Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Афанасия Афонск.(1000).Обрет.честных мощей прп.Сергия, игум.Радонежск.(1422).Прмцц.вел.кн.Елисаветы и инокини Варвары(1918), Мцц.Анны и Кириллы.Прп.Лампада Иринопольск. Ик.Богородицы «Экономисса»

18 Июль 2018 г. Среда

   Прп. Афанасий Афонский, в св. Крещении Авраамий, род. в г.Трапезунде и, рано осиротев, воспитывался у благочестивой монахини, подражая приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение постигал легко, вскоре обогнал в науках сверстников. После смерти приемной матери Авраамий взят в Константинополь ко двору византийского имп. Романа Старшего и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. Вскоре ученик достиг совершенства учителя и стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало, сидя на стуле, пищей служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель Афанасий позавидовал ученику, блж. Авраамий оставил наставничество и удалился.
  В те дни в Константинополь прибыл прп. Михаил Малеин, игумен Киминского м-ря. Авраамий  открыл ему желание стать иноком. Старец полюбил его и поучал в вопросах спасения. Однажды во время дух. беседы св.Михаила посетил племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноч. жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский м-рь и, пав в ноги игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен  постриг его с им. Афанасий.
  Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами ночными и дневными Афанасий достиг совершенства,св.игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте у м-ря. Позже, покинув Кимин, он обошел много пустынных мест и, наставляемый Богом, пришел на место Мелана, на краю Афона, далеко отстоящее от иноч. жилищ. Здесь преподобный построил келью и подвизался в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу.
   Враг старался возбудить в св. Афанасии ненависть к избранному месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда св.Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, помыслы развеялись, из глаз потекли благодатные слезы. Так получил св. Афанасий дар умиления, а место уединения возлюбил.
   В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил обет стать иноком и просил прп. Афанасия на его средства устроить м-рь, т. е. построить для него и братий кельи для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.
   Избегая забот и попечений, блж. Афанасий сначала не соглашался принять золото, но, видя доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству м-ря. Он воздвиг большой храм св. Прор. и Предтечи Иоанна и храм Пресв. Девы Богородицы. Вокруг храма появились кельи, так возникла на Св. Горе обитель. Сооружены трапезная, больница, странноприимница и др.постройки.
  В м-рь стекалась братия не только из Греции, но и из др.стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся годы в пустыне, игумены м-рей и архиереи хотели быть простыми иноками в Афонской Лавре св.Афанасия. Св.игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со строгостью, никто не разговаривал во время службы, не смел опаздывать или выходить без нужды из храма.
 Сама Небесная Владычица Афона благоволила ко святому. Много раз он удостаивался видеть Ее. Попущением Божиим случился в монастыре голод, иноки стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости помыслил уйти. Вдруг увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую навстречу. "Кто ты, куда идешь?" - спросила Она.  "Я здешний инок", - отвечал св.Афанасий, рассказал о  своих заботах. "Ради куска хлеба бросаешь обитель, к-рой предстоит прославиться? Воротись,  Я помогу тебе". "Кто ты?", - спросил Афанасий. "Я Матерь Господа твоего", - отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, из трещины пробился источник, к-рый существует и ныне, напоминая о чудном посещении.
 Число братии росло, в Лавре шли строит. работы. Прп. Афанасий, провидя время отхода ко Господу, пророчествовал о близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. Братия размышляла над словами преподобного. Преподав последние наставления, утешив всех, св. Афанасий зашел в келью, надел мантию и священный куколь, который надевал по вел.праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, св. игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий предали свой дух Богу. Прп. Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как преподобный призывал Господа: "Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!" Братия с плачем откапывали его из-под развалин, но нашли скончавшимся.
Тропарь преподобного Афанасия Афонского,глас 3
 Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Афанасия Афонского, глас 8
 Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие.
Молитва преподобному Афанасию Афонскому
  Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и в Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим подавый руку помощи и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый, ты ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножавши любовь твою к нам, немощным, в мори житейстем различие бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити, да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

  Мощи прп. Сергия обретены 5/18 июля 1422 г. При нашествии татарских орд Едигея Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игум. Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, свящ.сосуды, книги и др. святыни, связанные с  прп. Сергием. В ночном видении накануне татарского набега прп.Сергий известил ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и св. обитель, восстав из пепла, процветет и возрастет.
 Пред началом строительства нового храма Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 г., преподобный явился благочестивому мирянину, велел известить игумен, братии: «Зачем оставляете меня во гробе, землей покровенного?» И вот при строит-ве собора, когда рыли рвы для фундамента, были открыты нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды невредимы, хотя кругом гроба стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, кн.Звенигородского Юрия Димитриевича, св. мощи временно поставлены в деревян. Троицкой церкви (теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора они перенесены в него, где покоются ныне.

Преподобномученица вел. кн. Елисавета род. 20 октября 1864 г. в протестантской семье вел.герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы,дочери англ.королевы Виктории. В 1884 г. вышла замуж за вел.кн.Сергея Александровича, брата имп. Александра III. Видя глубокую веру супруга, вел. княгиня искала ответ: какая религия истинна? Она просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 г., в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной совершен чин принятия в Правосл. Церковь. В том же году вел.кн.Сергей Александрович назначен генерал-губернатором Москвы.
 Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, вел. княгиня видела много страданий. Она старалась сделать что-либо для их облегчения. В годы рус.-японской войны Елисавета Феодоровна помогала фронту, рус.воинам. Трудилась до полного изнеможения.
  5 февраля 1905 г. произошло событие, изменившее её жизнь. От взрыва бомбы террориста погиб вел.кн.Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела ужасную картину. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она собирала и клала на носилки части тела любимого мужа. В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На след.день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова м-ря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа поехала в тюрьму к убийце. Вел. княгиня хотела, чтобы он раскаялся в преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.
  Елисавета Феодоровна решила посвятить жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, что названа Марфо-Мариинской в честь св.сестер Марфы и Марии, созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, лучшая в Москве, аптека, в к-рой лекарства отпускались бедным бесплатно, дет. приют, школа. Вне стен обители устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
 10 февраля 1909 г. обитель начала деятельность. 9 апреля 1910 г. за всенощным бдением еп. Дмитровский Трифон по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девств. жизнь в труде и молитве. На след.день за Божественной литургией свт. Владимир, митр.Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Вел. княгиня сказала: "Я оставляю блестящий мир ...но вместе с вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих".
  В Марфо-Мариинской обители Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса не более трех часов, пищу употребляла умеренно, строго соблюдала посты, в полночь вставала на молитву, потом обходила палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, др.м-рей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в душе.
  С начала первой мировой вел.княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
  Отречение имп.Николая II явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия,  горько плакала о рус.народе, о дорогой ей царской семье.
   Вел. кн. Елисавету Феодоровну арестовали на третий день св. Пасхи 1918 г., в Светлый вторник. В тот день свт. Тихон служил молебен в обители. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в г. Алапаевск 20 мая 1918 г. Сюда доставлены вел. кн. Сергей Михайлович, его секретарь Феодор Михайлович Ремез, вел.кн.Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и кн. Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург, там отпустили. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при вел. княгине.
  5(18) июля 1918 г. узников ночью повезли в направлении д.Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, совершилось кровавое преступление. С площадной бранью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули вел.кн. Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!".
   Елисавета Феодоровна и кн. Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от апостольника часть ткани и сделала перевязку кн. Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся недалеко от шахты, слышал, как в глубине  звучала Херувимская песнь - это пели мученики.
  Несколько месяцев спустя армия адмирала Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у вел. кн. Иоанна пальцы сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 г. доставлены в Иерусалим. В наст. время их мощи почивают в храме равноап. Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
   Прмц.инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к вел. кн. Елисавете Феодоровне, она не гордилась, а была добра, обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но она и сестра Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту в Алапаевск вернули ее. Мученич. кончину приняла в возрасте ок. 35 лет.
  Память прмцц. вел.кн.Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Тропарь прмц. вел. княгини Елисаветы Феодоровны,глас 1
   Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша
Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 2
  Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. 

   Св.мц. Агния (Анна) род. в Риме в III в. у родителей-христиан, воспитана в христ. вере. С юности предалась Богу, решила посвятить себя девств. жизни. Когда отказалась выйти замуж за сына город. начальника Симфрония, один из приближенных открыл ему, что Агния (Анна) христианка.  Озлоблен. правитель решил подвергнуть св. деву бесчестию, повелел обнажить и отправить в дом для блудниц за хулу на языч. богов. Но Господь не допустил поругания святой - на голове мгновенно выросли густые и длинные волосы, скрывшие тело от людей. Помещенная в дом для блудниц святая облечена Небесным светом, помрачавшим зрение всем, кто приходил. Сын правителя, пришедший, чтобы обесчестить деву, пал мертвым, едва коснувшись рукой, но по горячей молитве св.Агнии воскрешен и провозгласил пред отцом и людьми: "Один Бог на небе и земле - Бог христианский, проч. же - прах и пепел!". При виде чуда 160 чел. уверовали в Бога и крестились, приняв в скором времени мученич. смерть от язычников.
 Св.Агния, по требованию языч. жрецов, предана мучениям. Ее пытались сжечь на костре, как чародейку, но святая осталась невредима в огне, пребывая в молитве к Богу, после чего убита ударом меча в горло. Св. дева-мученица похоронена родителями недалеко от г. Рима (ок. 304 г). На могиле св. Агнии совершалось много чудес. Мощи святой почивают в Риме в загородном храме, созданном в честь ее, по дороге Номентанской.

  Прп. Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в Х в.

   Икона Пресв. Богородицы «Экономисса» или «Домостроительница» находится на Афонской горе, в лавре св. Афанасия. В X в. вел. Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру. Однако из-за сильного голода инокам пришлось покинуть обитель. Остался один старец-игумен, но и он оставил лавру. С железным посохом отправился в путь, вдруг увидел идущую навстречу Женщину под голубым покрывалом. Св. Афанасий удивился: откуда женщина, если вход им на св. Гору строго воспрещен? Женщина спросила, куда он идет. Св. Афанасий задал вопрос: «Кто Ты и как сюда зашла? Зачем Тебе знать, куда я иду? Я здешний инок». Затем рассказал, что случилось с лаврой, на что та ответила: «И ради куска хлеба ты бросаешь свою обитель?! Вернись! Я помогу тебе, только не покидай уединения и не оставляй лавры, к-рая прославится и займет первое место среди афонских обителей». « Кто же Ты?» – спросил Афанасий. «Я – Матерь Господа твоего. Я – Та, имени К-рой ты посвящаешь обитель», – отвечала Женщина. Недоверчиво посмотрел св. Афанасий: «Бывает, что и враг принимает образ светлого ангела. Как Ты убедишь меня в истине Твоих слов?». «Видишь этот камень, – услышал старец, – ударь по нему посохом и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры».
 Афанасий ударил посохом по камню, из него хлынула вода. Пораженный чудом св. Афанасий обернулся, чтобы благоговейно припасть к ногам Пресв. Богородицы, но Ее не было. Афанасий возвратился в обитель и к вел. изумлению нашел, что кладовые м-ря наполнены всем необходимым. Вскоре в обитель вернулись многие из братии.
  По воле Царицы Небесной в лавре св. Афанасия с той поры нет эконома, а только помощник Экономиссы. В память чудесного явл. Богоматери св. Афанасию в лавpe написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На иконе изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола в молитв. положении изображен прп. Михаил Синадский, а с левой – св. Афанасий, держащий в руках образ лавры, символизируя особое попечение обители Божией Матерью. На месте явления Пресв. Богородицы св. Афанасию воздвигнута небольшая церковь Живоносного Источника. В ней находилась икона, изображающая совершившееся чудо. Источник до сих пор обильно струится, утоляя жажду паломников и подавая исцеление верующим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономисса,глас 4
 Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная.
Молитва к Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой"Экономисса или Игумения Афонской горы"
 О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумения Афонской горы, всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих! Приими смиренныя моления наша и принеси яко Все щедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянные, не возможем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе.
 Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.
 О сладчайшая наша Мати Игумение!
  Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

 


 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения