Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Ионны,митр.Моск. Свт.Михаила Киев. Прор.Амоса. Прмчч.Григория,Кассиана Авнеж. Мчч.Вита,Модеста,Крискентии. Мч.Дулы Киликийск. Прп.Дулы страст.Египет. Прп.Иеронима Блж.,Стридон. Августина Блж. Перен.мощ. Феодора Сикеота. Мч.Лазаря Серб. Свт.ЕфремаII

28 Июнь 2018 г. Четверг

  Свт. Иона, митр. Московский, род. в последней четверти XIV в. на Костроме, недалеко от г. Солигалича. В 12 лет принял монашество в галичском м-ре,  перешел в Симонов м-рь в Москве. Юный инок смиренно исполнял послушания, соблюдая заветы первых игуменов обители — св. Феодора, прп. Кирилла, позже игум. Белоезерского. Он подвизался в посте, молитве, чтении слова Божия. Свт. Фотий, митр. Московский, посетил  Симонов м-рь и, увидев инока Иону, предсказал, что будет великим свт. Рус. Церкви.
  В 1431 г. за добродет.жизнь и знание учения Церкви св.Иона поставлен во еп.Рязанского и Муромского.Он положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы в епархии. После кончины митр. Фотия в 1432 г. свт. Иона возглавил РПЦ. Когда новоизбранный митрополит отправился к патриарху Иосифу Второму в Константинополь, чтоб принять становление на митрополию, оказалось, что незадолго на рус.митрополию цареградским патриархом посвящен др. митр. Исидор, и св. Иона, избранный митрополитом в России, не мог просить у патриарха поставления. Новый митр. Исидор, недолго пробыв в Киеве и Москве, в 1439 г. отправился на Флорентийский Собор, где принял унию, т. е. соглашение о присоединении к запад. церкви. После этого вел.кн. Моск. Василий Темный собрал собор рус. архиереев и дух-ва, к-рый низложил митр. Исидора, а Исидор в 1441 г. заточен в Чудов м-рь.
 Когда стало  ясно, что Константиноп. Патриарх согласен на унию, Рус.Церковь встала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 г. в Москве созван Церк. Собор для избрания Предстоятеля Рус. Церкви. Свт. Иона единодушно избран митр. Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания избрал Москву, поэтому и  митр. Московский. Так прекратилась зависимость Рус. Церкви от Константинополя, положено начало автокефалии. Посвящение свт. Ионы в митр. Московского и всея Руси, по благословению Константиноп. патр. Григория Третьего, впервые совершено рус.архиереями в Москве.
   Свт. Иона, вступив на митрополию в 1448 г., с архипаст. ревностью заботился о дух.-нравств. совершенствовании паствы, рассылая учит. грамоты. Наказывал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к граждан. обязанностям. Свт. Иона требовал соблюдения христ. заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священ. сана, призывал клириков к достойному прохождению пастыр. служения. Особое старание проявлял свт. Иона в выборе  кандидатов на архиер. кафедры
 Возглавляя Всерос. кафедру, свт.Иона позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовск. княжеством. Ему удалось присоединить к Москве юго-запад. епархии. Свт. Иона приложил большие усилия на благоустройство возвращ. епархий и на искоренение униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред гнева, учил покаянию и послушанию. Особо заботился свт. Иона о дух.-нравств. совершенствовании паствы. Большое внимание уделял монаш. обителям, заботился об их нуждах, о соблюдении иноч. правил. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил первопрестольный Успенский собор в моск.Кремле. Он придал  торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 г. по его благословению воздвигнуты камен. митр. палаты.
Живя по заповедям Божиим и строго соблюдая монаш. обеты, свт.Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие .
 В 1451 г. ногайские татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митр.Иона с клиром совершил крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града. Увидев престарел. монаха Антония, инока Чудова м-ря, к-рый отличался добродет. жизнью, свт. Иона сказал: «Брат мой Антоний! Помолись  Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех  христиан». Смирен. Антоний ответил, что Пресв. Богородица услышала молитвы свт. Ионы. Едва старец сказал это, как враж. стрела пронзила его. Предсказание старца Антония сбылось 2 июля, в праздник положения Ризы Пресв. Богородицы. В рядах татар произошло смятение, они обратились в бегство. В память избавления Москвы от нашествия ногайского хана Мазовши свт. Иона соорудил храм Положения ризы Пресв. Богородицы.
  Свт. Иона мирно почил 31 марта 1461 г. в глубокой старости. За несколько дней узнал от Господа время кончины. Святитель погребен в соборном храме, за левым клиросом. При гробе святителя совершались многочислен. исцеления. 27 мая по стар.ст. 1472 г.  при перестройке Успенского собора совершилось обретение св. мощей свт. Ионы. Общецерк. празднование памяти свт. Ионы установлено на Моск. Соборе 1547 г. при Митр. Моск.Макарии.
 Тропарь святителя Ионы, глас 4
  От юности твоея весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/ отонудуже видев Бог твое благое произволение,/ архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./ Темже и по преставлении честное тело твое/ цело и нетленно соблюдеся,/ Ионо святителю,/ моли Христа Бога,// да спасет души наша.
Кондак святителя Ионы, глас 8
 Яко от младенства Господеви поработив себе, мудре,/ постом и бдением тело твое удручая,/ темже сосуд чист и дом Духу Пресвятому явился еси,/ сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет,/ юже добре упас, ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./ Тем молим тя: поминай нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти:// радуйся, отче Ионо, святителю всечестный.

 Свт. Михаил, первый митр. Киевский, по Иоакимовской летописи, родом сириец, по др. летописям, болгарин или серб. В 989 г. прибыл из Корсуни вместе с др. священнослужителями к св. равноап. кн. Владимиру, незадолго до этого (в 988 г.) принявшему Крещение. На долю первого митрополита Рус. Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещ. Рус. землю, проповедуя Св. Евангелие, крестя и поучая новообращ. людей, основывая первые храмы и дух. училища. В Ростове основал первую деревян. церковь в Успения Пресв. Богородицы, поставил там епископом Феодора Грека. Свт. Михаил был мудрым и тихим, хотя строгим иерархом. Рус. Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он именуется первоначальником.
 Преставился свт. Михаил в 992 г., погребен в Десятинной церкви Пресв. Богородицы в Киеве. Ок.1103 г. при св. игум. Феоктисте (позже свт. Черниговский), мощи его перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Вел. Печерскую церковь (Успенский храм). Память его установлена на 30 сентября, также 15 июня - в день преставления. Ранее память отмечалась также 2 сентября, вместе с прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому служба ему: во 2-й стихире на "Хвалитех" о свт. Михаиле говорится: "Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим".
Тропарь святителя Михаила, митрополита Киевского глас 4
 Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися:/ се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./ И иже неверием обветшавший/ Божественною купелию отродишася/ и быша людие обновления,/ царское священие, язык свят, Христово стадо,/ емуже ты первый пастырь явился еси,/ яко первее Крещением послуживый./ И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/ моли всем сыном русским спастися:/ имаши бо дерзновение яко иерарх Божий и священнослужитель.
Кондак святителя Михаила, митрополита Киевского глас 2
 Моисей вторый России явился еси, отче,/ пренесый мысленный виноград от египетскаго идолослужения/ в землю пророчествием предувидену./ Будет, рече, утверждение веры на земли,/ и на версех гор Киевских превознесется паче Ливана/ плод питающ мира всего./ От негоже вкусивше,/ ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.

 Св.прор.Амос, третий из 12 малых пророков, жил в VIII в. до Р. Х. Еврейский народ был разделен на два царства: Иудейское и Израильское. В Иерусалиме правил иудейский царь 0зия, а у 10 отделивш. израильских колен - Иеровоам 11-й, идолопоклонник. В Вефиле он поставил кумира в виде золотого тельца, к-рому поклонялись отошедшие от Истинного Бога израильтяне.Прор.Амос был иудеем, уроженцем селения Фекуи. Простой и неученый, но сильный горячей верой и ревностью о славе Истинного Бога пастух избран Господом на пророческое служение и послан в Израильское царство для обличения царя Иеровоама и отступивших от Бога израильтян. Пророк предсказывал великие бедствия, которым подвергнутся Израильское царство и окружавшие его языческие народы за нечестие. 
За обличения прор. Амос неоднократно переносил побои и изгнания. Но он возвращался в Вефиль и, угрожая неминуемыми бедствиями, продолжал призывать израильтян к покаянию. Особо ненавидел пророка жрец идольск. капища Амасия. Пророк предсказал ему и всему дому скорую погибель, за это подвергся избиению. Сын Амасии Озия ударил святого по голове дубиной и тяжело ранил. Прор.Амос, еле живой, достиг родного селения и там скончался ок. 783 г. до Р. Х.
Кондак пророка Амоса, глас 4
  Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему.

Прпп. Григорий и Кассиан Авнежские подвизались на реке Сухоне в Вологодской земле. 15 июня 1392 г. мученически скончались в Авнежской обители при набеге татар. Мощи преподобномучеников обретены в 1524 г. В 1560 г по благословению Макария, митр. Московского и всея Руси (+ 1564), игумен Махрищского м-ря Варлаам собрал сведения о святости преподобномучеников.
Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежских, глас 4
 Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежских, глас 4
 Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии.

 Св. мчч. Вит, Модест и Крискентия-питательница пострадали за Христа в царствование имп. Диоклитиана(284-305). Св. мч. Вит был сыном знатного сицил. вельможи, язычника Гиласа. Юным отроком св. Вит возгорелся любовью ко Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников. Узнав, правитель Валериан призвал Гиласа и советовал отвратить сына от веры во Христа. В то время император издал указ о гонении на христиан, поэтому не только отрок, но и весь дом Гиласа мог пострадать. Но Гилас не смог убедить св.Вита и стал избивать отрока. Правитель Валериан узнал, что св. Вит отказался принести жертву богам, потребовал его к себе. Пред судом св.отрок стойко исповедал веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал св. отрока Гиласу, приказав отвратить его от веры во Христа.
 Чтобы совратить сына, Гилас окружил его роскошью, привел красивых девиц. Святому подавали самую вкусную пищу, устраивали пиры и забавы, но результатов не добились. Св. Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях. Ему явились ангелы и молились с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на ангелов, сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, св. Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил обещания. Привязанность к сыну обратилась в ненависть, он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, воспитатель св. Модест и кормилица св. Крискентия, к-рые были христианами, тайно увели его из родит. дома. У реки увидели лодку. Ангел вошел с ними в лодку и доставил их в итал.обл. Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Св. отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христ-во. Молва о нем распространилась и здесь.
 Св.Виту и Модесту пришлось предстать пред Диоклитианом. Пораженный красотой отрока, тот настоятельно уговаривал принести жертву богам. Св. отрок обличил безумие идолопоклонения и исцелил бесновавшегося сына Диоклитиана. Император под условием отречения от Христ. веры предложил св. Виту великие почести, славу и богатство. Отрок отказался и с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу со св. Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить св. Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, невредимым. Тогда на него выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крестным знамением, зверь покорно лег у его ног, стал лизать ступни. Св. мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Св.Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Св. Вит воззвал к Богу. Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Св. мч.Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил  благодеяний всех, кто будет творить их память. Святые с радостью предали Богу души. Страдания св. мчч.Вита, .Модеста и Крискентии совершились ок.303 г. Память святых также 16 мая. Мощи св. Вита перенесены в Прагу. Св. блгв.кн.Вячеслав Чешский создал в честь св. мч. Вита храм, в к-ром погребен.

  Св. мч. Дула был благочестивым христианином из г. Преториады. В разгар гонения на христиан при Максимине (305-313) его представили на суд правителю Киликийской обл. Максиму. Пред началом суда святой усердно просил Господа даровать силу слова для обличения идолопоклонства.
 На допросах св. мученик мужественно исповедал Христа, обличил ложную религию язычников и их богов с постыдными челов. страстями и пороками. Правитель пытался опровергнуть веру во Христа, но не мог противостоять благодат. слову св. Дулы. Он нещадно мучил его и отправил в темницу. Св. мученик появлялся на суд крепким и духом, и телом, готовым на новые мучения. На последнем допросе св. Дуле оторвали нижнюю челюсть, перебили колени, привязали к колеснице правителя и влачили за ней. Св. мученик, осенив себя крестным знамением, скончался.
 Его тело бросили в реку. Течение реки принесло останки св. мч. Дулы к его родному городу и прибило к берегу. Пастухи привели к телу св. мученика христиан, к-рые  совершили погребение.

 Прп. Дула, страстотерпец (время жизни неизвестно), был иноком одного из египетск. м-рей. Отличался кротостью, смирением и послушанием. 20 лет терпел насмешки, оскорбления от нек-рых из братии м-ря. Вначале трудно нести подвиг терпения и с кротостью принимать глумления, но постепенно,  молясь Богу, он достиг такой степени негневливости, что жалел обидчиков и молился за них.
 В конце прп-ного постигло искушение: один инок похитил церк. сосуды и спрятал их. Когда игумен и старцы м-ря стали разбирать дело, недоброжелатели св. Дулы утверждали, что кражу совершил он, т. к. в день кражи не яв-ся к полунощнице, хотя раньше приходил первым. Его привели к старцам, к-рым сказал, что не виноват. Но враги его утверждали, что были свидетелями. Убедившись., что его словам не верят, прп. Дула не стал спорить: "Простите меня, отцы святые, я грешен". Игумен приказал совлечь с него иноч. одежды, наложили оковы, эконом жестоко бил его, добиваясь, где спрятаны церк. сосуды, но невинный страдалец повторял: "Простите, согрешил я". Тогда его предали на суд гражд. Властям,подвергли пытке, но святой повторял: "У меня нет ни серебра, ни пропавших сосудов". Город. епарх спросил монахов, что делать с преданным на суд человеком. Они ответили: "Сделай то, что повелевают законы". Святой приговорен к отсечению обеих рук. Святого повели на место казни. Тогда, действит. виновник кражи раскаялся и пришел к игумену, прося остановить казнь.
 Прп-ного привели в м-рь. Монахи просили прощения, но он благодарил, что дали безвинным страданием изгладить совершенные им прегрешения. Святой просил Господа простить обидчиков. Чрез 3 дня прп-ного нашли в келье преставившимся к Богу на коленопреклонен. молитве. Погребение отложено до прихода игумена и братии соседней лавры. Тело святого лежало в запертом на замок соборе. Когда вошли в храм, тела в соборе не было, осталась одежда и сандалии. Те, кто считали прп. Дулу грешником, оказались недостойны предать его тело погребению.

  Блж. Иероним Стридонский род. в христ.семье в г. Стридоне. Для завершения образования родители послали в Рим, где изучал светские науки. Вначале юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение изменить жизнь. Ок.20 лет принял св. Крещение, посетил Галлию. Здесь св. Иероним решил всецело посвятить себя Богу и принять монашество. Ок. 372 г. блж. Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата. Постриг на время отложил. Блж.Иероним ревностно изучатлСвящ. Писание.
 Устроив дом.дела, поехал на Восток и ок. 5 лет жил в сирийском м-ре, соединяя работу над Свящ. Писанием с суровыми аскетическ.подвигами, в совершенстве изучил еврейск. и халдейск. языки. Началась переписка с многочисл. лицами по самым разным вопросам. Сохранилось до 120 писем
 В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли обители, где трудился блж. Иероним. Вследствие несогласий пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь еп. Павлин посвятил его в сан пресвитера. Затем блж. Иероним посетил Константинополь, беседовал со свтт. Григорием Богословом и Григорием Нисским, в 381 г. отправился в Рим. Там продолжал ученые труды. Св. Папа Дамас I (366-384), также занимавшийся изучением Свящ. Писания, приблизил его. И з-за обличения нравов совр. рим. христ. общества образовалась партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме он вынужден навсегда покинуть город. Вместе с братом Павлинианом и друзьями блж.Иероним посетил Св. Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 г. поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.
   Это был период расцвета творч. деят-сти. Выдающийся ученый, блж. Иероним оставил Церкви богатое письм. наследие: соч-ния догматико-полемические, нравств.-аскетические, труды по толкованию Свящ. Писания, ист. Труды. Но главным подвигом был сделанный заново перевод на лат. язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под назв.Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.
   Блж. Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого Рима, завоеванного готами в 410 г. А в 411 го. постигло новое испытание - набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника спасена от полного разорения. Жзнь окончил в Вифлеемской пещере. Датой смерти блж. Иеронима считается 420 г. Мощи перенесены из Вифлеема в Рим.
Тропарь преподобного Иеронима Стридонского глас 3           Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость  

Кондак преподобного Иеронима Стридонского  глас 8
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Блж. Августин род. в Африке, в г. Тагасте. Воспитывала мать, благочест. христианка Моника. Образование получил в Карфагене. Как преподаватель риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства свт. Амвросия  Под его руководством Августин изучил Свящ. Писание. Слово Божие произвело  коренной перелом - он принял святое Крещение, раздал имение бедным и постригся в иноч. образ.
В 391 г. еп. Иппонийский Валерий посвятил св. Августина в сан пресвитера, а в 395 г. - в сан епископа и назначил викарием Иппонийской кафедры. После смерти еп. Валериана свтж. Августин занял его место.
Много трудов за 35 лет епископства блж. Августин посвятил борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан, Блж. Августином написано много творений (по удостоверению жизнеописателя его Поссидия, число доходит до 1030), из к-рых наиболее известны "О граде Божием", "Исповедь", 17 книг против пелагиан и "Христианская наука". Блж. Августин заботился, чтобы его сочинения были понятны и назидательны.
Скончался блж. Августин 28 августа 430 г.

Прп. Феодор Сикеот род. в сер. VI в. в сел.Сикее, недалеко от гор. Анастасиополя (Малая Азия), в благочест. семье. Когда его мать зачала святого, ей было  видение, что светлая звезда сошла в утробу. Прозорливый старец, к к-рому обратилась, разъяснил, что это благодать Божия сошла на зачатого младенца.
Когда мальчик достиг 6 лет, мать подарила золотой пояс, т. к. хотела, чтобы сын стал воином. Ночью в сонном видении  явился вмч. Георгий и приказал не помышлять о воен.службе сына, т.к. младенец предназначен служить Богу. Отец его, Косма, служивший скороходом у имп. Юстиниана Великого (527-565), скончался рано. Мальчик остался на попечении матери, с к-рой жили  бабушка Епидия, тетка Диспения и маленькая сестра Влатта.
В школе св. Феодор обнаружил большие способности к учению, главное - недетскиую мудрость:  был спокоен, кроток, умел успокоить товарищей, не допускал ссор и злобы. В доме матери жил благочест. старец Стефан. Подражая ему, св. Феодор с 8 лет начал в Великий пост съедать небольшой кусок хлеба по вечерам. Чтобы мать не принуждала обедать со всеми, мальчик возвращался из школы к вечеру, после того как в церкви причащался Св. Таин со старцем Стефаном. По просьбе матери учитель отпускал его на обед в перерыв в занятиях. Но св. Феодор уходил в церковь вмч. Георгия, где покровитель храма явл-ся ему в виде юноши и вводил в храм.
Когда св. Феодору исполнилось 10 лет, он смертельно заболел. Его принесли в церковь св. Иоанна Крестителя и положили пред алтарем. Мальчика исцелили 2 капли росы, упавшие с лика Спасителя на своде храма. По ночам являлся вмч. Георгий, к-рый водил молиться в свой храм до утра. Мать, боясь опасностей ночной дороги в лесу, уговаривала сына не ходить по ночам. Однажды, когда мальчик ушел, она в гневе пошла в церковь, за волосы вывела и привязала к постели. Но ночью ей в сонном видении явился ввмч. Георгий и грозно повелел не запрещать отроку ходить в храм. Такое же видение было Елпидии и Диспении. Женщины убедились в особом призвании св. Феодора и больше не препятствовали совершать подвиг, а маленькая сестра Влатта подражала ему.
В 12 лет святой в тонком сне увидел на Престоле Царя Славы Христа, К-рый сказал: "Подвизайся, Феодор, чтобы принять в Царствии Небесном совершенную награду".
Св. Феодор начал трудиться еще усерднее. Первую и Крестопоклонную седмицы Вел. поста проводил в совершенном молчании. Однажды мальчик отправился за благословением к пустыннику старцу Гликерию. В стране была страшная засуха, и старец сказал: "Чадо, преклоним колена и помолимся Господу, чтобы Он послал дождь". Старец и отрок, преклонив колена, стали молиться - и тотчас пошел дождь. Старец сказал св. Феодору, что на нем благодать Божия, и благословил о стать иноком.
В 14 лет св. Феодор ушел из дома и жил при церкви вмч. Георгия. Мать приносила еду, но он все оставлял на камнях при церкви,  сам съедал в день одну просфору. В юном возрасте прп. Феодор удостоен дара исцеления: по его молитве выздоровел бесноватый юноша.
Избегая людской славы, удалился в полное уединение. Под большим камнем недалеко от церкви вмч. Георгия выкопал пещеру и уговорил диакона засыпать вход землей, оставив небольшое отверстие для воздуха. Диакон приносил хлеб с водой,никому не говорил, где скрылся прп-ный.
2 года провел он в затворе и полном молчании. Родные думали, что его съели звери. Но диакон открыл тайну, т. к. боялся, что тот умрет в тесной пещере, и жалел рыдавшую мать. Прп. Феодора извлекли из пещеры полуживым. Мать хотела взять сына домой, но святой остался при церкви вмч. Георгия и чрез несколько дней совершенно исцелел.
Весть о подвигах юноши дошла до местного еп. Феодосия. В церкви вмч. Георгия он посвятил его в сан диакона, а затем - во священника, хотя тому было всего 17 лет.
Вскоре прп. Феодор отправился на поклонение св. местам в Иерусалим и там, в Хозевитской Лавре близ Иордана, принял монашество. Когда вернулся на родину, продолжал жить при церкви вмч. Георгия. Его бабка Елпидия, сестра Влатта и мать по советам прп-ного удалились в м-рь, а тетка скончалась в добром исповедании.
Подвижнич. жизнь молодого иеромонаха привлекала людей, ищущих спасения. Он постриг в иночество юношу Епифания, затем благочест. женщина, исцеленная святым от болезни, привела своего сына Филумена. Пришел  добродет. юноша Иоанн. Так постепенно ок. прп-ного собралась братия.
Св. Феодор продолжал нести тяжелые подвиги. По его просьбе кузнец сделал железную клетку без крыши, такую узкую, что в ней можно только стоять. В этой клетке в тяжелых веригах прп-ный стоял от Св. Пасхи до Рождества Христова. От Крещения Господня до Св. Пасхи затворялся в пещере, откуда выходил только для Богослужения в субботу и воскресенье. Во всю св. Четыредесятницу святой вкушал овощи и яровой хлеб по субботам и воскресеньям.
Оон получил от Господа власть над дикими зверями. Медведи и волки приходили к нему и брали пищу из рук. По молитве преподобного исцелялись прокаженные, из целых областей изгонялись бесы. Когда в соседнем селении Магатии появилась саранча, уничтожавшая посевы, жители обратились с просьбой о помощи к преподобному Феодору. Он отправил их в церковь. После Божественной литургии, которую совершал преподобный Феодор, жители возвратились к себе и узнали, что за это время вся саранча вымерла.
Когда воевода Маврикий возвращался в Константинополь после персидской войны чрез Галатию, преподобный предсказал ему, что он станет императором. Предсказание исполнилось, и император Маврикий (582 - 602) исполнил просьбу святого - присылал каждый год в монастырь хлеб для множества людей, кормившихся там.
Маленький храм вмч. Георгия не вмещал всех, кто хотел молиться в нем. Стараниями святого построен новый прекрасный храм. В то время скончался Анастасиопольский епископ. Жители города упросили Анкирского митр. Павла поставить им епископом прп. Феодора.
Как ни противился святой, посланцы митрополита и жители Анастасиополя силой вывели его из кельи и увезли в город. Став епископом, свт.Феодор много трудился на благо Церкви. Душа же его искала уединенного общения с Богом. Через несколько лет он отправился на поклонение святым местам в Иерусалим. Там, не открывая своего сана, он поселился в Лавре преподобного Саввы, где жил в безмолвии от Рождества Христова до Пасхи. Затем великомученик Георгий велел ему вернуться в Анастасиополь.
Тайные враги пытались отравить святителя, но Божия Матерь дала ему 3 ернышка. Святитель съел их и остался невредим. Св. Феодор тяготился епископством и испросил у Константинопольского Патриарха Кириака (595-606) разрешения уйти в свой м-рь и совершать там Богослужение.
Святость преподобного была столь явна, что во время совершения им Евхаристии благодать Св. Духа в виде светлой порфиры покрывала Св. Дары. Однажды, когда прп-ный приподнял дискос с Божеств. Агнцем и провозгласил "Святая святым", - Божеств. Агнец поднялся на воздух, затем опустился на дискос.
Вся Правосл.Церковь почитала прп. Феодора святым еще при жизни.
Тропарь преподобного Феодора глас 2
Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви
Кондак преподобного Феодора глас 3
Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

Св. блгв. кн.Сербский Лазарь жил в XIV в., когда турки, завоевав соседние страны, готовились напасть и на Сербию. Св. Лазарь воспитывался при дворе св. короля Душана. Он назначен правителем одной из сербских обл. В 1371 г. св. Лазарь провозглашен королем всей Сербии,много потрудился для облегчения положения страны. Он усмирил соседних князей, грабивших серб. население, заботился о христ. просвещении народа, строил храмы, поддерживал м-ри и благотворит. учреждения. В 1380 г. построил м-рь Рованицу. Св. Лазарь исходатайствовал у Константинопольского Патриарха согласие на признание Архиепископа Сербского Патриархом. 10 лет его правления Сербия находилась в покое.
Затем война с турками. Во время Коссовской битвы раненый король взят в плен и по повелению султана Баязета 15 июня 1389 года усечен мечом. Тело св. короля Лазаря погребено в ближайшей церкви. В 1391 г. нетленные мощи перенесены в Рованицкий м-рь. М-рь разрушен турками в 1683 г., и мощи короля Лазаря перенесены в м-рь Новая Рованица на Фружской горе.
Тропарь благоверного князя Сербского Лазаря глас 3
Красоту возжелев славы Божия,/ в земней Тому благоугодил еси/ и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси,/ о немже и подвизався до крове./ Отонудуже и мзду болезней твоих,/ яко мученик, приял еси от Христа Бога:/ Егоже моли спастися/ поющим тя, Лазаре.
Кондак благоверного князя Сербского Лазаря глас 8
Возбранника благочестия всеизрядна/ и мученика о истине непостыдна,/ честне и по долгу восхваляет тя стадо твое, Богомудре,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ тебе славящим смирение испроси, да зовем ти:/ радуйся, Лазаре приснопамятна.

  Свт. Ефрем, Патриарх Сербский, подвизался на Афоне, затем стал игуменом Сербского Ибровского м-ря. В 1376 г. после смерти Патриарха Саввы III избран на патриарший престол. Стремясь к безмолвию, святитель оставил престол и 9 лет провел в Архангельском Душановом м-ре. После Коссовой битвы вернулся на престол. Скончался мирно  в 88 лет в 1400 г. Святитель погребен в Патриаршей церкви
Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербского глас 8
 Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербского глас 8
 Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный.



 

 

 

 

     

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения