Версия для печати
На страницу списка праздников

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Прп.Петра,царевича Ордынского.(Ростовского)(1290).Прославление свт.Софрония, еп. Иркутского (1918). Балыкинской (1711) и Горбаневской(ХIII) икон Божией Матери

13 Июль 2017 г. Четверг

   На соборе апостолов двенадцатым, вместо Иуды, был избран Матфий. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности; уже в IV в. император Константин Великий (306-337 гг.) построил в Константинополе храм во имя святых двенадцати апостолов.
  Греч. "апостол" - "посланник, слуга".Апостолы - посланники, слуги Христа, ученики Христовы, они ближе всех к Нему, слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до крестной смерти. Христос наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Призванные к апостольству, они оставили родных, дома, занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
  Блж. Феофилакт в Толковании на Евангелие от Матфея так пишет об избрании 12 апостолов: “Христос избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен. Дав им силу, Он послал их, хотя и мало было их, так как вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей”.
 Св. Иоанн Златоуст пишет об апостолах: “Апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами Вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерли. Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю. Они (т.е. апостолы) были рыбарями, они и умерли, но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежедневно получающих спасение. Они были виноградарями, и, по их смерти, виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом. Они — и виноградари, и рыбари, и столпы, и врачи, и военачальники, и учители. Столпы — потому что поддерживали крышу веры; гавани — потому что они уняли волны нечестия; кормчие — потому что руководили Вселенную на пути от земли к небу; пастыри — потому что прогнали волков и сохранили овец; виноградари — потому что вырвали терние и посеяли семена благочестия; врачи — потому что исцелили наши раны”.
  Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).
 Однако выделение учеников происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь пополнил число первых апостолов до двенадцати, которые уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.
 Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру.
 В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75).
 Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.
Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти.
 Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.
Почти все апостолы Христовы окончили жизнь мученически. Св. Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, распят на кресте так же, как Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Св. апп. Павел и Иаков Зеведеев обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь св. Иоанн Богослов скончался мирно, хотя при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на 12 престолах, будут с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

1. Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.
2. Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.
3. Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.
4. Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.
5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.
6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.
7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.
8. Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.
9. Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.
10 Иуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.
11 Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.
12 Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

 Это первые 12 апостолов, к-рым посвящен праздник. Еванг. Лука сообщает о том, что Господь «избрал и др. 70 учеников и послал их по 2 пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в след. стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк.10:2). Церковь чествует их 17 января как Собор 70 апостолов.
Еще позже, чрез несколько лет после Вознесения Господа, Им призван на служение Савл, ставший ап. Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при к-рых стал благовестником, ап. Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.
 Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два "взвода" в армейск. понимании), но, при помощи Божией, они победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, к-рому бы не благовествовали св. апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие др. страны оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Рус.земля, к-рую  благословил ап. Андрей Первозванный, особо чтимый за это Рус. Церковью. В этом можно видеть и особый Божеств. знак будущего особого призвания России.
 Вспоминая близость апостолов ко Господу, их вел. труды и страдания во славу Божию ради нашей св. веры, многие св.последователи старались подражать им, если не в просветит. ап. деят-сти, к-рая не для всех была доступна, то  в жертвен. служении Богу. Особо мы чтим святых, к-рых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноап. Владимира, Крестителя Руси.

 Прп. Петр, царевич Ордынский, был племянником хана Золотой Орды Бергая. В 1253 г. свт. Кирилл, епископ Ростовский,  ходил в Орду для ходатайства о церк. нуждах епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах свт. Леонтия. В числе слушателей был юный племянник хана, на к-рого рассказ святителя произвел сильное впечатление. Чрез нек-рое время у Бергая заболел сын. Вспомнив рассказ рус. епископа об исцелениях, вызвал свт. Кирилла, и по его молитвам больной исцелел. Хан богато одарил свт. Кирилла и отпустил в епархию. На пути догнал отрок, племянник хана Бергая, и умолил святителя взять с собой в Ростов. В Ростове отрок крещен с им. Петр и женился.
 Св. Петр отличался любовью к молчанию, Богомыслию и молитве. После чудесного явления ему апп. Петра и Павла построил при озере Неро м-рь в их честь. После смерти супруги, незадолго до своей кончины, святой принял иночество в основанной им обители. Скончался прп. Петр в глубокой старости в 1290 г.
Почитание прп. царевича Петра началось с XIV в. Повсеместное празднование установлено на Соборе 1547 г.
Тропарь прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) глас 8
 Отечества своего, блаженне Петре, удалився,/ и богомерзкую веру отнюд возненавидев,/ от тьмы во свет пришел еси/ и вселился еси во славный и многонародный град Ростов,/ в немже житие честно пожив,/ церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию,/ и сию чудными иконами, яко невесту, украсив,/ святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси,/ темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) глас 4
 Явися велие солнце Христовой Церкви,/ просвещая учения светлостьми, всечестне,/ яко черпалом златым,/ от кладязя неископаннаго чудес почерпл еси,/ от источника неистощимаго,/ на память успения твоего пришедшим, всеблаженне Петре,/ ныне всем подававши грехов прощение, славо преподобным.

Свт. Софроний, еп. Иркутский и всея Сибири, преставился к Богу 30 марта 1771 г., на второй день Св. Пасхи. Пока ожидали решения Святейшего Синода о погребении, 6 мес. тело оставалось не преданным земле и за это время не подверглось тлению. Уже тогда, ввиду этого, а также зная строгую подвижнич. жизнь свт. Софрония, паства стала почитать его как угодника Божия. Многократно (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) мощи свидетельствовались как нетленные и источающие благодат. чудотворения. Случившийся 18 апреля 1917 г. пожар в Богоявленском соборе Иркутска оставил только кости святителя, но не умалил, а, наоборот, увеличил благоговейное почитание святителя верующими.
Поместный Собор Рус. Правосл. Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 г. постановил совершить прославление свт. Софрония, причислив его к лику святых угодников Божиих. Торжество причисления свт. Софрония к лику святых совершено 30 июня. На 2-й сессии Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона утверждена Служба свт. Софронию с тропарем, составленным управлявшим Иркутской епархией архиеп. Иоанном, чтобы верующие имели возможность присоединить молитву св. угоднику к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память своего светильника и молитвенника.
И сегодня верующие обращаются за помощью к свт. Софронию. Об этом свидетельствуют молитва, составленная в день празднования 40-летия прославления святителя 13 июля 1958 г. митр. Нестором (Анисимовым), тогда митр. Новосибирским и Барнаульским, торжественное празднование в 1971 г. 200-летия со дня преставления свт. Софрония в Золотоношской Красногорской жен. обители Покрова Божией Матери и в Иркутской епархии и благоговейное почитание его памяти всеми верующими Русской Православной Церкви.
Тропарь святителя Софрония, епископа Иркутского  глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.
Кондак святителя Софрония, архиепископа Иркутского глас 4
Соименнаго мудрости иерарха,/ изрядное Церкве Иркутския украшение,/ отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии,/ той бо есть хранитель града и страны сея/ и молитвенник о душах наших.

   Балыкинская икона — икона Пресвятой Богородицы из с.Балыкина Стародубского у. Черниговской губ. (ныне  Погарского р-на Брянской обл.).В нек-рых источниках эта икона называется Волынской. Очень редкой иконографии образ получил название от с. Балыкино Черниговской губ., где икона находилась в храме свт.Николая, архиеп. Мирликийского. Эту икону принесли в рус. земли в XVII в. в царствование Михаила Фёдоровича Романова правосл. беженцы из Галиции.
   Написана икона на холсте, наклеенном на доску. Прославилась икона Богоматери БАЛЫКИНСКАЯ  исцелениями больных, к-рые стекались в село со всех окрестностей.
 В с. Балыкине Стародубского у. Черниговской еп. в церкви свт.Николая находится свято чтимая икона Богоматери, от имени слободы названная Балыкинскою. Икона написана на холсте, холст приклеен на доску. Величина иконы в вышину 5 четвертей, в ширину 15 вер. На серебряной вызолоченной ризе иконы надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».
    О явлении иконы существует предание: икона находилась в доме пана Дульского, значкового товарища Стародубского полка. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо г. Стародуба, на иконе видны слезы из глаз Божией Матери, что увидя, пан Дульский дал обет поставить св. икону в храм, к-рый бы строился. В скором времени он узнал, что в с. Балыкине в это время строится храм, и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещался передать св. икону, но медлил исполнением обета.
   Ему во сне явилась Пресв.Богородица и приказала немедленно передать икону в Балыкинскую церковь. Дульский после этого  медлил. Вторично явилась ему во сне Пресв.Богородица и, под угрозой наказания, приказала отдать икону Божией Матери в Балыкинский храм; после этого пан Дульский передал икону в Балыкино. Это было 4 августа  1711 г . 
  От сей иконы много  исцелений, к ней приходили богомольцы во множестве. Точный список с чудотв. иконы Балыкинской Божией Матери находится в Орловском Введенском жен.м-ре. Эта икона прославилась в 1858 г. исцелением бесноватой женщины.
Точный список  чудотв. иконы принадлежал свт.Иоанну, митр. Тобольскому, когда он был правящим архиереем Черниговской еп. В 1712 г. святитель благословил  келейной иконой новосозданную Введенскую девичью обитель. В 1923 г. м-рь разрушили. Восстановление м-ря началось в 1993 г., а через два года древняя святыня, к-рую тайно хранили верующие люди, возвращена в обитель.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Балыкинская» молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, об избавлении от моровых поветрий и нашествия иноплеменных.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Балыкинской»
Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедах наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея коны многажди подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришедшую прекратила еси. Ты и ныне струи милосердия всем с несумненною верою во Твою всесильную помощь прибегающым изливаеши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковныя от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аще бо слезы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Балыкинской», глас 4
 Заступнице земли Российския от нашествия Свейскаго и непрестанная за нас Молитвеннице, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас Имя Божие во веки.
Величание
 Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

 Чудотворная Горбаневская икона Божией Матери - копия КОРСУНСКОЙ иконы, писанной еванг. Лукою и принесённой вел. кн. Владимиром из Херсона в Киев в 988 г. Называется икона Горбаневскою по фамилии казака Горбаня, основавшего село, расположенное близ Полтавы, к-рое называлосьт Горбанёвка.По ист. сведениям, явление Горбаневской иконы относится к 1-й пол. XVIII в. В то время с.Горбанёвка было не заселено и окружено лесом.
  В этой местности жил только казак Горбань. Однажды косил на пасеке траву, и вдруг коса переломилась. Наклонившись, увидел икону Пресв. Богородицы и заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из к-рого покатилась слеза. С трепетом Горбань отнёс икону в  дом и заявил о случившемся дух. начальству.
  Вскоре усердием благочестивых людей на месте явления иконы выстроен деревян. храм Пресв. Богородицы, в к-ром поставлена найденная икона, а в 1818 г. отстроен камен.храм. Икона Божией Матери, написанная на железном листе, украшена серебряно-позолоченной ризой и драгоцен. камеями.
    Начиная с 1850 г., ежегодно 30 июня Горбаневская икона Божьей Матери в сопровождении многотысячной толпы богомольцев переносилась в Полтаву, на 5 верст расстояния от Горбанёвки, и оставалась в Успенском соборе 40 дней до 10 августа. Потом крестным ходом переносилась обратно в Горбанёвку.
  В 30-х гг. ХХ в. Горбаневский храм стёрт с лица земли, и крестные ходы совершались в пределах г. Полтавы, затем икону пришлось укрывать. После войны образ находился сначала в Макариевской церкви, а с 1949-го по 1962 г. – в Спасо-Преображенском соборе. После разрушения собора в 1962 г. чудотв. образ перенесён в Свято-Макариевский кафедр. собор г. Полтавы, где пребывает и поныне.
 Каждую пятницу вечером пред иконой Божьей Матери, к-рую называют «Заступницей и Похвалой земли нашей Полтавской», поётся акафист. Помимо офиц. дня празднования, занесённого в месяцеслов, существует местночтимый день празднования Горбаневской ик.Божьей Матери – 12 октября.
 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения