Версия для печати
На страницу списка праздников

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). Свт.Московского Фотия, всея России чудотворца (1431). Свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимск(ок.458). Феодотьевской (1487), Пожайской (ХVII) и Ахтырской (1739) ик. Божией Матери

15 Июль 2018 г. Воскресенье

 В  правление византийского имп. Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение св. местам. В селении вблизи Назарета остановились на ночлег у престарелой еврейки. Их внимание привлекли зажженные свечи и фимиам. Благочест. женщина  после просьб поведала, что хранит Ризу Богородицы, от к-рой происходят чудеса и исцеления. Пресв. Дева пред Успением подарила одежду благочест. девице-еврейке, завещая передать ее пред смертью также девице. Так Риза Богоматери сохранялась в семье.
 Драгоцен. ковчег со священ. Ризой перевезен в Константинополь. Св.Геннадий, Патриарх Цареградский, и имп.Лев убедились в нетленности св.Ризы Богородицы. Во Влахерне воздвигнут храм и  2 июля 458 г. свт.Геннадий перенес св.Ризу во Влахернский храм, вложив в новый ковчег.
 Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены св.омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство запечатлено в правосл. иконографии праздника, объедившей 2 события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Стефан Новгородец, посетивший Царьград ок. 1350 г., свидетельствует: "идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана".
 Не раз при нашествиях врагов Пресв. Богородица спасала город, к-рому даровала Свою Ризу. Так было во время осады Константинополя  в 626, персами – в 677, арабами – в 717 гг. Знаменательны события 860 г., связанные с историей Рус. Церкви. 18 июня 860 г. рус.флот кн.Аскольда, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю.  Имп. Михаил III (842-867), остановив поход на арабов, вернулся в столицу, ночь молился, простершись на камен. плитах храма Влахернской Божией Матери. Св. Патр.Фотий обратился к пастве, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресв.Богородицы.
 Опасность возрастала. принято решение спасти церк.святыни, и прежде всего св.Ризу Богородицы, что хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна св.Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг город. стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора,  затем перенесли в храм Св.Софии. Божия Матерь благодатью усмирила воинственность рус.воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня рус.войска отошли, унося большой выкуп. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили в раку Влахернского храма. В воспоминание установлено св.Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.
  В октябре – ноябре 860 г. рус.посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией ежегодной дани, о разрешении вступать в византийскую армию, вести торговлю в империи, посылать в Византию дипломатические миссии.
  Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) св.равноап.Кириллом изобретена славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно  направить с миссией в Киев именно св.Кирилла и его брата, св.равноап. Мефодия, с переведенными славян. книгами.  Зиму 860/861 г. братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у кн.Аскольда.
 Пред Аскольдом, как впоследствии пред св.кн.Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под влиянием св. равноап.Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 г. Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли послание кн. Аскольда имп.Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку "мужа, который показал словом и примером, что христ. вера – святая". "Убедившись, – писал Аскольд, – что это  истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости".
  Аскольд принял св.Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Из Царьграда, столицы Православия, трудами св. апостолов пришли на Русь славян. Богослужение и письменность. В Киев назначен свт.Фотием митр.Михаил, и рус.митрополия внесена в списки епархий Константинопольского Патриархата.
 Праздник Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне является одновременно праздником канонич. основания Рус. Правосл. митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее св.Ризы совершилось не только спасение Царьграда от грозной осады, но и спасение русских от тьмы языческого суеверия. 860 г. принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал выход молодого русского государства на арену истории.
 Попытка кн.Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие св. ап.Андрея Первозванного, задуманная религ. и гос.реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 г. киевляне предали  князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.
  Но дело блж. Аскольда не погибло в Рус. Церкви. Благодарную память о первом киевск. князе хранили древнейшие храмы  Киева: церковь прор.Божия Илии, построенная Аскольдом, на месте к=рой сейчас стоит храм того же имени, и церковь свт.Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х гг. Х в. над могилой Аскольда св.равноап.Ольгой. Важнейшее завоевание Аскольда – славян. Евангелие и славян. Богослужение, созданные трудами св.равноап. Кирилла и Мефодия.
 Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Св.Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь праздника. В конце ХIV в. часть Ризы Богоматери перенесена из Константинополя на Русь свт.Дионисием, архиеп.Суздальским.
  Св.Риза Богоматери, хранившая столицу Византии, спасала  от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 г. под стены Москвы подступали татар.полчища царевича Мазовши. Свт. Иона,митр.Московский, непрестанными молитвами и церк. службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля в татар. стане случилось вел. смятение, враги бросили награбленное и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы св.митр.Иона воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его дом. церковью. Она сгорела,  на ее месте 30 лет спустя построена в 1484-1486 гг. новая,  посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, служил дом. храмом рус. митрополитов и патриархов до тех пор, когда возведен при патр.Никоне собор 12 Апостолов.

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, глас 8
  Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, глас 4
 Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

 Свт.Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский, занимал престол Св. Града с 420 по 458 г. В это время мир озаряли вел. светильники Церкви: прпп. Евфимий Великий († 473), Симеон Столпник († 459), Герасим Иорданский († 475) и др. Св.Ювеналий был другом прп. Евфимия Великого. Во время первосвятительства св.Патриарха Ювеналия Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против к-рых он ревностно восставал. В 4З1 г. в г.Ефесе созван III Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория, восставшего против правосл. исповедания Божествен.природы Иисуса Христа. На Соборе председательствовал свт. Кирилл, Патриарх Александрийский, в числе его единомышленников св.Патриарх Ювеналий.
  В 451 г. в г.Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для обличения новой ереси - евтихианской (монофизитской), учившей, что челов. природа во Христе была полностью поглощена Божественной. Св.отцы, среди к-рых свт. Ювеналий, осудив ересь Евтихия, утвердили правосл. исповедание о соединении в Господе Иисусе Христе обоих естеств - Божеского и человеческого - нераздельно и неслиянно. Но еретики продолжали смущать умы христиан. Во главе лжеучителей стоял Феодосий, к-рый, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову имп.Феодосия Младшего Евдокию, требовал, чтобы Патриарх  Ювеналий высказал порицание постановлению Халкидонского Собора, т.е.отказался от правосл. догмата о двух естествах во Христе. Свт. Ювеналий не согласился на предательство Истины, мужественно исповедал Халкидонский догмат пред еретиками. Феодосий и его сторонники низложили св.Ювеналия с патриарш.престола. Святитель удалился в оплот Православия - Константинополь, к св.Патриарху Анатолию и имп.Маркиану. Еретик Феодосий, при поддержке имп.Евдокии, занял патриарший престол в Палестине, но лишь на 20 месяцев. Имп.Маркиан, уважавший св.Ювеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве, и Патриарх-исповедник возвратился в Иерусалим.
 Много трудов приложил святой для восстановления церк. мира. По вразумлению прп.Симеона Столпника, имп. Евдокия покаялась пред святителем и вернулась в церк.общение с православными. Вслед за ней возвратилась большая часть совращенной еретиками иерусалимской паствы. Устранив мятежные ереси и установив церк.единомыслие и благолепие. Патриарх Ювеналий мирно скончался, потрудившись в святительском сане 38 лет.
Тропарь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского, глас 4
 Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.

  Свт.Фотий, митр.Киевский и всея Руси, родом грек из пелопоннесского г. Монемвасии (Мальвазии). В отрочестве поступил в м-рь, был пострижеником старца Акакия, вел.подвижника (позже митр. Монемвасийского). В 1408 г., когда Фотий был в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении рус. кафедры после кончины свт.Киприана. Выбор Патр.Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного ученостью и святостью. 1 сентября 1408 свт.Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.
 Полгода провел в Киеве (сентябрь 1409-февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Рус.Церкви, входивших в состав княжества Литовского, а точнее, как называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита – дух. средоточие церк.жизни Руси - не может находиться в Киев. земле, подпадавшей в зависимость от католич.Польши. По примеру прежних рус. митрополитов, перенесших местопребывание сначала во Владимир, затем в Москву, митр. Фотий в день Св. Пасхи 1410 г. прибыл в Москву.
 22 года подвизался свт.Фотий в многотрудн. служении Предстоятеля Рус. Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобн. браней, грабит. набегов татар он высоко поднял дух.значение, мат. обеспеченность и благолепие храмов Моск. кафедры. Благосостояние Церкви позволяло свт. Фотию оказывать помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международ. значение Рус. Правосл. Церкви и рус. гос-ва.
  Враги Православия не раз препятствовали церк.-патриот. служению Фотия. Весной 1410 г., когда св.Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший Рус. землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен митрополита. Татар. отряды во главе с царевичем Талычой "изгоном", т. е. внезапно, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне святитель выехал в загородный Святоозерский м-рь. Когда татары устремились в погоню, укрылся в небольшом селении, окруженном непроходим. болотами, на р.Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и Успенский кафедр. собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученич. кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церк. святыни и сокровища.
 Стараниями св.митр.Фотия восстановлено молитв.-канонич.единство Рус. Церкви: отд. Литовская митрополия, учрежденная по настояниям кн.Витовта для южных и западных рус. правосл.епархий, в 1420 г. упразднена. Святитель посетил возвращен. епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый пастырь оставил много поучений и посланий. Большое богослов. значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 г.).
 Важными церк.ист. источниками являются составленный св.Фотием "Чин избрания и поставления епископов"(1423), "Поучение о важности свящ. сана и обязанностях священнослужителей","Дух. завещание",где повествуется о его жизни. Вел. делом святителя было составление под его рук-вом Общерус. летописн. свода (ок. 1423 г.).
 20 апреля 1430 г. св. архипастырь извещен ангелом о предстоящ. кончине и мирно почил о Господе в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 г. Мощи обретены в 1471 г. В Оружейной палате Моск. Кремля хранятся 2 саккоса св. митр. Фотия.
Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского, глас 4
  Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.
Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского, глас 8
Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.

 В 1487 г.  в окрестностях Рязани, в пустын.«Старом», близ с. Феодотьево, яв-сь икона Божией Матери Феодотьевская. Многие исцеления совершались ее благодат. силой. По повелению рязан. князя св. икона перенесена в г. Рязань и поставлена в соборном храме Успения Пресв. Богородицы. В 1611 г. по распоряжению архиеп. Рязанского Феодорита с явлен. иконы снята копия и отослана в с. Феодотьево.
 Чудесные исцеления продолжали совершаться на новом месте. Так, напр., в 1771 г., во время моровой язвы, Феодотьевскую икону носили по городу и окрестн. селениям, после чего несчастье прекратилось.
 Жители Рязани почитали Феодотьевскую икону,  пред ней всегда было множество молящихся. Ее часто брали в дома и служили молебны пред началом какого-то семейного дела. Не раз во время бездождия совершали крестный ход, и бездождие прекращалось.
 Празднование иконе 15 июля установлено в 1618 г. В 1714 г. Феодотьевская икона поновлена и помещена в особый киот в Рязан. Успен. соборе. На ней изображена Богоматерь, держащая на левой руке Предвечного Младенца. Правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток.

   На  берегу реки Неман у с. Пожайце находился Пожайский Успенский муж. м-рь с XVII в., святыней к-рого была чудотв. икона Божией Матери Пожайская. Она древнего происхождения, прислана из Рима папой Александром VII в знак благосклонности основателю Пожайского м-ря Христофору Сигизмунду Пацу, канцлеру Вел.княжества Литовского в 1661 г. Помещен св. образ за левым клиросом соборного Успенского храма, выстроенного в 1662–1674 гг., в овальной золоченой раме.
Икона написана на холсте овальной формы неизвестным художником; нек-рые полагают, что образ могли написать два мастера: один – Божию Матерь с Младенцем, другой – венок из красочных и пышных цветов. На Лике Пресв.Девы – выражение милосердия и любви с верой прибегающим к Ее благодатной помощи и заступничеству.
 В 1830 г. м-рь с Пожайской иконой перешел к православным и пребывал в юрисдикции Правосл. Церкви до 1914 г. Здесь основан Пожайский Успенский муж. м-рь, храм  в 1839 г. перестроен, а в 1840-м освящен. В 1898 г. для св. иконы  сооружен из позолоченного серебра оклад, а поврежденный образ отреставрирован.
  В 1893 г. городу Ковно, недалеко от к-рого был м-рь, угрожала холера. Люди бежали, оставшиеся молились Пресв.Богородице. Матерь Божия не оставила их – страшная болезнь отступила. В память написан список чудотв. иконы Пожайской. Список хранится в каунасском Благовещен. соборе.  Даже когда образ Пресв. Богородицы находился у православных, католики посещали м-рь и молились пред чудотв. иконой.
  Во время войны 1914 г. икона эвакуирована в глубь России. Литовцы не забыли о святыне, и по их молитвам в 1928 г. власти вернули из Москвы чудотв. образ. Ныне Пожайская ик. находится в Пожайском м-ре.

 Обретена Ахтырская икона Богоматери 2 июля 1739 г. в г.Ахтырка Харьковской губ. Свящ. Покровской церкви Василий Данилов косил траву и вдруг увидел светящуюся икону, на к-рой Божия Матерь, молящаяся пред Распятием. Священник осенил себя крестным знамением, стал читать молитвы Богородице,  затем внёс икону в дом.
  3 года икона находилась в его доме. Однажды во сне увидел Божию Матерь, повелевшую  икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль и омыть её. Воду собрал в сосуд, чтобы  утром вылить в реку. Во сне увидел, что идёт к реке, несёт сосуд с водой, к-рой омыл икону, но  является Пресв. Богородица: «Возвратись домой и храни воду, она будет исцелять страждущих лихорадкою».
У иерея Василия была дочь, страдавшая лихорадкой. Проснувшись,  дал попить воды, и дочь выздоровела. Страдавшие лихорадкою приходили в дом священника и, выпив воды от иконы, выздоравливали. По благословению молдав. митр. Антония проведено расследование чудесных исцелений. Тщательно изучив мат-лы о чудесах от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 г. постановил почитать  Ахтырскую икону чудотворной.
  В 1905 г. во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург образ пропал. После 1917 икона объявилась в Харбине у рус. эмигрантов. Св. образ побывал во многих странах, в конце передан владельцами Комитету рус. правосл. молодёжи в Сан-Франциско. Есть версия, что подлинная Ахтырская икона из Харбина вывезена в Австралию. Возможно, икона, к-рая находится в г. Кройдон в Крестовской церкви Всех святых в Земле Российской просиявших, есть подлинник Ахтырской иконы.
 Ахтырская икона особо чтилась российским имп. домом. Прославлению иконы способствовала имп. Елизавета Петровна, на деньги к-рой по проекту архитектора В. В. Растрелли в 1768 в Ахтырке построен для чудотв. иконы Покровский собор. На рус.иконах 18-19 вв. Богоматерь изображена со сложенными на груди в молитве руками, слева от Нее — Голгоф. крест с распятым Иисусом Христом.  

 Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской, глас 4
  Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской, глас 8
 Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику — / чудотворному Пречистыя Девы образу:/ сей бо нам свыше даровася,/ душам и телесем во спасение,/ емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ покрый и соблюди нас от всякаго зла/ Твоим к Богу матерним предстательством.

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения