Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380). Мчч. Зинона и Зины (304). Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского (1834) (Рум.). Мч. Албана Британского (III — нач. IV вв.).

05 Июль 2018 г. Четверг

 Сщмч. Евсевий, еп. Самосатский, твердо стоял за православие, утвержденное на I Вселен. Соборе в Никее в 325 г., за что терпел преследования от ариан, лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Имп. Констанций, покровитель ариан, узнав, что у свт. Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру правосл. архиеп. Мелетия, послал приказ отдать этот акт. Святитель  отказался исполнить приказание. Разгневанный император  сказал, что если не отдаст акт, ему отсекут правую руку. Св. Евсевий протянул посланному обе руки: "Отсеките, но акта собора, в к-ром обличается беззаконие ариан, не отдам". Имп. Констанций удивился смелости епископа и не причинил вреда.
 После Констанция воцарился Юлиан Отступник. Началось  гонение на христиан. Свт. Евсевий, скрывая  сан, в одежде воина прошел через Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в правосл. вере. Он поставлял в пустующие церкви священников, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. 
 После гибели Юлиана Отступника воцарился  царь Иовиан, в правление к-рого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиеп. Мелетий по совету св. Евсевия в 379 г.созвал в Антиохии  Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено правосл. вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. 
 Ариане, боясь  исповедников Православия - свтт. Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили подписи под соборным определением. После смерти имп. Иовиана началось правление арианина Валента. Православные вновь подвергались преследованиям. Св. Мелетий был изгнан в Армению, св. Пелагий - в Аравию, а свт. Евсевий осужден на заточение во Фракию.
 Получив царский указ, св. Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение народа. Узнав об отъезде епископа, верующие с плачем умоляли его возвратиться.Святитель отказался, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых держаться Православия, благословил  и отправился на место ссылки.
 На Самосатскую кафедру послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не спривлечет самостоят. паству.
 Вступивший на престол имп. Грациан возвратил из изгнания пострадавших при арианах православных архиереев. Свт. Евсевий возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со св. Мелетием они ставили на место ариан православных священнослужителей.
 Ок. 380 г. прибыл в арианский г. Долихины, чтобы поставить правосл. еп. Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, к-рая пробила голову святителю. Умирая, он, по примеру Спасителя, простил её и просил не делать ей зла. Тело свт. Евсевия  перенесено в Самосаты и погребено там. На место святителя возведен его племянник, блж. Антиох, и Самосатская Церковь продолжала  твердо исповедовать правосл. веру, прочно насажденную трудами сщмч.  Евсевия.      

Кондак священномученика Евсевия,глас 4
 Благочестно во святительстве пожив/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие,/ но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

  Св.мчч.Зинон и Зина жили в г.Филадельфия (Аравия). Они вели благочестивую жизнь. Св. Зинон имел большое состояние, но раздал имущество бедным и отпустил на волю рабов.
  С преданным слугой Зиной он пришел к правителю и обличил его в идолопоклонстве. Гонитель христиан приказал истязать исповедников. Их подвесили на столбе, строгали тело железными крюками, растирали раны уксусом и солью, жгли бока и грудь огнем, бросили в яму с огнем и обливали страдальцев кипящим маслом. 
  Святые терпеливо переносили мучения и силой Божией были живы. Мученики усечены мечом (+ 304).

 Св. Галактион потоплен в море за исповедание веры во Христа, а св. Иулиания с сыном Сатурнином сожжена.

 Свт. Григорий Валашский род. в 1765 г. в Бухаресте. В Бухарестской академии св. Саввы изучал греч. и лат.языки, богословие. Ок. 1790 г. с 2 выпускниками академии, Геронтием и Дорофеем, поступил в Нямецкий м-рь, где прп. старец Паисий (Величковский) постриг его в монашество с им. Григорий. Вскоре рукоположен во иеродиакона и с Геронтием приступил к переводу с греч. на румынский учительн. книг. Нек-рое время совместно трудились в Нямецкой обители, затем вернулись в Бухарест. В митр. типографии стали печататься их переводы. Григорий поставлен заведовать библиотекой митрополии. В 1802 г. оба инока возвратились в Нямецкий м-рь, и митр. Молдавский Вениамин поручил им перевод новых книг.
 Рус.-турец. война 1806–1812 гг. прервала деят-сть монахов-книжников. Осенью 1812 г. Григорий и Геронтий с духовником Каллиником из м-ря Секу совершили паломничество на Св. Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя (Пловдив) на них напали грабители, Геронтий скончался под пытками. Григорий по возвращении продолжил труды по переводу и изданию дух. ли-ры в типографии Нямецкого м-ря. По просьбе нямецких иноков написал и издал  житие св. Паисия (Величковского). После 1817 г. перешёл в м-рь Антим, затем в м-рь Кэлдэрушани, где подготовлены новые переводы, опубликованные в Бухарестской типографии.
 4 января 1823 г. на заседании Гос. совета  утвердиил кандидатуру иеродиак. Григория. По преданию, будучи вызван в Бухарест, Григорий пешком преодолел путь от Кэлдэрушанской обители до столицы. 9 января рукоположен во иеромонаха и возведен в чин архимандрита, 10 января хиротонисан во епископа, а 11 января 1823 г. стал митр. Унгро-Влахийским.
 Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантн. кафедр: им поставлены епископы для Арджешской, Рымникской и Бузэуской епархий. Владыка Григорий разрешил финан. проблемы митрополии, Он принял необходим. меры для укрепления дух. и хоз. дисциплин м-рях, настоятелями к-рых были греки. Проявил особое внимание к нуждам приход. священников и диаконов Был главным попечителем румын. школ в Валашском княжестве, подготовил открытие в митрополии епарх. дух. семинарий, к--рые открылись после его кончины. Митрополит продолжил переводч. и книгоиздат. деят-ность на румынском, а в 1828 г. в Бухаресте при его содействии отпечатано Четвероевангелие на болгарском яз.
 В 1828 г. в ходе новой рус.-турец. войны Дунайские княжества заняты рус. войсками и подчинены рус. администрации. Митр. Григорий выступил против обложения священников и народа дополнит. налогами, за что в январе 1829 г. смещён с кафедры новыми властями и отправлен в Кишинёв. В декабре 1831 г. удалён. митрополиту разрешено вернуться на свою кафедру, но, прибыв в феврале 1832 г. в Бузэу, вынужден задержаться здесь более чем на год. За это время митрополит основал типографию и издал несколько переводов, сделанных в Кишинёве, из трудов святителя Иоанна Златоуста и др. Напечатанные книги митрополит раздаривал священникам и мирянам. В апреле 1833 г. митрополит оставил Бузэу, направившись в м-рь Кэлдэрушани, а в августе вернулся на кафедру в Бухарест.
 По возвращении, престарелый и больной, вновь занялся устроением церк. жизни. Его проекты предусматривали создание новых м-рей и епарх. семинарий, поставление священника для каждого села или хутора, освобождение их от барщины. Незадолго до кончины митр Григория в Кэлдэрушанской обители начали переиздавать его «Жития святых» в 12 т. , но при жизни владыки вышли лишь 2 тома. Святитель скончался в Бухаресте 22 июня 1834 г.
 Свящ. Синод Румын. Правосл. Церкви в октябре 2005 г. принял решение о причислении митр. Григория к лику святых. 21 мая 2006 г. в Бухарестском кафедр. соборе равноап. Константина и Елены патр. Румынский Феоктист в сослужении 28 архиереев, членов Свящ. Синода и представителей Константинопольской, Элладской, Болгарской, Сербской, Польской Правосл. Церквей совершил канонизацию святителя. Мощи положены в м-ре Кэлдэрушани. Решением Свящ. Синода РПЦ от 21 августа 2007 г. имя святителя включено в месяцеслов Рус. Церкви.

 Город Веруламий, где, по преданию, пострадал св. Албан, с IX в. называется его честь St Albans, в наше время это северный пригород Лондона. Мч. Албан пострадал во время гонения Диоклетиана, нек-рые источники относят его мученичество ко времени правления Септимия Севера.
Когда правители издали жестокие эдикты против христиан, Албан, к-рый тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику, бежавшему от преследований.
Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоян. молитвах и бдениях, он стал подражать гостю в вере и благочестии и сделался христианином. За укрывательство священника Албана арестовали.
Пред изображениями языч. богов и врагами веры он открыто объявил себя христианином и отказался принести жертвы. Судья пришел в ярость и велел бичевать св. исповедника. Албан же, подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имя Господа. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христ. веры, приказал казнить его.
Когда его вели на казнь, произошло чудо: дно реки обнажилось в том самом месте, и он увидел, что воды расступились и дали ему дорогу. Палач, к-рый увидел это, отбросил меч и объявил, что готов сам принять смерть вместе с мучеником или даже вместо него.
На вершине холма, где должна произойти казнь, св. Албан попросил Господа ниспослать ему воду, и тотчас же неиссякаемый источник брызнул от самых его ног. На том месте славный мученик и обратившийся палач были обезглавлены.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения