Версия для печати
На страницу списка праздников

Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн.Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев(1228). Прмч.Февронии девы(ок.304). Прп. Далмата Исетского (1697)

08 Июль 2018 г. Воскресенье

  Петр и Феврония Муромские - супруги, святые Св. Руси,  жизнью отразившие ее дух. ценности и идеалы. История жизни свв. чудотворцев, благоверных и прпп. супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их св.мощи. 
 Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись с легендами и притчами края. Исследователи спорят, о ком написано житие: одни считают, что это  князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
 Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иноч. Еразм),  широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклор.черты, создал  поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Св. Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
  Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к  жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демон. силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал ей выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель  "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча".
 Кн. Петр решил убить насильника, положившись на помощь Божию. На молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но пред смертью змей обрызгал его ядовитой кровью, и тело князя покрылось язвами. 
 Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь предался Богу. И Господь направил его в рязан. землю.  Юноша, посланный на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой девушку по им. Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя сюда. Если будет  чистосердечным и смиренным в словах,  будет здоров!"
 Князя, к-рый уже не мог ходить, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. Обещал  большую награду. "Я его вылечу, - ответила Феврония, - но награды не требую. Вот слово мое: если не стану супругой ему, не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но слукавил: гордость княжеская мешала согласиться на  брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула и велела князю вымыться в бане и смазать струпы, кроме одного.
 Девица назначила такое лечение не случайно. Феврония прозрела гордость Петра,  велела ему оставить несмазанным один струп как свид-ство греха. Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз сдержал слово. "И прибыли они в город Муром, и жили благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".
  После смерти брата Петр стал править городом. Бояре уважали князя, но их жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей крестьянку. Всякие наветы возводили на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти. Княгиня ничего, кроме супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем князю. Блж.Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел  отказаться от власти и богатства и удалиться с ней в изгнание.
  Супруги поплыли по реке на двух судах. Мужчина, плывший с семьей с Февронией, засмотрелся на княгиню. Св. жена  разгадала его помысел и укорила: "Черпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв жену, о чужой помышляешь?" Обличенный покаялся . 
Вечером причалили к берегу, устроились на ночлег. Феврония, мудрая жена, ласково утешала князя: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник, не оставит нас в беде!" Повар готовил ужин, срубил 2 маленьких деревца. Когда поели, княгиня благословила эти обрубочки: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она  укрепляла мужа, провидя их судьбу. Не успели проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в  город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, приняли монашество с им. Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умеретьв одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
 Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили св. супругов вместе ок. соборной церкви Рождества Пресв. Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня / 8 июля.
Тропарь благоверных князей глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/ добре во благочестии пожив, блаженне Петре,/ тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./ С нимиже молитеся Господеви/ сохранити без вреда отечество ваше,// да вас непрестанно почитаем.
Кондак благоверных князей глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

 Преподобномученица Феврония дева пострадала в царствование Диоклитиана (284-305).Воспитывалась в м-ре в г. Сиваполе (Ассирийская обл). Настоятельницей обители была игумения Вриенна, тетка св. Февронии. Игумения, заботясь о спасении св.Февронии, назначила более строгий образ жизни, чем остальным инокиням. По уставу по пятницам сестры оставляли послушания и день проводили в молитве и чтении Свящ. Писания. Обычно игумения поручала чтение св. Февронии.
Слава о ее благочест. жизни распространилась по городу. Знатная молодая вдова Иерия, язычница, стала посещать св. Февронию. Под влиянием ее наставлений и молитв приняла святое Крещение и привела к Христ. вере родителей и родственников.
Диоклитиан направил в Ассирию для истребления христиан отряд воинов во главе с Лисимахом, Селином и Примем. Селин, дядя Лисимаха, отличался жестокостью в отношении христиан, а Лисимах был расположен к ним, т. к. его мать старалась внушить сыну любовь к христ. вере и умерла христианкой. Лисимах договорился с родственником Примем по мере возможности избавлять христиан от рук мучителей. Когда отряд воинов приблизился к обители, насельницы скрылись. В м-ре остались только игумения Вриенна, ее помощница Фомаида и св. Феврония, к-рая тяжело болела. Игумения сильно скорбела, что племянница попадет в руки мучителей, к-рые могли надругаться над ней, и горячо молилась, чтобы Господь сохранил ее и укрепил в исповедании Спасителя. Селин приказал привести к нему всех инокинь обители. Прим с отрядом воинов не нашел никого, кроме двух стариц и св. Февронии. Он сожалел, что они не скрылись, и предложил инокиням уйти. Но инокини решили не покидать места подвигов и положиться на волю Господню.
Прим рассказал Лисимаху о необыкновенной красоте св. Февронии и советовал взять ее себе в жены. Лисимах ответил, что не желает соблазнять дев, посвященных Богу, и просил Прима укрыть где-нибудь оставшихся инокинь, чтобы не попали в руки Седина. Один из солдат подслушал разговор и донес Селину. Св. Февронию со связанными руками и цепью на шее привели к военачальнику. Селин предложил отказаться от веры во Христа и принести жертву языч. богам, он обещал почести, награды и брак с Лисимахом. Св. дева твердо и неустрашимо ответила, что имеет Бессмертного Жениха и не променяет Его ни на какие земные блага.
Селин подверг ее жестоким мукам. Святая молились: "Спаситель мой, не покинь меня в этот страшный час!". Мученицу долго били, кровь ручьями текла из ран. Чтобы увеличить страдания св. Февронии, ее повесили на дереве и разожгли под ней огонь. Мучения были так бесчеловечны, что народ стал криком требовать прекращения истязания ни в чем не повинной девушки. Но Селин продолжал издеваться и насмехаться над мученицей. Св. Феврония молчала. От слабости не могла говорить ни слова. В ярости Селин приказал вырвать язык, выбить зубы, отрезать груди и, наконец, отсечь руки и ноги. Люди не выносили ужасного зрелища и уходили с места мучения, проклиная Диоклитиана и его богов.
Среди толпы присутствовала инокиня Фомаида, к-рая впоследствии подробно описала мученич. подвиг св. Февронии, и ученица св. девы Иерия. Она вышла из толпы и во всеуслышание укоряла Седина за безмерную жестокость. Он приказал схватить ее, но, узнав, что Иерию как знатную женщину небезопасно подвергать истязаниям сказал: "Своими речами ты навлекаешь на Февронию еще большие муки". Наконец, св.мц. Февронии отсекли голову.
Уходя с места казни, Лисимах плакал и затворился в своем помещении. Селин собирался обедать, но не мог принять пищи и ходил по покоям своего дворца. Внезапно, посмотрев вверх, он вдруг лишился языка, замычал подобно волу, упал и, ударившись о мраморную колонну, разбил себе голову и умер. Когда Лисимах узнал о происшедшем, произнес: "Велик Бог христианский, Он достоин почитания, потому что отомстил за неповинную кровь!" Он приготовил ковчег, вложил в него рассеченное тело мученицы и отнес в м-рь. Игумения Вриенна упала без чувств, увидев изуродованные останки св. Февронии. К вечеру пришла в чувство и повелела открыть монаст. ворота, чтобы все могли прийти поклониться св. мученице и прославить Бога, даровавшего ей такое терпение в страданиях за Христа Спасителя. Лисимах и Прим тогда же отреклись от идолопоклонства, приняли Крещение и иночество. Иерия передала богатство в м-рь и просила игумению Вриенну принять ее в обитель вместо св. Февронии.
Ежегодно, в день мученич. кончины св. Февронии, в обители совершалось торжество. Во время всенощного бдения сестры обители всегда видели св. Февронию, к-рая занимала обычное место в храме. От мощей св. мученицы совершались многочисл. чудеса и исцеления. Житие св. Февронии написано свидетельницей ее подвига инокиней Фомаидой.
В 363 г. мощи св. Февронии перенесены в Константинополь.
Тропарь преподобномученицы Февронии глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Феврония/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак преподобномученицы Февронии глас 6
Женише мой, сладчайший Христе, -/ взываше Феврония, -/ не трудно ми тещи во след Тебе,/ ибо сладость любве Твоея душу мою надеждею впери/ и красота милости Твоея сердце мое услади/ испити чашу страданий по Тебе,/ да достойну мя в чертозе с мудрыми девами/ ликовствовати о Тебе сопричтеши./ Темже, преподобная страстотерпице,/ почитающе подвиги трудов твоих, молим тя:// моли не затворитися и нам чертога дверем.

  Прп. Далмат Исетский, Пермский (1594–1697), монах, основатель Далматовского Успенского муж.м-ря, в миру Мокринский Дмитрий Иванович, род. в 1594 г. в Берёзове (Ханты-Мансийский автоном. округ). Иван Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом в сибир. городах, мать происходила из новокрещеных сибирских татар или остяков. Ок.1627-28 гг. семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск. В 1628 г. Дмитрий Мокринский - тобольский городничий, в 1633 г. - приказчик в Вагайском острожке. Женат, имел детей. После смерти жены оставил гос. службу и принял постриг с им. Далмат в Невьянском Богоявленском м-ре.
 Ок. 1644 г., стремясь к уединению, Далмат покинул обитель, не захотел принять должность строителя в Богоявленском м-ре и поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении р. Течи. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Далмата. Преподобного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, шедший к пещере старца изгнать его, заночевал по дороге - ему было видение: Богородица в багряных ризах повелела не только не обижать Далмата, но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас,  он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал прп-ному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова м-ря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им земель, грамотой царя от 17 мая 1659 г. установлены границы монаст. владений.
 Спустя время вокруг пустынножителя собралась братия и возникла Исетская пустынь, во 2-й пол. 1640-х гг. построены деревянные часовня и кельи. Из Невьянского м-ря прп-ный принес Далматскую икону Успения Пресв. Богородицы, ставшую главной святыней Далматова м-ря (утрачена в 1920-х гг.). Новооснованная обитель была первым рус. поселением в долине р. Исети. Впоследствии Далматов Успенский м-рь сыграл важную роль в просвещении и хоз. освоении края, в течение века являлся форпостом в обороне восточных рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибирских татар.
 Помимо дух. окормления иноков и мирян Далмат много сил отдавал хоз.жизни строившейся обители. Из-за малозаселенности края остро стояла проблема рабочих рук. В поисках крестьян для работы в монаст. вотчинах Далмат ездил по слободам Тобольского и Туринского уездов, зачастую вступал в конфликты с местной свет. администрацией, иногда шел на нарушение цар.запретов при приеме новых крестьян.
 В сентябре 1651 г., вернувшись из поездки, Далмат застал на месте м-ря пепелище. Часовня, кельи и крестьян. дворы сожжены войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Чудесным образом в пожаре уцелела икона Успения Пресв.Богородицы.
 Вновь собрались сподвижники, обитель возродилась. В 1662-64 гг. м-рь опять подвергся опустошит. нападениям башкир. кочевых племен и внуков последнего сибир. хана Кучума. Но после каждого разорения обитель отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годы бедствий и испытаний. Несколько раз был близок к смерти, дважды на его глазах м-рь уничтожен до основания и дважды снова возводил его. Построены церковь Успения с приделом прп. Димитрия Прилуцкого, кельи и монаст. службы, Обитель обнесли острогом, над св. вратами в 1683 г. освящена церковь ап. Иоанна Богослова.
  В восстановл. м-ре для прп-ного построена келья, где он провел в затворе остаток жизни. Далмат, не искавший по смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался простым старцем-иноком, хотя как основатель, устроитель и руководитель м-ря должен быть настоятелем в нем. Официально м-рем управляли др. старцы, но авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить отступить от них. Так же наставлял и монаст. братию.
  Далматов м-рь не сразу принял богослуж. реформы патр. Никона. О принадлежности к расколу Далмата и его сына писал в доносе после 1724 г. постриженик Далмат. обители бывший игум. Невьянского Богоявленского м-ря Евсевий (Левонов).
 Скончался прп-ный 25 июня 1697 г. в Далматовском м-ре. Еще при жизни приготовил себе гроб-колоду. Погребен в алтаре Успенской церкви м-ря. В 1720 г. завершилось возведение нового, трехпрестольного Успенского собора. На месте старой церкви над захоронением Далмата построена брусчатая усыпальница. Центр. место занимало деревян. надгробие, в 1793 г. расписанное сценами из жизни прп-ного.
 В 1871 г. близ погребения Далмата началось строит-во церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время прокладки траншеи строители обрели гроб прп-ного. Гроб, несмотря на давность захоронения, был в удивит. сохранности. Но обретения мощей преподобного, по указанию церк. начальства, не произошло. После длительной переписки настоятеля м-ря архим. Исаакия с правящим архиереем и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским еп. Вассианом (Чудновским) решено оставить гроб Далмата (не вскрывая его) на прежнем месте. Разразился сильный дождь. Вода заполнила канавы, ее уровень был выше склепа. На исповеди две женщины сказали духовнику, что было видение, будто бы из гроба Далмата бьет вода. Архимандрит с иеромонахом тайно отрыли землю, разобрали часть склепа и обнаружили, что вода попала в гроб и оставила свои следы – сырость и большой осадок песка и ила. Попадание воды оказало сильное разрушающее воздействие на мощи Далмата.
 После закрытия м-ря в 1923 г.и прекращения в 1928 г. богослужений в Скорбященской церкви, в усыпальнице с 1933 г. последовательно размещались гардероб совхоз. театра, госпиталь, производств.помещения завода, прачечная. Вещи Далмата переданы в местный краеведч. музей. Деревянное богато украшенное живописью надгробие оказалось на свалке. Пол неоднократно забетонирован, роспись на стенах закрашена.
  В 1991 г. монаст. комплекс возвращен Церкви, и началась трудная работа по возрождению обители. 4 февраля 2013 г. Архиерейский Собор Рус. Правосл. Церкви утвердил общецерк. прославление прп. Далмата Исетского.
  Прп. Далмат широко почитается на Урале. В Далматовском м-ре ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к прп. Далмату.
Тропарь, глас 2
  Ди́вный и сла́вный уго́дниче Христо́в,/ сла́вы и по́честей вся́ческих бе́гая,/ в пусты́ни Исе́тской всели́лся еси́,/ созида́я в моли́твах оби́тель твою́, а́ки сте́ны Иерусали́мския,/ засту́пничеством Цари́цы Небе́сныя чу́десно обре́л еси́,/ стра́хом Бо́жиим к стопа́м твои́м поверга́я бы́вшаго врага́// и вно́вь воздви́гни сердца́ на́ша, отступле́нием оскверне́нныя.
Кондак, глас 2
  Моли́твами и ве́рою оби́тель свою́ огради́вый,/ зе́млю Исе́тскую изря́дно преобрази́вый,/ блаже́нным успе́нием честно́е ста́рчество запечатле́вый,/ явле́нием моще́й твои́х на́с не оста́вивый,/ о́тче на́ш преподо́бне Далма́те,// и ны́не предста́ни и заступи́ чту́щих святу́ю па́мять твою́.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения