Версия для печати
На страницу списка праздников

Влахернск.ик.Бож.Матери (в России 1654). Прп.Фомы,иже в Малеи. Прп.Акакия («Лествица»). Прп.Ефросинии,в миру Евдокии, кн.Моск. Обрет.мощ. прп.Герасима Болдинск. Мчч.Перегрина,Лукиана и др. Прмчч.Епиктета пресвит.,Астиона мон. Мч.Евангела. Мц.Кириакии

20 Июль 2018 г. Пятница

 Влахернская икона связана с иконой еванг. Луки,  в V в. перенесена из Иерусалима в Царьград царицей Евдокией, женой имп. Феодосия. Чудотв.икона помещена в богородичном храме во Влахернах, где традиционно находились путевые иконы визант. императоров, сопровождавшие в воен.походах. Иерусалимская святыня заняла достойное место среди выносных образов как главная защитница при бедствиях.
  Влахерны,  местечко на берегу Босфора, под Константинополем, прославилось не одним свящ. событием. В 474 в др. богородичный храм  положены честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины. В этой же церкви произошло чудесное видение Богородицы блж. Андрею Юродивому, к-рое мы чествуем как один из самых чтимых на Руси праздников - Покров. 
 Существует еще версия происхождения чудотв. Влахернского образа. Согласно ей, икона создана христианами г. Никомедии в нач. IV в., в эпоху гонений рим. импп. Диоклетиана и Максимиана. Собрав прах мчч.Никомедийских и смешав  с воскомастикой, мастера вылепили образ Богородицы с Младенцем, к-рый оказался во Влахернском храме Константинополя. 
   В 626 г. во время осады Константинополя персами и аварами чудотв. образ пронесен патр. Сергием с молебном вдоль стен города. В память избавления от нашествия иноплеменных, также в честь др.побед, одержанных благодаря заступничеству Пресв.Девы, ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершается праздник Похвалы Пресвятой Богородицы .
  Вначале празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе, но в IХ в. праздник внесен в устав м-ря прп. Саввы Освященного и в Студийский устав, затем включен в Постную Триодь и сделался общим для Правосл.Церкви. В 626 г. в честь чудотв.образа введен благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить икону из Влахерн в имп. дворец, где святыня оставалась до понедельника Светлой седмицы.
  Пребывание Влахернской иконы в Царьграде прославилось многочисл. чудесами. Омывая глаза водою из источника при храме, слепцы  полностью возвращали зрение.
  В VIII в. Константинополь взволновала иконоборческая ересь. Многие чудотв.образы уничтожены, поруганы и осквернены. Спасая образ, благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви икону Богородицы  и отнесли в обитель Пантократорову. Там скрыли ее в церк. стене и, затеплив лампаду, заложили камнями. В тайном убежище святыня пребывала ок.100 лет, до восстановления иконопочитания, когда чудотв. образ вновь обретен в стене обители, где чудом продолжала гореть лампада, и с торжеством возвращен во Влахернский храм.
   События времен иконоборчества были началом злоключений чудотв. образа. В эпоху латинского нашествия, когда Константинополь захватили крестоносцы, венецианцы перенесли образ в обитель Пантократора, затем вновь возвращена во Влахерны по их изгнании  В 1453 г., с падением Византии и пленением правосл. империи турками Влахернская икона покинула Царьград,  спрятана в патриархии, откуда для безопасности перенесена на Св. Гору Афон, разорять которую магометане не решились.
 Дальнейшая история иконы связана с рус. землей. В 1654 г., в знак особой дух.связи двух держав, чудотв. образ подарен царю Алексею Михайловичу. С почестями образ перенесен в Успенский собор и поставлен в приделе св. апп. Петра и Павла. Царь Алексей Михайлович святыню  "обделал серебром, золотом и драгоцен.камнями, взял с собою на войну и теперь, при возвращении, вез пред собою. Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего не видно,  остальное покрыто золотом». Со времени воцарения в Успенском соборе рус.столицы покровительница Константинополя вошла в моск. богослужебный обиход. 
 Ежегодно в пятую субботу Великого поста в Успенском соборе пред образом Влахернской Божией Матери, к-рую ставили в центре храма на аналое, читался великий богородичный Акафист. Этот обычай соблюдался еще во 2-й пол.ХVIII в. Важное место отводилось чудотв.образу и в ежегодном праздновании церк. новолетия. В 1812 г., во время нашествия Наполеона, чудотв.образ лишился драгоцен.ризы, сильно поврежден, для прочности врезали икону в кипарисную доску и сделали новую серебряную ризу.
 После 1017, когда Кремль закрыли, Влахернскую икону перенесли из Успенского собора в  Крестовоздвиженскую церковь, где святыня была доступна для поклонения. Но в 1931 г. церковь снесена, а чудотв. образ взят обратно в Кремль. С этих пор святыня входит в собрание Гос. музеев Моск. Кремля, где промыслом Божиим сохраняется невредимой до наших дней.
   Празднование Влахернской иконе Божией Матери совершается 3/16 апреля и 7/20 июля.
  Небольшая Влахернская икона Божией Матери представляет рельефное погрудное изображение Богоматери, типа Одигитрии. На левой руке Богородицы написан высоко сидящий Младенец, правой рукой благословляющий двуперстным крестным знамением, а в левой держащий свернутый свиток. При поновлении иконы в 1813 г. на ней  сделаны новые греч.надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», к-рые сохранялись до последней реставрации, проведенной во Всерос. реставрац. центре им. академика И. Э. Грабаря Д.А. Дунаевым. Подлинная  греч.надпись на иконе, раскрытая в результате реставрации, гласила: «Богохранимая», что отражало непростую судьбу древней святыни.
  Редкая техника, в к-рой выполнена икона Влахернской Божией Матери, - это рельефное изображение, вырезанное в дереве и покрытое воскомастикой. Тонкая моделировка красками сделана уже по слою воска, покрывающего фигуры Богородицы и Младенца. Сама восковая мастика сделана смешением от св.мощей и благоухан. состава, что придает особую святость Влахернскому образу, являющему собой своеобразный мощевик.
  Чудотворные и местночтимые списки с иконы 
  Причиной малой распространенности на Руси храмов, посвященных Влахернской иконе, и списков с нее (их известно менее пяти) послужила уникальная техника, в к-рой исполнен чудотворный образ.
Самый прославленный список, выполненный в той же технике, но с более высоким рельефом и полностью вылитый из воскомастики, принесен из Византии  с чудотв.образом. Список помещен в выстроенную для него Влахернскую церковь с.Кузьминки (до 1757 г. принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным, ныне  в черте Москвы). Список хранится в Третьяков.галерее, в действующем храме в Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма.
   Второй из старинных списков с Влахернской иконы, созданный во 2-й пол. ХVII в. и полностью повторяющий размеры и иконографию оригинала, пребывал в храме Сергия Радонежского моск.Высоко-Петровского м-ря. Нимб вокруг лика Богородицы, так же устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Рельефное изображение выполнено в дереве, покрыто левкасом и расписано темперой. После закрытия м-ря резная икона хранилась в фондах Гос. Ист. музея.Сегодня образ пребывает в моск. храме Рождества Богородицы в Старом Симонове.
  Третий, самый знаменитый из списков с Влахернской, исполненный в технике воскомастики, создан в 1705 г., судя по сохранившейся надписи,  попал к представителям дворян. рода Головиных, сделавшим образ фамильной святыней. Икону поместили в родов.садебный храм Головиных в с.Деденево (Новоспасское) близ подмоск. г. Дмитрова, где св.образ находится по сей день.
В сер. XIX в. одна из представительниц прославленного рода, овдовевшая Анна Головина, с согласия детей решила устроить при усад.храме женское общежительство, чтобы превратить его в м-рь. В 1854 г. желание благочестивой вдовы осуществлено. До революции Спасо-Влахернская обитель была одной из самых благоустроенных в Центральной России - с величествен.собором, высокой колокольней. В м-ре подвизалось более 300 насельниц. Обитель возрождена.
  Еще один почитаемый список с чудотворного образа - это икона Одигитрии из Вознесенского девичья м-ря Моск.Кремля, написанная по размеру Одигитрии Влахернской вел.иконописцем Дионисием на доске, сохранившейся от др., более древней чудотв.иконы Одигитрии, обгоревшей во время большого пожара в Москве в 1482 г. Она  в иконостасе Вознесенского собора в числе местных икон, а после разрушения обители попала в Третьяков. галерею.

    Прп. Фома Малеин (Х) до принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, участвовал во многих сражениях, приносил победы соотечественникам, пользовался славой и уважением. Но, стремясь к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.
 С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося руководства в дух. жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный откровением, полученным через св.прор. Илию, удалился на гору Малея (восточная часть Афона). Пребывая в одиночестве, св. Фома боролся с невидимыми врагами с тем же мужеством, с каким на войне с видимыми врагами отечества.
  Жизнь и подвиги св. Фомы не скрылись от окружающих, к нему стекались люди, искавшие дух. руководства, страдавшие от болезней, ибо он получил от Бога благодать исцеления недугов.
 Многие верующие получали помощь по молитвам преподобного и по отшествии его к Богу.
Кондак преподобного Фомы, глас 4
 Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас.

   Cказание, что привел в "Лествице" прп.Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них.
  Святому вел.Иоанн Савваит сообщил след.: «В обители моей в Азии (оттуда пришел преподобный), в к-рой я находился, прежде чем пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава.. Не знаю, каким образом приобрел он ученика, юношу Акакия, простого, но мудрого, к-рый столько жестокостей перенес от старца, что для многих это покажется невероятным.Старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами, но и побоями; терпение же послушника было бесконечным.
 Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, прп.Иоанн при встрече с ним говорил: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» В ответ он точас показывал иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а прп.Иоанн говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу».
  Прожив у немилосердного старца 9 лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя 5 наставник его пошел к пребывавшему там великому старцу и сказал ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец ответил: «Поверь, старче, я сомневаюсь в этом». Встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блж. подвижника, и взывает к нему, как к живому: «Брат Акакий, умер ли ты?» Послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?»
 Старец, к-рый был наставником Акакия, в страхе пал со слезами на землю; потом, испросив у игумена лавры 14 келью близ гроба Акакия, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря проч. отцам: «Я сделал убийство».
Тропарь преподобных Фомы и Акакия, глас 1
 Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память.
Кондак преподобного Акакия, глас 2
   Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

  Св. мчч.Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман (II) родом из Италии. Они пострадали за Христа при имп.Траяне в г.Диррахии, на берегу Адриатического моря.
  Присутствуя при мучениях еп. Астия, распятого римлянами на кресте, они открыто прославили мужество и твердость св. исповедника, за что схвачены и, как исповедники веры во Христа, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты в песке христианами. Через 90 лет мученики явились Александрийскому епископу с повелением похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь.

 Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах жили в царствование рим. имп. Диоклитиана в одной из восточ.обл. Римской империи. Добродет. пресвитер Епиктет с юности посвятил жизнь Богу, стяжал дар чудотворений и по его молитвам совершались многочисл. исцеления страдавших от нечистых духов и болезней.
Однажды к св. Епиктету зашел во время прогулки знатный юноша-язычник Астион, сын местн. градоначальника. В продолжит. беседе св. Епиктет просветил Астиона, посеял в душе юноши Слово Божие, рассказав ему об Истин.Боге, о ценности бессмертной челов. души, о ничтожестве кратковрем. земн. наслаждений.
 Уверовав во Христа и приняв св.Крещение, блж. юноша стал усердно просить наставника уйти с ним в какую-либо далекую страну, чтобы полностью посвятить жизнь Богу. Сев на корабль, св. Епиктет и Астион уехали в землю скифов. У устья реки Дунай поселились недалеко от г. Алмириса среди славян-язычников и проводили жизнь в подвигах поста и молитвы.
 Богоугодн. жизнь отшельников не могла долго оставаться неизвестной миру. К святым приходили люди, страдавшие различными болезнями и одержимые злыми духами, получали исцеления по их молитвам. Язычники просили помощи у св. подвижников и, получая облегчение в страданиях, обращались ко Христу.
В то время в г. Алмирис прибыл начальник обл. Латрониан, и языч. жрецы донесли на св. Епиктета и Астиона, что они волшебством привлекают людей к вере. Святых схватили и начали допрашивать. После З0-дневного заключения в темнице без пищи и воды св. мчч. Епиктет и Астион вновь предстали перед судьей Латронианом, готовые мужественно принять новые страдания за Христа.Их приговорили к усекновению мечом (†290).
 Родители св. мч. Астиона - Александр и Маркеллина - приняли св. Крещение от епископа г. Томы Евангела, к-рый вскоре пострадал за Христа также чрез усекновение мечом.

 Еп.Евангел Томский (Кюстенджийский) упомянут в Житии преподобномучеников Епиктета и Астиона, где назван Евангеликом. Он крестил обратившихся в христианство родителей Астиона после его смерти. Епископом г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния) назван у архиеп. Филарета (Гумилевского), вероятно, на основании сведений из Жития Епиктета и Астиона, что Евангел был епископом «в скифской стране» (Малая Скифия, совр. Добруджа). Возможно, Евангел был первым или одним из первых епископов г. Томы. В Житии не сообщается о его мученич. кончине. В греч. синаксарях под 7 июля есть память мч. Евангела, усеченного мечом, без сведений о времени и месте кончины. Неизвестно, явл-ся ли он одним лицом с Евангелом, епископом Томским.

 Св.мц.Кириакия пострадала за Христа в Никомидии во время гонения Диоклитиана. Она была единственной дочерью благочестивых христиан Дорофея и Евсевии, которые дали обет посвятить дочь Богу.
 В начале гонения св. Дорофей и Евсевия были разлучены с дочерью и преданы суду правителя Иуста, а св.Кириакия послана в Никомидию к соправителю Диоклитиана - Максимиану Геркулу. Св.мученица с твердостью переносила истязания, молясь Богу. Господь совершил много чудес для вразумления идолопоклонников: идолы упали в языческом капище, лишь только святую привели туда; дикие звери покорно ложились у нее ног. Видя это, многие обратились ко Христу. Когда был прочитан смертный приговор, св.Кириакия попросила время для молитвы. По окончании молитвы она мирно скончалась, избавленная Господом от рук римских палачей.
Тропарь мученицы Кириакии, глас 3
  Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

   Прп. Герасим Болдинский, в миру Григорий, род.в 1490 г. в Переславле-Залесском. В раннем детстве часто посещал храм Божий. Узнав о св. жизни прп. Даниила Переяславского, в 13 лет  со слезами просил старца принять его. Старец принял мальчика послушником, вскоре постриг с им. Герасим.
  Инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы,вскоре о нем как о строгом подвижнике стало известно в Москве. С учителем вызван в столицу, где встречался с царем. Земная слава тяготила подвижника, после 26 лет пребывания под рук-вом прп. Даниила св.Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от г. Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу со змеями и зверьми. Много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко сносил обиды и молился за обидчиков.
  По особому видению перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, побоявшись, передали Дорогобужскому наместнику, к-рый приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Прп. Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. К наместнику прибыл царский посланник из Москвы. 
  Увидев св. Герасима, поклонился ему и попросил благословения, т.к. ранее видел святого с прп. Даниилом у царя. Наместник испугался, просил прощения у святого, обещал ограждать его от нападений. С этих пор св. Герасим стал принимать к себе желающих иноч. подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 г. воздвиг храм Св. Троицы и построил кельи для братии.
   Кроме Болдина м-ря, прп. Герасим основал м-ри Иоанна Предтечи в г. Вязьме, затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель Введения во храм Пресв. Богородицы. Игуменом обители поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. Под дух. рук-вом прп.Герасима воспитались строгие подвижники: игум. Антоний, позже свт. Вологодский, Аркадий, ученик прп-ного, подвизавшийся в затворе и погребенный в Болдинском м-ре.
   Пред кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных м-рей, рассказал о своей жизни, дал последние наставления. Этот устный рассказ святого включен в житие, составленное по решению соборн. старцев свт. Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 г.

  Прп. Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского кн. Димитрия Константиновича, была с 1367 г. супругой вел.кн. Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз для Руси - залог союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на дух.жизнь кн. Евдокии оказали свт.Алексий, митр. Московский, прп. Сергий Радонежский, к-рый крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был прп. Димитрий Прилуцкий.
 Св. княгиня была строительницей храмов. В 1387 г. основала в Моск. Кремле Вознесенский жен.м-рь. В 1395 г., при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. 
 Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший храмовой иконой Архангельского собора Кремля. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с им. Евфросиния. В молитве и подвиге свершив земной путь, прп. Евдокия мирно почила 7 июля 1407 г. , погребена в основанном ею Вознесенском м-ре.
Молитва святой благоверной княгине Евфросинии
  О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь. 
    

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения