Версия для печати
На страницу списка праздников

Собор Радонеж.св-х. Прп.Сисоя Велик. Прп.Сисоя, схимн.Печер. Обрет.мощ.прав.девы Иулиании, кн.Ольшанск. Мчч.Марина,Марфы, Авдифакса,пр. Мчч.Исавра диак.,Иннокентия, пр. Мц.Лукии девы,мчч.Рикса,Антония,пр. Мч.Коинта Фригийск. Богород.-Уфимск.ик.Богородицы

19 Июль 2018 г. Четверг

Собор Радонежских святых
Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †1375; Ил. 20 || Костр.
Александр Московский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †после 1427; Ин. 13 || Моск.
Александр Пересвет, воин, схим., ученик прп. Сергия Радонежского: †1380; С. 7 || Брянск.; Моск.; Тул.
Андрей Ослябя, воин, схим., ученик прп. Сергия Радонежского: †1380; С. 7 || Моск.; Тул.
Андрей Рублев, Московский, прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского: †1430; Ин. 13; Ил. 4 || Моск.
Андроник Московский, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †1395; Ин. 13 || Моск.
Антоний (Медведев), архим.: †1877; М. 12; Окт. 3
Арсений Комельский, Вологодский, (Сахарусов), игумен: †1550; Ав. 24 || Волог.
Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игумен, ученик прп. Афанасия Старшего: †1395; С. 12 || Моск.; Ростов.
Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †после 1401; С. 12 || Моск.
Афанасий Железный Посох, Череповецкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †ок. 1388; Ил. 5; С. 25; Н. 26 || Волог.
Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером.: †1906; Ф. 17
Варфоломей Троицкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ин. 11
Василий Сухий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †до 1392; Ян. 1
Вассиан I (Рыло) Ростовский, архиеп.: †1481; Мр. 23 || Ростов.
Григорий Авнежский, игумен, прмч.: †1392; Ин. 15 || Волог.
Григорий Голутвинский, Коломенский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV-XV; Ян. 25
Даниил Черный, Московский, прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского: †до 1426; Ин. 13 || Моск.
Димитрий Донской, вел. князь: †1389; М. 19 || Костр.; Моск.; Тул.
Димитрий Прилуцкий, Вологодский, игумен: †1392; Ф. 11; Ин. 3 || Волог.; Ростов.
Дионисий Радонежский (в миру Давид Зобниновский), архим.: †1633; М. 12 || Моск.; Твер.
Дионисий Суздальский, архиеп.: †1385; Ин. 26; Окт. 15 || Влад.
Дорофей Троицкий, прп., книгохранитель: †1622; Ин. 5
Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская, великая княгиня, супруга св. Димитрия Донского: †1407; М. 17; Ил. 7 || Моск.
Евфимий Суздальский, архим., чудотворец: †1404-1405; Ап. 1; Ил. 4 || Влад.
Елисей Радонежский, иеродиакон, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ин. 14 || Ростов.
Епифаний Премудрый, Радонежский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1418-1422; М. 12 || Ростов.
Иаков Железноборовский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1442; Ап. 11; М. 5 || Костр.
Иаков Стромынский, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ап. 21
Иаков Якут, Троицкий, прп., посольник, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Окт. 23
Игнатий Троицкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †после 1392; Д. 20
Илия Троицкий, прп., келарь, ученик прп. Сергия Радонежского: †1384; М. 29
Иннокентий Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), митр., просветитель Сибири и Америки: †1879; Мр. 31; С. 23 || Моск. Свт.; Петерб.; Сибир.
Иоанникий Троицкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Н. 4
Иоасаф Белгородский (в миру Иоаким Андреевич Горленко), еп.: †1754; С. 4; Д. 10 || Курск.
Иоасаф Боровский, архим., сщмч.: †1610; Ян. 12; Ил. 5
Иоасаф Московский (Скрипицын), митр.: †1555; Ил. 27 || Моск.
Иринарх Троицкий, пономарь, прп.: †1621; Ян. 12; Н. 28
Исаакий Молчальник, Троицкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1388; М. 30
Кассиан Авнежский, келарь, прмч.: †1392; Ин. 15 || Волог.
Кирилл (в миру Косма) Белозерский, игумен: †1427; Ин. 9 || Волог.; Новг.
Кирилл Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Ростов.
Леонтий Стромынский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †ок. 1380; Ил. 20
Макарий Троицкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †после 1392; Ян. 19
Максим Грек, прп.: †1556; Ян. 21; Ин. 21 || Афон.; Моск.; Твер.
Мария Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Ростов.
Мартиниан Белозерский, игумен: †1483; Ян. 12; Окт. 7 || Волог.; Новг.
Мефодий Пешношский, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †1392; Ин. 4, 14 || Моск.
Митрофан Троицкий, игумен, старец, ученик прп. Сергия Радонежского: †до 1392; Ин. 4
Михаил Смоленский, еп.: †1402; Н. 28 || Смолен.
Михей Радонежский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1385; М. 6 || Моск.
Наум Троицкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Д. 1
Нектарий Троицкий, прп., вестник, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Н. 29
Никита Боровский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †после 1421; М. 1
Никифор Боровский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †до 1414; Ф. 9
Никон Радонежский, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †1426; Ил. 7; С. 27; Н. 17 || Влад.; Моск.
Онисим Радонежский, прп., вратарь, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ф. 15 || Ростов.
Павел Комельский (Обнорский), прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1429; Ян. 10; Окт. 7 || Волог.; Костр.
Павел Ростовский, Борисоглебский, игумен: †после 1409; Окт. 22 || Ростов.
Роман Киржачский, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †1392; Ил. 29 || Влад.; Моск.
Савва Московский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †ок. 1410; Ин. 13 || Моск.
Савва Сторожевский, Звенигородский, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского: †1406; Ян. 19; Ав. 10 (2-е обр́етение и перенесение мощей); Д. 3 || Моск.
Савва Стромынский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1392; Ил. 20
Серапион Новгородский, архиеп.: †1516; Мр. 16; Ап. 7 || Моск.; Новг.
Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1412; Окт. 7 || Афон.; Волог.
Сергий Радонежский, игумен, всея России чудотворец: †1392; Ил. 5; Ав. 24; С. 25 || Влад.; Моск.; Ростов.
Сильвестр Обнорский, Пошехонский, прп., чудотворец, ученик прп. Сергия Радонежского: †1379; Ап. 25 || Ростов.
Симон Радонежский, Смоленский, архим., ученик прп. Сергия Радонежского: †до 1392; М. 10 || Смолен.
Симон Троицкий, экклесиарх, ученик прп. Сергия Радонежского: †после 1392; М. 10
Стефан Махрищский, иеросхим.: †1406; Ил. 14 || Влад.; Моск.
Стефан Московский, прп., брат прп. Сергия Радонежского: †XIV-XV; Ил. 14 || Моск.; Ростов.
Стефан Пермский (Великопермский), еп.: †1396; Ап. 26 || Волог.; Моск.; Ростов.
Феодор Ростовский, архиеп., племянник прп. Сергия Радонежского: †1394; Н. 28 || Ростов.
Феодор Ростовский, Борисоглебский, игумен: †1409; Окт. 22 || Ростов.
Феодосий Череповецкий, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †ок. 1388; Ил. 5; С. 25; Н. 26 || Волог.
Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий, архим., чудотворец: †1426; М. 27; Д. 27 || Волог.; Моск.
Ферапонт Боровенский, Калужский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV-XV; М. 27

 Молитва Радонежским святым
  О преподобнии и богоноснии отцы наши Сергие, Никоне и вси Радонежстии святии во обители Животворящия Троицы благолепно процветшии и в земли Российстей преславно возсиявшии! Яко лучи многосветлыя Солнца правды, Христа Жизнодавца, во отечестве нашем вы убо явистеся, светом благодати Божественныя чудесне души православных озаривше, наставите убо и вразумите нас, в лености сущих, на путь правды жизни вечных. Внемлите гласу моления нашего, да исполним, яко раби благоразумнии, вся повеленная нам Господем нашим Иисусом Христом. И ныне, в день всесвятыя памяти вашея и прославления во обители сей, молим вас прилежно, святии угодницы Божии, наши теплии предстателие пред Престолом Святыя Троицы и ходатаи усерднии, да испросите нам, грешным и недостойным рабом, великия и богатыя милости Божия, да приидем вси в познание истины, приносяще плоды достойныя покаяния, имже обрящем благодать Всесвятаго Духа. О добрии наставницы наши и молитвенницы ко Господу! Неусыпно предстательствуйте о Церкви нашей, да пребывает присно в чистоте Православия и да свидетельствует непреложно в мире сем о вечней и Божественней Христовой истине, юже апостоли святии утвердиша и отцы Церкве невредиму соблюдоша. Яко имуще дерзновение ко Святей Троице, неослабно бдите в небесных молитвах ваших о православном отечестве нашем, о тишине и благососто¬янии всего мира, да вси, преуспевающе в вере, благочестно поживем и сподобимся неосужденно стати одесную Всещедраго Бога, идеже вы радуетеся и веселитеся со всеми, от века Ему угодившими. Аминь.

Прп. Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитв. трудами его предшественника – прп. Антония Великого. За 60 лет пустын. подвига прп.Сисой достиг высокой дух. чистоты и обрел дар чудотворения,  однажды молитвой вернул к жизни умершего отрока.
 Чрезвычайно строгий к себе, прп.Сисой был милостив к ближним, всех принимал с любовью. Тех, кто посещал его, преподобный учил смирению. На вопрос, как он достиг непрестанного памятования о Боге, преподобный ответил:"Это еще немного, сын мой, важнее - считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения". Монахи спросили, достаточно ли года для покаяния впадшему в грех брату, прп.Сисой ответил: "Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, если человек покается всей душой, Бог примет его покаяние в течение трех дней".
 Когда прп.Сисой лежал на смертн.одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили, что он видит. Прп. Сисой ответил, что зрит св.пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем беседует? Он сказал, что пришли ангелы за его душой, а он просит дать еще краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но он, по великому смирению, ответил: "Поистине не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этого лицо святого просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать, что видит Господа, и св. душа его отошла в Царство Небесное.
Тропарь преподобного Сисоя Великого, глас 2
 Плотския страсти умертвив воздержанием,/ миру распялся еси и, в пустыни живый,/ всех похотей отсечением/ Ангел земный и Небесный человек показался еси,/ сего ради тя, яко наставника иноком,/ поем, Сисое отче наш, и просим:/ моли Христа Бога, да спасет души наша
Кондак преподобного Сисоя Великого, глас 4
Подвизався, Ангел на земли виден был еси,/ озаряли, преподобне, помышления верных Богознаменьми всегда./ Темже тя верою, Сисое, почитаем.

  Прп. Сисой, схимник Печерский (ХIII), воспоминается в общей службе Прпп. отцам Киево-Печерским, почивающим в Дальних пещерах, вместе с прп. Григорием Постником: "Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавше своя страсти, свирепеющую похоть нашея плоти смирите: вам бо дана есть благодать в страстех нам способствовати" (5-я песнь канона).
Тропарь прп.Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах, глас 1
  Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак прп.Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах, глас 1
  Сисое чудне,/ на страсти вельми подвизавыйся/ и постом и мощными молитвами сия успивый,/ благодать от Христа приял еси/ в страстех бедствующим пособствовати./ Тем и наша страсти плоти и духа исцели, молимся.

   Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн.Ольшанской. Св.Иулиания жила в первой четверти ХVI в. Отец, кн.Юрий Дубровицкий-Ольшанский, был одним из благотворителей Киево-Печерской Лавры. Прав. дева скончалась на 16 году жизни. Тело ее, погребенное в Киево-Печерской Лавре близ Великой церкви, обретено нетленным при архим. Елисее Плетенецком (1599-1624). Св.мощи сгорели при пожаре в Великой церкви Киево-Печерской Лавры в 1718 г., а останки переложены в раку и поставлены в Ближних пещерах. Архим. Петр Могила (позже митрополит Киевский), к-рому святая явилась во сне и упрекала за малое внимание к ее гробу, повелел устроить новую раку. На гробнице святой сделана надпись: "По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости - врачевство против всех страданий... Райския селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный..."Иуливния Ольшанская при молитвенном обращении к ней защищает от всех скорбей и бед, болезней, помогает обрести душевное равновесие и духовную силу.
Тропарь праведной девы Иулиании, глас 8
   Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа,/ праведная дево Иулиание,/ с светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный/ и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися./ Темже моли, Бгоже возлюбила еси/ и Емуже девство твое обручила еси,/ спасти души наша.
Кондак праведной девы Иулиании, глас 8
Храм Божий одушевленный,/ девственною чистотою благоукрашенный,/ вемы тя, святая и праведная дев о, княжно Иулиание,/ темже, с любовию празднующе/ святых твоих мощей обретение, молим тя,/ известная желаний наших ходатаице:/ принеси за нас молитвы твоя ко Господу/ и от всяких бед свобождай нас/ предстательством твоим у Престола Всевышняго, да зовем ти:/ радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная.

   В царствование имп.Клавдия II(268-270) св.Марин с женой Марфой и сыновьями Авдифаксом и Аввакумом пришел из Персии в Рим поклониться гробам св. апп. Петра и Павла. В то время на Рим. Церковь обрушились жестокие гонения и казни. Св.Марин с женой и сыновьями стали служить христианам, заключенным в темницах, и погребать тела казн. мучеников. В одной из тюрем они встретили узника Кирина,с любовью служили ему, как претерпевшему многие истязания за веру во Христа.
    Гонение захватывало все большее число христиан. 260 христиан, среди к-рых был трибун Власт, посланные по приговору суда копать землю у саларийской дороги, расстреляны из луков. Марин и его семья, узнав о жестоком убийстве, с пресвитером Иоанном стали по ночам уносить тела мучеников и хоронить в катакомбах. Вернувшись в темницу, где заключен св.Кирин, они не нашли его, т.к. накануне его казнили, а тело бросили в Тибр. Исполняя св. служение, св.Марин, Марфа и их сыновья извлекли из реки тело св. мученика и предали земле. Св. труженики были приняты христианами, к-рые продолжали тайно совершать Богослужения во главе со св.еп.Каллистом, и скрывались у них от преследователей.
 В довершение вел.подвигов милосердия св.семья удостоилась служить Господу принятием мученич. кончины. Язычники обезглавили мужеств. исповедника Валентина пресвитера и обращенного им в христианство имп. сановника Астерия,вместе с ним арестованы и преданы мучениям и жившие у них св.подвижники из Персии. По повелению императора, в 269 г. св.Марин, Авдифакс и Аввакум обезглавлены, а св.Марфа утоплена в реке.
   Мощи св.мучеников в Риме, в церкви св.Иоанна Кущника, а мощи св. Валентина - в храме св. мц. Параскевы.

 Св. мчч. Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин - афиняне, пострадавшие за Христа в македонском г. Аполлонии при имп. Нумериане (283-284). Вместе с ними усечены уверовавшие во Христа два градоначальника Руф и Руфин.

Св.Лукия, уроженка итал. обл.Кампания, с юности посвятила себя Богу и жила строго и целомудренно. Совсем молодой попала в плен к вождю одного из герман. племен Риксу, уведена на чужбину. Рикс сначала принуждал св. Лукию к исполнению языч. обрядов, но, видя ее твердость в вере и готовность принять мучения за Имя Христово, проникся к ней глубоким уважением, предоставил ей и служанкам отд. домик, где они жили в уединении, проводя время в непрестан. молитве. Отправляясь в воен. походы, Рикс с благоговением просил молитв св.Лукии и возвращался с победами.
  Чрез 20 лет св.Лукия, узнав, что имп. Диоклитиан воздвиг гонение на христиан, попросила Рикса отпустить ее в Италию. Она хотела с соотечественниками прославить Господа. Рикс, под влиянием св. Лукии, уже принял христианство и возгорелся стремлением к мученич. подвигу. Оставив дворец и семью, он со св.Лукией отправился в Рим. По приговору рим. префекта Элия они усечены мечом. Вслед за ними обезглавлены св. мчч. Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос, Капик и Сатур († 301).

Св.мч. Коинт из Фригии, рим. провинции в Малой Азии, где с юности наставлен в христ. вере и благочестии. Придя в Неолиду, творил много милостыни и молитвой исцелял одержимых нечистыми духами. Правитель области Руф принуждал святого принести языч. жертву идолам, но впал в беснование и св. Коинт исцелил его Именем Христовым. Потрясенный и благодарный Руф отпустил св. Коинта, наградив его.
Св.подвижник направился в Пергам, но по дороге схвачен язычниками из г. Ким, к-рые мучили его за то, что он христианин. Но за св. исповедника заступился Господь: произошло сильное землетрясение, разрушившее идольское капище. Испуганные язычники прекратили истязания, но оставили святого в узах до прибытия нового начальника Клеарха. Клеарх приказал перебить голени св. Коинту, но тот благодатью Божией исцелился и после исповеднического подвига прожил еще 10 лет в служении ближним, совершив много чудес. Преставился он в 283 г.

  Чудотв. Богоро́дско-Уфи́мская ико́на Бо́жией Ма́тери яв-сь в с. Богородском под Уфой в 1621 г. Праздник иконе с 27 января 1993 г. Иконограф.тип — Одигитрия. По мнению спец-тов, это список с Казанской иконы Божией Матери, отличается более тёмным фоном.
 По преданию, в с.Кадомцево под Уфой жил крестьянин Стефан, по ложн. доносу приговорен к побитию розгами. Не в состоянии перенести позор, решил покончить жизнь самоубийством. В лесу услышал жен.голос: «Воротись, скажи священнику и народу, чтоб взяли меня отсюда, ибо я спасу село». Стефан вернулся домой. На др. день  отправился в лес с прежн. намерением. На том же месте голос: «Иди, Стефан, скажи священнику и народу,  если не возьмут меня, село сгорит и вы погибнете».
 Удивл. Стефан в 3-й раз услышал те слов, увидел над собой сияющ. икону Божией Матери. Забыв о первонач. намерении,  возвратился, рассказал священнику и народу. Ему не поверили, но  пошли  и узрели  парящую в воздухе икону.
До жителей дошло, что к ним пожаловала  Богородица. Поспешно  вернулись в церковь и крестн. ходом пошли в лес. Но св. икона не давалась в руки. Обратились к Стефану, образ Богородицы сошёл  на руки, дав понять о невиновности, правосл. люд с благоговением вернулся в село. С тех пор оно звалось Богородским. На месте явления забил целебн. источник, икона проявляла многочисл. чудеса. Божья Матерь чрез чудотв. икону спасла село и Уфу от эпидемий холеры и тифа.
 В XVII в., когда в крестьянстве бродили  бунтарск. настроения, многие сёла сожжены, Богородское не пострадало. Понимая, что это благодаря заступничеству Богородицы, священники решили перенести образ в Уфу, а в Богородичном оставить копию. Со временем появилась путаница, где копия, где оригинал. Ежегодно из Уфы к месту явления иконы и источнику Богородицы совершались многотыс. крестные ходы.
 Благодаря иконе Пресв.Богородицы село сохранено во время Пугачёвского бунта. Почитание иконы было общенародно,её украсили дорог. дарами, драгоцен.камнями. В 30-е г. обе иконы бесследно исчезли. Но память сохранилась, в 1990 освящён храм Богородско-Уфимской иконы Божией Матери в Уфе, на месте явления иконы сооружена часовня и благоустроен св.родник. Возобновились крестные ходы, собирающие тысячи верующих.
 По ходатайству Никона, еп. Уфимского и Стерлитамакского и Приход.Совета Богородской церкви, с благословения Патр. Моск. и всея Руси Алексия II резолюцией от 27 января 1993 г. Богородская икона занесена в списки чтим. икон РПЦ, и Указом от 5 августа появился день празднования чудотв. образа 19 июля как общеепарх. Уфимский праздник.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения