Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Марии Египет. Прп.Евфимия,архим. Суздальск.,чудотв. Прп.Варсонофия Оптинск. Мчч.Геронтия и Василида. Прп.Макария,игум.Пеликинск.обит. Мч.Авраамия, Болгар.,Владим.чудотв. Прп.Геронтия канонарха Печ. Прав.Азаха

14 Апрель 2018 г. Суббота

Прп.Мария, прозван. Египетской, жила в сер.V и в нач.VI вв. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь 12 лет, когда ушла из дома в г. Александрии. Будучи свободной от родит. надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
   Случилось это так. Мария присоединилась к группе паломников в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа остановлена невидимой рукой и никак не могла войти в него. Она поняла, что Господь не допускает ее войти в св. место за ее нечистоту.
   Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, молила Бога простить грехи, обещая в корне исправить жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться пред Богом. Она почувствовала просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, вышла из храма др.человеком.
 Мария исполнила обещание изменить жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и почти полстолетия провела в  уединении, в посте и молитве. Суровыми подвигами Мария Египетская искоренила в себе все грех. пожелания и сделала сердце  чистым храмом Духа Святого.
 Старец Зосима в Иорданском м-ре св. Иоанна Предтечи промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с прп. Марией, когда та была глубокой старицей. Он поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а др. раз — идущей через реку Иордан, как по суше.
  Расставаясь с Зосимой, прп. Мария попросила его чрез год прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначен. время вернулся и причастил прп.Марию св.Тайн. Придя в пустыню чрез год в надежде видеть святую, он не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии  в пустыне, в чем помог лев, к-рый когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было где-то в 521 г. Так из великой грешницы прп. Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила яркий пример покаяния.
Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8
 В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.
Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3
  Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ Ангельское жительство подражающи,/ демоны Креста оружием погубляет./ Сего ради Царствия невеста явилася еси,// Марие преславная.
Молитва преподобной Марии Египетской
 О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим - утешение, недугующим - исцеление, падшим - возстание, заблуждщим - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

    Прп.Евфимий Суздальский род. в 1316 г. в Нижнем Новгороде. С ран. детства научен грамоте и получил дух. воспитание. Принял постриг в Нижегородском Печерском м-ре от основателя, св. Дионисия (позже архиеп. Суздальского). Подвиги прп. Евфимия были так велики, что св. Дионисий советовал их уменьшить.
 В 1352 г. суздальский кн. Борис Константинович решил основать в городе муж. м-рь и обратился в Нижегород. Печерскую обитель с просьбой прислать инока для создания м-ря. Выбор св. игумена пал на прп. Евфимия. После прибытия прп. Евфимия в Суздаль в север.части города, за р. Каменкой, суздальский свт. Иоанн при громад. стечении народа водрузил крест на месте буд. монаст. собора. Сам князь копал землю под фундамент, прп. Евфимий вытесал для себя 3 гробов. камня, дав обет остаться в новой обители до конца. Так положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева м-ря, куда под рук-во прп-го собралось более 300 иноков. В м-ре принят общежительн. устав. Особенно прп-ный следил, чтоб каждый инок был готов исполнить любое послушание.
 Прп. Евфимий часто ходил за дух. советом в Троице-Сергиеву лавру к прп. Сергию Радонежскому. Св. Евфимий был строгим подвижником и вел. молитвенником. Он неустанно трудился на пользу братии. Скончался прп. Евфимий в 1404 г., 1 апреля. 4 июля 1507 г. при копании рва для нового соборн. храма обретены его нетлен.мощи. Прославлен святой на Соборе 1549 г.
Тропарь прп. Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца, глас 3
  Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.
Кондак прп. Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца, глас 2
 Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Евфимию
 Преподобне и преблаженне отче наш Евфимие, вонми нам, к тебе смиренно припадающим и твоего заступления тепле просящим. Веси немощи наша, веси грехи наша, но и усердие наше не утаися от тебе. Умоли Милостиваго Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, даровати нам оставление многих согрешений наших и утвердити нас на пути делания заповедей Его. Огради нас твоими молитвами от всех искушений и бед, отврати належащия нам скорби и напасти, даруй нам в здравии, мире, тишине и благоугождении Богу провождати дни жития нашего; испроси нам время на покаяние и ответ благоприятен на страшнем Судищи Христове, да с тобою и со всеми избранными славим вечно Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

  Прп. Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, род. 5 июля 1845 г. Путь в м-рь был долог, в миру прошло 46 лет — большая часть жизни. Кадетск. корпус, воен. служба, блестящ. карьера. Отказ от всего. Сослуживцы не могли понять, что случилось. Но то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к восхождению горняя,
 В небольшом бедном м-ре св. Иоанна Предтечи он часто молился у мощей свт. Варсонофия Казанского. Созревала решимость оставить мир. В период раздумий попалась статья об Оптиной пустыни и прп. старце Амвросии. В «хибарке» старца Амвросия услышал Павел Иванович слова прп-ного: «Чрез 2 года приезжайте, я вас приму». Чрез 2 года полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину прибыл в последний день отпущенного прп-ным срока, но старца в живых не застал.
  10 февраля 1892 г. Павел Иванович зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер 3 года ходил для бесед к старцам: сначала к прп. Анатолию, затем к прп. Иосифу.
 Чрез год, 26 марта 1893 г., Вел. постом послушник Павел пострижен в рясофор, в декабре 1900 г. по болезни пострижен в мантию с им. Варсонофий, 29 декабря 1902 г. рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 г. рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 г. прп. Варсонофий назначен помощником старца и духовником Шамордин. жен. пустыни и оставался им до начала войны с Японией.
 Вскоре начинается Русско-японская война, прп-ный отправляется на фронт: исповедует, соборует, причащает раненых и умирающих, неоднократно подвергаясь смерт. опасности. После войны прп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 г. возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
  Слава о нем разносится по России. Ушли в вечные обители св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп.старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и рев-ции. Люди шли в Оптинский скит к прп. Варсонофию за ответом на вопрос: как жить, чтоб спастись? По молитвам ему открывалось в человеке сокровенное, а он воздвигал падших, направлял на путь истинный, исцелял болезни, душевные и телесные, изгонял бесов. 
 Его дар прозорливости особо проявлялся при свершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, попала в «хибарку», где принимал старец. Прп. Варсонофий в исповедальне пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая даты, когда были совершены, но называя имена людей, с к-рыми связаны. Завершив, велел: «Завтра придешь ко мне и повторишь все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как исповедоваться»...
 Оптину за время монаш. жизни прп. Варсонофий покидал несколько раз — только по послушанию. В 1910 г. ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Позже вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев, но не разорвал кольцо цепи, к-рою сковал сатана».
  В 1912 г. прп. Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского м-ря. Несмотря на вел. дух. дарования старца, нашлись недовольные: путем жалоб и доносов удален из Оптиной. Смиренно просил оставить в скиту для жительства на покое, просил остаться кач-ве простого послушника.
 Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверен. обители, крайне запущенной. Как прежде, стекается к прп. Варсонофию народ за помощью и утешением. Он, изнемогавший от многочисл. недугов, принимает всех, врачует телесн. и душевн. недуги, наставляет, направляет на спасит. путь. В Старо-Голутвине совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец несчастн. матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он не слышит, — растерянно восклицает мать...» — «Это он тебя не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и произносит что-то шепотом на ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, он покорно кивает головой... После исповеди прп. Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.
Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертн. болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и пищи, повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...» Причащался старец ежедневно. 1/14 апреля 1913 г. предал душу Господу. Похоронен прп. Варсонофий в Оптиной, рядом с дух. отцом и учителем прп. Анатолием «Старшим».

 Прп. Геронтий подвизался в XIV в. Он был иноком Киево-Печерского м-ря и исполнял послушание канонарха. Всю жизнь он провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и молитвы. Прп. Геронтий  погребен в Дальних пещерах.
Тропарь прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дал.пещ., глас 3
 Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах, глас 1
 Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

 Мчч. Геронтий и Василид претерпели мученич. смерть за Христа в III-м в.; их усекли мечом.

 Прп.Макарий, игумен Пеликитской обители, род. в Царьграде. В отрочестве лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить жизнь Богу.
 Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где игуменом был прославленный подвижник прп. Иларион. После смерти настоятеля прп. Макарий единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских имп.Льва V Армянина (813-820) и Михаила II Косноязычного (820-829) прп.Макарий пострадал как исповедник за почитание св. икон, сослан на остров Афусию, где скончался.

 Св. мч. Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец, жил в XIII в., происходил из камских болгар и воспитывался в магометанстве. Добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял христианство. В г. Болгары, в низовьях Волги, св. Авраамий стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес всё с несокрушимым терпением, 1-го апреля 1229 г. св. мч. Авраамия четвертовали, затем усекли главу. Жившие в городе рус. христиане похоронили останки святого на христ. кладбище. 6 марта 1230 г. мощи св. Авраамия перенесены вел. кн. Владимирским, св. Георгием Всеволодовичем, в Успенский собор Княгинина м-ря. С того времени и началось празднование его памяти
Тропарь мученика Авраамия Болгарского, глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.
Кондак мученика Авраамия Болгарского, глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.
Молитва святому мученику Авраамию.
Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоей к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Гбрния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное, и оста вив нам нетленный останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православием отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источавши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашивавши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогавши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

 Память прав. Ахаза без жития включена под 1 апреля в греч. рукописные стишные синаксари и печатные Минеи. В Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь прав. Ахазу. Память и стих святому та¬же  включены в славян. списки Стишного Пролога и помещены в Великие Минеи Четьи.

  

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения