Версия для печати
На страницу списка праздников

Рождество честн. славн.Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского(ок.1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских. Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина

07 Июль 2018 г. Суббота

 Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57—80), родители св. прор.Иоанна Предтечи — прав. Захария и прав. Елисавета, жившие в Хевроне, достигли преклонных лет, оставаясь бездетными из-за бесплодия Елисаветы.  Однажды, когда священник Захария возносил молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил и предрек старцу срождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью.
 Пророчество архангела Гавриила привело прав.Захарию в смущение. Усомнившись в словах архангела, он просил у Господа знамения, которое подтвердило бы услышанное. Немота поразила маловерного Захарию.
 Вскоре узнала и Елисавета о рождении первенца. На пятом месяце беременности она удостоилась посещения родственницы — Преблагословенной Девы Марии,  носившей во чреве Предвечного Младенца.
Прав. Елисавете, исполнившейся благодати Духа Святого, открылась великая тайна, и она узнала в гостье Матерь Божию. Св. Иоанн Предтеча, взыграв во чреве матери, с радостью приветствовал Приснодеву, носившую Сына Божия.
 На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. В доме царила радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом.
   Полагалось дать младенцу имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца. Однако св. Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать». Все удивились, ибо  такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил отец младенца. На вопрос, как назвать отрока, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн». Узы, связывавшие его речь, разрешились, и св. Захария отверз уста , воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о  о сыне Иоанне — Предтече Господнем и о грядущих событиях.
 Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, тот послал в Вифлеем воинов, чтобы они убили младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором слышал много.
 Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Но в доме св. Захарии никого не оказалось. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопли дошли до Хеврона. Св. Елисавета с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы, св. Захария в это время исполнял богослужения в Иерусалиме. 
 Прав. Елисавета молилась Богу о защите. Когда с вершины горы она увидела преследователей, возопила, обращаясь к каменной глыбе: «Гора Божия! Прими матерь с чадом!» Ггора расступилась, образуя пещеру, что сокрыла матерь с сыном. 
 Негодуя, что прав. Елисавете с младенцем удалось скрыться, Ирод решил отомстить св. Захарии. Он послал оруженосца узнать, где его сын. В случае отказа выдать сына, Ирод приказал убить прав. Захарию. Св. Захария отвечал, что о местонахождении сына не знает и что  не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу.  За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу стала как камень, свидетельствуя о преступлении Ирода.
 По преданию, прав. Елисавета, пребывая с младенцем Иоанном в пещере, чувствовала благоволение Божие, ибо возле пещеры выросла финиковая пальма, кормившая беглецов  плодами, и открылся источник воды.
 Через 40 дней после убиения св. Захарии, преставилась и св. Елисавета. Мальчика, оставшегося в пустыне, взял на  попечение ангел Божий. Так хранил Господь св. прор.Иоанна, чтобы уготовал путь Грядущему Спасителю рода человеческого.
 Празднование памяти св. пророка и Предтечи Господня Иоанна распространено в Русской Православной Церкви. В честь Крестителя Господня Иоанна воздвигнуты храмы и монастыри по всей России, русские люди часто называют новорожденных именем Иоанн также в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Тропарь, глас 4: 
 Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, // и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Кондак, глас 3:
 Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.
Молитва:
 Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя, грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит в Царствие Небесное. Аминь.

  Прп. Антоний Дымский род. в Новгороде ок. 1157 г. Услышав в церкви слова Христовы "Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф.16,24),  решил оставить мир и принял монаш. постриг от св. Варлаама Хутынского в его обители.
 Умирая, прп. Варлаам поставил св. Антония настоятелем, но Антоний, избегая славы, удалился из обители,поселился у Дымного озера, в окрестн. Тихвина. Основал м-рь, подвизался до конца. 
 По преданию, прп. Антоний совершил путешествие в Константинополь и по св. местам. Скончался прп. Антоний в 1224 г. 24 июня. В 1330 г. мощи обретены нетленными и прославлены  чудесами.
Тропарь преподобного Антония Дымского глас 4
 Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.
Кондак преподобного Антония Дымского глас 6
 Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.
Молитва преподобному Антонию Дымскому
О пастырю добрый, учителю и наставниче наш и святыя обители Дымския начальниче, преподобный отче Антоние! Молим тя усердно: ты, яко имея дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных, иже с верою притекающих к тебе, ходатай и молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами и предстательством пребудем невредимы от врагов наших видимых и невидимых. Моли милосердие Его, еже спасти нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Моли благость Его, еже милостивно подавати нам и всему миру потребная. Молися Дающему всем мир ниспослати мир Церквам, собирая расточенный во едино, сохранити страну нашу в мире и тишине и всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати, умирити жизнь нашу, помиловати нас, предстоящих зде и за благословною виною отшедших отец и братии наших, и весь мир и спасти души наша, да выну славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  Прав. отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями, детьми благочест.  Исидора и Варвары. Иаков в 3 года, а Иоанн - в 5 умерщвлены злодеями. Между 1682 - 1689 гг. обретены нетленные мощи, положены под спудом в Троицкой церкви сел.Менюж, на реке Менюге, в Новгород. епархии, на месте Троицкого м-ря.
Тропарь праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских глас 1
 Болезньми святых праведных отроков/ Иакова и Иоанна,/ имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.

 Св. мчч. семь братьев - Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин были рим. воинами. В царствование Максимиана (284-305) на греков напали скифы. На поединок со скиф. вождем Марофом, отличавшимся необыкновенной телесной силой, повелено выйти св. Орентию, тоже сильному и храброму воину. Орентий был христианин, так  как и 6 его братьев, тоже служивших в имп. войсках. Призывая на помощь Господа, св. Орентий победил Марофа и остановил нашествие скифов. Император вознамерился принести за эту победу жертву языч. божествам и пригласил принять участие победителя – св. Орентия. Святой отказался, объявил себя христианином и сказал, что победил врага силой Истинного Бога Иисуса Христа. Ни обещание почестей и богатства, ни угрозы не смогли склонить святого к отречению от Христа. Жестокий и неблагодарный император приказал сослать святого и 6 братьев св. Фарнакия,. Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина на Кавказ. Во время пути все 7 братьев скончались. Первым умер св. Ерос 22 июня в Паремволе: за ним мученически скончался св.Орентий: его бросили в море, привязав камень на шею. Арх. Господень Рафаил вынес его на сушу из воды в Ризе, на южном берегу Черного моря, где св. мученик умер: св. Фарнакий умер 3 июля в Кордиле; свв. Фирмос и Фирмин - 7 июля в Аспаре, на восточном берегу Черного моря, св. Кириак - в Зигании 14 июля, а св. Лонгин скончался на корабле 28 июля. Разразившейся бурей корабль вынесен на берег в Питинде (Пицунде), где тело св. мученика погребено.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения