратит к Себе народ казанский. Покорением Казани под Покровом Пресв. Богородицы завершено дело, начатое в 1164 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Волга, главный водный путь, стала рус.рекой. Из татарского плена освобождено 60 тыс. рус.людей. Началось просвещение татар светом Еванг. истины. Явились первые мчч. св. Петр и Стефан. Казанская епархия вошла в состав Рус.Церкви и вскоре просияла архиепископами: свт. Гурием и свт. Германом.Особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в  Казани 8 июля 1579 г.чудотв. иконы Божией Матери.
 Трудно шла проповедь Евангелия в покоренном царстве среди мусульман и язычников. Пресв. Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной жизни разделявшая со св.апостолами благовестнич. труды, видя старания рус.миссионеров, не замедлила послать им помощь, явив чудотворную икону.
  28 июня 1579 г. страшный пожар ок. церкви свт. Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием оконч. падения ислама и утверждения Православия на златоордынской земле, будущем Востоке Рус. государства. Город начал вставать из руин. Вместе с др. погорельцами недалеко от места пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. 9-летней дочери Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела достать икону, зарытую в земле тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания.
 Трижды являлась Богородица и указывала место, где чудотв.икона. Наконец, Матрона с матерью стала рыть в указанном месте и обрела св. икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиеп. Иеремия и перенес св. образ в  храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли его с крестным ходом в Благовещенский собор - первый правосл. храм г. Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.
Список иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес посланы в 1579 г. в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм Казанской иконы Божией Матери, где поместили св.икону, и основать жен.м-рь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в обители.
 В Никольском храме, где совершен молебен пред Казанской иконой, был священником буд.Патриарх Ермоген, свт. Московский. Через 15 лет, в 1594 г., будучи митр. Казанским, он составил сказание о св. событиях, участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С точностью описаны случаи исцеления от чудотворной иконы по молитвам верующих .
 Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине России, стала всенародной святыней, знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного Русской Церкви, ибо православный народ чувствовал особое участие Пречистой Владычицы в судьбах Руси. Не случайно Казанский образ является списком с Влахернской иконы и относится по иконограф.типу к иконам - Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе  правосл.воинам.
 В год явления ее в Казани (по др.источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блж. Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского, увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, достаточно, чтобы за несколько десятков лет рус. миссионеры прошли на восток тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 г. вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
  Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), к-рый народ назвал "Смутным временем", Рус. Церковь возглавлял вел.исповедник Православия сщмч. Ермоген, Патр. Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресв.Богородицы, автор "Сказания" о ней.
 Когда Москва была занята поляками, страдалец за Св. веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митр. Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство ". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил кн. Димитрий Пожарский.
 Казанские дружины принесли список с Казанской чудотв. иконы, к-рую в Ярославле передали кн.Димитрию. Пресв. Владычица взяла ополчение под покровительство.В осеннюю непогоду двинулось рус.воинство на штурм Москвы, что в руках поляков.
 Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в плену прибывший из Греции тяжело больной архиеп. Элассонский Арсений (позже архиеп. Суздальский). Ночью келья свт. Арсения  озарилась Божественным светом, он увидел прп. Сергия Радонежского: "Арсений, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена". В подтверждение пророчества архиепископ исцелился от болезни. Святитель послал известие об этом событии рус.воинам. 22 октября 1612 г. рус. войска, воодушевленные видением, одержали победу и взяли Китай-город, через 2 дня  Кремль.
 В воскресенье, 25 октября, рус.дружины с крестным ходом пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте крестный ход встречен архиеп. Арсением, к-рый нес Владимир.икону Богородицы. Потрясенный встречей двух чудотв. икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы кн. Димитрий Пожарский поставил св. Казанскую икону в приходской церкви Введения во храм Пресв. Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади воздвигнут Казанский собор. Св. икона в 1636 г. перенесена  туда. Ныне св. образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
 В память освобождения Москвы от поляков установлено 22 октября особое празднование  Казанской иконе Божией Матери. Сначала  празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 г. стало всероссийским. В 1709 г. пред Полтавской битвой Петр Великий с воинством молился пред иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки).
 В 1721 г. Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 г. в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 г. пред Отечеств. войной св. икона Небесной Заступницы перенесена в Казанский собор. В 1812 г.Казанский образ Божией Матери осенял рус.солдат, отразивших франц. нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 г. рус.отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тыс. человек.
 Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 г.,чтобы стать храмом-памятником рус.славы в Отечеств.войне 1812 г. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы  донскими казаками, отбившими в 1812 г. серебро у французов. Стены собора украшены трофеями. Вражеские знамена склонились у гробницы погребенного в соборе кн.Михаила Кутузова-Смоленского. Бронз. изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят пред храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
 В многочисленных чудотв. списках с Казанской иконы прославляется Пречистая Богородица, Покровительница правосл. рус.народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Рус. Правосл. Церкви, ни одна не распространена так, как Казанская. Всей Правосл. Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
 Древний Владимирский св.образ Богородицы хранит северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на востоке сияет чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

  Св. вмч. Прокопий, в миру Неаний, из Иерусалима, пострадал в царств. имп. Диоклитиана (284-305). Отец,знатный римлянин Христофор, был христианин, мать язычницей. Рано лишившись отца, воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он представлен Диоклитиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 г., когда началось гонение на христиан, Неаний послан проконсулом в Александрию беспощадно преследовать Церковь Божию.
 На пути в Египет, близ сирийского г. Апамеи, Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Голос возвестил: "Неаний, и ты идешь на Меня?" Неаний спросил: "Кто Ты, Господи?" - "Я - распятый Иисус, Сын Божий". В воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в сердце дух.веселие и превратился из гонителя в ревн. последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и сражался против варваров-язычников.
 Мать, язычница, пришла к императору с жалобой на сына, не почитающего идолов. Неаний вызван к прокуратору Иудеи Иусту, ему вручено послание Диоклитиана. Прочитав, Неаний на глазах всех порвал его. Это преступление римляне обозначили как "оскорбление величества". Неаний взят под стражу и отправлен в Кесарию Палестинскую, где томился когда-то ап. Павел. После страшных мучений святого бросили в темницу. Ночью в тюрьме воссиял свет, и Господь с ангелами совершил Крещение страдальца-исповедника, дав имя Прокопий.
  Многократно св. Прокопия водили в судилище, принуждали отречься от Христа, подвергали пыткам. Стойкость мученика  низводила благодать Божию на людей, видевших казнь. Вдохновленные подвигом Прокопия пошли под меч палача многие из стражей св.узника и рим.солдаты с трибунами Никостратом и Антиохом.
 Мученическими венцами запечатлели веру 12 женщин-христианок, пришедшие к воротам Кесарийской претории. Пораженная верой христиан и их мужеством, видя непреклонность сына, переносившего тяжкие страдания, Феодосия раскаялась, встала в ряды исповедниц, была казнена. 
   Новый прокуратор Флавиан, убедившись в бесполезности пыток, приговорил св.вмч.Прокопия к усекновению мечом. Ночью христиане взяли многострад. тело и, обвив гробными пеленами, со слезами и молитвами предали земле († 303).
Тропарь великомученика Прокопия,глас 4
  Мученик Твой, Господи, Прокопий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имели бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Кондак великомученика Прокопия, глас 2
  Ревностию ко Христу Божественною распалаемь/ и Креста крепостию ограждаемь,/ врагов шатание и дерзость низложил еси, Прокопие,/ и честную Церковь возвысил еси,/ верою преуспевая и просвещая нас.

  Прав.Прокопий, Христа ради юродивый,Устюжский чудотворец, немец, сын богатых родителей-латинян, прибыл на корабле, груженном большим богатством, с целью торговли из ганзейского Любека в Великий Новгород по поручению отца. Он пленился красотой храмов и пением православным, принял крещение, раздал имущество нищим, вступил в иноки Хутынского м-ря и начал юродствовать.
   Убегая от мирской славы, Прокопий благословился у игумена на путешествие в "восточные страны". Зимой, без одежды, претерпевая издевательства, он дошел до Устюга Великого, где поселился в убогой хижине. Днем истязаем многими обидами, ночью не давал себе никакого покоя, ходил по городу по церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям. С утра опять весь день блж.Прокопий ходил по город.улицам, пребывая в юродстве. Когда святой хотел обрести покой от многих трудов или немного уснуть, он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая нагое тело. Мороз, снег, летний зной и дождь—все переносил блж.Прокопий с радостью и благодарностью Бога ради. Так проходили дни его жизни. Принял от Бога блж. Прокопий пророческий дар и дар чудотворения.
 Затем блж. Прокопий жил на паперти у соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Здесь он бывал постоянно зимой и летом, днем и ночью, тут же, не входя ни к кому в дом и не беспокоясь о пище и одежде, принимал немного пищи от богобоязненных прихожан и тем питал свое тело - от богатых не принимал никакой пищи. День смерти святой предвидел заранее, умер 8 июля 1303 г. вблизи Введенского м-ря, у св. ворот в конце помоста. Через три дня найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей. Похоронен в соборной церкви. Прославление святого последовало на Моск.Соборе в 1547 г.
  На иконах св.Прокопия изображают с тремя кочергами, которые он носил в левой руке. Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие др. земных плодов, а когда его кочерги не обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость др. плодов, и случался большой голод.
Тропарь прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжск. чудотв. глас 4
  Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив/ целомудрием и многим терпением,/ во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего:/ источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Прокопие всеблаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак прав.Прокопия,Христа ради юродивого, Устюжск.чудотворца, глас 4
  Христа ради юродством/ воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/ царскаго достигл еси престола/ и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/ многими бо чудесы твоими и знамением страшным/ удивил еси град твой Великий Устюг:/ людем твоим милость испросив,/ миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/ и недужным подал еси цельбы./ Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/ моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.
Молитва баж. Прокопию Устюжскому
  О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко Всемилостивому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да пробавит милость Свою к нам, недостойным, и дарует нам вся, яже к животу и благочес¬тию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благое поспешение. Град твой Устюг и вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла. Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, коемуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим — исцеление, скорбящим — утешение, бедствующим —поможение, унывающим — ободрение, нищим — снабдение, сирым — призрение, всем же нам дух покаяния и страха Божия испроси, да благочестно скончавше временное сие житие, сподобимся благую христианскую кончину и Царствие Небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей, да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас во веки веков. Аминь.

   Прав.Прокопий Устьянский (ХVII). Нетлен. мощи прав. Прокопия обретены в ХVII в. близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской еп. и положены в церкви, где были 200 лет в открытом виде, источая многочисл. чудеса. О происхождении и житии св. угодника Божия сведений не сохранилось. Имя его стало известно, т. к. сам открыл его в видении благочест. местному жителю Савелию.
В связи с увеличением чудесных исцелений, мощи прав. Прокопия освидетельствованы в 1696 (или 1645) и 1739 гг., после чего в честь праведника освящен придел в храме, где почивали мощи, написана икона, совершалась служба. В 1818 повсеместное празднование памяти святого.
Тропарь праведного Прокопия Устьянского, глас 1
 Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеления/ притекающим к тебе, премудре Прокопие,/ темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/ веселящее вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак праведного Прокопия Устьянского, глас 8
  Верою и любовию/ твое честное явление празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православный люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Прокопие,/ всея Российский земли удобрение.

«Устюжское Благовещение» - чтимая икона Казанской Богородицы, пред к-рой 25 июня 1290 г. усердно молился св. Прокопий, Христа ради юродивый († 130З), о спасении града Устюга от гнева Божия. Икона написана новгородским иконописцем, когда княжил св.блгв. кн. Всеволод-Гавриил. В 1567 г. при св. митр. Филиппе из Великого Устюга св. икона принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Сегодня она в Гос. Третьяковской галерее.
Тропарь Богородицы пред иконой Благовещение во граде Устюге, глас 4
 Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская Надеждо и Заступнице,/ печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя:/ милостива буди нам, грешным,/ не остави раб Твоих/ и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному/ святыя и чудотворныя иконы Твоей/ и вопиюще с плавающими и путь шествующими,/ да пребудет милость Твоя./ О Владычице, ризою честною защити,/ и во всяцех местех злых соблюди,/ и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,/ да спасет от грех души наша.

  Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве(1612),Казани (1579),Петербурге (1721). Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643),Тобольская (1661),Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770),Высочиновская (18 в.),Якобштадтская иконы Божией Матери (17 в.)

   Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, обретенной в 1579 г., находится в Казанском кладбищенском храме св. блгв.кнн. Феодора и чад его Давида и Константина. Св. обраэ благоговейно чтится жителями города.

   Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская, обретена в 1588 г. приехавшим в Казань Герасимом, у которого не владела рука. Божия Матерь, явившись, повелела в указанном месте взять Ее икону, отнести в г. Романов и поставить в храме. Больной в точности исполнил это указание, и рука его исцелилась.
  В Романове св. икона пробыла 21 год, а в 1609 г. во время польской интервенции привезена в Ярославль. Ярослав. жители поставили её в церкви, от нее совершались чудеса. При храме возник жен. м-рь. В Романов отправлен список св. ик.

    Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находившийся в рус. ополчении, перед к-рым в 1612 г. молились патриоты Минин и Пожарский, поставлен в 1636 г. в Московском Казанском соборе. Сейчас этот св. образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе. Известны  в Москве чтимые списки Казанской иконы Божией Матери: в Кремлевском Вознесенском монастыре (1701), в Симоновом монастыре (ХIХ), в Высоко-Петровском монастыре (1849), в Христорождественской церкви на Поварской улице, в церкви Казанской Божией Матери у Калужских ворот и в Введенском храме.

  Казанская икона Божией Матери, именуемая Вязниковская, находилась в соборном храме г. Вязники Владимирской епархии. От этой иконы совершалось много исцелений. В 1624 г. произведено расследование по благословению Святейшего Патриарха Филарета. Все случаи исцелений подтвердились, икона признана чудотворной.

  Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Нижнеломовская, явилась в 1643 г. на источнике, близ г.Нижнего Ломова Пензенской губернии. Явленная икона поставлена в часовне, а в 1648 г. здесь построен храм. Пред иконой Богородицы Божественной милостью исцелялись больные. При церкви выстроен монастырь.

 Чудотворная Казанская икона Божией Матери явилась в г. Тобольске в 1661 г.: дьяк Тобольского Знаменского м-ря Иоанникий поведал о бывших во сне трехкратных явлениях святителя, к-рого принял за св. митр. Филиппа, повелевавшего от имени Богородицы взять Казанскую икону, в небрежении стоявшую в чулане церкви Трех Святителей, и поставить в новом храме, к-рый следует воздвигнуть в три дня, а на четвертый освятить. "Тогда, - сказал святитель, - в городе прекратятся проливные дожди и исчезнут вредные насекомые". 
   Иоанникий побоялся сразу открыть настоятелю о видениях. На утрени, при чтении сказания о явлении Божией Матери в Казани, он упал в обморок. Придя в себя, дьяк все рассказал духовнику, а тот - настоятелю. Повеление Пречистой Девы было исполнено. Постоянные дожди в той местности сразу прекратились, и вредные насекомые исчезли. От иконы Богородицы с той поры начали совершаться чудесные исцеления.

   Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне свящ. Иоанну. 11 сентября 1689 г. куплена им у моск. иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды в третью неделю Великого поста икона озарилась необыкновенным светом,  перенесена в местный Каплуновский храм. Изображение иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.
   Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 г. Рус. воины не раз обращались с молитвой к чудотв. образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 г.

  Тамбовская чудотворная икона Божией Матери находилась в Преображенском храме Тамбовского кафедр. собора. Первое чудо совершилось 6 декабря 1695 г., когда во время всенощного бдения она источила слезы. С того времени у св.иконы непрерывно врачевались недуги. Икона написана по типу Казанской.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской, глас 4
  Днесь светло красуется град Тамбов,/ и святитель Христов Питирим радуется./ Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице,/ юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе,/ и дивное людем являет Твое заступление,/ подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим./ Темже умильно вопием Ти:/ спасай нас иконою Твоею,/ Дево Всепетая.

 В 1611 г. список с Казанской иконы Божией Матери, находившейся в церкви крепости Орешек, был замурован в стене перед сдачей крепости шведам. В 1702 г. крепость вновь перешла к России и названа Шлиссельбургом.
 Однажды часовой заметил исходящий из стены свет и рассказал об этом. Наутро в стене появилась трещина и стала видна Казанская икона Богоматери. От св. иконы начали совершаться исцеления.

  Казанская икона Божией Матери в Пензе пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) г. Пензе при его основании в 1666 г. Притекавшие с верой к этой иконе получали помощь в различных нуждах.
 Накануне 4 августа 1717 г. во время нашествия ногайских татар (так наз. "кубанский погром"), когда не оставалось надежд на спасение города, жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и св. икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. В конце ХIХ в. иконе установлено празднование на 4 августа. На всенощном бдении положено величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия".

   Петербургский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1721 г. поставлен в Троицком соборе Петербурга по повелению императора Петра I, а в 1811 г. перенесен в новосозданный Казанский собор, в день его освящения.

 Казанская чудотв. икона Божией Матери, именуемая Высочиновская, находилась в Михаило-Архангельской церкви муж. м-ря близ г. Змиева Харьковской губ.
Св. икона явилась в ХVIII в. лесному сторожу в сосновом бору на берегу речки Мжи. Сторож увидел стоявшую на болотной кочке икону, от к-рой исходили светлые лучи. Когда взял св. икону, чтоб поставить у себя в сторожке, из-под кочки заструился источник чистой воды.
 Однажды, когда в сторожке находились отец сторожа (дряхлый, слепой старик, передвигавшийся на костылях) и его 10-летний внук, мальчик увидел, что от иконы исходит яркий свет. Мальчик испугался и сказал деду, лежавшему на печке, что в углу что-то горит. Старик с трудом слез с печки и подошел к углу, где стояла св.икона. Вдруг глаза его прозрели, он увидел св. Казанскую икону Богородицы и почувствовал себя здоровым. Со слезами благодарил Матерь Божию.
 На след. утро семейство сторожа направилось в храм села благодарить Бога за совершившееся исцеление старика и рассказать местному священнику. Св. икона поставлена в церкви, а семейство вернулось домой. К общему удивлению, св. икона на след.утро оказалась на своем месте в сторожке. Трижды св. икона приносилась в церковь и трижды возвращалась на свое место. Тогда решили оставить икону там, где пожелала Пресв. Богородица. Много людей приходило сюда, прося у Матери Божией помощи.
 После Полтавской битвы имп. Петр I наградил отличившегося в бою сотника Василия Высочинова земел. наделом. Василий оказался хозяином места, где в сторожке стояла чудотв. икона. Узнав о явлении св.иконы, Высочинов попросил перенести приход. церковь с. Артюховки на место явления св. образа.
   В 1795 г. выстроена каменная церковь, а в 1886 г. в Высочиновке основан муж .м-рь, в к-ром и находилась чудотв. икона. Во время войны 1812 г., спасаясь от французов, в Тамбовский Вознесенский м-рь приехала моск. монахиня Мирония Данкова. Она привезла с собой Казанскую икону - родит.е благословение. В дороге Миронию хотел убить ямщик. Монахиня обратилась к Богородице, и от иконы раздался Голос: "Не бойся, Я твоя Заступница". Ямщик внезапно ослеп и только после раскаяния  прозрел.
  Икону Мирония хранила у себя в келье. Пред кончиной завещала ее в Вышенский м-рь, куда образ перевезен 7 марта 1827 г. Здесь от св. иконы совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет  от иконы. В 1841 г. заступничеством Пречистой Матери спасен от холеры г. Тамбов. В память события Вышенская икона ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом.

  Якобштадтская икона Божией Матери – православная святыня Латвии –обретена во время русско-шведской войны 1654-1667 гг. При переправе через Двину один из солдат-шведов, обратив внимание на плывшую по воде дощечку, пронзил её копьём и вынес на берег. Он обнаружил, что по древку копья от дощечки течёт кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Потрясенный увиденным, солдат принёс икону в ближайший православный храм Св. Георгия в слободе Гольмгоф (позже г.Якобштадт, сегодня — Екабпилс).
  Обретший икону солдат перешёл из католичества в православие, присоединился к местной монашеской общине. Вскоре от Якобштадтской иконы стали совершаться исцеление немощных и бесноватых. Просить заступничества Божией Матери к этой иконе часто приезжали рус.купцы. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров.
 В 1675 г. пред иконой Пресвятой Богородицы произошло чудо исцеления бесноватого крестьянина. Поражённый чудом, православный купец Яков Раткевич дал обет построить в обители новый храм и выполнил обещание, выстроив храм Святого Духа.
 Во время Первой мировой войны по решению епархиального начальства чудотворная Якобштадтская икона эвакуирована в глубь России, а после 1917 следы её затерялись. В 2008 г. московские иконописцы по благословению Патриарха Алексия II создали новый список чудотворного образа по сохранившимся описаниям. 26 июля 2008 г. в Екабпилс святыня возвратилась в Свято-Духов муж.м-рь.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения