Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Мефодия еп.Патарск. Блгв.кн.Глеба Владимир.(сына св.А.Боголюб.). Мч.Инны,Пинны,Риммы. Мчч.Аристоклия пресвит.,Димитриана диак.,Афанасия чт. Свт.Левкия исп.,еп.Врунтисиопольск. Свт.Мины,еп.Полоц. Прав.Николая Кавасилы. Перен.мощ.свт.Гурия К. Моден.ик

03 Июль 2018 г. Вторник

  Сщмч.Мефодий, еп.Патарский (Ликийская обл. Малой Азии), отличался иноч.смирением. Тихо и кротко поучал паству, но отстаивал чистоту Православия и боролся с ересями, особенно с получившей широкое распространение ересью оригенистов.
 После него осталось богатое лит. наследие: соч-ния в защиту христианства против язычества, изложение правосл. догматов против ереси Оригена, нравств. поучения, толкования Свящ. Писания.
 Свт. Мефодий был схвачен язычниками, исповедал пред ними веру во Христа, и в 312 г. приговорен к смерти чрез усекновение главы.
Тропарь священномученика Мефодия, глас 1
  Кровь твоя, мудре, тайно вопиет от земли,/ якоже Авелева к Богу,/ богомудре святителю Мефодие,/ ясно проповедавый Божие вочеловечение./ Темже и посрамил еси Оригенову лесть,/ и преставился еси в Небесный чертог./ Моли Христа Бога,// да спасет души наша.
Кондак священномученика Мефодия, глас 4
 Священнотаинник Святыя Троицы,/ и яже паче ума повелений Божественных проповедник,/ и православным утверждение был еси, Мефодие,/ злославныя обличил еси смыслы,/ правоверия ради кровию твоею священномученик явлься,/ и Христу со Ангелы предстоя,// моли спастися нам.

   Св.блгв. кн. Глеб Владимирский, в св. Крещении Георгий, младший сын св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. Под влиянием благочест. родителей вырос глубоко верующим, с 12 лет проводил уединен.дух. жизнь. Родители содействовали в дух. возрастании. Любил св. книги, был милостив. Несмотря на юный возраст, избрал подвиг строгого поста и молитв. бдения. Скончался блгв. кн. Глеб в 1174 г., в 19 лет.
 Его мощи прославились чудесами. В 1238 г. при нашествии Батыя татары подожгли собор во Владимире. Сгорели еп. Митрофан, вел.кн.Агафия, супруга вел. кн. Георгия Всеволодовича, жители Владимира, закрывшиеся в собор.храме. Огонь не тронул гробницу блгв. кн. Глеба. В июле 1410 г. на Владимир напали татары. Разграбив город, стали расхищать церк. сокровища, убив ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, хотели разломать. Только татары коснулись гроба св. блгв. кн.Глеба, из него вышло пламя, татары в страхе покинули город.
  По молитвам св. князя спасен город от нашествия польско-литов. захватчиков в 1613 г. Празднование блгв. кн.Глебу установлено в 1702 г., написана служба, позже житие. Мощи почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 г. южный придел собора освящен в честь его. Блгв. кн. Глеб почитается как покровитель и защитник  г. Владимира.
Тропарь св. блгв. кн.Глеба Владимирского, глас 4
 Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ имея в себе пребогатое сокровище —/ чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/ имиже украшался и хваляся,/ вселенную всю созывает к веселию/ и велегласно вопиет:/ о Владыко Христе,/ даровавый таковую благодать угоднику Твоему,/ его молитвами помилуй нас.
Кондак св. блгв. кн. Глеба Владимирского, глас 8
Взбранному и крепкому в праведницах,/ православною мудростию сияющему великому чудотворцу,/ благодарственная восписуем ти, благоверный княже Глебе:/ яко имея дерзновение у Престола Христова,/ верою чтущих тя, град и люди сохраняй молитвами твоими:/ ты бо еси земли Российския похвала и утверждение.

   Св. мчч. Инна, Пинна и Римма родом славяне, из северной Скифии, ученики св.о ап. Андрея Первозванного. Они проповедовали о Христе и крестили многих варваров. За это схвачены местным князем, но не отреклись от Христа и не принесли жертвы идолам. 
 Тогда стояла жестокая зима; реки скованы морозом так, что по льду передвигались не только люди, но и кони с возками. Князь приказал поставить в лед большие бревна, привязать святых, постепенно опуская в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу души.

 Св. мчч. Аристоклий пресвитер, Димитриан и Афанасий пострадали за Христову веру в гонение имп. Максимиана Галерия (305-311).
 Пресвитер Аристоклий, уроженец кипрского гор. Тамаса, служил в соборной церкви. Во время гонения на христиан устрашился мучений, ушел из города и скрывался в горной пещере. Однажды во время молитвы его облистал Свет, и он услышал повеление от Господа вернуться на о. Кипр и пострадать за Христа. Св. Аристоклий покорно отправился обратно, по пути посетил храм св. ап. Варнавы, где встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия,рассказал о видении. Св. Димитриан и Афанасий решили вместе с ним принять мученич. венец.
 Придя в гор.Саламин, все трое стали проповедовать народу о Господе Иисусе Христе, обличая безумие идолослужителей. Их схватили язычники, и правитель, увидев, что они непоколебимо веруют во Христа, приказал отсечь голову св. Аристоклию, а св. Димитриана и Афанасия сжечь. Но даже в огне мученики остались невредимыми, после этого им отрубили головы мечами. Кончина св. мчч. произошла ок. 306 г.

 Свт. Левкий Исповедник род. в гор. Александрии от благочест. родителей Евдикия и Евфросинии, к-рые дали имя Евтропий. Мать умерла, когда отроку было 11 лет,  отец принял монаш. постриг в м-ре св. Ермия и взял сына в обитель. Мальчик воспитывался под дух. рук-вом игум. Никиты и опытных монаст. старцев. Он оказался очень способным, прекрасно изучил Священное Писание. Евтропий рос тихим, кротким и послушлив. Когда исполнилось 18 лет, скончался игум. Никита. Братия м-ря единогласно избрала игуменом Евтропия, хотя он не был пострижен в иночество. Считая себя недостойным, Евтропий отказался.
  7 лет м-рь св. Ермия оставался без настоятеля. За эти годы Евтропий, подвизаясь в монаш. подвигах, достиг высокой степени дух. жизни. Однажды Евдикий вместе с 25-летним сыном св. Евтропием отправился на праздник Успения Божией Матери в церковь Успения в окрестностях гор. Александрии. На праздновании присутствовал Еллий, еп. Елиопольский, с клиром. Он посетил м-рь, к-рым управлял игум. Феодор. В том же м-ре остановились отец с сыном. Ночью Евдикию было откровение о его скорой кончине, о том, что сын будет епископом и просветит светом Христ. веры город и землю Врунтисиопольскую в Италии. В этом видении Евтропию предсказано новое имя - Левкий, означающее "Прииде на него Дух Господень". В день праздника в церкви Божией Матери еп. Еллий услышал глас с Неба, благословивший Левкия на архипаст. подвиг, и приказал архидиакону спросить молящихся, кто носит это имя. Потом с любовью благословил св. Левкия и его отца.
 Иноки Ермиева м-ря настоятельно просили епископа поставить св. Левкия игуменом обители. Хотя подвижник, по смирению считая себя недостойным, отказывался, но, подчиняясь епископу, рукоположен в свящ. сан и поставлен игуменом.
 С этого времени св. Левкий усилил подвиги,  ему дарована от Бога благодать чудотворений и изгнания бесов.В это время мученически скончался Александрийский еп. Филипп, и св.Левкий избран на его место. Видя, что свт. Левкий обращает в христианство многих язычников, епарх Сатурнин решил его убить. Желая защитить архипастыря, нек-рые христиане хотели убить епарха. Узнав, святитель запретил причинять зло епарху. Свт. Левкий объявил пастве, что Господь повелевает ему идти в языч. страну и просветить светом христ. веры гор. Врунтисиополь и окрестную страну. Св. архипастырь поставил вместо себя достойного епископа, взял с собой диаконов Евсевия, Дионисия и 5 учеников и поспешил на корабль, отплывавший в Италию.
 По дороге присоединились пресвитеры Леон и Савин, на пути в гор. Врунтисиополь он встретил трибуна Армалеона с 67-ю воинами, к-рых обратил в христианство. В городе стал проповедовать народу об Иисусе Христе. Начальник города, Антиох, узнав, что трибун Армалеон обратился к вере во Христа, вызвал его и долго расспрашивал об учении христиан. Узнав о свт. Левкии, правитель захотел видеть его. При встрече правитель попросил о дожде, т.к. его не было 2 года.
 Святой, созвав клир и всех новокрещенных христиан, совершил усердное моление, после к-рого пролился обильный дождь, напоивший иссохшую землю. Видя чудо, Антиох и весь гор. Врунтисиополь (27 тыс. чел.) приняли св. Крещение. В память в городе построена церковь Божией Матери, а на том месте, где был крещен народ, - другая, св. Иоанна Крестителя,
 Вскоре святитель заболел, в откровении ему предсказано, что болезнь смертельна. Призвав дух. сына Антиоха свт. Левкий завещал похоронить себя на том месте, где пристал привезший его из Александрии корабль. Антиох исполнил завещание архипастыря и поставил на этом месте церков многочисл. чудотворения.

 Свт. Мина, еп. Полоцкий, долгое время подвизался в Киево-Печерском м-ре. 13 декабря 1105 г. он хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя свт. Мины вошло в службу Киево-Печерским св. отцам, т. к. до возведения в сан епископа он нес послушание в этой обители. Упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Свт. Мина известен как один из первых рус. архипастырей, продолживших благодат. распространение веры Христовой после Крещения нашей земли.

Николай Кавасила род. в 1320 г. в аристократ. семье в Фессалонике. Детство прошло под наставничеством дяди священника. В 1333–1340 гг. Николай получает клас. образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естеств. науки. Принимает активн. участие в полит. и церк. жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константиноп. Церкви.
 Патр. Иоанн в 1343 г. посылал его к имп. Иоанну Кантакузину, чтоб убедить отречься от престола. Но когда тот коронован в Адрианополе и Фессалоника и др. города перестали противодействовать ему, посольство в 1346 г. отправилось к сыну его Мануилу, чтоб обещать покорность под нек-рыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может, эти самые сношения приобрели Николаю благосклонность Кантакузина; Кантакузин причислял его к лучшим друзьям. Будучи склонным к созерцат. монаш. жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 г. удалился в м-рь Св.Маманта, потом перешел в м-рь Манганийский, недалеко от Константинополя. В добровол. изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Кавасила.
 Пребывание императора и друзей  в м-ре было непродолжительно. Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монаш. пострига, призвал в соправители сына Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила встречается в числе посредников, к-рым надлежало вызвать удалившегося патр. Каллиста и заставить его короновать Матфея. Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином; а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.
 Около этого времени Николаю Кавасиле, как приверженцу исихастского учения, пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. Рассказ о встрече Никифора и Кавасилы и сущность их спора изложены у Никифора (L. XXI. XXII. 4).
На созванном в 1351 г. Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником Православия и строгой аскетической жизни. Один краткий перечень соч-ний Николая Кавасилы может показать его лит. многосторонность и плодовитость. К самым ранним произ-ниям относится отрывок из комментарий его на Птолемея; ко времени занятий его делами церкви в звании сакеллария нужно отнести соч-ния: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах граждан. начальств по отношению к церк. предметам. Немало осталось от него отд. слов нравственных, на праздники и похвальных. Из них можно указать слова: на Страсти Христовы, на Вознесение, на вмч. Димитрия, на св. Феодору Чудотворицу, на трех вселенских святителей. Из богословских произ-ний известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и др. мелкие соч-ния и письма. Более известн. твор-ем Николая Кавасилы явл-ся «Изъяснение Божеств. литургии». Выдающ. христ. писатель и богослов св. прав. Николай Кавасила канонизирован Элладской Правосл. Церковью 3 июня 1982 г.

  Свт. Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) - первый архиеп Казанской епархии. Он род. в подмоск. Радонеже в дворянской семье. Родители небогаты, поэтому с юных лет служил у кн. Ивана Пенькова управляющим имением.
   С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать не захотел. Оклеветанный пред князем в преступной связи с его женой, Григорий заключен в подземелье. Это подорвало здоровье, но укрепило религ. чувство. В темнице узник писал книжки для обучения детей грамоте. Деньги за выручен. азбуки раздавал нищим.
  Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с им. Гурий в Иосифо-Волоколамском м-ре, известном строгим уставом. В 1543 г. избран братией игуменом обители, управлял почти 9 лет, затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. 
 Пред епископством св. Гурий год управлял Троицким Селижаровым м-рем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру избран по жребию. Поддерживаемый св.Варсонофием, свт. Гурий много сделал для миссионер. деят-сти. За 8 лет его святительства устроено 4 м-ря, выстроен Благовещенский кафедр. собор и более 10 городских церквей.
   В 1561 г. святитель заболел. По праздникам его приносили в церковь, он сидел или лежал, не имея сил ходить и стоять. Незадолго до смерти, 5 декабря 1563 г., принял от св. Варсонофия вел. схиму, погребен в Спасо-Преображенском м-ре. 4 октября 1595 г. обретены нетлен. мощи свтт. Гурия и Варсонофия. Митр. Казанский свт. Ермоген (буд.Патриарх Московский и всея Руси) присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей. 20 июня 1630 г. мощи свт. Гурия перенесены из Спасо-Преображенского м-ря в Благовещенский кафедр. собор. Ныне они покоятся в кладбищ. храме св. блгв. кнн.Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в г. Казани.
Тропарь на перенесение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского, глас 4
  Яко крин благовонный,/ мироточивыя твоя мощи/ от вертограда Церкве Спасовы/ в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася,/ святителю Гурие,/ яко же бо дар честен,/ тя даровав Христос Пречистей Матери Своей,/ и исполнися храм Ея святый благоухания твоего,/ и возрадовася архиерейский престол,/ приемый тя, первоседателя своего./ Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники/ о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении,/ еже мы радостно празднующе, молим тя,/ угодниче Божий:/ моли Христа Бога/ подати душам нашим мир и велию милость.
Кондак свт. Гурия, архиепископа Казанского, глас 4
 Чувственный страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ того ради от Бога нетлением почтен,/ чудесы твоими вся удивил еси./ Молим убо тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/ радуйся, отче предивный, граду Казани похвале и утверждение.

   Икона Божией Матери Моденская - Косинская названа так по месту нахождения – село Косино Московского уезда (ныне р-н Косино г. Москвы). По преданию, икона в 1717 г. привезена в Россию графом Борисом Петровичем Шереметьевым из итал. г. Модены (отсюда 2-е название иконы). В церковь сел. Косина пожертвована имп. Петром I. Когда Измайловский пруд и Яуза стали тесны для флотилии, на к-рой отрок Пётр обучался морской службе, он перенёс флотилию на Белое озеро в Косино.
  Благодарный за первую науку, Пётр Великий не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак благоволения оставил Косинской церкви драгоцен.дар – Моденскую икону Божией Матери. Зафиксировано множество случаев помощи Пресв. Богородицы чрез икону Косинскую (Моденскую).
  В 1920 г. с Косинской иконы Богоматери сняты серебр. риза с драгоцен. камнями. В 1940 г. косинские храмы закрыли, церк. утварь разворована и уничтожена, чудотв. Косинская икона конфискована гос-вом и передана в музей религии и атеизма, бывший сначала в Москве, затем в Ленинграде. После Великой Отечеств. войны икона переведена в музей древнерус. ис-ва им. Андрея Рублёва, расположенного на территории Спасо-Андронникова м-ря в Москве.
  В 1991 г. Косинская икона Божией Матери возвращена Церкви. В наст. время находится в Свято-Успенском храме в Косине (метро «Выхино») Здесь зафиксировано немало случаев помощи Божией Матери женщинам, страдающим бесплодием, после молитв пред Её иконой Косинская.
  Ежегодно прихожане Успенского храма в Косине совершают с Косинской чудотв. иконой Богородицы крестный ход на Святое озеро. По преданию, озеро образовалось в древние времена на месте, где стояла церковь. 
  Пред иконой Пресв. Богородицы «Косинская-Моденская» молятся об исцелении болезней рук и ног, холеры, головных болей, в желании иметь детей.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Косинская» (Моденская)
   О Премилостивая и Пречудная Света Умнаго Царице! Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая. Благодарим Тя о всех благодеяниях Твоих, яже благоволила еси явити нам преславным принесением чудотворныя Твоея иконы. Кое благохваление пришествию Твоему сотворим, недоумеваем, точию удивляемся, величающе Твое милосердие, еже на нас показала еси. Темже мы, грешнии, со страхом и радостию припадающе к цельбоносней ико¬не Твоей, благодарственно вопием Ти: О Всесильная рода нашего Помощнице! Услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою; се бо, на Пречистый образ Твой взирая, яко живей Ти с нами Сущей, молим Тя усердно: не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения, даруй нам вся потре6ная к животу и благочестию, избави нас от скорбей, бед и всяких болезней, наипаче же от смертоносныя язвы и пагубы, от навета злых человек и всякаго обстояния. Соблюдай и спасай нас благодатию Своею, Владычице, от тлетворных учений неверия и суеверия, от лукавых совращений. Сохрани нас и Отечество наше от всяких крамол, нестроений и злых развращений, врагами веры православной воздвизаемых. Сподоби же нас, Всеблагая Заступнице наша, благочестно житие сие земное совершити, христианскую безболезненную, не постыдную, мирную кончину получити и Небеснаго Царствия наследовати. Да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения