Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Анд.Рублева,иконоп. Страст. имп.Николая II с семьей. Свт.Андрея,архиеп.Критс. Прп.Марфы, мат.прп.Симеона Дивногор.Сщмч.Феодора Киринейск. Блгв.вел кн.Андрея Боголюб. Обрет.мощ.прп.Евфимия, Сузд.чудотв. Мчч.Феодота, Феодотии. Галатской иконы Богородицы

17 Июль 2018 г. Вторник

 Сведения о св. Андрее Рублеве – отд. упоминания. Жития святого нет, хотя признание святости очевидно. Важным явл-ся иконы и росписи. По постановлению 7-го Вселен.Собора, Церковь почитает образ «наряду с крестом и Евангелием». Создание иконы - подвиг благочестия при благодат. помощи свыше. Подвиг благочестия может перерасти в святость. Есть особый чин в правосл. иерархии святости — чин св. иконописцев во главе со св.ап.и еванг.Лукой, написавшим образ Божией Матери. 
 В Рус. Церкви к лику св.иконописцев причислены св.Алипий Печерский, прп.Дионисий Глушицкий. Величайшим  иконописцем был св. Андрей Рублев. Его творения: иконостас и росписи Благовещен. собора в Моск.Кремле (1405); росписи и иконостас Успенск. собора во Владимире (1408); икона Богоматерь Владимирская для Успенск. собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенск.ого собора в Звенигороде (кон. ХIV—нач.ХV); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском м-ре (нач. ХV); росписи и иконостас Троицк. собора в Троице-Сергиевом м-ре (20-е гг. XV в.); икона Св.Троицы из того же собора; росписи Спасск. собора Спасо-Андроникова м-ря в Москве (нач. 20-х гг. XV в.). Большинство выполнено совместно с др. мастерами, но на всех в духе христ. братск. единства лежит печать святости, связанная со св. Андреем. Самой знаменитой явл-ся икона Пресв. Троицы. Св. Андреем создано много св. икон и росписей, но свидетельств о  них не сохранилось.
  О проихождении его неизвестно. Нек-рый свет проливает прозвище (Рублев), к-рое сохранилось в иночестве.  Рублев—родов. прозвище, фамилия. В XIV-XV вв., в эпоху прп. Андрея, фамилии носили только представители высш. слоев об-ва, значит, он из образов. кругов.
 Год рождения прп. Андрея неизвестен. Предполагают, что род. ок. 1360 г.  Был сравнительно молодым человеком, когда имя впервые появилось в летописи на 3-м месте, т. к. был младшим из мастеров. Обучение шло с детства, проф-зма достигали рано.
 Исключит. кач-во творений прп.Андрея, глубокое проникновение в дух. смысл изображения, что характерно для него, заставляют задуматься,  где учился прп. Андрей мастерству. Мог учиться в Византии и Болгарии. Многие русские посещали Балкан. страны, Афон, Константинополь, Св. землю и  оставались там на долгое время. Афанасий Высоцкий, ученик прп. Сергия, провел в Константинополе почти 20 лет, трудясь с монахами над переводами и переписыванием творений отцов Церкви. 
  В Константинополе имелись иконы рус. святых, в частн., икона св. Бориса и Глеба. Там писали иконы, по заказам Рус. Церкви: Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменит.«Высоцкий чин» — ряд Деисусных икон, написан. для основанного им Серпуховского Высоцкого м-ря. Св. Андрей знал эти иконы. Известно, что иконописцы сопровождали послов в Царьград.
 В наследии св. Андрея есть изображение греч. морского судна (во фреске «Земля и море отдают мертвых» (Владимирский Успенский собор,1408), мачты, реи, корпус корабля, флаг на корме — все написано с живым знанием конструкции корабля, что трудно представить в сухопутн. Руси. Либо св. Андрей видел корабли, был на море, либо перенял сведения от наставника — художника грека. Согласно гипотезе, св. Андрей— ученик знаменит. Феофана Грека. Гипотеза основана на том, что в записи 1405 г. их имена упоминаются вместе, причем первым идет Феофан.
 Феофан оказал немалое воздействие на св. Андрея, они работали какое-то время вместе, и  Андрей наблюдал, как работает знамен. грек. Но указаний на тесное сотрудничество нет. Наоборот,  в записи 1405 г. между ними упомянут еще один мастер — старец Прохор с Городца, не имеющий отношения к Феофану, что скорее говорит об отсутствии тесных контактов между Феофаном и св. Андреем.
 Св. Андрей жил в эпоху крупных ист. событий, был участником их. В 1380 произошла кровопролит. битва на Куликов.поле -  начало освобождения Руси от татар. ига. Чрез 2 года Москва сожжена Тохтамышем. Эти события повлияли на выбор монаш. пути им.
 В 1395 г. Русь подверглась нашествию полчищ Тамерлана. Несмотря на готовность вел.кн. Василия Димитриевича дать отпор, шансов на победу было мало из-за  числ. превосходства противника. Одна надежда - на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира принесена чудотв. икона. Народ во главе с митр. Киприаном вышел встречать её там, где затем основан Сретенский м-рь. Церковь призвала к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия яв-сь Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул и исчез так внезапно, как появился. Вскоре св. Андрей написал копию с образа Богородицы Владимирской по благосл. митр. Киприана.
 Место пострижения св. Андрея неизвестно. Но жизнь связана с 2-мя м-рями — Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. Предание кон. XVI в. видит в св. Андрее дух. сына прп. Никона Радонежского. Постриг принял скорее в Спасо-Андрониковом м-ре. Св. Андрей был в послушании у прп. Никона, когда трудился в Троицком, находился в Спасо-Андрониковом м-ре. По духу св.Андрей -  ученик св. Сергия. В Спасо-Андрониковом м-ре инок Андрей жил в дух. среде учеников прп.Сергия, с к-рыми тесно общался во время  поездок при выполнении заказов.
 Кроме прп. Никона, знал св. Савву Сторожевского, т. к. на рубеже XIV—XV вв. работал в Звенигороде, позднее в Саввино-Сторожевском м-ре. Он должен знать племянника прп. Сергия свт. Феодора, архиеп.Ростовского, нек-рое время игуменствовавшего в Симоновом м-ре, по соседству с Андрниковым. Др. игумен м-ря и собеседник прп. Сергия св.Кирилл ушел в 1392 г. на Белоозеро, но был известен иноку Андрею. Наконец, учеником прп. Сергия был прп. Андроник, основатель и 1-й игумен м-ря. Связи с Троице-Сергиевым м-рем разнообразны. 
 Св.Андрей знал и Епифания Премудрого, Сергиева ученика, записавшего первые сведения об Андрониковом м-ре, оставившего сведения о Феофане Греке. Живя в атмосфере святости, инок Андрей поучался ист. примерами святости, живым образцом окружавш. подвижников. Он глубоко вникал в учение Церкви, в жития святых, к-рых изображал, следовал им, что позволило таланту достичь худ. и дух. совершенства. Кроме Епифания Премудрого, инок Андрей знал др. высокообраз. людей. Среди них свт. Киприан, Моск. митр., к-рый прошел школу афон. монашества. Общение было тесным, поскольку в нем заинтересован и прп. Андрей, и свт. Киприан, привыкший к интеллект. атмосфере Византии. Инок Андрей хорошо знал св. митр. Фотия, заменивш. умерш. митр. Киприана в 1409 г.
  Андрей и Даниил к приезду Фотия расписывали в 1408 г. кафедр. митр. собор во Владимире. «Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению прп. Иосифа, инок Андрей хорошо знал труды св. отцов и учителей Церкви. В 1408 г., по летописи, прп. Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета мая 25-го начата бысть расписываться великая  соборная церковь Пречистая Володимирская повелением вел. князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев».
 Владимир считался городом-резиденцией митрополита, а город. собор явл-ся кафедр-ным. Митр. собор должен обладать росписями, достойными высок. посланца Константиноп .Церкви, показать достоинство РПЦ. Ожидаемый митрополит был хороший знаток церк. искусства. Высокая миссия доверена Даниилу Черному и прп. Андрею, к-рый упоминается вторым, как младший. Иконописцы достойно выполнили послушание.
 В 1408 г. инок Андрей впервые упоминается с Даниилом Черным, также ведшим высокую дух. жизнь. С этого года известно о тесной дух. связи 2-х иконописцев-подвижников, продолжавшейся до смерти, ок. 20-ти лет. Предание о тесных дух.узах св.Андрея и Даниила бережно сохранялось на протяжении XV в., написано св. Иосифом Волоцким со слов бывш. игумена Троице-Сергиева м-ря Спиридона. Св. Иосиф кратко излагал их опыт отношения к иконописи, к-рый явл-ся подлинно дух. опытом, научающим правильн. восприятию образа. Созерцание икон для них явл-ся праздником, исполняющим сердце «Божеств. радостью и светлостью», поскольку возводит ум «от веществ. валов», т. е. от мат., огрубленного, недвижимого подражания невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда особое значение иконы как свид-ва об истине, отсюда особо отношение к каждому движению кисти.
 Уже после кончины св. Андрея его «сопостник» Даниил, умирая, получил откровение о прославлении дух. брата в Царствии Небесном: «виде... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечн. блаженство».Т .о., есть указания о смертн. славе св.Андрея. Младший в земн. жизни, он указывается старшим в дух. мире и принимает душу прав. Даниила при разлучении с телом. Местом вечного упокоения обоих подвижников стал Спасо-Андроников м-рь.
 В ХIV—ХVII вв. память обоих иконописцев, прежде всего св. Андрея, окружена глубоким почитанием. В сер. XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Св. Троицы, как писал Рублев. Св. Андрей поставлен на один уровень с  безвестн. визант. художниками, к-рые выработали правосл. канон иконописи. Идеал. образ иконописца в 43-й гл. Стоглава, широко распространенный чрез иконописн.подлинники, вдохновлен преданием о св. Андрее, хорошо известном отцам Собора.
 Свид-во о дух. признании святости прп.Андрея есть в Строгановском иконоп.подлиннике (кон.ХVI в.).  Подлинник сообщает: «Прп. Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия св. иконы написал, все чудотв-ные, а прежде живяте в послушании у прп. отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресв. Троицы, в похвалу отцу своему, св.Сергию чудотворцу...» Св. Андрей именуется прп-ным,  его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к дух. традиции св. Сергия и Никона.
 Место погребения помнили до кон.XVII в. Согласно позднему источнику, «св.  мощи погребены и почивают в том Андрониеве м-ре под старою колокольнею, к-рая разорена, и место сравнено с землею». Старая колокольня находилась к северо-западу от запад.стороны Спасского собора. Для уточнения ее места необходимы археолог. изыскания. На миниатюрах рукописей XVI в. св. Андрей изображен с нимбом. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом м-ре память прп. Андрея совершалась 17 июля, в день памяти св. Андрея Критского. Известность св. Андрея вернулась к нач. XX в., когда пробудился интерес к традициям правосл. иконописания. По Промыслу Божию, именно в XX в.«Св. Троица» прп. Андрея, др. произ-ния стали свид-вом истины Православия.

 Причисление к лику св. страстотерпцев в соборе новомучеников и исповедников Российских имп. Николая II, имп. Александры, царевича Алексия, вел. кн. Ольги, Татианы, Марии и Анастасии на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. стало  для Церкви и народа событием, во многом определяющим пути дух. жизни в новом тысячелетии: в подвиге царств. мучеников просиял побеждающий зло свет христ. веры.
 Николай II род. 18 мая 1868, в день св. прав. Иова Многострадального. Воспитание старшего сына Александра III и Марии Феодоровны было строгим, почти суровым..Цесаревич проявлял особ.любовь к Богу, к Церкви, имел хорошее дом. образование. У Александра III была программа всесторон.подготовки наследника к исполнению монарш. обязанностей.
Царица Александра Феодоровна (принц. Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) род. 7 июня 1872 г. в Дармштадте, 7 детей Гессенской четы воспитывались в патр. традициях. Мать с детства привила  хрис. подход к жизни. Первая встреча 16-летнего Николая  и юной принц. Алисы произошла в 1884 г., когда старшая сестра  прмц.  Елисавета вступила в брак с вел.кн. Сергием, Вначале дружба, затем глубокая любовь. В 1889 г наследник обратился к родителям благословить брак с принц. Алисой. В 1894 г., видя решимость сына, обычно мягкого и робкого, Александр III дал благословение.
20 октября имп. Александр III скончался. На след.день в дворц. церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса стала православной с им. Александра Феодоровна. Дни семейн. счастья вскоре сменились для нового императора бременем управления Российск. империей. Ранняя смерть Александра III не завершила подготовку наследника к исполнению обязанностей монарха. Он не был введен в курс высших гос. дел, после восшествия на престол многое пришлось узнавать из докладов министров. Хар-р 26-летнего Николая вполне определился. Отмечали живой ум, прекрасную память,  благородство мыслей, мягкость, тактичность, скромные манеры.
Александр III писал сыну: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, ты несешь ответственность за судьбу подданных пред престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость цар. долга да будет для тебя основой жизни.» Николай II верил, что  для рус. народа царская власть священна.1896 год ознаменован коронацией в Москве. Над цар. четой  совершено Таинство Миропомазания, и государь стал помазанником Божиим
 Став верховн. правителем, в руках к-рого сосредоточилась вся полнота законодат., исполнит.и судебной власти, Николай взял на себя громадную ист. и моральн. ответственность за происходящее в стране. Важнейшей обязанностью считал хранение Правосл. веры.
Чрез год после свадьбы, 3 ноября 1895 г., род-сь 1-я дочь - вел. кн. Ольга; за ней 3 полных здоровья и жизни дочери – вел. княжны Татиана (29 мая 1897), Мария (14 июня 1899) и Анастасия (5 июня 1901).12 августа 1904 , чрез год после паломничества в Саров на торжества прп.Серафима, род-ся наследник. Но Алексей был болен гемофилией. Жизнь ребенка висела на волоске - малейшее кровотечение  стоило жизни.
Глубок. религиозность выделяла цар. чету.  Духом правосл. веры проникнуто воспитание детей. Все жили по традициям правосл. благочестия. Богослужения в воскресн. и праздничн. дни, говение во время постов. Личная религиозность государя,  его супруги, была большим, чем следование традициям. Цар. чета не только посещала храмы и м-ри во время многочисл. поездок, поклонялась чудотв. иконам и мощам святых, но и совершала паломничества, как в 1903 г. во время прославления прп. Серафима Саровского.
 Краткие богослужения в придворн. храмах не удовлетворяли их - совершались службы в Царскосельском Феодоровском соборе, Нуждам Церкви император уделял огромное внимание. Он щедро жертвовал на постройку храмов. Число приход. церквей увеличилось более чем на 10 тыс., открыто более 250 м-рей. Император участвовал в закладке храмов и в церк. торжествах.
 России пришлось участвовать в 2-х кровопролитн. войнах, приведших к внутр. смутам. В 1904 г. без объявления войны начала воен. действия Япония - следствие чего - рев. смута 1905 г. Как вел. личную скорбь воспринимал государь беспорядки в стране. В неофиц. обстановке с государем общались немногие. И все отмечали удивит. простоту, взаимную любовь и согласие всех в тесно сплочен.семье. Отношения детей с государем трогательны - он для них царь, отец и товарищ.
Омрачала неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии повторялись неоднократно. В сентябре 1912 года из-за неосторожн. движения произошло внутр. кровотечение, опасное  для жизни цесаревича. В храмах служились молебны о выздоровлении. Характер болезни был гос. тайной, и родители скрывали  чувства.        Царица понимала, что медицина бессильна. Но для Бога нет невозможного! Глубоко верующая, она усердно молилась. Когда ребенок был здоров, ей казалось, что молитва услышана, но приступы повторялись, наполняя мать скорбью. Она готова  поверить любому, кто бы помог  горю, облегчить страдания сына, что открывало двери во дворец людям, к-рых рекомендовали как целителей и молитвенников. Так появился Григорий Распутин, к-рому суждено сыграть свою роль в жизни цар. семьи и в судьбе страны. Лица, искренне любящие царя, пытались ограничить влияние Распутина; среди них вел. кн.Елисавета, митр. Владимир.
В 1913 г. Россия  праздновала трехсотлетие дома Романовых. Весной цар. семья совершает поездку по древним среднерус. городам.  Россия была на вершине славы и могущества. Казалось, все внутр. проблемы благополучно разрешатся.Но назревала Первая мир. война. 1 августа 1914 г. Германия объявила России войну, к-рая стала общеевропейской. В августе 1914 г. необходимость помочь Франции заставила Россию начать поспешн. наступление в Восточн. Пруссии, что привело к тяжелому поражению. К осени стало ясно, что конца воен. действий не предвидится.  Государь регулярно выезжал в Ставку, посещал армию, перевяз. пункты, военные госпитали, тыловые заводы, Царица посвятила себя раненым. Со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной  ухаживала за ранеными в царскосел. лазарете,
22 августа 1915 г. государь выехал в Могилев, чтоб принять командование вооруж. силами. Он рассматривал пребывание на посту Верховн. Главнокомандующего как исполнение нравств. и гос. долга пред Богом и народом. Царь постоянно находился в Ставке, часто с наследником. Раз в месяц приезжал в Царское Село.
Январь и февраль 1917 г. государь провел в Царском Селе. 22 февраля выехал в Ставку, что послужило сигналом для врагов порядка. Им удалось посеять панику из-за надвигающ.голода. В Петрограде начались волнения, вызванные перебоями с хлебом, переросли в забастовку под лозунгами "долой войну", "долой самодержавие".Попытки разогнился в Царское Село. Этот отъезд стал роковым.
 В столице наступило безвластие. Но царь считал, что Дума контролирует положение; в телеф. переговорах  соглашался на все уступки, если Дума сможет восстановить порядок. Ответ Думы поставил царя пред выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верн. войсками -это означало гражд. войну. После мучит. размышлений он принял решение: отречься и за себя, и за наследника из-за неизлечим. болезни в пользу брата, вел. кн. Михаила. Манифест - это акт высочайшего благородства и достоинства.
8 марта комиссары Времен. Правит-ва, прибыв в Могилев, объявили об аресте государя и необходимости проследовать в Царское Село. В жизни Николая II  2 периода - время царствования и время пребывания в заточении. Первый дает право говорить о нем как о правосл. правителе, исполнившем монарш.обязанности как свящ. долг перед Богом, второй - крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на Рус. Голгофу. Рожденный в день памяти св.прав. Иова Многострадального, государь принял свой крест так, как библ. праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота.
Государь переживал тяжелое душевное мучение. Его волновала мысль о семье, что была в Царском Селе одна, дети больны. В дневнике на этот день  написано :    «Нужно мое отречение. Суть та, что во имя спасения России …нужно решиться на этот шаг…. Кругом измена и трусость и обман!»
Начавшиеся в Петрограде волнения перекинулись  на Царское Село, толпа бунтовщиков - более 10 тыс. солдат- двинулась к Александровск. дворцу. Императрица почти не выходила из комнаты больных детей. Ей доложили, что будут приняты меры для безопасности. Но толпа была близко. Александра Феодоровна проявляет незаурядн. мужество - вместе с вел. кн. Марией обходит ряды верных солдат, занявших оборону вокруг дворца. Она убеждает договориться с восставшими и не проливать крови.К счастью, благоразумие возобладало.Государыня была в страшной тревоге за супруга - доходили слухи об отречении. Только 3 марта получила от него краткую записку. Прот. Афанасий Беляев, служивший во дворце, писал: "Императрица, одетая сестрою милосердия, стояла подле кровати наследника. Пред иконою зажгли тоненькие воск. свечи. Начался молебен... страшное горе постигло цар. семью! Государь арестован, отрекся от престола...В каком положении оказалась беспомощная царица, мать с пятью тяжко заболевшими детьми! Она решила помолиться пред чудотв. иконою Знамения Божьей Матери. На коленях, со слезами просила помощи и заступления у Царицы Небесной. Приложившись к иконе и подойдя под нее, попросила принести икону и к кроватям больных, чтоб дети  могли приложиться к Чудотв. Образу ."
9 марта арестованного царя перевозят в Царское Село, где ждала семья. Начался пятимесяч. период неопред.о пребывания в Царском Селе. Дни проходили в регулярн.богослужениях, совместн. трапезах, прогулках, чтении.
 Отец Афанасий Беляев оставил свид-ва о дух. жизни царскосел. узников. Вот описание утрени Вел. Пятницы 30 марта 1917 г. "Служба шла благоговейно и умилительно... Их величества всю службу слушали стоя. Надо самому видеть, чтоб понять и убедиться, как бывшая царств. семья усердно, по православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя  воле Божией, стоят за богослужением". Доброта и душевное спокойствие не оставляли царицу в эти трудные дни. После Св. Троицы в дневнике о. Афанасия появляются тревожные сообщения - он отмечает растущее раздражение караульных, доходящих порой до грубости по отношению к цар. семье. Они страдали, отмечает он, но вместе со страданиями возрастали их терпение и молитва.
Врем. правит-во назначило комиссию по расследованию деят-сти царя, но, несмотря на все старания, обнаружить что-то порочащее не вышло - царь был невиновен. Вместо освобождения государя приняли решение удалить узников из Царского Села. В ночь на 1 августа они отправлены в Тобольск. Недели пребывания в Тобольске были едва ли не самыми спокойными за весь период заточения. 8 сентября в Рождество Пресв. Богородицы узникам позволили отправиться в церковь. В Тобольске царь с тревогой следил за событиями, понимая, что страна стремительно идет к гибели. Известие об октябр. перевороте дошло до Тобольска 15 ноября.
Образовался солдат. комитет, к-рый, стремясь к самоутверждению, демонстрировал  власть над государем. Царица пишет: «Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью. И Он спасет, долготерпелив и многомилостив - не прогневается до конца... Без веры невозможно было бы жить...» Утешение и кротость в перенесении скорбей царств. узникам дает молитва, чтение дух. книг, богослужение.
В марте стало известно, что в Бресте заключен сепаратн. мир с Германией,. Когда прошел слух, что немцы требуют от большевиков выдачи  цар. семьи, императрица заявила: «Предпочитаю умереть в России, нежели быть спасенной немцами.» Первый большев. отряд прибыл в Тобольск во вторник, 22 апреля, комиссар Яковлев сообщает, что должен увезти государя, уверяя, что ничего плохого не будет. Цесаревич был болен,  везти его невозможно. Несмотря на страх за больного сына, государыня решает следовать за супругом; с ними и Мария .
Только 7 мая члены семьи, оставшиеся в Тобольске, получили известие из Екатеринбурга - государь, государыня и Мария заключены в дом Ипатьева. Когда здоровье наследника поправилось, остальные  доставлены в Екатеринбург. О Екатеринбургском периоде  свидетельств мало. Известно лишь по показаниям свидетелей по делу об убийстве цар. семьи. Особенно ценно свид-ство прот. Иоанна Сторожева, совершавшего последние богослужения в Ипатьевском доме. О. Иоанн служил дважды в воскресн. дни обедницу; в первый раз 2 июня 1918 г: "...диакон говорил прошения ектений, а я пел. Мне подпевали два жен. голоса (Татьяна Николаевна и еще кто-то из них), порой низким басом и Николай Александрович... Молились очень усердно..."
"Николай Александрович одет в гимнастерку защитного цвета, таких же брюках, при высоких сапогах. На груди офицер. Георгиевский крест. Погон не было... Он произвел впечатление твердой походкой, спокойствием и особенно манерой пристально и твердо смотреть в глаза..." - писал о. Иоанн.
Условия жизни в "доме особого назначения" были тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, что жили в непосредственной близости от узников, ели за одним столом. Комиссар Авдеев, закоренелый пьяница, ежедневно изощрялся в новых унижениях для заключенных. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства - в числе охранников были уголовн. преступники. Как только государь и государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизит. и грубому обыску Спать приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из 7 чел., давали всего 5 ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали еду. Поведение часовых было совершенно непристойно - они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать двери. На стенах охранники писали нецензур. слова, неприличн. изображения.
С цар. семьей оставались доктор Евгений Боткин, к-рый был посредником между ними и комиссарами, пытаясь защищать их от грубости стражи, и несколько испытанных, верных слуг: Анна Демидова, И.С. Харитонов, А.Е. Трупп и мальчик Леня Седнев. Вера заключенных поддерживала их мужество, давала силу, терпение в страданиях. Все понимали возможность скорого конца. Даже у цесаревича вырвалась фраза:  «Если будут убивать, только бы не мучили..». Царица и дочери пели церк. песнопения, к-рые против воли слушал караул. В изоляции от внешн. мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляли  благородство и ясность духа.
В одном из писем Ольга Николаевна писала:«Отец просит передать всем, чтоб они не мстили за него, т. к. он всех простил и за всех молится, чтоб помнили, что то зло, к-рое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит зло, а только любовь» «Я твердо верю... что Господь умилосердится над Россией и умирит страсти в конце концов. Да будет Его св. воля.» - писал Николай  в январе 1918 г.
 Даже грубые стражи  смягчились, удивлены простотой, покорены полной достоинства душевной ясностью,  почувствовали превосходство тех, кого держали в своей власти. Смягчился даже комиссар Авдеев. Перемена не укрылась от глаз большев. властей. Авдеев был смещен, заменен Юровским, стража заменена австро-герман. пленными и палачами из "чрезвычайки". Жизнь узников превратилась в сплошное мученичество.
14 июля 1918 г. о. Иоанном Сторожевым совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме. По чину обедницы положено прочесть молитву "Со Святыми упокой". Почему-то диакон вместо прочтения запел молитву, стал петь и я, несколько смущенный отступлением от устава, услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени, и вдруг ясно ощутил  высокое дух. утешение, к-рое дает разделен. молитва.»
Приближались трагич. часы. Приготовления к казни делались в строжайшей тайне. В ночь с 16 на 17 июля, в нач. третьего, Юровский разбудил цар. семью. Им сказано, что необходимо перейти в безопасн. место. Минут чрез сорок, когда все собрались, Юровский  привел узников в полуподвал. комнату с одним зарешеченным окном. Государь нес на руках Алексея, у остальных были подушки и мелкие вещи. По просьбе царицы принесли 2 стула, на них положили подушки, принесенные вел. княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились государыня и Алексей .Государь стоял в центре рядом с наследником. Остальные разместились в разных частях комнаты и приготовились ждать.
В соседн. комнате столпились ожидавшие сигнала убийцы. Юровский подошел к государю совсем близко и сказал: "Николай Александрович, по постановлению Уральского областн. Совета вы будете расстреляны с вашей семьей". Эта фраза яв-сь настолько неожиданной для царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем обратился к коменданту: "Что? Что?" Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Юровский выстрелил в царя из револьвера в упор несколько раз, и он  упал. Почти одновременно начали стрелять остальные, - каждый заранее знал жертву.
Лежащих добивали выстрелами и ударами штыков. Когда все было кончено, Алексей вдруг слабо застонал - в него выстрелили несколько раз. Картина была ужасна - 11 тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что жертвы мертвы, убийцы снимали драгоценности. Убитых вынесли на двор, где стоял грузовик, - шум мотора заглушал выстрелы в подвале. До восхода тела вывезли в лес возле дер. Коптяки. 3 дня убийцы скрывали злодеяние.
Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку общением, молитвой, чтением и посильными занятиями.  «Государь и государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей, воспитатель наследника Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из  цар. сана, а от той удивит. нравств. высоты, до к-рой постепенно поднялись».
 Расстреляны и  слуги. После того, как было объявлено о расстреле государя, Патр.Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Святейший 21 июля 1918 г. во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал:  «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».
Почитание цар. семьи, начатое Патр. Тихоном в заупокойн. молитве и слове на панихиде в Казанском Соборе в Москве по убиен. царю чрез 3 дня после Екатеринбург.убийства, продолжалось  несколько десятилетий сов. периода. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах цар. семьи. В последние годы во многих домах можно видеть фотографии цар. семьи, во множестве  распространялись иконы. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящ. архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации цар. семьи - под нек-рыми стояли тысячи подписей. К моменту прославления царств. мучеников накопилось огромн. кол-во свидетельств о  благодатной помощи - об исцелениях больных, соединении разобщ. семей, защите церк. достояния от раскольников, о мироточении икон, о благоухании и появлении на ликах царств. мучеников пятен кровав. цвета.
Одним из первых засвидетельств.чудес было избавление во время гражд. войны сотни казаков, окруженных в непроходим. болотах красными. По призыву священника о.Илии казаки обратились с молитвами к царю-мученику, и невероят. образом вышли из окружения.
В октябре 1991 г. 2 женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходим. болоте. Надвинулась ночь, и болотн. трясина могла затянуть путешественниц. Но одна из них вспомнила описание чудесн. избавления отряда казаков - стала усердно молить о помощи:  «Убиенные царств. мученики, спасите нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно женщины увидели светящийся сук. Ухватившись, выбрались на сухое место, затем вышли на широкую просеку и дошли до деревни.
Учащаяся средн. школы из г. Подольска Марина, особо почитающая цар. семью, чудесным заступничеством избавлена от хулиган. нападения. Трое молодых людей хотели затащить ее в машину и обесчестить, но внезапно в ужасе бежали. Они признались, что увидели царск. детей, что заступились за девушку Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресв.Богородицы в 1997 г.. Молодые люди покаялись и изменили жизнь.
Моск. врач Олег Бель-ченко 15 мая 1998 г. получил икону царя-мученика, пред к-рой ежедневно молился и в сентябре заметил на иконе пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский м-рь; во время молебна молящиеся почувствовали сильное благоухание. Икона перенесена в алтарь, где находилась 3 недели, а благоухание не прекращалось. Позднее икона побывала в нескольких моск. храмах и м-рях; многократно засвидетельствовано мироточение от образа, свидетели-сотни прихожан. В 1999 г. у мироточивой иконы царя-мученика  исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазн. операция почти не помогла, но когда с горячей молитвой приложился к мироточив.иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо полотенцем со следами мира, наступило исцеление - зрение вернулось.
 Мироточивая икона побывала в ряде епархий -Ивановской, Владимирской, Костромской, Одесской... Везде многочисл. случаи мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении от болезни ног после молитвы пред иконой.
К царств. страстотерпцам христиане обращаются с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений цар. семья была особенно сплоченной, пронесла правосл. веру чрез скорби и страдания.
Необходимо отметить, что во множестве случаев благодат. помощи царств. страстотерпцев те верующие люди, кто получал помощь, не просто с упованием молились царю и членам семьи - но просили прощения за то, в чем вольно или невольно виноваты пред ними.
Останки царской семьи,  тела их слуг, по свидетельству следов. Соколова, расчленены и уничтожены, и захороненные 17 июля 1998 г. в Санкт-Петербурге "екатеринбургские останки" не могут быть признаны принадлежащими царской семье. Память св.страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, их чадам Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день  убиения 4 (17) июля, и в день Соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресн.днем, а если не совпадает, то в ближ. воскресение после 25 января (7 февраля).

Св.Андрей, архиеп. Критский, родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до 7 лет, получил дар слова после приобщения Св. Тайн. Нач. образование получил в Дамаске - логика, риторика и древняя философия. На 14 году, желая служить Богу, удалился для подвижн. жизни в Иерусалим. обитель св. Саввы Освященного. Здесь известен кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители взят в Иерусалим. патриархию письмоводителем.
 В 679 г. путешествовал как местоблюститель патриарш. престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. После собора посвящен в диаконы при Софийск. церкви, руководил опекой сирот и престарелых. При имп.Юстиниане II св. Андрей рукоположен в архиеп. Критского. Скончался свт. Андрей Критский в 712 г.
 Св.Андрей известен как проповедник и церк.поэт. Он составил многие вдохнов. молитвы и песнопения, написал Вел. покаян. канон, читаемый в храме Вел. постом («Андреево стояние»). Написал канон на Рождество Христово и др.праздники, трипеснецы (каноны из трех песней) на повечерие Вербн. воскресения и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и др. молитвы.

Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского, глас 4
Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.
 
Прп. Марфа была милостива к нищим, питала и одевала их, посещала больницы, служила больным, а умерших погребала, тем, кто готовился принять св. Крещение, приготовляла одежды.
Прп. Марфа была молчалива, никто не слыхал от нее праздного, лживого или пустого слова, никто не видел ее гневной, спорящей с кем-либо или печальной. Она была образцом целомудрен., благочест. жизни и примером многих наставляла на путь спасения. Когда сын, св. Симеон, стал известным подвижником, она, посещая его, внушала не возноситься подвигами, но все приписывать действию благодати Божией.
Прп. Марфе было заранее возвещено о близкой кончине: она увидела Ангелов со свечами, сказавших, что придут за ней чрез год. Святая удостоилась также видения райск. обителей, и Сама Пресв. Дева показала ей Небесн. жилища, уготованные праведникам.
Кончина св. Марфы была мирной († 551), тело погребено на Дивной горе, на месте подвига ее сына прп. Симеона Столпника.
Тропарь преподобной Марфы глас 4
Житием чистым и любовию, яже ко Пречистей Божией Матери,/ стяжала еси дар чадородия преславный,/ светильника миру, дивнаго Симеона,/ тем тя, Марфо,/ яко матерь, о чаде веселящуюся, песньми ублажаем.
Кондак преподобной Марфы глас 2
В молитвах Господеви предстоящи,/ Пречистей Деве Богородице пение и хвалы приносящи,/ Марфо честная,/ породила еси священное отроча,/ Симеона предивнаго, светильника всемирнаго,/ с нимже моли присно о всех нас.
Сщмч. Феодор, еп. Киринейский, жил в царствование имп. Диоклитиана (284-305). Искусный писец, достигший в любимом деле большого совершенства, переписал для храмов много книг. Родной сын Лей донес правителю обл. Дигниану, что отец имеет христ.книги и отвращает людей от идолослужения, привлекая к вере во Христа Спасителя. Свт. Феодор приведен на суд. За ним последовало много христиан, в числе к-рых были женщины Лукия и Иероя. Св. епископу приказано отдать книги и отречься от Христа, но он отказался выполнить это. Его избили оловян. палками. Но св. Феодор не устрашился, а с пламен. ревностью об истине разрушил языч. жертвенники. Его долго истязали, отрезали язык, бросили в темницу, где он скончался. Были умерщвлены также женщины Лукия и Иероя и все, принявшие с. Крещение от святителя
 
Св. блгв. вел. князь Андрей Боголюбский был сыном вел. кн. Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. С детства отличался любовью к церк. службам, раздавал щедрую милостыню. В 1155 г., не спросясь отца, кн. Андрей отправился во Владимиро-Суздальскую землю, куда перенес из Вышгорода Владимирск. икону Пресв. Богородицы. Здесь ему яв-сь сама Пречистая Дева, повелев основать м-рь в честь Ее Рождества. Князь распорядился написать икону в том виде, как предстала Матерь Божия. Икону назвали Боголюбской, как и возникший м-рь. Будучи избранным на вече на княжение, кн. Андрей впервые на Руси установил единовластие, заботясь о защите и укреплении земли. При нем Суздал. княжество стало новым центром рус. земель, а кн.Андрей - первым великорус.князем. Построил много м-рей и храмов. Убит при заговоре царедворцев в 1174 г.
Тропарь блгв. вел. князя Андрея Боголюбского, глас 8
  Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.
Кондак блгв. вел. князя Андрея Боголюбского, глас 8
В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.
 
Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского, чудотворца, скончавшегося 1 апреля 1405 года, произошло в 1507 г. при постройке нового камен. храма во время настоятельства игум.Кирилла (позже еп. Ростовского). Нетлен. мощи, источавшие бесчисл. чудеса, положены в Преображенском соборе обители. В 1511 г. после реставрации храм (редкий памятник рус. зод-ва ХIV в.) освящен во имя прп. Евфимия.
Тропарь прп. Евфимия, архим.Суздальского, чудотворца, глас 3
Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.
Кондак прп.Евфимия, архим.Суздальского, чудотворца, глас 2
Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.
 
Св.мчч. Христовы Феодот и Феодотия за исповедание Христа схвачены по повелению имп. Траяна. Их принуждали отречься от истин. Бога и принести жертву идолам, но они не покорились. Их предали разл. мучениям, после чего заключили в ту темницу, где заключен св. мч. Христов Иакинф. Святой наставлял и укреплял их в Христ. вере, и темничные стражи донесли об этом императору Траяну. Когда св. Иакинф скончался, св. Феодота и Феодотию вывели из темницы, и они предстали пред императором. Последний принуждал их есть идоложертвен.мясо, но они обличили идольское заблуждение. Их повесили и жгли тела их свечами,  потом, сняв с дерева, отсекли мечом головы. После кончины св. мученики получили вечную жизнь и блж.покой, а тела их погребены на том месте, где они приняли мученич. кончину.

  Галатская икона Божией Матери впервые упоминается как икона из местечка Галата Константинополя. Первонач. местонахождением Галатской иконы. называют м-рь в честь её, к-рый просуществовал только до XVII в. Затем икона находилась «в Пергии или в Пиргии, т. е. в башне» (от греч. πύργος - башня, защита, оплот). Данных о м-ре с таким посвящением в пределах Галаты и Константинополя нет. Возможно, др. местом хранения Галатской иконы, названным башней, была церковь Богородицы Кастелиотиссы в Галате
  Представление об иконографии древнего образа может дать икона кон. XVII в. работы мастеров Оружейной палаты, по преданию считающаяся списком с константиноп. образа. Она находилась в моск. церкви свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот (упомин. с 1620, в 1629 отстроена заново в камне, в 1689 освящена), почиталась как чудотворная.
 После закрытия храма в 20-х гг. XX в. (разрушен в 1933) Галатская икона передана в Антирелиг. музей ис-ств в Донскогм м-ре. Божия Матерь изображена по типу поясной «Одигитрии», левой рукой Она поддерживает Младенца. Характ. чертой явл-ся изображение царских регалий: в правой руке Богоматери-скипетр, в левой Богомладенца-держава; на головах - венцы (у Богоматери поверх мафория). Младенец одет в хитон и гиматий, правой рукой благословляет, мафорий Богоматери украшен золотым орнаментом. Образ написан на светло-зеленом фоне. Над правым плечом Богоматери - надпись: «Галатская Пресв. Богородица».
 Впервые гравирован. «изображение чудотв. образа Пресв. Богородицы Галанския яже в Пергии» и сказание об иконе, названной в тексте «Галенская», помещены в рукописном сб.«Солнце Пресветлое», составленном сторожем моск. Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. Ее иконография идентична изображению на иконе из церкви свт. Тихона Амафунтского. «Галенская» икона явлена некоему Кливию из Бургундии, плененному во время войны с французами. По молитве к Божией Матери он избавлен от уз и во исполнение обета отправился на поклонение иконе Богоматери в место «Галиов».
Далее приводятся еще 3 чуда от иконы: избавление Антония Хамберия из англ. плена, спасение Стефана Робина «от морск. потопления», помощь воину Георгию, упавшему в «реку Скалдим» В дополнение к тексту сказания в «Небе Новом» Моховиков поместил дату явления иконы - 4 июля 440 г.
 Константинопольская история иконы, названной «Галатская», начата публикациями XIX в. в списках икон «Галенская» отсутствует. При всей разнице происхождения икон они созвучны по названию, имеют одну иконографию, день празднования

    
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения