Версия для печати
На страницу списка праздников

Прав.Иоанны мироносицы. Прп.Самсона странноприимца. Обрет.мощ.прп.Амвросия Оптинск.Прп.Серапиона Кожеезерск. Прп.Севира пресвит. Прп.Георгия Иверск.,Афонск. Прп.Мартина Туровск. Прмчч.Неофита,Ионы и др.Липсийск.

10 Июль 2018 г. Вторник

  Св. Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя св. Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

  Прп. Сампсон Странноприимец был сыном богатых и знатных римлян. В молодости получил прекрасное образование, изучил врачебное ис-во, безвозмездно лечил больных. После смерти родителей св. Сампсон щедро раздавал милостыню, отпустил на свободу рабов, готовясь уйти в пустыню.
 Он уехал из Рима на Восток, но Господь указал путь иного служения ближним и привел св. Сампсона в Константинополь. Поселившись в небольшом доме, св. Сампсон принимал странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь благословил труды св. Сампсона и даровал силу чудотворения. Он исцелял больных не только как врач, но и как носитель Божией благодати. Молва о св. Сампсоне широко распространялась. Патриарх посвятил его во пресвитера.
 Однажды тяжело больному имп. Юстиниану (527-565) было откровение, что он получит исцеление только через св. Сампсона. Помолившись, святой дотронулся до больного места рукой, и император получил облегчение, а вскоре совсем выздоровел. В благодарность он хотел наградить целителя золотом и серебром, но тот отказался и просил Юстиниана построить странноприимницу и больницу. Император охотно выполнил просьбу.
 Остаток жизни св.Сампсон посвятил служению ближним. Он дожил до глубокой старости и после недолгой болезни с радостью отошел ко .Господу, был погребен в церкви св. мч.Мокия. От гроба св. Сампсона совершались многочисл. исцеления. Его странноприимный дом и больница были открыты, и святой не оставлял заботы о страждущих. Он дважды являлся к нерадивому работнику больницы и укорял его в ленности. По просьбе почитателей св.Сампсона странноприимница превращена в церковь, а рядом построено новое здание для приема странников. Во время сильного пожара Константинополя пламя не коснулось странноприимницы св. Сампсона; по его молитвам пролился дождь, который потушил пожар.
Тропарь преподобного Сампсона, глас 8
 В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне,/ в молитвах непрестанно терпевый,/ нищия возлюбивый и сия удовливый,/ но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне,// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Сампсона, глас 8
 Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна,/ к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне,/ сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующеся, Христа прославляем,// таковую тебе благодать подавающа исцелений.
Молитва преподобному Сампсону Странноприимцу
 О теплый молитвенниче, благостный отче, преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, грешнем, и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь.

  Прп. Амвросий Оптинский (Гренков Александр Михайлович) род. 23.11.1812 в с. Б. Липовица Тамбовской губ., в семье пономаря. Семья, где 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора. Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири. В храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское дух. училище. В июле 1830 г. как один из лучших  направлен в Тамбовскую дух. семинарию. В семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, но после выздоровления исполнять обет не спешил, т. к. имел общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив дух.семинарию, поступил дом. учителем к богатому помещику, с  7 марта 1838 г. учитель греч. яз. в Липецком дух. училище.
  Летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он с другом П. С. Покровским (позже оптинский иеромонах Платон) посетил троекуровского затворника Илариона, тот сказал: «Иди в Оптину, ты там нужен».  8 октября 1839 А. Гренков принят в Оптиной пустыни прп. Львом (Наголкиным), благословившим его жить в гостинице и переписывать перевод соч-ния греч. монаха. Агапия Ланда «Грешных спасение».
  В январе 1840 г. Александр уже жил в обители, 2 апреля 1840 г. принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, работал в хлебне. В ноябре 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился год. Работа отнимала бо́льшую часть дня, и послушник мало бывал на богослужениях, тогда и приучился к непрестанной внутренней молитве.
 Прп. Лев перед кончиной передал рук-во послушником прп. Макарию (Иванову).  С осени 1841 по 2 января 1846 г. Александр был келейником у прп. Макария. Летом 1841 г. пострижен с им. свт. Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения Амвросий простудился и заболел, бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать св. потир и шел в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. прп. Амвросий. по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда келейно пострижен в схиму с сохранением имени Амвросий.
  Тяжелая болезнь, закрывшая для прп.Амвросия путь внешней деятельности, была проявлением воли Божией, призвавшей его к высокому служению - старчеству. Еще при жизни прп. Макария с его благословения некоторые из братии приходили к прп.Амвросию для откровения помыслов.
   После кончины прп. Макария в 1860 г. прп.Амвросий переселился в домик у скитской ограды с правой стороны колокольни, к к-рой сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, заняв в дух. жизни Оптиной пустыни место прп. Макария. 
  В 4 часа утра келейники прочитывали прп.Амвросию келейное правило - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвен.правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу Хранителю и вечерних молитв. Остальное время старец принимал посетителей, нуждавшихся в  утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.
 Прп. старец обладал даром христианской любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости. Любовь прп.Амвросий считал высшей добродетелью, стяжание ее - необходимым для спасения. Духовным детям преподобный давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру. Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям привлекали к св.Амвросию тысячи людей - аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных.
 Прп. Амвросий горячо принимал нужды духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. кн. Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. Прп.Амвросий стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60-80-х гг. XIX в., когда были сильны антицерковные настроения.
 Старец не учил прямо, он ссылался на Свящ. Писание или скрывал знание за словами «люди говорят».Дар исцеления прп.Амвросий Оптинский скрывал, посылая больных к известным чудотв. источникам и святыням. Зачастую поучения старец облекал в форму легко запоминавшихся присказок: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». 
 Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, Амвросий Оптинский еще при жизни прп. Макария участвовал в книгоиздат. деятельности Оптиной пустыни. Тогда издавалась только святоотеческая аскетич. лит-ра, в 60-80-х гг. XIX в. под рук-вом Амвросия Оптинского изданы церк.-ист. труды Оптиной пустыни. Кроме того, выпущены 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произ-ния. Книги рассылались епарх. архиереям, м-рям, академиям, семинариям и раздавались богомольцам.
С именем прп. Амвросия Оптинского связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. м-ря, куда в отличие от др. м-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худ. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил) для обители создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов».
  В Шамординской обители прп. Амвросий Оптинский провел последние полтора года. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался вернуться в Оптину, но из-за нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 октября 1891 г. св.мощи Амвросия Оптинского перенесены в Оптину пусынь и похоронены на юго-восточн.стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз прп.Амвросий Оптинский после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле Амвросия Оптинского
  6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ прп. Амвросий Оптинский причислен к лику святых. 16 октября 1988 при раскопках в Оптиной пустыни обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки прп. Амвросия, позже опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина). Мощи прп.Амвросия Оптинского обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в настоящее время почивают в приделе Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пустыни хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи прп. старца и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец).
 Значит. число живописных портретов Амвросия Оптинского выполнено иеромонахом.Даниилом (Болотовым). Одним из ранних является портрет 1892 г., созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: прп. Амвросий изображен в монаш. мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках.  Несколько авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иеромонахом. Даниилом. По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. В лике новопрославленных святых образ преподобного помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монаш. одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр. с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми»  или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом.

  Прп. Севир пресвитер служил в VI в. в церкви Пресв. Богородицы в сел. Интероклея в Средней Италии, отличался добродет.,богоугодн.жизнью. Однажды святой работал в саду, обрезая грозди винограда, его позвали для напутствия Св. Тайнами умирающего. Св. Севир сказал: "Идите обратно, я сейчас вас догоню". Оставалось срезать совсем немного гроздьев, и св. Севир задержался, чтобы закончить работу. Когда пришел к больному, ему сказали, что тот умер. Св. Севир пришел в дом, где лежал покойник, и, горько каясь и называя себя убийцей, в слезах упал пред умершим. Внезапно умерший ожил и рассказал всем предстоявшим, что демоны хотели завладеть его душой, но один из ангелов сказал: "Возвратите его, потому что о нем плачет пресвитер Севир, и ради его слез Господь даровал ему этого человека". Св. Севир возблагодарил Господа, исповедал и причастил воскресшего Св. Тайн. Пребывая в постоянной молитве, тот прожил еще 7 дней, затем радостно преставился ко Господу.

  Прп. Георгий Святогорец происходил из Иверии (Грузия), род. в 1009 (или 1014) г., по обету родителей, посвящен Богу. С юных лет воспитывался в м-рях, а в 1022 г. отправлен в Константинополь, где 12 лет тщательно изучал науки и получил прекрасное разностороннее образование.
  По возвращении в Грузию юноша принял монашество, хотя с юности вел монаш. образ жизни. Через некоторое время он отправился на поклонение св. местам Палестины. Три года пробыл в обителях на Черной горе (близ Антиохии), затем на Дивной горе, где от старца-затворника Георгия ( 1068 г.) принял в 30 лет великую схиму и получил благословение отправиться на св. гору Афон.
Прп.Георгий прибыл на Афон в 1040 г., продолжил работу над переводом богослужебных книг и творений св. отцов Церкви, начатую прп.Евфимием Иверским. И поныне Грузинская Правосл. Церковь признает канонической и допустимой для церк. употребления только ту редакцию Свящ. Писания, что принадлежит перу прп. Георгия Иверского.
  Вскоре прп. Георгий за великие подвиги, смирение и мудрость избран настоятелем Иверской обители. Для подтверждения права грузин на Иверский м-рь прп. Георгий посетил Константинополь, где принят имп. Константином IX Мономахом (1042-1055 гг.) и получил от него жалованную грамоту.
  Пришлось защищать братию Иверского м-ря, заподозренную греками в неправославии, и перед патр. Антиохийским Феодосием III.Прп. Георгию удалось  убедить Антиохийского первосвятителя в канонич. законности автокефалии Грузинской Правосл. Церкви, сохраняющей ап. преемственность от св. ап. Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению грузин. царя Баграта прп. Георгий отправился в Грузию.
  В Грузии он провел 5 лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церк. жизни и внедрял переводческие труды. Он собрал многих сирот и убогих и учил их Свящ. Писанию. Т. о., блж. Георгий в земле Иверской завершил дело св. ап. Андрея Первозванного и Симона Кананита.
 Предвидя кончину, преподобный отправился на Святую гору, но, не дойдя до Афона, на пути, накануне праздника первоверх. апостолов, он мирно отошел ко Господу в 1066 г. Погребен св. старец на Святой горе в Иверской обители 24 мая 1067 г.

  Блж.Мартин Туровский служил поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме (1144-1146) и Георгии. Последний святитель уволил св. Мартина по его старости. Но старец не захотел расстаться с м-рем (епископы жили при Туровской обители св. Бориса и Глеба и принял монашество.
  В прежних трудах он надорвался, часто болел. Однажды св. Мартин лежал неподвижно и кричал от боли. Усердно призывал он на помощь св. кнн. Бориса и Глеба. На третий день к нему явились св. князья, подали испить воды и исцелили от болезни. После этого чудесного исцеления блж. Мартин прожил еще один год.
Тропарь преподобного Мартина Туровского, глас 1
  Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/ молил еси жажду утолити, преподобне Мартине,/ темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба/ тебе послужити и недуг исцелити.

  Прп. Серапион Кожеезерский приведен в Москву в числе пленных казанских татар в 1551 г. Его звали мурза Туртас Гравирович. Он принял Крещение с им.Сергий и жил в доме моск. боярина Захарии Плещеева. Св.Сергий так искренно воспринял христ. веру, что решился всецело посвятить себя Богу. На пустынном острове озера Кожи в 1560 г. встретил инока-отшельника Нифонта и остался жить с ним. По усиленной просьбе св. Сергия инок Нифонт постриг его в монашество с им. Серапион. В 1584 г., после смерти инока Нифонта, прп. Серапион отправился в Москву и испросил у царя Феодора Иоанновича грамоту на землю для обители. После возвращения в обитель прп. Серапион вместе с собравшимися иноками расчистил для пашни лес и соорудил два храма: в честь Св. Богоявления и свт.Николая. Патриарх Иов (1589-1605;+1607) дал прп. Серапиону св. антиминсы. В 1608 г., когда прп. Серапион пришел в глубокую старость, он поставил вместо себя игуменом ученика Авраамия. Прп. Серапион скончался в 1611 г., погребен в храме Кожеезерской обители. В 1613 г. постриженик Кожеезерского м-ря инок Боголеп написал сказание об основании м-ря и о его первом строителе прп. Серапионе. Он составил житие прп. Серапиона.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения