Версия для печати
На страницу списка праздников

Владимирской ик.Божией Матери. Собор Владимирск.святых. Мц.Агриппины. Мчч.Евстохия и пр. Прав.Артемия Веркольск.2-е перенес.мощ. свт.Германа,архиеп.Казанск. Псково-Печерск.«Умиление",Заоникиевск.,Вратарницы,или Неугасим. Свечи, ик.Богородицы

06 Июль 2018 г. Пятница

 По преданию, образ Божией Матери Владимирской написан еванг. Лукою на доске от стола, за к-рым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и прав. Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
 До пол. V в. икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинополь. Патр. Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем м-ре г.Вышгорода, недалеко от Киева, где прославилась чудотворениями.
  В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь прославленную святыню, перевез икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им Успенском соборе. Икону назвали Владимирской.
 Во время похода кн. Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ св. Богородицы Владимирской помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 г.
  Дальнейшая история иконы связана г.Москвой, куда ее принесли в 1395 г. во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель вторгся в пределы Рязани, разорил ее и направился к Москве, уничтожая все вокруг.
Московский вел. кн.Василий Дмитриевич собрал войска,отправил под Коломну, в Москве митр. Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. Василий Дмитриевич и Киприан решили перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери. Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Тамерлан, простояв две недели, внезапно устрашился, вышел из московских пределов.
   Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой из Владимира в Москву, когда народ стоял на коленях по обеим сторонам дороги и молил: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Он увидел высокую гору, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела оставить пределы России. Проснувшись, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.
 Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно. В память о чудесном избавлении Руси от войск Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Богородицы 26 августа / 8 сентября/ установлен церковный   праздник Сретения иконы, а на месте встречи воздвигнут храм, вокруг которого возник Сретенский монастырь.
 Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 г. (память 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русскими произошла у реки Угры ("стояние на Угре"): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах рус. войска держали икону Владимирской Богоматери, к-рая чудом обратила в бегство ордынские полки.
 Третье празднование Владимирской иконы (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 г. достиг Москвы, стал жечь посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив вреда.
 Пред Владимирской иконой Божией Матери совершались важнейшие события русской церковной истории: поставление свт. Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), свт. Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), во все века пред ней присягали на верность Родине, совершались молебны пред походами.
 Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной, как «Елеуса» («Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» ( «Сладкое лобзание»). Это самый лиричный из всех типов иконографий Богородицы. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались близки русской иконописи.
  Богородица и Младенец Христос прильнули друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
 Выдвигались доводы, что икона сначала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В визант. традиции нередки изображения креста на обороте Богородичных икон.  Начиная с XII в., времени создания «Владимирской Богоматери», в визант. стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в кач-ве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвен. смысл евхаристии, происходящей на престоле. Это говорит о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монаст. церкви могла помещаться в алтаре как двухсторонняя запрестольная икона.
Многие из выносных икон позднее укреплялись в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат:
 Есть мнение, что «Владимирская» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, т. е. списком со знаменитой чудотв. иконы. В Сказании говорится об исцелениях, к-рые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в др.города.  Подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью к-рого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным описан обычай омовений в купели пред мраморным рельефом Богоматери, из рук к-рой истекала вода.
 При кн. Андрее Боголюбском во Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Златых воротах г. Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, посвятив ее реликвии Влахернского храма.
 Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII в., 1057—1185гг. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».
  Среди византийских икон Владимирскую выделяет свойственное лучшим произ-ниям времени глубокое проникновение в область челов. души, ее тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.
   С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы написано множество списков. Нек-рые прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это
Владимирская - Волоколамская икона (память Мр. 3 /16 ), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь..
Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20 ), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
Владимирская - Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря) 1588 год.
Владимирская - Оранская (память М. 21/ Ин. 3)1634 год.
Владимирская - Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3 ).1603 год.
Владимирская – Ростовская ( память Ав. 15/ 28) 12 век.
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4
  Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Миолсерд.
Кондак, глас 8
  Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.
Молитва
 О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
 Каждый год трижды выносили Владимирскую из Кремля, перед ней венчались на царство русские цари и императоры —это утверждало ее значение верховной св. защитницы России.
Память совершается
21 мая (3 июня по новому стилю; избавление от Махмет-Гирея),
23 июня (6 июля по новому стилю; избавление от Ахмета),
26 августа (8 сентября по новому стилю; сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана)
9 декабря (22 декабря по новому стилю Владимирская – Селигерская икона Божией матери).

 СОБОР ВЛАДИМИРСКИХ СВЯТЫХ
Святители: митрополиты:
Максим (+1305), Алексий (+1378), Иона (+1461), Иларион (+1707); архиепископы: Дионисий (+1385), Арсений (+1627);
епископы:
Феодор (+1023), Симон (+первая пол. XII в.), Иоанн (+1214), Симон (+1226), Серапион (+1275), Феодор (+1286), Василий Рязанский (+1295), Кирилл Ростов¬ский (+1384), Софроний (+1654), Мирофан Воронежский (+1703).
Благоверные князья:
Глеб (+1015), Константин (+1129), Михаил и Феодор Му¬ром¬ские (XII в.), Борис Туровский (+ок. 1160), Изяслав (+1165), Мстислав (+1172), Андрей Боголюбский (+1174), Глеб (+1174), Михаил (+1176), Петр Муром¬ский (+1228), Георгий (+1238), Василько Ростовский (+1238), Всеволод, Мсти¬слав, Владимир, Димитрий (+1238), Федор (+1246), Святослав (+1253), Александр Невский (+1263), Димитрий (+1269), Димитрий (+1294), Феодор Стародубский (+1330).
Благоверные княгини:
Ирина (+ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина (+1238), Евдокия (XIV в.).
Преподобные:
Никита Переяславский (+1186), Илия Муромец Печерский (+ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий (+1237), Даниил Успенский (+1238), Михаил-верижник Вязниковский (+1333), Сергий Радонежский (+1392), Роман Киржачский (+1392), Пахомий Нерехтский (+1384), Евфимий Суздаль¬ский (+1404), Стефан Махрищский (+1406), Никон Радонежский (+1426), Косма Яхром¬ский (+1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV в.), Аркадий Вязников¬ский (+1592), Прохор и Вассиан Ястребские (+1592), Дионисий Переяславский (+1645), Лукиан Александровский (+1654), Корнилий Александровский (+1681), Зосима Александровский (+ок. 1713).
Преподобные жены:
Мария (в иночестве Марфа) (+1206), Феодосия (в иночес¬т¬ве Евфросиния) (+1244), Евфросиния Суздальская (+1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская (+1378), София (+1542), Феодосия Муромская (XVII в.).
Мученики:
Авраамий Болгарский (+1229), Митрофан архиепископ (+1238), Пат¬рикий священномученик (+1411).
Праведные:
Георгий и Иулиания Муромские (+1604), Карп Медушский, Ков¬ровский (XVII в.), Савва Мошокский (+1592).
Блаженные,
Христа ради юродивые: Киприан (+1622), Евдокия (+1776), Пар¬фений (+втор. пол. XVI в.) Суздальские.

Св. мц. Агриппина, родом римлянка, не пожелала вступать в брак, всецело посвятив жизнь Господу. Во время гонения на христиан при имп. Валериане (253 - 259) святая предстала перед судом и мужественно исповедала веру во Христа, за что была предана на мучения. Св. деву били палками так, что кости ломались. Затем заковали в цепи, но Ангел освободил ее от уз. От перенесенных мучений св. исповедница скончалась. Христианки Васса, Павла и Агафоника тайно взяли тело св. мученицы и увезли в Сицилию, где от ее гроба совершались многочисл. исцеления. Ок. XI в. мощи св. мц. Агриппины перенесены в Константинополь.
Тропарь мученицы Агриппины глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Агрипина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Агриппины глас 4
Светлых подвиг твоих светоносный наста день,/ воньже почитающи сих, Божественная Церковь/ вся созывает весело вопити тебе:/ радуйся, дево и мученице,// Агрипино всечестная.

 Св. мчч. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий и Урван пострадали за Христа во время гонения при имп. Максимиане (286-310).
Св. Евстохий был языч. жрецом, но, видя неодолимое мужество христ. мучеников и совершаемые ими чудеса, обратился ко Христу. Он пришел к Антиохийскому еп. Евдоксию, принял от него св. Крещение, посвящен в сан пресвитера. В г. Листре св. Евстохий обратил на путь спасения племянника Гаия и всех домашних, в т. ч. отроков Провия, Лоллия и Урвана. Св. Евстохия схватили воины императора и привели на суд. Истязания не поколебали веры Евстохия. Тогда святого послали в галатийский г. Анкиру к правителю Агриппину. С ним отправлен новообращенный Гаий с семейством. Всех их, не исключая женщин и младенцев, подвергли жестоким пыткам, но мученики не отреклись от Христа и были обезглавлены.

Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского, из Москвы в Свияжский Успенский м-рь произошло в 1592 г.

 Св. Артемий род. в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В 12 лет, работая в поле, был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блж. Артемия, умершего от внезапной смерти, неотпетым, положили в лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой.
 Пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия чудесно обретены нетленными и прославились чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Калинник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту умиравшего сына, и тот получил исцеление.
 Впоследствии написаны иконы прав. Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные получали исцеления от недугов. На месте обретения мощей св. отрока основан м-рь, где положили св.мощи.

 Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Умиление” Псково-Печерская, написана и принесена в Псково-Печерскую обитель псковскими купцами Василием и Феодором ок.1521 г. Особенно прославилась чудесными исцелениями в 1524 г. Эта св.икона прославились в 1581 г.во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество иконе "Умиление" установлено еще 7 октября в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году.

 Заоникиевская икона Божией Матери получила аименование по месту пребывания в Заоникиевском монастыре. Обретена в 1588 г. вологодским поселянином Иларионом, будущим прп. Иосифом Заоникиевским. 
 После горячих молитв Пресвятой Богородице и св.угодникам Божиим о возвращении потерянного зрения явились Илариону св. бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное место, Иларион внезапно увидел в ярком свете икону Богоматери.
 Смиренно преклонив колени и приложившись к св. образу, он исцелился, принял монашество с им. Иосиф и основал Заоникиевскую обитель (названа,т.к. расположена за Аникиевским лесом, получившим название от жившего в нем разбойника Аники).
 Чудот. Владимирская икона Божией Матери, находившаяся в м-ре и прославившаяся исцелениями, привлекала для поклонения правосл.  верующих.
Празднование 3 мая, 6 июля

  На иконе «Вратарница» («Неугасимая Свеча») Пресвятая Богородица изображена в виде монахини с четками и жезлом в левой руке и свечой в правой. Чудотворный образ находился в Алексеевском мужском монастыре г. Углича Ярославской губернии. 
 До 23 июня 1894 г. св. икона находилась в кладовой монастыря. Но после того, как к настоятелю обратился болящий приезжий из Петербурга, рассказавший о явившейся во сне Божией Матери,повелевшей отправиться для исцеления в Углич, где находилась Ее св. икона, и помолиться перед ней, образ с великим почетом перенесен в Успенский храм монастыря. Помолившись пред иконой Пресвятой Богородицы, больной получил исцеление. В благодарность он пожертвовал иконе серебряную вызолоченную ризу.
 С тех пор всем, кто прибегал к Царице Небесной с верой в Ее предстательство перед Богом, у чудотворной иконы Богородицы «Вратарница» подавалось исцеление и утешение.
Празднование 6 июля
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения