Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Леонтия,Ипатия,Феодула. Прп.Леонтия,канонарха Печерск. Боголюбской ик.Богородицы в Боголюбове Владимирск.обл. Чтим. списки с Боголюб.ик.: Зимаровск.,Московская, Сретение Пюхтинск. ик.У источника, Табынск., Знамение

01 Июль 2017 г. Суббота

  Св.мчч.Леонтий, Ипатий и Феодул - римские воины. Св.мч.Леонтий, грек, в правление Веспасиана (70-79) служил военачальником в имп.войсках в финикийском г.Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием, его уважали воины и граждане Триполи. Император назначил рим.сенатора Адриана правителем Финикийской обл.с полномочиями преследовать христиан, в случае отказа принести жертвы рим.божествам предавать мучению и смерти. По дороге в Финикию Адриану донесли, что св. Леонтий отвратил многих от поклонения языч.богам.
 Правитель послал трибуна Ипатия с воинами в Триполи задержать Леонтия. По дороге трибун Ипатий заболел и, находясь при смерти, увидел во сне ангела, что сказал: "Хочешь быть здоровым, воззови трижды с воинами: "Бог Леонтия, помоги мне". Ипатий рассказал воинам, среди к-рых друг Феодул, о сне. Все трижды призвали на помощь Бога св.Леонтия. Ипатий исцелился. Душа Феодула прониклась любовью к Богу, он уговорил Ипатия пойти в город на поиски св.Леонтия.
   Их встретил неизвестный человек, щедро угостил. Узнав, что это св. Леонтий, просили просветить верой в Бога. На Крещении св.Леонтий помолился Прес.Троицы, новокрещенных осенило облако и пролился благодатный дождь.
 Остальные воины в поисках начальника пришли в Триполи, куда прибыл  правитель Адриан. Узнав о происшедшем, приказал привести св. Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула и, угрожая мучениями, потребовал отречься от Христа. Мученики исповедали веру во Христа. Св. Ипатия подвесили на столпе и строгали железными когтями, а св. Феодула били палками. Потом им отрубили головы мечом.
  Св. Леонтия после истязаний отправили в темницу. Утром Адриан пытался прельстить его наградами, ничего не достигнув, предал истязаниям: св.мученик день висел вниз головой на столпе с тяжелым камнем на шее, но не отрекся от Христа. Правитель приказал бить палками страдальца, пока не умрет. Тело св.мч.Леонтия выбросили за город, но христиане предали его погребению у Триполи. Кончина св. мучеников последовала ок. 70 - 79 гг. Допрос св. Леонтия, страдания и смерть записал на оловян. дощечках писец. Дощечки положены в гроб св. мученика.
Тропарь мученика Леонтия, глас 4
 Мученик Твой, Господи, Леонтий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Леонтия, глас 3
 Мучителей посрамил еси лукавая коварства/ и еллинов обличил еси безбожное служение,/ возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/ богомудре мучениче./ Сего ради твою память почитаем любовию,// премудре Леонтие.

  Прп.Леонтий, канонарх Печерский, с юных лет поступил в Киево-Печерскую обитель, где принял постриг. Он обладал прекрасным голосом и, обучившись грамоте, исполнял послушание канонарха. Прп. Леонтий преставился молодым в XIV в., прославлен даром чудотворений. Мощи находятся в Дальних пещерах, память также 28 августа, в Соборе Киево-Печерских святых.
Тропарь прп. Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах, глас 3
  Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак прп. Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах, глас 1
 Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.

  Боголюбская икона Божией Матери, древнейшая чудотв. икона России, написана в XII в. по просьбе блгв. кн. Андрея Боголюбского в память о явлении Божией Матери.
  В 1155 г. блгв.кн.Андрей, переселяясь в Суздал.землю, взял чудотв. образ Божией Матери, написанный еванг.Лукою (названный Владимирским). В 7 верстах от Владимира лошади, везшие киот с иконой, остановились и не тронулись с места. Блгв. кн. Андрей просил свящ. Николая совершить молебен пред иконой Богородицы, долго молился пред ней. Затем перешел в шатер, не прекращая молитвы.  Ему явилась Пресв. Богородица со свитком в руке и повелела образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте чудесного явления построить храм и св.обитель. Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа, Который явился над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
 Блгв.кн. Андрей заложил на месте камен. церковь Рождества Пресв.Богородицы, где образовался и м-рь. Св князь  иконописцев просил изобразить Божию Матерь, как в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным ко Спасителю. Когда строит-во церкви завершили, блгв. кн. Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня. М-рь и город вокруг обители блгв. кн. Андрей назвал Боголюбовым, т.к., по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", сам стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотв.икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии перенесена из Боголюбова м-ря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
 Образ Божией Матери Боголюбской прославлен чудотворениями,  много веков являя помощь народу. Слава о чудесах и знамениях от иконы побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые восприняли благодатную силу чудотворений.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбская, глас 1
 Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской, глас 3
 Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской
  О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое имя Твое. Аминь.

   Икона Божией Матери Боголюбская-Московская написана в 1157 г., находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотв. образ прославился исцелениям во время чумы в 1771 г. Ежегодно 18 июня пред чудотв. образом совершались молебны. В канун праздника на 3 дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались верующие для поклонения образу. Чрез 3 дня икону поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня след.года. Особенностью иконы явл-ся изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, св.угодников Божиих: свтт. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митр. Московских, блж. Василия и Максима, прп. Параскевы, свт. Василия Великого, ап. Петра, Алексия, человека Божия, ап.Симеона, сродника Господня, мц. Параскевы и прпмц. Евдокии.

  Икона Божией Матери Боголюбская-Зимаровская, по древнему преданию, стояла на воротах г.Пронска, а во время нашествия татар (XIII в.) была расколота и брошена в кусты, где чудесно срослась, но одна половина ее осталась выше другой.
  Во 2-й пол. XVIII в. икона находилась у помещика Лопухина в Москве. Из-за ветхости её хранили в кладовой. Во время моровой язвы 1771 г. заболевшему жителю Москвы во сне приказано совершить молебен пред иконой в доме Лопухина. Икону передали болящему, к-рый после молебна исцелился. От иконы совершались др.исцеления.
  Пред кончиной (ок. 1780 г.) владелец иконы завещал отправить ее на родину, в с. Зимарово Рязанской губ. в 18 верстах от г. Раненбурга. В 1848 г. в городе свирепствовала холера. Жители отправились за чтимым образом в с.Зимарово, и, когда чудотворная икона Божией Матери Боголюбской принесена в город, угроза болезни исчезла.

 Коробейниковская Казанская икона Божией Матери, величайшая алтайская святыня, единственный в Сибири чудотв. образ, находилась в Богородице-Казанском храме с. Коробейникова ( Алтайский край) с нач.XX в. Храм возведен в 1902 г. под рук-вом зодчего Борзенко, освящен в 1903–1904 гг. и представлял замечат. памятник церк. архитектуры.
 В храме, украшенном росписью, пребывало множество св. икон, среди к-рых выделялся Казанский образ Божией Матери, получивший наименование Коробейниковского. Пресв. Богородица в пурпурном одеянии и благословляющий Богомладенец изображены на золотом фоне в мозаичном обрамлении.
 В 1938-м г. храм закрыт, разграблен, превращен в зернохранилище. Казанскую икону Божией Матери, брошенную под ноги, спасла от поругания слепая женщина Ольга Перегудова, по прозвищу Олюшка Темная, в кон. 1990-х г. канонизированная в лике местночтимых святых. Богородица яв-сь ей во сне, повелев забрать икону из осквернен. храма. Образ сильно поврежден, различимы лишь очи Богородицы и Божеств. Младенца. Но произошло чудо – икона обновилась, засияла  красками, от нее начали происходить чудеса. 
В нескольких семьях хранилась чудотв. икона, прежде чем в июне 1994 г. её возвратили в Коробейниково. До 29 июня 1994 г. Коробейниковская Казанская икона Божией Матери пребывала в Покровском кафедр. соборе г. Барнаула. 2 июля 1994 г. крестным ходом икона возвращена в восстановленный Казанский храм с.Коробейникова. Она стала почитаемой святыней Богородице-Казанского муж.м-ря.

  Икону, изображающую явление Пресв. Богородицы на Пюхтицкой горе в Эстонии, где забил св. источник, сестры Пюхтицкого м-ря в 1894 г. подарили в день ангела св.прав. Иоанну Кронштадтскому. Внизу иконы подпись: «Протоиерею о. Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго жен. м-ря на Св. горе Эстляндской губ. 1894 г. 19 октября».
  Икона пребывала с о. Иоанном Кронштадтским до кончины. По его завещанию перешла петербург. чете, к-рая передала образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого тогда Санкт-Петербургского Иоанновского м-ря. Пресв. Богородица явилась монахине во сне и открыла волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель на Пасху 1946 г. В день празднования Боголюбской иконе образ Божией Матери «У Источника» вернулся в Пюхтицы.

Табынская икона Божией Матери - самая загадочная в России. Её можно назвать даже сверхчудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легенд. сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».
 По легенде в Китае: «Согласно старинному преданию, Табынская Чудотв. икона яв-сь во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (Башкирия). О видении монах – провидец рассказал другу монаху – иконописцу. Тем же летом икона  написана и помещена в церкви станицы Табынской» Еще больше легенд о том, где теперь Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы,и в частных коллекциях австралийцев.
 Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло между 1594 и 1597 г., по преданию. Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. Проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону».  Считая это наваждением, не обратил внимания. На третий день, проходя там же, снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Осмотрелся, увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был большим, ок. 3-х метров в высоту и ширину. Он нависал над двумя источниками,один из к-рых соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в м-рь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели на монаст. вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром опять была на прежнем месте. Тогда решили построить над вратами часовню, там стали молиться. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. «Пречистая икона перенесена братию в м-рь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там места, снова явилась на камне и снова была поставляема в м-рь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, он даровал новые земли, на к-рых архиеп. Гермоген основал м-рь «Пречистенский».
 Второе явление Табынской иконы в 1765 г. в том же месте, что и первый раз. Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на 2 части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем, пока русский Бог не исцелит» Самый молодой башкир, 14-15 лет, особо сильно молился и прозрел. Он подвел товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном, умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. Вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотв. икону, о к-рой известно по старин. преданию. Перенесли икону в церковь, но утром обнаружили в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял св. крещение и проводя особую подвижнич. жизнь, умер в 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.
 Табынская икона яв-сь в 9 пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.
  Во время гражданской войны отступавшими войсками атамана Дутова икона перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов) находилась в Китае. Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Табынской глас 4
 Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево,/ честныя Твоей Табынския иконы, Владычице,/ яже паче лучей солнечных возсия,/ от Источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего,/ источаеши целебныя дары/ с верою к Тебе притекающим,/ Тя бо Христос Помощницу людем Своим дарова,/ покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя,/ едину Благословенную.

 

     

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения