Версия для печати
На страницу списка праздников

Перен.мощ.свт.Филиппа,митр.Моск.,всея Руси чуд. Мч.Иакинфа. Прпп.Анатолия,Анатолия затвор.,Печер. Блгв.кнн.Василия,Константина Ярослав. Свт.Василия,еп.Рязан. Прпп.Иоанна,Лонгина Яренг. Блж.Иоанна,Христа ради юрод.,Моск. Прп.Никодима Кожеез.Прп.Васил.,др.

16 Июль 2018 г. Понедельник

 После мученич. кончины свт. Филиппа, умерщвленного в Тверском Отроче м-ре опричником Малютой Скуратовым, тело предано погребению в этом же м-ре. В 1591 г., по ходатайству игум.Соловецкой обители Иакова, в к-рой свт. Филипп был долгие годы игуменом, гроб с нетлен.телом перенесен из Твери в Соловецкий м-рь, где благоговейно почитался. Нетлен. тело свт. Филиппа положено в могилу, приготовленную им во время пребывания в м-ре, под папертью храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких.
 31 мая (по стар. ст.) 1646 г., по благословению Патр. Московского и всея Руси Иосифа, св. мощи свт. Филиппа переложены в новую гробницу и поставлены в Преображенском соборе Соловецкой обители.
 В марте 1652 г. Патр. Иосиф благословил митр. Никона отправиться на Соловки с покаян. грамотой царя Алексея Михайловича, где царь молитвенно просил свт. Филиппа о прощении грехов прадеда Иоанна Грозного, во времена к-рого убит святитель. В грамоте царь обращался к почившему святителю как к живому и просил возвратиться в Москву.
 Митр. Никон с большой свитой добрался до берега Белого моря. Первая попытка достичь Соловецких островов неудачна: буря разметала суда и выбросила на берег. Лишь чрез месяц цель достигнута. После 3-х дней поста, совершив праздн. литургию в Духов день, митр. Никон зачитал с амвона покаян. грамоту царя и вложил ее в руки свт. Филиппа. Чтение грамоты сопровождалось плачем братии. После чтения митр. Никон, по просьбе братии Соловецкого м-ря, отделил часть мощей свт. Филиппа для оставления обители. Затем митр. Никон с мощами святителя отбыл обратно.
 Во время перенесения нетлен.мощей свт. Филиппа из Соловецкого м-ря в Москву совершилось много исцелений. Торжеств. встреча св. мощей 9 июля (по стар.стилю) 1652 г. На месте встречи мощей свт. Филиппа моск. дух-вом и народом воздвигнут крест, от к-рого получила назв. Крестовская застава в Москве (у Рижск.вокзала). Ныне крест хранится в алтаре Знаменского храма. Вначале мощи свт. Филиппа поставили на Лобном месте на Красной площади, где пред ними совершен молебен, затем поставили в Кремле на площади у Грановитой палаты, откуда в Большой Успенский Собор.
  Много дней мощи стояли в центре Успенского собора, не оскудевал поток верующих с молитвой. С утра до вечера был колокол. звон, как в Пасх. седмицу. 17 июля (по стар. ст.), после торж. службы, св. мощи переложены в серебр. гробницу у юго-восточн. двери алтаря, возле иконостаса, где пребывают доныне.
Тропарь свт. Филиппа, митр. Моск. и всея Руси чудотворца  гл. 5
 Радостный возсия день светлаго торжества:/ днесь церковная расширяются недра,/ приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище,/ струю благодатей неисчерпаемую,/ источника чудесем обильна,/ чудотворивыя и священныя мощи твоя,/ святителю Филиппе./ Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога/ о воспевающих тя/ и кланяющихся священным мощем твоим.
Кондак святителя Филиппа глас 3
 Православия наставника и истины провозвестника,/ златоустаго ревнителя, Российскаго светильника,/ Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа:/ той бо языком хваления пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

 Св.мч. Иакинф из Кесарии Каппадокийской вырос в христ. семье. Рим. имп. Траян (98-117) поставил его кубикуларием (постельничьим). Однажды во время языч. празднества имп. Траян пировал в капище с приближенными, насыщаясь идоложертвенной пищей, а юноша Иакинф во дворце заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал слуга. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царск. приказ, не чтит рим. божеств, тайно молится Христу.
  Иакинфа привели к Траяну. Император предложил вкусить идоложертв. мяса, но святой объявил себя христианином. По приказу Траяна св. мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, томили голодом и жаждой, чтобы съел идольскую пищу. На 38 день стражй, принесший идоложертв. мясо, увидел рядом с мч. ангелов, облекавших в светлую одежду и возлагавших на голову венец. Мучители нашли его в темнице умершим. 20-летний Иакинф умер в 108 г. в Риме. Мощи святого перенесли в Кесарию.
Тропарь мученика Иакинфа, глас 4
    Мученик Твой, Господи, Иакинф/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощный дерзости;/ того молитвами/ спаси души наша.
Кондак мученика Иакинфа, глас 6
 Древо жизни посреде души своей,/ веру Твою, Христе, стяжавый Твой мученик,/ едемскаго рая честнейший бысть,/ древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом,/ венчася славою Твоею, Многомилостиве.

  Анатолий, затворник Печерский, подвизался в XII в. в Киево-Печерской лавре, погребен в Ближних пещерах.
Тропарь прпп.Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских, глас 3
  Преблаженнии и Богоноснии отцы наши, Анатолие и Анатолие Затворниче,/ яко стяжавшии дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость
Кондак прпп.Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских, глас 4
 Богатство благодати и сыноположения/ стяжавте многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим,/ к нимже притекающе, вопием:/ радуйтеся, Анатолие и Анатолие Затворниче,/ ликов иночествующих похвало и украшение.

В 1236 г. на Русь вторгся хан Батый с полчищами, все предавая огню и мечу. Татаро-монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль  др. городами север. Руси. 
 Кротко воссияли два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями. В страхе Божием управляли они родовою областью, не вступая в междоусобия князей, ибо заботились о благе вотчины, врачевали раны, нанесенные набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы.
 В 1242 г. юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В след. году он отправился в Орду с вел. кн. Киевским Ярославом (1190-1246 гг.). Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь его была недолгая, но добрая. Зимой 1249 г. кн. Василий, прибыв во Владимир для свидания с родственным вел. кн. св. Александром Невским, заболел и скончался 8 февраля. Тело св.князя положено в Ярославском Успенском соборе на северной стороне.
  Младший брат кн.Василия Константин наследовал на краткое время княжение братнее. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. В 1252 г. они опустошили Суздальское княжество. 3 июля 1267 г. татар. отряды подошли к Ярославлю. Кн. Константин с дружиной вышел навстречу, и на возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время к-рой погибло множество воинов с обоих сторон. Юный кн. Константин принял в этом бою мученич. кончину, отдав жизнь за правосл. веру и независимость Родины. Тело блгв. кн. Константина погребено рядом с братом, блгв.кн. Василием.
 Чрез два с половиной столетия, при копании рвов для нового соборного храма, обрели нетленные мощи блгвв. князей, от к-рых происходили чудеса и исцеления.
Ин тропарь благоверных князей Василия и Константина Ярославских, глас 8
 Возвысившеся на добродетель, к желанию крайнему,/ и достигосте к Небесней высоте,/ благовернии велицыи князи Василие и Константине,/ и безстрастным житием украсисте души своя,/ пощением же изрядно победисте бесовския полки/ и воспримете чистую совесть,/ в молитвах яко безплотнии пребысте,/ возсиясте в мире, аки солнце, преславнии,/ молите спастися душам нашим.
Кондак на преставление блгв. князей Василия и Константина Ярославских
 Яко цвети честнии различнии,/ в райстей пищи процветше невещественно,/ отечеству своему славу велию/ и сродником похвалу и честь явльше,/ всеистиннии победницы, великий Василие и славный Константине,/ но убо не престайте молящеся о граде вашем и о всех рабех своих,/ избавити их от напастей, и бед, и всяких лютых обхождений, вопиющих вам:/ радуйтеся, граду нашему Ярославлю великое утверждение. происходили чудеса и исцеления.

  Свт. Василий I, Рязанский чудотворец, упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских владык числится четвертым. Древнее предание связывает со св.еп. Василием перенесение в Рязань чудотв. образа Муромской иконы Божией Матери. Свт. Василий был сначала еп. Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, несправедливо обвинив в поступках, не подобающих архипастырю. Тогда святитель, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде епископ.мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресв. Богородицы Муромской. Сильным ветром его понесло против течения и через несколько часов он доплыл до Рязани, где принят с почетом рязанским князем и народом.
Еще при жизни свт. Василия считали прав. мужем. Задолго до того, как в нач. ХVII в. открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли "присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником". Чаще всего обращаются к нему отправляющиеся в путь, особенно по водам, веруя, что он спасает в пути: на суше - от напасти, на водах - от потопления.
 Ок. 1540 г. написана иноком Еразмом Ермолаем "Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском".
Тропарь святителя Василия, епископа Рязанского, глас 4
 Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемь,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на немже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ/ богоспасаемого града Рязани достигл еси /и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия, епископа Рязанского,  глас 8
 Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.
Молитва святителю Василию Рязанскому
   Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православной вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душим и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавлъшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

   Прпп. Иоанн и Лонгин Яренгские жили в XVI в. Они были иноками Соловецкого Спасо-Преображенского м-ря, когда игуменом обители был св.Филипп (позже митр. Московский). Под рук-вом св. Филиппа прпп. Иоанн и Лонгин совершали подвиг строгого поста и молитвы, во всем исполняли волю игумена и постепенно возрастали в дух. жизни.
  В 1561 г. прпп. Иоанн и Лонгин отправились по монаст. делам в Тверскую землю. На обратном пути на Белом море их застигла буря, судно разбилось, и св. Иоанн и Лонгин утонули. Вскоре тела святых обретены нетленными в 120 верстах от обители, в устье реки Сосновки, положены в часовне   свт. Николая в с. Яренге. Вскоре чудесные знамения подтвердили святость прпп. Иоанна и Лонгина, у честных мощей к-рых больные получали исцеления. Со временем на месте погребения св. иноков возник м-рь.
 В 1625 г. инок Яренгской обители Илия Телов сообщил Патр. Филарету о чудесах у гробницы св. Иоанна и Лонгина. Свидетельства о чудесных исцелениях тщательно исследованы и подтверждены. 2 июля 1638 г. св. мощи перенесены в новосооруженный храм обители. В честь события память св. Иоанну и Лонгину Яренгским установлена 3/ 16 июля.
Тропарь прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (перенесение мощей), глас 8
   Яко звезды многосветлыя, от юности возсиявше,/ осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших,/ добродетельми чудес ваших, во плоти яко бо Ангели на земли, показастеся,/ пощением насаждени бысте, яко древо при водах воздержания,/ напоени струями слез ваших, и скверну омысте,/ сего ради явистеся приятелище Божия Духа, Иоанне и Лонгине,/ молите Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак общий прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских, глас 8.
  Явистеся светильницы всесветлии, во плоти ангели,/ яко Живота древо райское,/ пощением, и бдением, и верою возращаеми, процвели есте./ Молитвами своими Небесную благодать приемше,/ врачеве же крепцыи явльшеся,/ исцеляете недужныя и души с верою прибегающих к раце мощей ваших,/ чудотворцы славнии, Иоанне и Лонгине,/ сего ради вси верою и любовию вопием:/ радуйтеся, поморстей стране похвало и утверждение.

    Блж.Иоанн, Христа ради юродивый, Моск. чудотворец, род. в вологодских пределах. В молодости трудился на солеварнях, где был "водоносцем". С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Позже перешел в Ростов, где начал подвиг юродства. Носил вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван "Иоанн - Большой колпак". В Москве ходил босой, почти нагой в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России, смутное время и нашествие поляков, говоря, что "в Москве будет много видимых и невидимых бесов".
    Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал. Даже царю Борису Годунову говорил слова: "Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет". Перед смертью св.Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой. Перед самой смертью († 1589) у блаженного открылся дар исцелений. Он почитался в Москве как великий чудотворец и провидец. 12 июня 1672 г. обретены мощи блаженного, почивающие под спудом в одном из приделов собора Василия Блаженного. Служба и житие сохранились в списках ХVII в.
Тропарь блж.Иоанна,Христа ради юродивого, Моск.чудотворца,  глас 8
   Иже Христа ради, волею оставив свое отечество — град Вологду/ и вся красная мира сего возненавидев,/ желанием духовным вселился еси во град Ростов/ и, яко в пустыни скитался в нем,/ гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/ и работая Господеви день и нощь,/ в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/ власы же главы своей пеплом и смолою удручая,/ и, ревнуя Василию блаженному,/ пришел еси в царствующий град Москву/ и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/ преселился еси к вечным обителем,/ чудес лучи испущая,/ преблаженне Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Моск. чудотворца, глас 8
   Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/ образом буйства зрим от человек,/ умныма же крылома горе возлетая,/ все тело свое веригами обязал,/ яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/ очистив ум от страстей,/ веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/ обрете светлость жизни вечныя,/ молим тя, блаженне Иоанне,/ молися прилежно Христу Богу нашему/ сохранитися нам от всякаго навета/ и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/ радуйся, многострадально, яко да молитвами твоими направляеми,/ предстоя присно с нами,/ в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя.
Молитва вторая блж. Иоанну
О великий угодниче Христов Иоанне, собравшеся днесь во всечестный храм сей, усердно припадаем к тебе и, любовию ту целующе доблественные подвиги твоя и в них Самого прославляемаго во святых Своих Подвигоположника Христа Спасителя, даровавшаго тебе не точию, еже веровати в Него, но и еже ревностно Ему последовати, похвалами ублажаем и со слезами молим тя: о имый дерзновение ко Христу Спасу, о спасении всех верных ходатае Иоанне! Моли с нами, по неизреченному твоему милосердию, от всех умоляемаго Бога о чадородии безчадных, и о всем отечестве нашем, о всех христоименитых людей, да милостивно не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения и дарует христианскую кончину животу нашему, безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем, на всяком месте во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да Божественною Его благодатию и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, выну прославляем дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

  Прп.Никодим Кожеезерский, в миру Никита, род. в с. Иванькове близ Ростова в семье крестьянина. В молодости, работая с отцом в поле, услышал слова: "Никодим! Никодим!", предвещавшие ему иночество. После смерти родителей выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Как-то, проходя Кулишки, Никита остановился у хижины юродивого Илии, к-рый закричал: "хузьюгский пустынник пришел". Эти слова поразили Никиту, он принял их как призвание к монашеской жизни. Продав, что имел, он пришел к архим.Чудова м-ря Пафнутию.
 В том м-ре принял постриг с именем Никодим. 11 лет преподобный был примером для братии в смирении, послушании, нестяжательстве и братолюбии. В 1602 г. игум. м-ря Пафнутий поставлен митр.Сарским и взял с собой Никодима. Но угодник Божий искал жизни уединенной. Спустя год преподобный, по благословению владыки, отправился на север, поступил сначала в Кожеезерскую обитель, где прожил полтора года.
 Желание безмолвия привело его на речку Хузьюгу в 5 верстах от Кожеезерского м-ря. Там поставил в лесной чаще небольшую келью, прожил в ней безвыходно 35 лет, подражая прп. Павлу Фивейскому. В полной тишине совершал святой строгое молитв. правило за мир. Он делился с братией обители плодами своих трудов, рыбой, к-рую любил ловить на удочку. Дикие олени без тревоги кормились около пустынника. Ночь прп.Никодим проводил в молитве, изредка позволяя себе дремать сидя. Суровыми подвигами он достиг высоких дух. дарований, стяжал дар слез и непрерывной молитвы. Бог наградил его благодатной прозорливостью и исцелением болезней.
 Однажды св.Никодиму явились два светоносных мужа: свт. Алексий, митр. Московский и прп. Дионисий, архим.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в ангельских одеждах. Они возвестили о времени его отшествия ко Господу, к-рое  свершилось чрез 40 дней, 3 июля 1640 . Мощи прп. Никодима покоились под спудом в Богоявленской церкви Кожеезерской обители. Житие святого написал его ученик иеромонах Иаков.
Тропарь преподобного Никодима Кожеезерского, глас 8
 От царствующаго града пресельник явися/ и яже в нем великия обители/ и, промышлением Божественнаго разума окормляемь,/ к морским странам устремися,/ вселися же в пустыню, уклоняяся мирския молвы,/ и силою Святаго Духа вооружился еси,/ крестным оружием враги своя прогоняя,/ постом и непрестанною молитвою жизнь свою совершая,/ сревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому,/ с нимиже Господеви молися, отче Никодиме,/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Никодима Кожеезерского,  глас 2
  Пустыню, яко царский чертог,/ усердно возлюбил еси,/ в нейже жестокое показа житие много летным пребыванием,/ очистив свою душу и ум от страстей,/ и сего ради Святаго Духа предивно приятелище бысть, Никодиме преподобне,/ Егоже действием и чудесы обогатился еси,/ темже и мы почитаем подвиги твоя, всеблаженне,/ но, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,/ молися непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Никодиму Кожеезерскому
 О преподобне и богоносне отче наш Ннкодиме! Велие имея к Богу дерзновение, молися выну о всех нас, зане буря многих бед и скорбей обдержит ны: недузи телеснии, болезни душевные, приражения вражия обуревают ны. Ходит бо враг наш, иский кого поглотити, и ежечасно от того уловляемся; о спасении же своем нерадяще, несмы достойни воззрети на высоту небесную. Но ты буди нам помощник скорый и избавитель: яко сам искушен быв от врага, победив же сего доблественне, вразуми ны, да разумеем того ковы и приражения. Подаждь убо нам память смертную, слезы покаяния и надежду спасения, да не в отчаяние впадем, ниже дерзостным на милосердие Божие упованием, во гресех же пребыванием в конец себе погубим, но да будет нам память грехов наших во источник теплых слез и сокрушения сердечнаго, милосердие же Божие и благодать Его, молитвами твоими, во спасение наше, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Братья по плоти,прпп. Василий, Тихон и Никон Солколловские жили и подвизались в VI в.. На древней иконе в церкви сел. Соколове (Московская губерния, Звенигородский уезд) они изображены в схимническом одеянии; погребены в Соколовой роще.

Св. мученики Мокий и Марк схвачены как христиане и предстали на суд правителя Максимиана. Они отказались принести жертву идолам, за что преданы смерти чрез усекновение мечом (IV в.).

 Прп. Александр, первоначальник обители "Неусыпающих", получил образование в г. Царьграде, здесь  поступил на военную службу, но чрез нек-рое время оставил ее, чтоб служить единому Богу. Читая постоянно слово Божие, возревновал по иноч. подвигам и поступил сирийскую обитель св. Илии. Спустя 4 года удалился из Сирии в пустыню Вифинии, взяв с собою только Евангелие. Вскоре к нему собрались др. ревнители иноч. жизни, до 400, для к-рых он основал 9 м-рей. В этих м-рях им введен особый чин «неусы-пающих», т. е. непрерывное денно-нощное псалмопение, совершаемое попеременно иноками, для чего сутки разделены на 24 чреды. Ревнуя о славе Божией, прп. Александр сам проповедовал по городам евангелие, посылал также учеников в языч. страны для просвещения их. Умер угодник Божий в 430 г.

Свт. Анатолий, Патриарх Константинопольский, род. в Александрии во 2-й пол. IV в., когда многие представители знатных семейств Византии со всем пылом веры и во всеоружии греч. философ. мудрости устремились на служение Христ. Церкви. Получив философ. образование, св.Анатолий принял свящ. сан и был диаконом при свт. Кирилле Александрийском. Вместе со св. Кириллом Анатолий был на Третьем Вселе. Соборе в Ефесе (431), на к-ром св. отцы осудили лжеучение Нестория.
Св. Анатолий был диаконом в Александрии и после кончины свт. Кирилла, когда кафедру архиеп. Константинопольского занял Диоскор, к-рый придерживался др. ереси - Евтихия, утверждавшего, что Божеств. природа во Христе полностью поглотила человеческую. Это лжеучение подрывало основу церк. учения о спасении и искуплении человечества. В 449 г. Диоскор со сторонниками собрал в Ефесе "разбойничий" еретич. собор, получивший поддержку императора. Поборник Православия, Патр.Константинопольский, св. Флавиан, низложен и лишен сана.
Избранный на Константинопольскую кафедру св. Анатолий ревностно принялся за восстановление чистоты Православия. Уже в 450 г. на Поместном Соборе в Константинополе свт. Анатолий подверг осуждению ересь Евтихия и Диоскора. Почивший в изгнании Патриарх Флавиан причтен к лику святых и мощи его перенесены в столицу.
В 451 г., при деят. участии патр. Анатолия созван IV Вселенский Собор в гор. Халкидоне. Отцы Халкидонского Собора утвердили догмат о почитании Господа Иисуса Христа, "совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого".
Но ереси долго смущали церк. мир. В непрестан. борьбе с лжеучениями ревнитель истины Патр. Анатолий скончался в 458 г.
Из канонич. деяний святителя выделяют 28 правило IV Вселенского Собора о равночестности Константиноп. Патриарш. престола престолу Старого Рима, а также апологию этого правила в посланиях св. Льву, папе Римскому (440-461). В ведение Патриарха Константинопольского, согласно 28 правилу, переданы Церкви Малой Азии, Греции и Черноморья, а также новые Церкви, к-рые возникнут у народов этих обл. Тем самым наша Рус. Церковь промыслительно включена в свящ. число Православных Церквей.
Свт. Анатолий внес большой вклад в литургич. сокровищницу Правосл. Церкви. Его молитв.у вдохновению и богослов. глубине принадлежат стихиры на воскресные дни, на нек-рые Господские праздники (Рождество Христово, Богоявление) и дни мучеников (св. Пантелеимону Целителю, св. Георгию Победоносцу, св. Димитрию Солунскому). В богослуж. книгах они кратко обозначаются "Анатолиевы".

 Свт. Арсений, еп. Тверской, род. в Твери, в молодых летах принял постриг в Киево-Печерском м-ре. Даже среди иноков древнего м-ря, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся св. жизнью - строгим хранением монаш. обетов, знанием церк. устава, начитанностью в Свящ. Писании и трудолюбием. При митр. Киевском Киприане (1380-1382) он служил архидиаконом, во время отсутствия митрополита управлял делами Киевской митрополии. 3 июля 1390 г. вместе с митр. Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе Тверского князя Михаила Александровича состоялся Собор рус. и греч. иерархов для суда над Тверским еп. Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа тяжкие обвинения.
 После безуспешных попыток водворить в Твери церк. мир, митр. Киприан "отставил от епископства" Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов м-рь. На Тверскую кафедру назначен св. Арсений. Но тот "бояся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся". По возвращении митр. Киприана и архидиак. Арсения в Москву тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений не соглашался. По словам летописца, в 1390 г. "едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери". Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь получили его согласие на хиротонию, к-рая состоялась 15 августа 1390 г. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был свт. Стефан, епископ Пермский.
Вступив на кафедру, еп. Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. В его епископство, с 1390 по 1409 г., построены и освящены соборы Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедр. собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на реке Тьмаке, близ Твери, Желтиков м-рь, где по подобию Киево-Печерского м-ря построена церковь прпп. Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406).
Желая, чтобы иноки новой обители всегда назидались подвигами Печерских отцов, свт. Арсений повелел в 1406 г. сделать с Киево-Печерского Патерика список, представляющий самую древнюю из дошедших до нашего времени редакцию этого драгоцен. памятника рус. письменности, получившую название Арсеньевской.
Почил святитель в 1409 г., 2 марта, погребен в созданном им Желтиковом м-ре Успения Пресв. Богородицы. В 1483 г. мощи обретены нетленными и поставлены в монаст. соборе. В том же году иеромон. Феодосием написано житие и канон святителю. На Соборе 1547 г. состоялось общецерк. прославление свт. Арсения.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения