Версия для печати
На страницу списка праздников

Тихвинск.ик.Божией Матери. Прп.Давида Солунск. Свт.Дионисия,архиеп.Суздальск. Прп.Иоанна,еп.Готфск. Обрет.мощей прп.Тихона Луховск., Костромск. Перенес. мощей прп.Нила Столобенск. Нямецкой, Седмиезерск., Лиддской(Римск) .ик.Пресв.Богородицы

09 Июль 2017 г. Воскресенье

 Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых почитаемых в России чудотв. икон Богоматери. По преданию, икона написана св.ап. и еванг. Лукой. В V в. из Иерусалима  перенесена в Константинополь, где для нее построен Влахернский храм.
 В 1383 г., за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма. В древних летописях описано, как в 1383 г. над водами Ладожского озера в лучезарном свете яв-сь икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строит-во храма, икона перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина над р. Тихвинкой в Новгородской обл. С радостью приступил народ к строит-ву храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. На месте явления иконы деревян.храм Успения Пресв. Богородицы. 
   Усердием вел. кн. Василия Ивановича (1505-1533) вместо деревян. храма был возведен каменный. В 1560 г. по приказу царя Иоанна Грозного при храме  устроен Богородице-Успенский муж. м-рь, обнесенный камен.стеной. В 1613 - 1614 гг. шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить м-рь, но заступлением Божией Матери обитель спасена.
Так, однажды из-за приближавшегося шведского войска иноки решили бежать из м-ря, взяв чудотв. икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило шведов. Главною порукою мира с рус.стороны был  список с чудотв. иконы.
 Впоследствии список принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы. 
 В 1944 г. буд. архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по им. Сергий (позже приёмный сын), спасая чудотв. образ, увезли его в Европу, затем в США. Пред кончиной в 1982 г. архиеп. Иоанн завещал  приёмному сыну, прот.Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский м-рь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 г. 
 Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотв. Владимирской иконы (сер.—2-я пол.ХVI в.) включен рассказ о явлениях Богоматери на Рус. земле, в к-ром Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. В ХVI-ХVII вв. сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми ист. сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина вел. моск. кн. Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание м-ря Иваном Грозным в 1560, осада м-ря шведами в 1613 и т. д.), к-рые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Моск. Кремля сер.ХVI в.с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиеп.Макария, аналогичные иконы ХVI-ХVII вв.из Тихвинского м-ря и др.).
 По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от к-рой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 в.Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском м-ре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотв. иконой. В нач. ХХ в. на иконе был массивный драгоцен.оклад, пред ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. 
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской глас 4
  Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской глас 8
 Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской
 Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  Прп. Давид Солунский подвизался в м-ре св. мчч. Феодора и Меркурия. Поселившись близ г.Солуни (Фессалоники), он устроил шалаш под миндальным деревом и прожил в нем 70 лет, пребывая в постоянной молитве, соблюдая строгий пост, терпя зной и стужу.
  Прп.Давид получил от Бога дар чудотворений, многих исцелил от болезней. Всем св. подвижник давал душеполезные советы. Достигнув бесстрастия, он был как ангел во плоти, не терпя вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения. Скончался около 540 г.
Тропарь преподобного Давида, глас 8
  В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.
Кондак преподобного Давида, глас 1
 Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй,/ явился еси на садовне древе, яко благопеснивая птица,/ рай же паче, жизни древо, Господа, в сердцы твоем прием,/ яко возделав, богомудре,/ имже питаеши нас благодатию;// присно моли о нас, Давиде всеблаженне.

  Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский, в миру Давид, был пострижеником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением - иконой Божией Матери с предстоящими прп. Антонием и Феодосием- прибыл на Волгу. Недалеко от Нижнего Новгорода св. Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии. К св.подвижнику постепенно стекалась братия, и он ок.1335 г. основал м-рь Вознесения Господня. Учениками св.Дионисия были прпп. Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский, Унженский.
  В 1352 г. св. старец послал 12 человек из своей братии в "верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит" для дух. просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель св. Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 г.святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову кн. Андрея Константиновича, по примеру к-рой приняли монашество многие "болярины: жены, и вдовицы, и девицы".
 В 1374 г. св. Дионисий удостоен епископского сана. Годы его святительского служения падают на знаменательное время - Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 г. плененный жителями Нижнего Новгорода татар. военачальник, оказавшись на еп. дворе, выстрелил из лука в свт. Дионисия. Но  Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь еп. мантию. В 1377 г. по благословению свт. Дионисия иноком Лаврентием составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.
 В 1379 г., оберегая честь первосвятительской кафедры, свт. Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника - печально известного архимандрита Митяя.
 В том же 1379 г. свт. Дилнисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. На греков святитель произвел сильное впечатление высокой дух.настроенностью и глубоким знанием Свящ. Писания. Патриарх Нил, называя святителя "воистину Божиим и духовным человеком", писал, что сам видел его "пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина". Из Константинополя свт. Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери Одигитрии.
 В 1382 г.святитель получил от патриарха титул архиепископа. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично посетил Константинополь в 1383 г.для обсуждения с патриархом вопроса об управлении рус.митрополией. В 1384 г. свт.Дионисий поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь". Но по возвращении в Киев святитель схвачен по приказанию киевского кн.Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в к-ром скончался 15 октября 1385 г. Погребен святитель в "киевской печере великого Антония". В Синодике 1552 г. Нижегородского Печерского монастыря свт. Дионисий назван "прп. чудотворцем".
Тропарь святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, глас 8
 Православия ревнителю, благочестия наставниче,/ ищущим спасения добрый кормчий,/ монашествующих Богодухновенное украшение,/ Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие,/ ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси,/ не забуди нас, чтущих тя,/ но в мире управи живот наш.
Кондак святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, глас 8
 Звезду Российскую от Киева возсиявшую/ чрез Нижний Новград в Суждаль достигшую,/ и всю страну сию учением озарившую,/ ублажим Богомудраго Дионисия,/ той бо молится Господу спастися душам нашим.

 Прп. Иоанн, еп. Готфский, жил в VIII в. Буд. святитель род. по усердной молитве родителей и с юности подвизался в иночестве. Прп-ный совершил путешествие в Иерусалим и за 3 года обошел все св. места,а затем возвратился на родину. В то время имп. Константин Копроним иконоборец (741-775) изгнал Готфского епископа, и готфские христиане сердно просили св. Иоанна быть их епископом. Св. Иоанн отправился в Иверию (Грузию), сохранившуюся от распространения иконоборч. ереси, где был хиротонисан. По возвращении к готфам принужден вскоре покинуть их и, скрываясь от преследования хазаров, удалился в Амастриду, где прожил 4 года. Услыхав о смерти кагана, святитель сказал: "Через 40 дней я пойду судиться с ним пред Христом Спасителем". Действительно, через 40 дней святитель скончался, это произошло тогда, когда обращался с поучением к народу, в 790 г. Тело перевезено в м-рь Парфенит в Крыму у подошвы горы Аю-Даг, где прежде жил святитель, у построенного им храма св. ап. Петра и Павла.

  Прп.Тихон Луховский, Костромской (в миру Тимофей), род. в Литовском княжестве, был на военной службе. В 1482 г., не желая принимать униатство, ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с им. Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан кн. Феодору Бельскому, вместе с к-рым прп. Тихон пришел из Литвы.
 На берегу в урочище Копытовке прп. Тихон поставил келью. Когда к нему в пустыню пришли 2 инока, Фотий и Герасим, прп-ный ради них перешел за 3 версты от Копытовки на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Прп. Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению не принял священства.
 Скончался прп. Тихон 16 июня 1503 г., в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погребсти. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в к-рой его предали земле. Вскоре после его смерти на месте подвигов устроилась обитель свт. Николая Чудотворца.
 В 1569 г. при гробе прп. Тихона начали совершаться исцеления больных, мощи обретены нетленными. Но игум. Константин, к-рый поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив прозрение, сокрыл мощи прп-ного в земле. С того времени началось почитание прп. Тихона. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес составлено в 1649 г.
Тропарь преподобного Тихона Луховского  глас 4
 Желанием духовным в пустыню вселился еси/ и, тамо невозвратно шествовав Божественными стезями,/ достигл еси в Небесныя обители,/ и ныне со Ангелы предстоиши/ у Престола всех Царя Христа Бога,/ Емуже прилежно молися/ помиловати град сей и люди,/ верою празднующия пречестную память твою,// Тихоне преподобне, отче наш.
Кондак преподобного Тихона Луховского глас 8
 Христовою любовию уязвився, преподобне,/ во след Его невозвратно шествовал еси,/ постом и воздержанием плотския страсти умертвил еси,/ бдением же и молитвами вселукаваго врага до конца низложил еси/ и слезами, яко елеем, свещу светлу себе уготовал еси;/ темже в Небесныя обители невозбранно вшел еси,/ идеже, радуяся, Господеви предстоиши,/ Емуже прилежно молися, молим тя,/ яко да милостив нам будет в День страшнаго Его пришествия,/ и да не пребудем и мы вне чертога Христова,/ но да сподобит ны одесную Себе стати/ молитвами твоими, преподобне, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре отче наш Тихоне.
Молитва преподобному Тихону Луховскому, Костромскому
 О священная главо, преподобне и достоблаженне отче наш Тихоне! Ты воистину муж желаний духовных и вторый Даниил показался еси. Якоже бо оный древних и дивных откровений сподобился, сице и ты, преподобне, восхождения в сердцы своем полагая, преспевал еси в добро¬детелях, восходя от силы в силу и, яко добрый и верный раб, вшел еси в радость Господа твоего. Темже мы, яко духовная чада твоя, любовию побуждаеми, похвальная песнопения в честней памяти твоей по мере веры нашея тебе восписуем и молитвенно на помощь нашей немощи призываем. Смиренно молим тя, преподобне и преславне отче наш Тихоне: твоими благоприятными ко Господу молитвами заступи возлюбленную тобою пустыню сию, град же, и весь, и всех, верою чтущих святую память твою, от всякаго навета сопротивнаго, от всяких бед и напастей и от всякаго зла. Молися, преподобне, о стране нашей, умоли милостива Бога и о нас, смиренных и недостой¬ных, да отпустит нам вся прегрешения наша, да спасет нас благодатию Своею и сподобит радости вечныя наслаждатися в Горнем онем Иерусалиме, иже есть мати всем нам, купно с тобою и со всеми святыми, от века Ему благоугодившими, в нихже в Троице славимый Бог благословен есть всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Прп. Нил Столобенский преставился 7 декабря 1554 г. Много лет спустя на остров оз. Селигер, где подвизался св. подвижник, пришел иеромонах Герман и вслед за ним холмогорец, странник Борис. Вместе поселились на острове и построили храм Богоявления с приделом св. блж. Василия, Моск. чудотворца. Со временем на месте подвигов прп.о Нила возникла обитель, названная его именем. Иноками Оршина м-ря написана икона прп. Нила, на месте погребения святого стали совершаться чудесные исцеления больных.
 Впоследствии живший в обители свт. Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский, решил построить камен.храм вместо деревянного. Во время закладки фундамента земля осыпалась и открылись нетлен. мощи прп. Нила. Обретение мощей произошло 27 мая 1667 г., одновременно установлено празднование прп-ному в честь этого события.
Тропарь преподобного Нила глас 4
 Яко светильник всесветел,/ явился еси во острове Селигера езера,/ преподобне отче Ниле,/ ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./ Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Нила глас 8
 Отечества, преподобне, удалився,/ в пустыню вселился еси,/ и, на остров Селигера езера возшед,/ жестоко житие показал еси,/ и, многих добродетельми удивив,/ дарования чудес от Христа приял еси./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Ниле, отче наш.

 Лиддская икона Божией Матери (Римская икона Прес. Богородицы) — почитаемая в Правосл. церкви икона Богородицы. Празднование 12 марта (Лиддская на столпе) и 26 июня (по юлианскому календарю). Икона относится к иконописному типу Одигитрия. Отличит. особенностью является то, что десницы Богородицы и Иисуса соприкасаются так, что Дева Мария прикрывает кистью руку Сына.
 Согласно преданию, первообраз иконы явл-ся нерукотворным и появился в г. Лидда, где апп. Петром и Иоанном основана христ. община. Основание общины благословлено Девой Марией, и однажды верующие в храме во время молитвы увидели на столбе изображение Богородицы с Младенцем на левой руке.В период правления имп. Юлиана Отсупника образ пытались уничтожить, но каменотёсы не смогли повредить его. После этого Лидда стала местом христ. паломничества.
  Список с Лиддской иконы заказан константиноп. патриархом Германом, к-рый в период иконоборчества опустил образ в море, чтобы спасти его от уничтожения. Икона по морю прибыла в Рим, где хранилась в соборе Св.Петра до восстановления в Византии иконопочитания. После этого икона по морю вернулась в Константинополь и обретена имп. Феодорой. После этих событий получила второе название — Римская.

  Нямецкая икона Божией Матери в 1399 году подарена греч.имп. Андроником Палеологом молдавскому господарю Александру Воеводе и поставлена в Вознесенском Нямецком молдовлахийском м-ре.
 В нем впоследствии под водительством Матери Божией прославились многие подвижники Рус.Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722 - 1794).

 Седмиезерная икона Божией Матери принесена 13 октября 1615 г. из Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители. Праздники Седмиезерной иконе установлены в память ее перенесения из Устюга, в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 гг. и от чумы в 1771 г.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения