Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Елисея (IХ до Р.Х.). Свт.Мефодия, патр. Константинопольск. Обрет.мощ.сщмч.Владимира, митр.Киевск. Блгв.кн. Мстислава Храброго, во св.Крещ.Георгия Новгородск. Прп.Мефодия,игум.Пешношск. Прп.Елисея Сумск. Собор Дивеевских святых

27 Июнь 2018 г. Среда

  Св. прор. Елисей жил в IX в. до Р. Х., родом из сел. Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню призван к пророч. служению св. прор. Илией. Когда настало время взятия св. прор. Илии на Небо, он сказал Елисею:"Проси, что сделать тебе, прежде я буду взят от тебя". Елисей испросил для дела Божия благодать: "Дух, что в тебе, пусть будет на мне вдвойне". Прор.Илия сказал: "Трудного просишь; увидишь, как буду взят от тебя, будет тебе так, если не увидишь, не будет" (4 Цар.2,9-10). Когда шли по дороге, яв-сь огненная колесница, кони и разлучили их. Елисей воскликнул: "Отец мой, колесница Израилева и конница его!" (4 Цар.2,12). Подняв упавший плащ учителя, Елисей получил пророч.дар Илии.
 Прор. служение проходил более 65 лет при 6-ти израильских царях (от Ахаза до Иоаса). Св. пророк творил многочисл. чудеса. Разделил воды Иордана, ударив плащом прор. Илии, сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника, молитвой обильным низведением вод спас от гибели в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей, избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка обрадована рождением сына по его молитве, а когда ребенок умер, воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман исцелен от проказы, а слуга прор.Гиезий поражен, т.к. ослушался пророка и тайно взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израил. царю Иоасу победу над врагами и силой молитвы совершил много чудес.
 Скончался св. прор. Елисей в глубокой старости в Самарии. Чрез год после смерти мертвец в пещере, где лежали останки, воскрес от прикосновения к его костям. Прор. Елисей, как и св. прор. Илия, не оставил книг, проповедь была устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу великим пророкам (Сир.48,1- 15).
 Св.Иоанн Дамаскин написал канон в честь прор. Елисея, а в Константинополе воздвигнут храм его имени. Юлиан Отступник (361-363) приказал сжечь мощи прор. Елисея, Авдия и Иоанна Предтечи, но останки св. мощей сохранены верующими, часть перенесена в Александрию.
Тропарь пророка Елисея. глас 4
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак пророка Елисея глас 2
Пророк Божий явился еси,/ сугубую благодать прием,/ воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне:/ Илии бо был еси совсельник,// с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

  Свт.Мефодий, Патриарх Константинопольский, род. в Сицилии, в богатой семье. В молодости ушел в м-рь на о. Хиос и обновил его на свои средства. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) св. Мефодий занимал высокую должность апокрисиария при Патр.Никифоре,послан патриархом в Рим к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг свт. Никифора с престола и возвел иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Кассите.
 После смерти Льва Армянина св. Мефодий возвратился и в сане пресвитера боролся против иконоборч. ереси. Имп. Михаил Косноязычный (820–829) вначале освободил многих заключенных за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Св. Мефодий заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил (829–842), также иконоборец. Более образованный, чем отец, он освободил св. Мефодия как человека ученого, превосходно сведущего в делах церковных и гражданских.
 Получив свободу, св. Мефодий возобновил борьбу с еретиками.Имп. некоторое время терпел.После поражения в войне против арабов Феофил обрушил гнев на св. Мефодия, говоря, что Бог покарал за то, что приблизил «идолопоклонника» (так иконоборцы называли почитателей св. икон). Св. Мефодий возразил, что Господь прогневался за поругание Своей св. иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, челюсть была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Св. Мефодий сослан на о. Антигон и с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти имп. Феофила.
 В то время изгоняемые в заточение св. иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные послали св. Мефодию приветствие в стихах, узник ответил стихотворным приветствием.
 После смерти Феофила воцарился сын Михаил III (842–867), но из-за малолетства Византийской империей правила мать, блж. царица Феодора, почитательница икон.Императрица старалась уничтожить иконоборческую ересь, повелела освободить заключенных за почитание икон исповедников. Занимавший патриарший престол еретик Анний изгнан, а избран св. Мефодий. В Константинополе созван Поместный Собор под председательством св. Мефодия (842). Собор восстановил иконопочитание и постановил ежегодно торжествовать победу Православия. Составленный св. Мефодием «Чин православия» совершается в первую неделю Великого поста.
 Стремясь подорвать авторитет св. Мефодияеретики оклеветали его в нарушении целомудрия. Клевета обнаружили, и враги святителя посрамлены. Последние годы жизни святителя прошли мирно, он много трудился, мудро управлял Церковью, восстанавливал разрушенные еретиками храмы, собирал мощи святых, уничтоженные иконоборцами, перенес мощи патр. Никифора из места заточения в Константинополь. Скончался свт. Мефодий в 847 г. Св. Мефодий был духовно близок с прп. Иоанникием, предсказавшим патриаршество и время кончины. Кроме «Чина православия», святитель составил также правила для обращающихся к вере, три чина браков и несколько пастырских поучений и церк. песнопений.
Тропарь святителя Мефодия глас 4
   Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ святителю Мефодие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Мефодия глас 2
  На земли подвизался еси, яко безплотный,/ и Небеса наследовал еси, Мефодие,/ яко изъяснивый в концех икон поклонение,/ в трудех бо и болезнех вящше пребыв,/ не престал еси дерзновением,// обличая отметающияся иконы Христовы.

 Октябр. переворот 1917 вызвал нестроения в церк.жизни на Украине. Состоявшийся в Киеве епарх. съезд клира и мирян образовал самочин. управление и призвал к созданию "независимой" Украин. Церкви. Выступая против неканонич. действий по образованию автокефалии, митр. Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в чистоте Православия. В адрес свт. Владимира стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, но он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.
 С приходом в Киев гражд.войны и захватом большевиками города начались невидан. дотоле грабежи, сопровождавшиеся осквернением м-рей и храмов, святынь Киево-Печерск. Лавры. 25 января 1918 вооруж. люди ворвались в покои митр. Владимира, после издевательств над ним вывели за стены Лавры и расстреляли. Пред смертью архипастырь совершил молитву, благословил убийц: "Господь вас да простит". Найденное братией тело изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.
 Мученич. кончина свт. Владимира явилась началом длит. периода гонений на Русскую Правосл. Церковь, во время к-рых бесчисл. множество клириков и мирян приняло мученич. венцы, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти".
 Честные мощи сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого, обретены летом 1992, положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Тропарь священномученика Владимира глас 2
Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.
Кондак священномученика Владимира глас 2
 Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.

 Cв. блгв. кн. Мстислав - сын вел. кн. Киевского Ростислава Михаила Изяславовича, из рода кн. Смоленских. Князь известен под им.Храбрый, как мужеств. участник в битвах и защитник прав княжеских во время междоусобий на юге России за обладание престолом  Киевским. Он, по словам летописца, от юности не боялся никого, кроме Бога. Особен. храбрость и мужество кн. Мстислав явил в борьбе с вел.  кн. Андреем Боголюбским, от к-рого зависела участь всех рус. князей, как возводимых им на престол, так и низводимых с оного. Повод след.: Андрей Боголюбский, узнав, что возведенный им на Киевский престол брат Глеб умер не своей смертью, послал к преемнику его Роману, брату Мстислава, с требованием, чтобы выданы виновники смерти Глеба. Роман не послушался.
 Андрей Боголюбский велел ему выехать из Киева. Кроткий Роман повиновался; но за него вступились братья Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Особенно близко к сердцу принял несправедливость вел. кн. Храбрый Мстислав, к-рый овладел Киевом и отдал 2-му брату Рюрику. Когда кн. Боголюбский чрез посла объявил Рюрику, чтобы шел в свою отчину, а Мстиславу приказал сказать: «Ты всему зачинщик, не велю тебе быть в земле Русской», Мстислав велел остричь послу кн. Боголюбского голову и бороду и отправить назад со словами: «Мы до сих пор почитали тебя, как отца, по любви; но если ты прислал к нам с такими речами, не как к князьям, а как к подручникам и простым людям, то делай, что замыслил, Бог нас рассудит».
Андрей немедленно стал собирать войско. До 50 тыс. воинов подступили к Киеву. Два брата Рюрик и Давид Ростиславичи оставили Киев, не в силах удержаться против такого полчища, но храбрый Мстислав засел с малой дружиной в небольшой крепости в Вышгороде и решился выдерживать осаду, пока будет для него какая-нибудь возможность. Более 20 союзн. князей обложили Вышгород, ничтожные стены к-рого, казалось, можно разобрать руками. Даже кн. Роман вынужден присоединиться к ополчению против брата Мстислава. Боголюбский приказал поймать Мстислава и привести живого.
 Но храбрый Мстислав, выдержавший девятинедельную осаду в Вышгороде, не только не попал в руки неприятелей, как хотелось Боголюбскому, но сделался их победителем. В одну ночь многочисл. неприятельское ополчение вдруг обратилось в  бегство, как бы гонимое сверхъестеств. силой. Мстислав, при свете утренней зари увидев ужасное расстройство и беспорядок в неприятельском ополчении, из коего воины бросались даже в реку толпами, сперва поднял руки к небу и восхвалил св. заступников Вышгорода, кнн. Бориса и Глеба, потом сел  на коня и со своей малой дружиной поехал в погоню за беглецами, коих поразил и овладел станом с богатой добычей.
Но, оставшись победителем, храбрый Мстислав не искал более Киева и отдал его кн. Волынскому Ярославу. Сам и братья возвратились в свои уделы. Такой подвиг Мстислава запечатлел его им. Храбрый. Русь стала с особен. благоговением взирать на Мстислава, к-рого хранил Промысл Божий. Не хотел уже более Мстислав ни князей мирить, ни сам княжить. Когда граждане Смоленска, возмутившись против юного сына Романа, к-рому Мстислав, идучи в Киев на княжение, отдал Смоленскую отчину, предложили Мстиславу быть их князем, принял город Смоленск для того, чтобы отдать брату Роману. Он яв-ся в Новгород, чиновники, бояре и дух-во с крестами и иконами вышли навстречу и с восторгом внимали его присяге в храме Софийском «блюсти Великий Новгород». Скоро загремел голос Мстислава на вече, и в Новгороде все начало принимать др. вид и порядок после неустройств между народом и князьями, назначаемыми от Боголюбского. Хотя Мстислав княжил в Новгороде год, но отразил многих князей, нападавших на Псков и др. места Новгородские. Хотел Мстислав идти походом на Полоцк против кн. Всеслава, дед к-рого похитил  некогда церк. сосуды Св. Софии, с тем, чтоб возвратить святыню, но внезапная болезнь, кончившаяся смертью, не позволила исполнить этого благочест. желания.
Пред кончиной блгв. кн. Мстислав сподобился выслушать Литургию и причаститься Св. Таин Христовых в Софийском соборе, куда велел перенести в предчувствии  близости  кончины. Князь почил навеки 14 июня 1180 г. Когда погребали доблестн. кн.Мстислава в прежней гробнице основателя сего собора кн. Владимира, то весь Вел. Новгород рыдал. Св. мощи блг. кн. Мстислава открыто почивают в первом от южного входа в Софийский собор приделе Рождества Богородицы подле окна, близ южных ворот, как бы пребывая на страже храма Софии Премудрости Божией.
Тропарь, глас 4
Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной бытии всем нам спастися

Прп. Мефодий молодым, в числе первых, пришел к прп. Сергию и под рук-вом вел.наставника иноческой жизни провел несколько лет. О родителях, времени и месте рождения неизвестно. По благословению прп. Сергия он искал пустынное место. В глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил келью для отшельничества. В суровом посте и молитвах текла жизнь преподобного, его душа отрешалась от мира земного, стремясь в страны небесные. Не укрыли болота и леса подвижническое житие св. Мефодия. Прп.Сергий, посетив любимого ученика, дал совет построить обитель и храм на более сухом месте. Прп. Мефодий исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келий, нося деревья через речку, к-рую назвали Пешношею, а за обителью осталось имя Пешношской.
  С 1391 г. прп. Мефодий стал игуменом м-ря. Иноки вели трудолюбивый образ жизни, добывая пропитание, исполняя нужные для обители работы, т. ч. обитель была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Игумен подавал братии пример, был первым по подвигам труда, молитвы и поста.воспитывая многих иноков. Строгий к себе, прп. Мефодий был нетребователен к братии, снисходя к их немощам, предостерегая от ошибок в будущем. Временами преподобный, любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и уединенно подвизался в молитве. Сюда приходил для дух. бесед прп. Сергий. Местность назвали «Беседа». Прп. Мефодий погребен (+1392 г.) в основанной им обители. 
 Со дня кончины прп. Мефодия ублажали на Пешноше как святого, но до пол. XVI в. он не был канонизован. В 1547 г. митр. Макарием послана грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами. Грамота получена и на Пешноше, при игум. Варсонофии, к-рый направлен в Казань для основания новой обители. Он представил митр. Макарию точные сведения о житии и чудесах прп. Мефодия. С того времени имя прп. Мефодия стали вносить в русские месяцесловы.
 К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 г. Мефодий захоронен близ церкви свт. Николая. Учениками его над гробом построена дубовая брусчатая часовня, к-рая существовала более 300 лет. В 1732 г. на ее месте построена небольшая церковь прп. Сергия, а часовня перенесена в дубовую рощу, где Мефодий срубил первую келью.

Прп.Елисей Сумский - постриженик Соловецкой обители. Он занимался плетением рыболовных сетей. Перед кончиной святой принял схиму. В 1688 г. от гроба преподобного, почивавшего под спудом в Никольской церкви города Сумы Архангельской епархии, начались чудотворения

  В Соборе Дивеевских святых ― Серафим Саровский, Александра, Марфа, Елена Дивеевские, блаженные Пелагия, Параскева, Мария и новомученики Михаил и Иаков Гусевы, инокини Матрона (Власова), Пелагия (Тестова) и Марфа (Тестова).

Александра Дивеевская (Мельгунова), прп.: †1789; Ин. 13 || Нижег.
Дария Тимагина (Тимолина), Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
Дария Улыбина (Сиушинская), Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
Евдокия Немкова (Шикова), Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
Елена Дивеевская (Мантурова), прп.: †1832; М. 28 || Нижег.
Иаков Гусев, иерей, сщмч.: †1937; Д. 13 || Нижег.; Новомуч.
Мария Дивеевская (Федина), блаженная: †1931; Ав. 26 || Нижег.
Мария Неизвестная, Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
Марфа (Тестова), Дивеевская, инокиня, прмц.: †1941; Ап. 13 || Нижег.; Новомуч.
Марфа Дивеевская (Милюкова), прп.: †1829; Ав. 21 || Нижег.
Матрона (Власова), Дивеевская, инокиня, исп.: †1963; Окт. 25 || Нижег.; Новомуч.
Михаил Гусев, прот., сщмч.: †1937; Н. 7 || Нижег.; Новомуч.
Параскева Дивеевская, блаженная: †1915; С. 22 || Нижег.
Пелагия (Тестова), Дивеевская, инокиня, прмц.: †1944; Окт. 21 || Нижег.; Новомуч.
Пелагия Дивеевская (Серебренникова), блаженная: †1884; Ян. 30 || Нижег.
Серафим Саровский, прп.: †1833; Ян. 2; Ил. 19 || Курск.; Нижег.; Тамб.
Серафим (Чичагов), митр., сщмч.: †1937; Н. 28 || Брянск.; Моск.; Новомуч


 

 

 

    

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения