Версия для печати
На страницу списка праздников

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67). Прп. Паисия Афонского(Святогорца)(1994). Свт Григория, митр. Ираклийского. Касперовской ик.Божией Матери(1853-1855) .

12 Июль 2018 г. Четверг

  Св.ап. Петр - старший брат ап. Андрея Первозванного - до ап. деят-сти был рыбаком, имел жену, двоих детей и звался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит свт. Иоанн Златоуст. "Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит "камень" (Петр)",- сказал Господь, когда Андрей привел брата Петра (Ин.1,42).
  И хотя Петр сразу возгорелся любовью ко Господу, Спаситель не сразу призвал его на ап. служение, а когда окрепли вера и решимость.  «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков," - сказал Господь, и братья последовали за ним. Они были свидетелями  великих чудес Господа, указывающих на Христа как на сына Божия. Господь любил Петра за простосердечие, и он всегда неотступно следовал за Ним.  Вскоре Господь посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил тещу от горячки (Мк.1,29-31). Из трех избранных учеников Господь удостоил св. Петра быть свидетелем славы на Фаворе (Мф.17,1-9; Лк.9, 28-36), Божеств. силы при воскрешении дочери Иаира (Лк.8,41-56), Божественного молитв. бдения в Гефсиманском саду (Мф.26,37-41). Ап. Петр так предан Господу Иисусу Христу в служении, что Господь чаще, чем др. попускал ему обнаруживать человеч.немощи, назидая этим и др. учеников, забывающих: "Без Меня не можете творить ничего" (Ин.15,5). Так, св. Петр был единственным из учеников, к-рый, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в  помощи Учителя, стал тонуть, однако спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф.14,28-31). Св. ап. Петр был тем единственным, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил : "Ты Христос, Сын Бога Живого" (Мф.16,16). 
  Ап. Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Господь, приняв слезное покаяние, удостоил его первым из апостолов видеть Себя Воскресшего (Лк.24,34). Троекратное отречение св. Петр окончательно изгладил троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин.21,15-17). Иисус Христос восстановил его в ап. достоинстве, доверив паству.
  По сошествии Св. Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божеств. силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь ап. Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его исповедничестве, в чудотворениях им. Христовым, в его радости претерпеть любые гонения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, ап. Петр безбоязненно проповедовал Христа Воскресшего пред лицом тех, кто распял Его.(Деян.4,13-20;5,27-32).
  Сила слова ап.Петра была так могущественна, что проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян.2,41;4,4). Его исповедание веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян.5,5-10), а мертвые воскресали (Деян.9,40), хромые начинали ходить (Деян.3,1-8), расслабленные исцелялись (Деян.9,32-34), больные получали благодат.помощь даже от прикосновения к его тени (Деян.5,15). Предания сохранили случаи, когда люди выходили на дорогу и выносили больных, чтобы тень святого коснулась их и исцелила от недуга.
  Св. Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время ап. путешествий приводил к вере и язычников, за что подвергнут многократному тюремн.заключению. Во время  третьего пребывания в темнице чудесным образом освобожден ангелом Господним, к-рый отворил тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян.12, 7-10). 
   В ап. путешествиях (церк.историки насчитывают 6), к-рые св. Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии  Палестинской св. Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив рим.сотника Корнилия и близких (Деян.10). На проповеднич. пути св.ап.Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял бесов. В Риме, последнем месте  пребывания, ап. Петр благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По свидетельствам, находясь в Риме, св. апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц имп. Нерона. Проповедуя учение о Христе, обращая язычников в христ.веру, призывая женщин к целомудрию, ап.Петр снискал много врагов в Риме, в т. ч. в царском дворе. Его решили распять.
  Петр знал об участи, уготованной ему, но вняв слезным мольбам христиан, обещал скрыться из Рима. У городских ворот явился Иисус Христос, идущий в город. "Куда идешь, Господи?" - спросил Петр. "Иду в Рим, чтобы снова распяться," - ответил Господь и стал невидим. Изумленный апостол понял, что Христос хочет в его теле пострадать в Риме. Поэтому Петр возвратился.  Известны два Соборных послания ап.Петра, относящиеся 3 и 67 гг. Апостол увещевал  христиан не смущаться клеветой, угрозами и преследованиями, призывал не отступать от чистоты христ. жизни; обличал лжепророков, отменяющих нравствен.устои ввиду ложно понятой христ. свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.
    В Риме ап. Петр предвозвещен о скорой кончине (2 Петр.1,14). По повелению имп. Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за гибель Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, св. ап. Петр в 67 г., предположительно 29 июня, распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся Учитель, ап. Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить голову Господу.
Тропарь апостола Петра, глас 4
 Рима не оставль, к нам пришел еси/ честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне./ Имже верою покланяющеся, молимся:/ твоими к Богу молитвами// даруй нам велию милость.
Кондак апостола Петра, глас 2
 Верховнаго и перваго апостолов,/ истины Божественнаго ученика,/ Петра великаго восхвалим/ и того верою целуем вериги,// прегрешений разрешение приемлюще.
 Молитва св.ап. Петру: О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых, подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления в страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, пролияти слезу покаяния, да плачемся горько деяний наших в веце сем. И аще твою слезу, в покаяние излиянную, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения в буести нашей ежечаснаго от Христа отречения. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в онь же имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия неумытный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвергни вопля нашего и стенаний к тебе о заступлении нас пред Христом, да выну славим Его милосердие к нам со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Св. ап. Павел из колена Вениаминова до ап. служения звался Савлом. Род. в киликийском г. Тарсе у знатных родителей, имел права рим. гражданства. Савл принадлежал к секте фарисеев. Для образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, к-рый был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость учителя, к-рый принял крещение, Савл был истовым иудеем, разжигавшим ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана, по некоторым свидетельствам его родственника, даже охранял одежды тех, кто побивал св. мученика камнями (Деян.8,3).Он принуждал людей порицать Христа (Деян.26,11), выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан всюду, приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2).
 Однажды, в 34 г., на пути в Дамаск, куда Савл направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывшихся от гонений христиан, Божественный Свет внезапно осиял его. Воины упали на землю, он услышал голос: "Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? ". Савл спросил: "Кто Ты, Господи?" Голос ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что видел, что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к к-рым Я посылаю тебя открыть глаза им, чтобы обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов." (Деян.26,13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов не разобрали. Савл ослеп от Божественного Света, не видел до тех пор, пока не прозрели  духовные очи.
   В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. Там жил один из 70 учеников Христовых, св. ап. Анания. Господь в видении открыл случившееся с Павлом, повелел идти к слепцу, чтобы, возложив руки, вернуть ему зрение (Деян.9,10-12). Ап. Анания исполнил повеление, и Савл прозрел. Приняв св. крещение, Савл наречен Павлом и сделался, по выражению свт.Иоанна Златоуста, из волка агнцем, из врага другом, из богохульника богословом. Св. ап. Павел проповедовал в синагогах Дамаска, что Христос есть Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, решили убить. Но христиане спасли ап. Павла: помогая уйти от погони, спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
 В видении, к-рого сподобился ап.Анания, Господь назвал ап. Павла "избранным сосудом", призванным возвещать имя Христа "пред народами и царями и сынами израилевыми" (Деян.9,15). Получив от Господа указание о благовестии, ап. Павел проповедовал  веру Христову среди иудеев и язычников, странствуя из страны в страну и рассылая послания (14), к-рые писал в пути и к-рые до сих пор, по словам свт.Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене  из адаманта.
 Просвещая народы учением Христовым, ап.Павел предпринял длительные путешествия. Кроме Палестины, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и др.землях. Могущество проповеди его столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян.9,22); язычники просили его проповедовать слово Божие, всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44).
   Благовествование ап. Павла быстро распространялось и обезоруживало всех (Деян.13,49;14,1;17,4,12;18,8). Его проповеди доходили до сердец и  простых людей, и людей ученых и знатных (Деян.13,2;17,34;18,8). Сила слова ап. Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян.14,10;16,18), поразило слепотой волшебника (Деян.13,11), воскресило мертвого (Деян.20,9-12); даже вещи св. апостола чудодейственны - от прикосновения к ним совершались исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян.19,12).
 За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию св. ап.Павла, он "восхищен в рай и слышал неизреченные слова, к-рых человеку нельзя пересказать" (2 Кор.12, 2-4).
 В непрестанных трудах ап. Павел переносил скорби. В одном из Посланий признается, что бывал в темницах и при смерти. "От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне  по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор.11,24-27).
 Все скорби св. ап. Павел переносил со  смирением и слезами благодарности (Деян. 20,19), ибо в любое время готов умереть за имя Господа  (Деян.21,13). Несмотря на гонения, к-рые претерпевал ап. Павел, он испытывал великое уважение современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян 28,10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян.14,11-18); имя Павла употребляли иудеи при заклинаниях (Деян.19,13). Верующие с усердием охраняли ап. Павла (Деян.9, 25, 30;19,30;21,12); прощаясь с ним, христиане молились о нем и, целуя, провожали его (Деян.20,37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор.1,12).
 По преданиям, ап.Павел помогал ап. Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен имп. Нерона, за что  осужден на смерть. Др. источники указывают, что причиной казни ап. Павла послужил факт обращения им в христианство главного имп. виночерпия. По некоторым данным, день смерти ап. Павла совпадает с днем смерти ап. Петра, по др. она произошла ровно через год после распятия ап. Петра. Как рим. гражданин, ап. Павел был усечен мечом.
 Почитание св. апп. Петра и Павла началось после их казни. Место погребения было священно для первохристиан. В IV в. св. равноап. Константином Великим воздвигнуты храмы в честь св. первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня\12 июля - настолько распространено, что известный церк. писатель IV в.  свт. Амвросий, еп. Медиоланский, писал: "...празднование им не может утаиться ни в одной части мира". Свт. Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апп. ПеСохранять пропорциитра и Павла говорил: "Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов...
    Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; усмотритель высочайшей премудрости Господа. Петр избран из рыбарей, Павел - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, советник христиан, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник Истины, дух.лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви".
 Празднуя память первоверховных апостолов, Правосл. Церковь прославляет дух. твердость св. Петра и разум св. Павла, воспевает образ обращения согрешающих и исправляющихся: в ап. Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в ап. Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
 В Рус. Церкви почитание апп. Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церк.преданию, св.равноап. кн. Владимир  привез из Корсуни икону св. апп. Петра и Павла, к-рая впоследствии преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В соборе до сих пор сохранились фрески XI в. с изображением ап. Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи с апп. Петром и Павлом относятся к XI-XII вв. Первый м-рь св. ап. Петра и Павла воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 г. В это время началось строительство Петровского м-ря в Ростово. Петропавловский м-рь существовал в XIII в. в Брянске.
 Имена апп. Петра и Павла, получаемые при св.крещении, распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Правнук равноап. кн.Владимира св. блгв. кн.Ярополк Владимиро-Волынский в св. крещении носил имя Петр. Этот св. князь воздвиг в Киеве храм св.ап. Петра (XI в.). 28 августа Русская Церковь празднует память прп.Павла Послушливого Киево-Печерского (+XIII); 30 июня прп. Петра, царевича Ордынского и Ростовского (+1290); 10 января - прп. Павла Комельского, Обнорского (+1429); 21 декабря - свт. Петра, Московского и всея России чудотворца (+1326).
 Изображения св.ап.Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверх. ап. Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем прп. Андреем Рублевым
Тропарь апостолов, глас 4
 Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостолов, глас 2
 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная

  Блж. старец схимонах Паисий Святогорец род. в Каппадокии в 1924 г. Вырос в Греции. Семья маленького Арсения поселилась в г. Коница области Эпир С детства вёл подвижническую жизнь. С молоком матери впитавший рассказы о чудесном житии св. Арсения, он с 5 лет мечтал стать монахом. Любимым занятием стало чтение житий святых, чьим аскетическим подвигам подражал с великим усердием.
 Получив образование, не пожелал продолжить обучение и предпочел в подражание Христу освоить ремесло плотника, к-рым позже занимался усердно. В 15 лет удостоился видеть Господа за благочестивый помысел, с помощью к-рого отразил нападки бесов, искушающих его неверием. В сердце еще сильнее разгорелось пламя любви к Богу и желание встать на путь монашества.
  Но последовали годы великих волнений и потрясений для Греции: оккупация и граждан. война. Но прп. Паисий как гражданин и солдат, несущий воин. службу, показал необычайную отвагу и самопожертвование. После испытаний Паисий, окрыленный св. любовью, пожелал стать монахом. В поисках дух. наставника и божеств. тишины  прибыл на Афон. Но родственники, находящиеся в тяжелом мат. положении, попросили помочь им. Паисий возвратился в Коницу, работал столяром. Через три года в 29 лет удалился от мирской суеты и возвратился на Святую Гору.
Побывав во многих скитах и каливах, Паисий присоединился к братии св. м-ря Эсфигмен, известного строгим уставом. Жил в полнейшем послушании и предавался безмерной аскезе, превосходя в борьбе за благодать остальных братьев. Но, обладая неугасимым рвением к тихой и безмятежной жизни, он, получив благословение игумена, отправился в м-рь Филофей. Здесь Паисий под рук-вом мудрого старца подготовился к жизни пустынника, стал ставрофорным монахом, взяв имя Паисий.
Подчиняясь Божественной воле, Паисий поселился не в пустыни, но в разрушенном м-ре Богородицы Стомиу рядом с Коницой. Здесь провел 4 года, ведя ангельскую жизнь, борясь с искушениями, оказывая помощь местным жителям, спасая множество людей, с огромным трудом восстанавливая м-рь.
 Когда работы по восстановлению м-ря были окончены и угроза со стороны иноверцев миновала, преподобный, ежедневно одолеваемый множеством искушений, стал горячо просить Бога указать ему верный путь. Паисий счел Божественным промыслом предложение некоего иеродиакона отправиться с ним на Синайскую гору. В этом сухом и засушливом месте, в обители св. Эпистемы, он постиг то, чего так долго желал – святое уединение.
Но его настигла телесная болезнь, вызванная суровым климатом, заставившая Паисия вернуться на родину. Вновь вернувшись на Св. Гору, преподобный не уменьшил аскетич. подвигов, несмотря на упадок сил. Он достиг необозримых высот и стал причастником божеств. тайн.  Он наслаждался красотой Господа, удостоился и благословения Богоматери. Старец Паисий беседовал со святыми, являвшимися ему, видел Ангела Хранителя, слышал ангельское пение и просветился небесным светом. Люди стекались в его бедную каливу, называемую “Панагуда рядом с Кариес. Здесь старец Паисий провел последние 14 лет. Бог открыл ему, что его миссия – нести утешение людям. Паисий посвятил себя утешению и успокоению людей. Ночью он молился за все человечество, поминая огромное количество имен. Старец видел тайные глубины их сердец, предрекал будущее, исцелял дух. и телесн. недуги, обладал властью над нечистыми духами, освобождая бесноватых призывом имени Божия. Паисий неустанно призывал посетителей к покаянию, исповеди и “подвигу доброму”. Он был добр, прост и приятен в общении, милостив и долготерпелив. Прп. Паи́сий Святого́рец— один из самых уважаемых греч. старцев и дух.светил греч.народа XX в., монах Афонской горы, известный дух. наставлениями и подвижнической жизнью.
 Неутомимый подвижник, с юных лет страдавший от телесных болезней, он с мужеством и благодарностью до конца своих дней терпел мученические боли от рака, от к-рого скончался 12 июля 1994 г. в 70 лет. Он отошел ко Господу в м-ре св. Иоанна Богослова в р-не Суроти г. Салоники, дух.наставником к-рого оставался на протяжении 28 лет. В этом м-ре близ храма св. Арсения Каппадокийского находится его могила.
Старец Паисий щедро наделён от Господа многообразными благодатными дарованиями.Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро одаренный мудростью по Богу, он воистину истощил себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и поучения проистекали из его собств. жизни, отличител. признаком к-рой являлась любовь. Он «образовал себя» согласно Евангелию и поэтому учил своим обликом, евангельской любовью и богопросвещенным словом. Встречаясь с людьми, старец терпеливо выслушивал их. С присущими ему святой простотой и рассуждением он проникал в самую глубину их сердец. Их боль, трудности старец делал своими. И тогда происходило чудо — изменение человека. «Бог, — говорил старец, — творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека.»  Синод Константинопольской Православной Церкви 13 января 2015 г. причислил к лику святых греческого старца Паисия Святогорца (1924-1994 гг.), Афонского   

  Святитель Григорий (Каллидос) был митр. Ираклийским и Редестосским. Скончался в 1925 г. Прославление святителя совершено Константинопольской Правосл. Церковью. А 6 октября 2003 г. его имя включено в месяцеслов Рус. Правосл. Церкви.

  Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853-1855 гг. защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск. При архиеп. Иннокентии (Борисове) постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 г. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, к-рая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 г.
 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения