Версия для печати
На страницу списка праздников

Перенес.мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Прпп.Сергия и Германа, Валаамск.чудотворцев(ок.1353).Прп. Ксенофонта Робейского(1262).Прп.Павла врача. Иконы Божией Матери «Троеручница»(VIII)

11 Июль 2018 г. Среда

  Перенесение мощей св. мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна из г. Конопы, близ Александрии (где они пострадали в 311 г.) в близлежащее сел. Мануфин совершено в 412 г. Это египетское селение внушало всем страх, т. к. раньше здесь было языч. капище и обитали злые духи. Патриарх Феофил (385-412) хотел очистить это место от бесов, но не успел. Его желание выполнил сменивший его на Александрийской кафедре св. Патриарх Кирилл (412-444). Он усердно молился об исполнении св. намерения. В видении святителю явился ангел Господень и повелел перенести в Мануфин честные мощи св. Кира и Иоанна.  Патриарх Кирилл исполнил повеление агела и построил в Мануфине церковь во имя св. мучеников. С тех пор это место очистилось от вражеской силы, молитвами св.мчч. Кира и Иоанна там стали совершаться чудеса, исцеления больных и недужных.
Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна, глас 5
  Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,// яко Един Благ и Человеколюбец.
Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна, глас 3
 От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире богомудре со Иоанном славным:// вы бо Божественнии врачеве есте.

 Прпп. Сергий и Герман – основатели Спасо-Преображенского м-ря на о. Валаам в Ладожском. Прп. Сергий пришел на Валаам в 1329 г., учредил  иночество и распространил христианство в Карелии, давая отпор шведскому католическому влиянию. Преп. Герман стал его преемником. 
 Валаам – оплот рус.иночества, где подвизались многие святые и к-рый называют Северным Афоном. Настоящим рукотворным чудом являлись монастыр. сады Валаама. На острове не было плодородной земли. Монахи привозили ее в мешках, ящиках, сундуках на лодках за 45 км.  Землю перемешивали с хворостом и листьями местных жиденьких березок, произраставших в глубине острова. Чуть не горстями собрали столько, что хватило бы разгрузки нескольких тысяч камазов. В 1810 г. по благословению игумена Дамаскина монахи посадили первые яблони, и труды не остались безуспешными. Несмотря на суровый климат, в урожайные годы собирали 10-12 ведер плодов с дерева. Валаамские яблоки посылали к столу имп-ов, где их признавали лучше заморских. Не только яблоки выращивали здесь. Гидрограф А. П. Андреев в прошлом веке писал о Валаамском м-ре: «В садах яблони и вишни, крыжовник, смородина, малина, приносящие столько плодов, что более нельзя ожидать и при теплом климате». В парниках вызревали дыни, арбузы,  в теплицах  лимоны и ананасы. Эти монаст. сады, цветущие на холодном каменном острове под северными ветрами, – пример того, как терпение, труд и нравств. очищение человека преображают мир вокруг него.
  Память прп.Сергия и Германа празднуется 28 июня/11 июля, 11/24 сентября. в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых
 О житии прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев сохранилось в  м-ре мало изустных преданий. Древнее житие их, монастыр. летописи и книги погибли в многочисленных войнах и неприятел. нашествиях, опустошавших Приладожский край до XVIII в. Житие преподобных сгорело с м-рем, захваченным в 1611 г. шведами. Сохранились предания об их подвижнической жизни, сам м-рь с его уставом и высокой молитв. традицией да краткое летописное сведение: лето 6837 (1329) старец Сергий пришел на Валаамский остров”.
  Валаамский м-рь расположен на островах на озере Ладога, к северу от Петербурга, на Финляндской границе. М-рь существовал с незапамятных времен, но он много раз разрушался до основания, а потом возобновлялся. По Валаамскому преданию, монашество начато прпп. Сергием и Германом, греч. иноками, при св. равноап. Ольге. В 1696 г. валаамский архим. Макарий называет их в прошении к царям Иоанну и Петру "великими и преславными чудотворцами", говорит о даре пророчества и о том, что они предсказали разорение обители шведами в 1611 г. В  прошении сказано: "Якоже в житии их достоверно повествуется", что показывает, что в XVII в. их житие было известно. Известно, что на Валааме был храм во имя их, где хранились св. мощи, и что мощи переносились в Новгород. В память их последнего возвращения из Новгорода установлен праздник и написана их икона. Почивают они под спудом в собители. Общецерк. почитание установлено в 1819 г. Известно великое число их чудес,что продолжали твориться в изобилии в новейшие времена не только в Приладожском крае, но и по всей Руси, за границей при молитвенном обращении к ним.
 Валаамский м-рь привлекал к себе не менее богомольцев, чем Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Соловецкий и Саровский м-ри и иные рус. святыни. В Валаамском м-ре хранится предание, что его посетил св. ап. Андрей Первозванный и водрузил каменный крест.
 О прп. Сергии одни считают, что он славянин, новгородский посадник, другие называют его греком. Прп. Сергий подвизался в пещере; был иеромонахом, на иконах его изображают как священноинока. Проводя жизнь в подвижнических трудах, прп. Сергий распространял христианство на севере Руси. Он крестил некоего Мунга, вероятно, вождя местного племени, и назвал его Куартом. Прп. Сергий подвизался около 60 лет. По его кончине Куарт совершил погребение тела святого и поставил на  могиле каменный крест св. ап.Андрея, который был на Валааме и проповедовал христианство.
 Обитель, основанная прпп. Сергием и Германом, стала оплотом Православия в Карелии. М-рь был довольно многолюдным. "На Валааме, - писали валаамские иноки, - исстари, как только стал м-рь, начальники Валаамского м-ря Сергий и Герман установили общину, полотняную одежду и обувь давали каждому...” Блаженная кончила преподобных последовала около 1353 г.
  Обретение мощей прпп. Сергия и Германа и написание их иконы произошло около 1401 г. После шведского разорения мощи перенесли в Старо-Ладожский монастырь и только в начале ХVI в., когда по Ништадтскому миру (1715 г.) Валаам снова отошел России, они возвращены на остров и почивали под спудом в храме Преображения Господня. В ХVIII в. митр. Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) вызвал старца Назария (1882 г.) и назначил игуменом Валаамского м-ря. Вокруг Преображенского м-ря, на небольших островках, появились уединенные скиты. При Назарии возродилось старчество, и на острове, по завету прпп. Сергия и Германа Валаамских, процвела духовная жизнь. 

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских, глас 1
От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.
Кондак преподобных, глас 4
 От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.
Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским
  О велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас, грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

  Прп. Ксенофонт Робейский был учеником прп. Варлаама Хутынского . В Хутынском монастыре он настоятельствовал после игумена Исидора (+ 1243). Оставив игуменство, преподобный Ксенофонт на берегу реки Робейки (недалеко от Новгорода) основал Троицкую обитель. Здесь он блаженно почил 28 июня 1262 года
Тропарь преподобного Ксенофонта Робейского,глас 4
  Пустыни явился еси доброе прозябение, / отче преподобне, / от юности бо чистое житие изволил еси, / духовному учителю последуя, / и, того учением ум твой к Небесным вперив, / в пустыню вселился еси, / и в ней обитель создал еси, / и стаду твоему премудр наставник показался еси, / великому же Новуграду похвала и утверждение, / темже и Христос, яко пресветла светильника, / чудесы обогати и прослави тя. / Ксенофонте, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Павел, врач из г. Коринфа, в юности принял постриг в одном из м-рей. Здесь святой много трудился и стал опытным подвижником.
Однажды прп. Павел, по демонской злобе, был оклеветан женщиной. Она принесла в м-рь новорожденного младенца и сказала, что родила его от монаха Павла. Старец со смирением и радостью перенес клевету, не отрекался и принял младенца, как родного сына. Когда святого стали укорять за нарушение иноческого обета, прп. Павел сказал: "Братия, спросим младенца, кто его отец!". Новорожденный, указав рукой на кузнеца, произнес: "Вот мой отец, а не Павел монах". Увидев чудо, люди поклонились старцу, прося прощения. С этого времени прп. Павел получил от Бога дар исцеления, отчего назван врачом. Скончался прп. Павел 70-ти с лишним лет.

  Прославление иконы Божией Матери «Троеручица» относится к VIII в., ко времени иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
 Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина в том, что первым министром халифа был  богослов Иоанн Дамаскин. В Византию Иоанн переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Письма Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались из рук в руки, способствуя  обличению ереси иконоборческой.
  Взбешенный император решил коварно извести Иоанна Дамаскина Он приказал искусным писцам тщательно изучить его почерк  и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им овладеть,  обещалась помощь со стороны первого министра. Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира с халифом, а министра-изменника советует казнить.
  Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе министра, повелел отсечь кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади. Иоанн жестоко страдал от боли, еще сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, памятуя прежнее усердие министра, ответил согласием. Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву.
   Святой просил Матерь Божию исцелить руку, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку на создание творений во славу Владычицы. Он уснул. Проснувшись, увидел кисть  невредимой. Иоанн Дамаскин излил  благодарность к чудной Исцелительнице в песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чуде  разнеслась по городу. Устыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал  вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все силы на служение Богу. Он удалился в обитель св. Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра. С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».
 Образ пребывал в обители св. Саввы до XIII в., когда был поднесен другому св. Савве, архиеп. Сербскому. При нашествии на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили  без провожатого. С драгоценной поклажей он  дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Иноки приняли икону как великий дар, а на место остановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.
 Однажды в Хилендарском м-ре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри. И тогда Матерь Божия, явившись затворнику, объявила, что Сама будет игумений обители. В знак этого стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе.
  Во времена греко-турецких войн Афон был вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители, недосягаемую для человеческих рук.
«Троеручица» издавна почиталась и в России, где есть немало списков с первоявленного образа, прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 г. хилендарские иноки прислали список в дар Ново-Иерусалимскому м-рю. С него в 1716 г. снят другой список, пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм никогда, даже во времена наилютейших гонений за веру, не закрывался и сохранил все колокола. Ныне в храме пред этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления.
 Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо с других списков «Троеручицы» находились  в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом м-ре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения