Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.Пяток. Воспом.Св.спас.Страстей Господа. Прп.Марии Египет. Прп.Евфимия,архим.Суздальск.,чудотв. Прп.Варсонофия Оптинск. Мчч.Геронтия и Василида. Прп.Макария,игум.Пеликинск.обит. Мч.Авраамия, Болгар.,Владим.чудотв. Прп.Геронтия канонарха Печ. Прав.Азаха

14 Апрель 2017 г. Пятница

 В Вел. пятницу Cтрастной седмицы Церковь вспоминает событие, к-рое явл-ся самым трагич. событием челов. истории, — распятие и смерть Господа Иисуса Христа. В этот день исполняются ветхозавет. пророчества об искуплении Спасителем падш. чел-ства. Подходит к концу земн. жизнь Иисуса Христа, наступает кульминац. момент Cтрастной седмицы: Сын Божий добровольно восходит на Крест ради спасения всего чел-ва. События Вел. Пятницы отражены в церк. богослужениях этого дня. Церковь как бы ставит нас у подножия Креста Христова и изображает спасит. страдания Господни.
 По церк. уставу день начинается с вечера предыдущего дня, поэтому богослужения Страстной пятницы начинаются в четверг вечером. На утрени Вел. Четверга читаются 12 страстных Евангелий. В них повествуется о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая Его погребением. Во время еванг. чтений верующие стоят с зажжён. свечами. Чтение страстных Евангелий сопровождается пением хора: “Слава долготерпению Твоему, Господи”, восхваляя великое долготерпение Спасителя во время Его страданий за наши грехи.
 По словам свт. Иоанна Златоуста, во время страданий Господа каждая часть Его св. плоти претерпела бесчестие: глава — от тернов. венца, лицо — от ударов и плевков, уста — от поднесения уксуса, смешан. с желчью, уши — от злой хулы, руки и ноги — от гвоздей, рёбра — от копия, а всё тело — от бичевания.
 Страшней телесных мук была боль Христа за людей, предавших на смерть Своего Творца. Христос, претерпевая крестные муки, молит Небесного Отца простить мучителей: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». Господь являет вел. любовь, стяжать к-рую он завещает Своим ученикам и последователям. “Был час третий, и распяли Его, — повествует Св. Евангелие. — И была надпись вины Его: Царь Иудейский”. От шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал:  "Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух”.
 Свершилось немыслимое. Предвечный Бог, Владыка и Творец мира, умирает на Кресте, чтоб спасти своё любим. создание — человека. Смерть и погребение Сына Божия Св. Церковь поминает особым богослужением. В третьем часу дня (по иудейск. времяисчислению — в девятом), в час смерти Иисуса Христа на Кресте в храмах совершается особый чин — Погребение Спасителя. Во время богослужения плащаница выносится священнослужителями из алтаря и возлагается в центре храма для поклонения верующих. Плащаница представляет собой плат с изображением умершего Христа и символизирует ту плащаницу, в к-рую Господь был обёрнут при снятии с Креста и положении во Гроб. Плащаница находится в центре храма неполных 3 дня — по образу трёхдневного пребывания Иисуса во Гробе.
В Великую Пятницу не совершают Божественную литургию, во время к-рой хлеб и вино прелагаются в Пречистые Тело и Кровь Христовы, ибо Голгофская жертва принесена в этот день Самим Христом. Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, мы благодарим Спасителя за совершенный Им искупит. подвиг, прося о том, чтоб Он покрыл Своим милосердием наши прегрешения и сподобил вел. радости — встретить светлый праздник Пасхи Христовой.
Предательство Иуды.
 Из Евангелия от Матфея известна участь Иуды. "Видев Иуда, предавая Его, яко осудишь Его, раскаялся возврати тридесять сребреники архиереем и старцем". Иуда не  задумывался о  последствиях  предательства  и
не ожидал казни Иисуса. Когда Учитель был осужден, пред Иудой предстал ужас его безумного поступка. Он раскаялся, но раскаяние соединилось с отчаянием, а не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие. Раскаяние Иуды - это невыносим.муки совести, к-рые довели до самоубийства. Иуде бы упасть пред Иисусом Христом, умолять Его о прощении - тогда он был бы прощен. Но он лишь возвращает сребреники, свидетельствуя: "Согрешил, предав кровь неповинную". Это свидетельство, по словам св. Златоуста, умножает вину его и первосвященников: "Его — потому, что он не раскаялся, или раскаялся, но уже поздно, и сам произнес осуждение для себя, ибо…предал Господа напрасно; их вину умножает, потому что они…могли раскаяться …не раскаялись". Бессердечно отнеслись они к словам Иуды: "Что нам до того? Смотри сам".. "И бросив сребреники в храме, он вышел: пошел и удавился". Мучения довели его до такого отчаяния, что он повесился, после чего упал с высоты, на к-рой висел, т. к. ап. Петр в кн. Деяний (1:18) свидетельствует:"Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его".
При всей развращенности первосвященники признали невозможным употребить эти деньги в пользу храма — "вложить их в корвану", в сокровищницу церковную, так как это была "цена крови".
Путь на Голгофу
О крестном пути Господа повествуют все 4 Евангелиста. Первые два — св. Матфей и св. Марк — говорят о нем совершенно одинаково: « И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его"
Св. Иоанн говорит коротко, не упоминая о Симоне Киринейском. Подробнее всех говорит св. Лука. Господь Сам нес крест на место казни. Но Он был так измучен Гефсиманским внутр. борением, без сна проведен. ночью, страшными истязаниями, что не в силах донести крест до места казни. Не из сострадания, а из желания скорее завершить злое дело, враги Господа захватили по пути некоего Симона. Не только враги, но и те, кто сострадал Господу, шли за Ним. Св. Лука добавляет, что "шло за Ним вел. множество народа и женщин, к-рые плакали и рыдали о Нем». Сострадание было столь искренно, что Господь обратился к женщинам, когда произошла остановка в шествии при возложении креста Христова на Симона Кириниянина. "Дочери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших"... "Дочери Иерусалимские" — ласковое обращение, указывающее на благорасположение Господа к женщинам, выражавшим Ему трогат. сочувствие. Господь как бы забывает о предстоящих страданиях, и дух. взор Его обращается к  тому страшному наказанию, к-рое постигнет Иерусалим за отвержение Мессии. Он словно имеет в виду страшную клятву, к-рую так легкомысленно дали иудеи: "Кровь Его на нас и на детях наших" (Матф.27:25). "Се, дни грядут"...—речь идет о разрушении Иерусалима Титом в 70-м году по Р. Х.
 Распятие
 Согласно четырем Евангелистам, Господа привели на место, наз. Голгофа, что значит"лобное место", и там распяли Его среди двух разбойников, о к-рых св. Лука сообщает, что их вели на смерть вместе с Ним. Голгофа— небольшой холм, находившийся вне город. стен Иерусалима. Неизвестно, почему холм имел такое название. Думают, потому что имел вид черепа или потому, что на нем было много черепов казнен. людей. По преданию, на этом месте погребен прародитель Адам.
 Когда Иисуса привели на Голгофу,  Ему дали пить, по св. Марку (15:23), вино со смирною, а по св. Матфею (27:34), уксус, смешанный с желчью. Это напиток, притупляющий чувства, давали осужденным на казнь для уменьшения страданий. Римляне называли его "усыпительным". По свид-ву еврейских раввинов, это было вино, в к-рое добавлялась смола, благодаря чему вино помрачало сознание осужденного и облегчало муки. Смирна —один из видов смолы. Приправа вина смолой давала едкий и горький вкус - св. Матфей называл ее "желчью", а вино, уже скисшее, называет "уксусом". "И, отведав, не хотел пить",  желая претерпеть чашу страданий до конца, в полном сознании.
 "Был час третий, и распяли Его, - " пишет св. Марк (15:25).  Кресты были различн. формы, распинали по-разному, иногда пригвождая к кресту, лежащему на земле, после чего крест поднимали и водружали в земле вертикально; иногда сперва водружали крест, потом поднимали осужденного и пригвождали его. Иногда распинали вниз головой (так распят, по собств. желанию, св. ап. Петр). Руки и ноги иногда пригвождались гвоздями, иногда только привязывались. Тело распятого беспомощно свешивалось в ужасных конвульсиях, все мускулы сводила мучит. судорога, язвы от гвоздей, под тяжестью тела, раздирались, казненного томила невыносим. жажда, вследствие жара от гвоздичн. язв и потери крови. Страдания распятого были столь велики и мучительны, а к тому же длительны (иногда распятые висели на крестах, не умирая, по 3-е суток, даже более), что казнь применялась лишь к самым большим преступникам, считалась самой ужасной и позорной из всех видов казни. Дабы руки не разорвались преждевременно от ран, под ноги иногда прибивали подставку-перекладину, на к-рую распинаемый мог встать. На верхнем, оставшемся свободн. конце креста, прибивалась поперечн. дощечка с написанием вины распятого.
 Среди неописуем. страданий Господь не оставался безмолвным: Он 7 раз говорил с креста. Вначале была молитва за распинателей, затем Он удостоил благоразум. разбойника райского блаженства, в-третьих, поручил Пречистую Матерь св. ап. Иоанну, четвертые слова — возглашение: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?", затем слово — "Жажду", потом — "совершилось", а в конце — "Отче, в руки Твои предаю дух Мой".
 Итак,  вначале Господь произнес молитву за распинателей, к-рую приводит св. Лука (23:34): "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят". Никто из распинавших Христа не знал, что Он — Сын Божий. "Ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1 Кор.2:8), говорит св. ап. Павел. Даже и иудеям св. ап. Павел говорил во второй проповеди при исцелении хромого: "Вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению" (Деян.3:17). Рим. воины, конечно, не знали, что они распинают Сына Божия. Осудившие на смерть Господа иудеи до такой степени были озлоблены, что не думали, что распинают Мессию. Но неведение не оправдывает их преступления, Молитва Господа свидетельствует о величии Его духа и служит примером, чтоб мы не мстили врагам, но молились за них Богу.
 "Пилат же написал надпись"... Св. Иоанн свидетельствует, что по приказу Пилата написана дощечка с указанием вины Господа, как это принято (Иоан.19:19-22). Желая уязвить членов синедриона, Пилат приказал написать:"Иисус Назарянин Царь Иудейский". Ведь члены синедриона обвиняли Господа, что Он присвоил Себе цар. достоинство, вот Пилат и приказал написать эту вину в посрамление синедриону - царь иудейский распят по требованию представителей народа иудейского. Вопреки обычаю, надпись сделана на 3-х яз.: еврейском местном, нац-ном, греч-м — тогда общераспростран. и римском — языке победителей.  В минуты крайнего унижения Господь Иисус Христос на весь мир объявлен Царем.
 Обвинители Господа восприняли это как злую насмешку и требовали, чтоб Пилат изменил надпись, но гордый римлянин резко отказал, дав почувствовать свою власть. "Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий". Рим. закон отдавал в собственность воинов, совершавших казнь, одежды. Св. Иоанн, подробнее др-х рассказавший о разделении одежды Господа, говорит, что верхн. одежду воины разорвали на 4 части, "Каждому воину по части", а нижняя одежда — хитон — была не шитая, а тканная. Если разорвать такой хитон, то части его не будут иметь ценности. Поэтому брошен воинами жребий, чтоб он достался одному в целом виде. По преданию, хитон выткан Пречистою Матерью Божьею. Воины бессознательно исполнили древнее пророчество о Мессии из Псалма (21:19).
 Далее первые 3 евангелиста повествуют о насмешках и хулениях, к-рым подвергали Господа как воины, так и враги из народа, а особенно первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями. Ему насмешливо предлагали совершить чудо — сойти с креста, лицемерно обещая  в таком случае уверовать в Него.
 Покаяние благоразумного разбойника (от Луки 23:39-43)
 Дополняя повествование первых двух Евангелистов, св. Лука говорит о покаянии и обращении к Господу одного из  разбойников. В то время, как один, озлобившись от мучений, стал, по примеру врагов Господа, хулить Его,  др.разбойник усовещивал товарища. "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал". Возможно, он слышал плач иерусалим. женщин, сопровождающих Господа на Голгофу, может, произвела на него впечатление надпись на кресте Господа, или задумался над словами врагов Господа "иных спасал", но скорее решающей стала молитва Христова о врагах - распинателях.
 Он не побоялся среди хулений и насмешек открыто выступить в защиту Господа. Мало того, в его душе произошел такой решит. перелом, что он,  выражая веру в распятого Господа как в Мессию, обратился к Нему с покаян.словами: "Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!" Он не просит славы и блаженства, но молит о самом меньшем. Слова благоразумн. разбойника стали примером истин. глубокого покаяния и даже вошли в богослуж. употребление.  Они свидетельствуют о силе веры покаявш. разбойника. Измученного, умирающего он признает Царем, к-рый придет в Царствие Свое, Господом, основавшим это Царство. Такое исповедание не под силу  даже ближайшим ученикам Господа. Его исповедание заслужило высочайшую награду. "Ныне же будешь со Мною в раю,"—сказал Господь. Сегодня он войдет в рай, к-рый откроется для людей чрез искупит. смерть Христову.
 Смерть Христова(Матф.27:45-56;Марк.15:33-41;Лук.23:44-49;Иоан.19:28-37)
По свид-ву первых трех Евангелистов, смерти Господа на кресте предшествовала тьма, покрывшая землю: "В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого", т. е. от полудня до трех часов дня. Лука добавляет, что "померкло солнце". Это не было обыкновенное солн. затмение, т. к. на еврейскую Пасху 14 Нисана всегда бывает полнолуние, а солн. затмение случается только при новолунии. Это было знамение, к-рое свидетельствовало о  смерти возлюбленного Сына Божья. Об этом необыкнов. затмении солнца, когда даже видны были звезды, свидетельствует рим. астроном Флегонт, греч. историк Фалос. Вспоминает о нем в письмах к Аполлофану св. Дионисий Ареопагит, тогда еще язычник.  Примечательно,  подчеркивает св. Златоуст и блж. Феофилакт, что эта тьма "была по всей земле", а не в какой-либо части, как бывает при обычном затмении солнца. Видимо, тьма последовала за глумлениями над распятым Господом, она же  прекратила эти глумления, вызвав то настроение, о к-ром повествует св. Лука: "И весь народ, сошедший на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь" (Лук.23:48)
 "В девятом часу возопил Иисус громким голосом: "Или, Или! Ламма савахфани?" Этот вопль не был воплем отчаяния, но только выражением глубочайшей скорби Богочеловека. Для того чтоб искупит. жертва свершилась, необходимо, чтоб Богочеловек испил до дна чашу челов. страданий. Для этого потребовалось, чтоб распятый Иисус не почувствовал радости единения с Богом Отцом.  Бог как бы оставил Его. Среди самых тяжких мучений, телесных и душевных, это оставление наиболее мучительно, потому исторгло из уст Иисуса болезнен. восклицание.
 Распятие производило невероятно сильную жажду в страдальцах, и св. Иоанн сообщает, что Господь произнес пред этим: "Жажду" (19:28-30), добавляя: "Да сбудется Писание". Вкусив уксус, по свид-ву св. Иоанна, Господь возгласил:"Совершилось!"  Совершилось искупление челов. рода и примирение его с Богом чрез смерть Мессии (Иоан.19:30)
 По словам св. Луки, Господь воскликнул:"Отче! В руки Твои предаю дух Мой" (Лук.23:46), "и, преклонив главу, предал дух" (Иоан.19:30). Все 3первых евангелиста свидетельствуют, что в момент смерти Иисуса "завеса в храме разорвалась надвое, сверху до низу", т. е. сама собой разодралась на 2 части завеса, к-рая отделяла Святилище в храме от Святого Святых. Т. к. это было время принесения вечерней жертвы — ок. 3 часов пополудни по нашему времени, — то, очевидно, очередной священник был свидетелем чудесного саморазрывания завесы.

Прп.Мария, прозван. Египетской, жила в сер.V и в нач.VI вв. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь 12 лет, когда ушла из дома в г. Александрии. Будучи свободной от родит. надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
   Случилось это так. Мария присоединилась к группе паломников в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа остановлена невидимой рукой и никак не могла войти в него. Она поняла, что Господь не допускает ее войти в св. место за ее нечистоту.
   Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, молила Бога простить грехи, обещая в корне исправить жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться пред Богом. Она почувствовала просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, вышла из храма др.человеком.
 Мария исполнила обещание изменить жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и почти полстолетия провела в  уединении, в посте и молитве. Суровыми подвигами Мария Египетская искоренила в себе все грех. пожелания и сделала сердце  чистым храмом Духа Святого.
 Старец Зосима в Иорданском м-ре св. Иоанна Предтечи промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с прп. Марией, когда та была глубокой старицей. Он поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а др. раз — идущей через реку Иордан, как по суше.
  Расставаясь с Зосимой, прп. Мария попросила его чрез год прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначен. время вернулся и причастил прп.Марию св.Тайн. Придя в пустыню чрез год в надежде видеть святую, он не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии  в пустыне, в чем помог лев, к-рый когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было где-то в 521 г. Так из великой грешницы прп. Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила яркий пример покаяния.
Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8
 В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.
Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3
  Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ Ангельское жительство подражающи,/ демоны Креста оружием погубляет./ Сего ради Царствия невеста явилася еси,// Марие преславная.
Молитва преподобной Марии Египетской
 О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим - утешение, недугующим - исцеление, падшим - возстание, заблуждщим - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь. 

    Прп.Евфимий Суздальский род. в 1316 г. в Нижнем Новгороде. С ран. детства научен грамоте и получил дух. воспитание. Принял постриг в Нижегородском Печерском м-ре от основателя, св. Дионисия (позже архиеп. Суздальского). Подвиги прп. Евфимия были так велики, что св. Дионисий советовал их уменьшить.
 В 1352 г. суздальский кн. Борис Константинович решил основать в городе муж. м-рь и обратился в Нижегород. Печерскую обитель с просьбой прислать инока для создания м-ря. Выбор св. игумена пал на прп. Евфимия. После прибытия прп. Евфимия в Суздаль в север.части города, за р. Каменкой, суздальский свт. Иоанн при громад. стечении народа водрузил крест на месте буд. монаст. собора. Сам князь копал землю под фундамент, прп. Евфимий вытесал для себя 3 гробов. камня, дав обет остаться в новой обители до конца. Так положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева м-ря, куда под рук-во прп-го собралось более 300 иноков. В м-ре принят общежительн. устав. Особенно прп-ный следил, чтоб каждый инок был готов исполнить любое послушание.
 Прп. Евфимий часто ходил за дух. советом в Троице-Сергиеву лавру к прп. Сергию Радонежскому. Св. Евфимий был строгим подвижником и вел. молитвенником. Он неустанно трудился на пользу братии. Скончался прп. Евфимий в 1404 г., 1 апреля. 4 июля 1507 г. при копании рва для нового соборн. храма обретены его нетлен.мощи. Прославлен святой на Соборе 1549 г.
Тропарь прп. Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца, глас 3
  Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.
Кондак прп. Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца, глас 2
 Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Евфимию
 Преподобне и преблаженне отче наш Евфимие, вонми нам, к тебе смиренно припадающим и твоего заступления тепле просящим. Веси немощи наша, веси грехи наша, но и усердие наше не утаися от тебе. Умоли Милостиваго Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, даровати нам оставление многих согрешений наших и утвердити нас на пути делания заповедей Его. Огради нас твоими молитвами от всех искушений и бед, отврати належащия нам скорби и напасти, даруй нам в здравии, мире, тишине и благоугождении Богу провождати дни жития нашего; испроси нам время на покаяние и ответ благоприятен на страшнем Судищи Христове, да с тобою и со всеми избранными славим вечно Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

  Прп. Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, род. 5 июля 1845 г. Путь в м-рь был долог, в миру прошло 46 лет — большая часть жизни. Кадетск. корпус, воен. служба, блестящ. карьера. Отказ от всего. Сослуживцы не могли понять, что случилось. Но то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к восхождению горняя,
 В небольшом бедном м-ре св. Иоанна Предтечи он часто молился у мощей свт. Варсонофия Казанского. Созревала решимость оставить мир. В период раздумий попалась статья об Оптиной пустыни и прп. старце Амвросии. В «хибарке» старца Амвросия услышал Павел Иванович слова прп-ного: «Чрез 2 года приезжайте, я вас приму». Чрез 2 года полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину прибыл в последний день отпущенного прп-ным срока, но старца в живых не застал.
  10 февраля 1892 г. Павел Иванович зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер 3 года ходил для бесед к старцам: сначала к прп. Анатолию, затем к прп. Иосифу.
 Чрез год, 26 марта 1893 г., Вел. постом послушник Павел пострижен в рясофор, в декабре 1900 г. по болезни пострижен в мантию с им. Варсонофий, 29 декабря 1902 г. рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 г. рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 г. прп. Варсонофий назначен помощником старца и духовником Шамордин. жен. пустыни и оставался им до начала войны с Японией.
 Вскоре начинается Русско-японская война, прп-ный отправляется на фронт: исповедует, соборует, причащает раненых и умирающих, неоднократно подвергаясь смерт. опасности. После войны прп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 г. возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
  Слава о нем разносится по России. Ушли в вечные обители св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп.старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и рев-ции. Люди шли в Оптинский скит к прп. Варсонофию за ответом на вопрос: как жить, чтоб спастись? По молитвам ему открывалось в человеке сокровенное, а он воздвигал падших, направлял на путь истинный, исцелял болезни, душевные и телесные, изгонял бесов. 
 Его дар прозорливости особо проявлялся при свершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, попала в «хибарку», где принимал старец. Прп. Варсонофий в исповедальне пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая даты, когда были совершены, но называя имена людей, с к-рыми связаны. Завершив, велел: «Завтра придешь ко мне и повторишь все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как исповедоваться»...
 Оптину за время монаш. жизни прп. Варсонофий покидал несколько раз — только по послушанию. В 1910 г. ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Позже вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев, но не разорвал кольцо цепи, к-рою сковал сатана».
  В 1912 г. прп. Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского м-ря. Несмотря на вел. дух. дарования старца, нашлись недовольные: путем жалоб и доносов удален из Оптиной. Смиренно просил оставить в скиту для жительства на покое, просил остаться кач-ве простого послушника.
 Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверен. обители, крайне запущенной. Как прежде, стекается к прп. Варсонофию народ за помощью и утешением. Он, изнемогавший от многочисл. недугов, принимает всех, врачует телесн. и душевн. недуги, наставляет, направляет на спасит. путь. В Старо-Голутвине совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец несчастн. матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он не слышит, — растерянно восклицает мать...» — «Это он тебя не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и произносит что-то шепотом на ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, он покорно кивает головой... После исповеди прп. Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.
Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертн. болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и пищи, повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...» Причащался старец ежедневно. 1/14 апреля 1913 г. предал душу Господу. Похоронен прп. Варсонофий в Оптиной, рядом с дух. отцом и учителем прп. Анатолием «Старшим».

 Прп. Геронтий подвизался в XIV в. Он был иноком Киево-Печерского м-ря и исполнял послушание канонарха. Всю жизнь он провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и молитвы. Прп. Геронтий  погребен в Дальних пещерах.
Тропарь прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дал.пещ., глас 3
 Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах, глас 1
 Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

 Мчч. Геронтий и Василид претерпели мученич. смерть за Христа в III-м в.; их усекли мечом.

 Прп.Макарий, игумен Пеликитской обители, род. в Царьграде. В отрочестве лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить жизнь Богу.
 Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где игуменом был прославленный подвижник прп. Иларион. После смерти настоятеля прп. Макарий единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских имп.Льва V Армянина (813-820) и Михаила II Косноязычного (820-829) прп.Макарий пострадал как исповедник за почитание св. икон, сослан на остров Афусию, где скончался.

 Св. мч. Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец, жил в XIII в., происходил из камских болгар и воспитывался в магометанстве. Добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял христианство. В г. Болгары, в низовьях Волги, св. Авраамий стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес всё с несокрушимым терпением, 1-го апреля 1229 г. св. мч. Авраамия четвертовали, затем усекли главу. Жившие в городе рус. христиане похоронили останки святого на христ. кладбище. 6 марта 1230 г. мощи св. Авраамия перенесены вел. кн. Владимирским, св. Георгием Всеволодовичем, в Успенский собор Княгинина м-ря. С того времени и началось празднование его памяти
Тропарь мученика Авраамия Болгарского, глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.
Кондак мученика Авраамия Болгарского, глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.
Молитва святому мученику Авраамию.
Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоей к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Гбрния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное, и оста вив нам нетленный останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православием отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источавши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашивавши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогавши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

 Память прав. Ахаза без жития включена под 1 апреля в греч. рукописные стишные синаксари и печатные Минеи. В Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь прав. Ахазу. Память и стих святому та¬же  включены в славян. списки Стишного Пролога и помещены в Великие Минеи Четьи.

  

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения