Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч.Иулиана Тарсийского (ок. 305). Обрет.мощей прп. Максима Грека (1996). Сщмч.Терентия,еп.Иконийского(I). Прпп.Иулия пресвитера и Иулиана диакона(V). Мчч.Арчила II,царя Иверского и Луарсаба II, царя Карталинского

04 Июль 2018 г. Среда

 Св.мч.Иулиан Тарсийский род. в малоазийской провинции Киликия.Сын сенатора-язычника, мать христианка. После смерти мужа мать переселилась в г. Таре, где крестила сына и воспитала в христ. благочестии. Когда Иулиану исполнилось 18 лет, имп. Диоклитиан (284-305) начал гонение на христиан. Схвачен и св. Иулиан. Его привели к правителю Маркиану на суд, долго уговаривали отречься от Христа. Ни истязания, ни угрозы, ни обещания почестей не склонили благочест. юношу к принесению языч. жертв и отречению от Христа. Св. исповедник остался непоколебимым.
 Целый год мученика водили по городам Киликийской обл., подвергая жестоким истязаниям, после бросили в темницу. Мать следовала за сыном, молилась, чтоб Господь укрепил его в подвиге. В г. Эгее под предлогом убедить сына принести жертву идолам просила правителя разрешить посещать темницу. 3 дня провела в темнице со св. Иулианом, умоляя быть твердым до конца.
  Св. Иулиан вновь предстал пред правителем. Думая, что мать убедила сына, правитель хвалил ее благоразумие. Неожиданно святая исповедала себя христианкой. Св. мч. Иулиан бесстрашно обличал языч.многобожие. Павитель приказал отрубить матери св. Иулиана ступни ног за то, что сопровождала сына из Тарса. Св.мученица скончалась от ран.
 Мч. Иулиана зашили в мешок с песком и ядовит. гадами, бросили в море.Тело вынесено на берег ок. Александрии, погребено александр. христианкой. Муч. кончина последовала ок. 305 г. Затем мощи св. мч. перенесли в г. Антиохию. Свт. Иоанн Златоуст почтил память св. мч. Иулиана похвал. словом.
Тропарь мученику Иулиану Египетскому и иже с ним  глас 1
 Светлыя постничества подвиги,/ радуяся, понесл еси, Иулиане Богоблаженне, с преподобною Василиссою,/ и страдания добльственно претерпел еси/ с честными твоими сострадальцы,/ с нимиже моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак мученика Иулиана Тарсийского глас 2
Благочестия непобедимаго воина/ и истины согласника и оружника,/ вси достойно восхвалим/ Иулиана днесь/ и к нему возопиим:// моли Христа Бога о всех нас

  Прп. Максим Грек (XV - XVI в.), сын богатого греч. сановника в г. Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности много путешествовал, изучал языки и науки в европ. странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. Вернувшись на родину, прибыл на Афон,принял иночество в Ватопедской обители. С увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греч.императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном).
 В это время вел. кн. Московский Василий Иоаннович (1505-1533) решил разобраться в греч. рукописях и книгах матери, Софии Палеолог, обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. Ему поручено перевести на славян. язык толкование на Псалтирь, толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
 Прп. Максим тщательно старался исполнять  поручения. Но славян. язык не был родным для переводчика, возникали неточности в переводах. Митр. Московский Варлаам высоко ценил труды прп. Максима. Когда Моск. престол занял митр.Даниил, положение изменилось.
 Он требовал, чтобы прп. Максим переводил на славян. язык церк. историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался, указывая, что "в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие опасно для простоты". Отказ посеял рознь между прп-ным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, прп. Максим усердно трудился на ниве дух. просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования свт.Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, написал несколько  сочинений.
 Когда вел.князь решил расторгнуть брак с супругой Соломонией из-за неплодства, исп. Максим прислал князю "Главы поучительные к начальствующим правоверных", где  доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Прп. Максима заключили в темницу. 
 Начался многострадальный период жизни прп-ного. Неточности, обнаруженные в переводах, вменены прп.Максиму в вину как умышленная порча книг. Тяжело было прп-ному в темнице, но он стяжал великую милость Божию. К нему явился ангел: "Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук". В темнице старец написал углем на стене канон Св. Духу, к-рый и ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."
  Чрез 6 лет прп. Максима освободили от тюремного заключения и послали под церк. запрещением в Тверь. Там жил под надзором добродушного еп. Акакия, к-рый милостиво обходился с невинно пострадавшим. Прп-ный написал автобиографич. произ-ние "Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении". Лишь чрез 20 лет пребывания в Твери прп-ному разрешили проживать свободно,сняли церк. запрещение. Последние годы прп. Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было ок. 70 лет. Гонения отразились на его здоровье, но дух был бодр; он продолжал трудиться. Вместе с келейником и учеником Нилом прп-ный усердно переводил Псалтирь с греч.о на славян. язык. Ни гонения, ни заключения не сломили прп. Максима.
 Преподобный преставился 21 января 1556 г. Погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы преподобного, на к-рой написаны тропарь и кондак ему. Лик прп. Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
 Тропарь преподобного Максима Грека глас 8
Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.
Кондак преподобного Максима Грека глас 8
Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

 Сщмч. Терентий, епископ Иконийский, принял мученическую смерть за Христа в I веке, его пронзили заостренным деревом
Тропарь апостолов глас 3
Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолов глас 2
Божественным светом ум озаривше,/ витийская плетения мудре разористе,/ и языки вся уловивше, апостоли славнии,/ Владыце приведосте,// Троицу Божественную славити научающе

  Прпп. Иулий пресвитер и Иулиан диакон, братья, были уроженцами Мирмидонии. За добродет. жизнь св. Иулий посвящен в свящ. сан, брат - в сан диакона. Движимые ревностью к распространению христ. веры, св. братья получили разрешение на постройку церквей и отправились на проповедь в глухие места Востока и Запада Рим. империи, где существовали идол. капища и совершались жертвоприношения кумирам. Пройдя несколько стран, обратили в христианство многих язычников, убеждая их словом, многочисл. чудесами. В Константинополе обратились к благочест. имп. Феодосию Младшему (408-450) с просьбой воздвигать храмы на месте языч. капищ.
Получив благословение Патриарха и разрешение императора, св. братья построили много храмов. Население считало обязанностью помогать в этом св.деле. Однажды какие-то люди проезжали мимо строившейся церкви. Опасаясь, что начнут уговаривать принять участие в работе, пошли на обман, чтобы быстрее миновать это место. Один притворился мертвым и, когда св. Иулий пригласил их принять участие в труде, отговорились тем, что хоронят мертвеца. Прп. Иулиан сказал: " Пусть будет вам по слову вашему". Отъехав, они увидели, что мнимый мертвец действительно умер. Никто больше не лгал св. братьям.
Провидя скорую кончину, св. Иулий отправился на поиски места для постройки сотой по счету церкви, к-рую считал последней. Дойдя до оз.Мукорос, увидел на середине красивый остров. Из-за громадного кол-ва змей никто не мог там поселиться. Прп. Иулий решил построить на острове церковь. Помолившись, как на лодке приплыл к острову на своей мантии и водрузил крест. Именем Божиим св. подвижник приказал всем змеям уйти с острова, предоставив его для дома Божия и рабов Христовых. Все ядовит. ады уползли в озеро и, переплыв его, обосновались на горе Камункин.
Св. Иулий заложил на острове церковь св. Двенадцати Апостолов. Его брат, св. Иулиан, закончил постройку церкви ок. г. Гавдиана и решил устроить при церкви гробницу для брата Иулия. Прп. Иулий навестил брата и при встрече советовал спешить с постройкой гробницы, пророчески предсказав, что ему же предстоит лежать в ней. Действительно, св. Иулиан диакон вскоре скончался и погребен в построенной им гробнице. Прп. Иулий пресвитер с честью совершил погребение брата и возвратился на остров, где вскоре преставился и погребен в созданной им церкви Двенадцати Апостолов. От его гроба больные получали исцеления. Блж. кончина св. братьев последовала в 1-й пол. V в.

  Св. мч. царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов, был прямым потомком св. блгв. царя Мириана (+ 342).В царствование Арчила II Грузия подверглась опустошит. нашествию Мурвана-Кру (Глухого), прозванного грузин. народом за неумолимую жестокость. Положение грузин было безвыходным, и царь Арчил II, с братом Миром, правителем Западной Грузии, со слезами просили заступничества у Пресв. Богородицы.Она явила Свою милость.
  В сражении при реках Абаша и Цхенисцхали грузины чудесным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана-Кру.
  После победы блгв. царь Арчил II занялся восстановлением грузин. царства. Он восстановил г. Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию христ-ва многими горскими племенами. Но Грузия подверглась новому арабскому нашествию - неожиданному вторжению Джиджум-Асима. Исправно выплачивая дань арабам, блгв.царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.
  Возлагая надежду на милосердие Божие и приготовившись положить душу за св. веру и народ, св. Арчил явился в стан арабов. Джиджум-Асим принял его гостеприимно и обещал покровительство, но настаивал на принятии мусульманства. Св. царь Арчил отказался.  Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать блгв. царя Арчила вероотступником.
20 марта 744 г. св. царь Арчил предан мученич. смерти чрез усечение. Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим блгв.царем.

  Св. мч. блгв.царь Грузинский Луарсаб II род. в 1587 г. Он был сыном Георгия Х (1600-1603), отравленного персид. шахом Аббасом I (1584-1628). После смерти отца Луарсаб остался с двумя сестрами, Хорешан и Еленою. Был отроком, но отличался разумом и благочестием и, несмотря на юный возраст, венчан на царство Карталинское с им. Луарсаба II. В 1609 г. Грузия подверглась нашествию турецкого войска под предвод-вом Дели-Мамад-хана. Молодой царь дал решительный бой туркам под сел.Квенадкоци (между Гори и Сурами). Накануне сражения 14-тысячное грузин. ополчение провело ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божеств. литургии и принятия всеми Святых Таин, в героич. сражении грузин. воины обратили в бегство 60-титысячную армию противника.
Персид. шах Аббас I, встревоженный победой грузин и снедаемый завистью к Луарсабу II, искал случая погубить его. Св. Луарсаб II вынужден был, спасая Картли (Центр. Грузия) от разорения, выдать замуж за магометанина шаха Аббаса I сестру Елену, по его требованию. Но это не остановило шаха. Чрез нек-рое время он вторгся в Грузию с огромным войском. Из-за измены нескольких феодалов, блгв. царь Луарсаб II и кахетинский царь Теймураз I вынуждены в кон. 1615 г. удалиться в Имеретию (Запад.Грузия) к царю Имеретинскому Георгию III (1605-1639).
Шах Аббас I разорил Кахетию и, угрожая разорением Картли, требовал Луарсаба II к себе, обещая, в случае прибытия, заключить мир. Блгв. царь Луарсаб II, пытаясь сохранить храмы Картли от опустошения, отправился к шаху Аббасу: "Возложу всю надежду на Христа, и какая бы участь ни ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!"
Шах Аббас 1 принял св. Луарсаба II миролюбиво и, казалось, готов выполнить обещания. После совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Луарсаб II отказался есть рыбу (шел Великий пост), несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах настаивал, чтобы грузин. царь принял магометанство, за что обещал с вел. сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучит. смертью. Блгч. царь Луарсаб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, отверг домогательства шаха. Его связали и заключили в неприступн. крепость Гулаб-Кала, близ Шираза. Блгв. царь Луарсаб 7 лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство. Но св. исповедник был верен Св. Церкви и принял мученич. смерть в 1622 г. на 35 году жизни. С ним замучены два верных служителя.
Тела св. мучеников бросили ночью в темнице без погребения, но на др. день христиане предали их земле в общей могиле.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения