Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Онуфрия Велик. Прп.Петра Афонск. Обрет.мощ.,2-е просл.блгв.вел.кн.Анны Кашинск. Прп.Арсения Коневск. Прп.Онуфрия Мальск.,Псков. Прпп.Васиана,Ионы Пертоминск.,Соловецк. Прпп.Онуфрия,Авксентия Вологодск. Прп.Стефана Озерск. Прпп.Иоанна,Андрея и др.

25 Июнь 2018 г. Понедельник

 Прп. Онуфрий Великий род. ок. 320 г. в семье персид.царя. Отец, не имея потомства, молился Господу о даровании сына, и Бог услышал его. До рождения к отцу пришел демон как странник и сказал, что ребенок не его и предложил проверить, бросив в огонь.  Отец, поверив, бросил новорожденного в огонь. Свершилось чудо: ребенок протянул руки к небу, моля Создателя о спасении, пламень оставил младенца невредимым. Отцу явился ангел, приказал крестить сына, назвать Онуфрием и отвести, куда укажет Бог. Дитя не принимало материн.молока, отец, боясь, что младенец умрет, ушел в пустыню, где  белая лань, накормив малютку молоком указала путь. 
 Они дошли до м-ря у г. Гермополя. Игумен взял св. Онуфрия на воспитание. Простившись с сыном, царь до кончины посещал м-рь. Лань кормила св. Онуфрия до трех лет. Когда отроку было 7, произошло чудо. Ключарь м-ря каждый день давал ему хлеб. Св. Онуфрий в храме  подходил к иконе Пресв. Богородицы с Богомладенцем, в ангельской простоте обращался к Иисусу: «Ты Младенец, как и я, но Тебе ключарь не дает хлеба, возьми мой». Младенец Иисус брал у св. Онуфрия хлеб. Ключарь заметил чудо и сообщил игумену. Игумен приказал не давать св. Онуфрию хлеб, а послать  к Иисусу за хлебом.
 Св.Онуфрий, повинуясь ключарю, стал на колени, обращаясь к Богомладенцу, сказал:«Ключарь не дал хлеба, послал к Тебе; дай мне кусочек,ибо я проголодался».  Господь дал ему хлеб, столь большой, что св. Онуфрий едва отнес его к игумену. Игумен с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на св.Онуфрии. 
  В 10 лет св.Онуфрий ушел в пустыню, подражая св.прор.Илии и Иоанну Предтече. Он  ночью вышел из м-ря, луч света указал путь к месту пустын. подвигов. Св.Онуфрий нашел старца-пустынника,что обучил его правилам пустынножительства. Старец скончался, св.Онуфрий 60 лет прожил один. Много искушений претерпел он.
  Когда истлела одежда и он страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. 30 лет ангел ежедневно приносил хлеб и воду, а последние 30 лет он питался от финиковой пальмы, выросшей у его пещеры, имевшей 12 ветвей, к-рые поочередно ежемесячно приносили плоды. Воду пил из источника, чудесно открывшегося у пещеры. 60 лет ангел приходил к прп. Онуфрию в праздники и причащал его Святых Христ.Тайн.
 Повествователь житий пустынножителей прп.Пафнутий говорит, что когда пришел к пещере прп. Онуфрия, испугался, увидев его, обросшего белыми волнистыми волосами. Пафнутий хотел бежать, но прп. Онуфрий сказал:«Человек Божий, не бойся, я такой же грешник, как и ты». Это успокоило Пафнутия ,между подвижниками состоялась долгая беседа. Прп. Онуфрий рассказал, как пришел сюда, сколько лет прожил. Во время беседы неизвестно кем посреди пещеры поставлен хлеб и сосуд с водой. Подвижники, поев,  беседовали и молились Богу. Утром прп. Пафнутий заметил, что лицо святого изменилось. Прп.Онуфрий сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения, сегодня я завершу служение Богу в мире сем». 
Пафнутий просил прп. Онуфрия позволить ему жить на этом месте в пустыне, но св.Онуфрий не разрешил, т.к.Бог избрал того поведать христианам о подвигах пустынников. Прп.Онуфрий помолился Богу, лег на землю и преставился.
 Лицо его просияло, пещера наполнилась благоуханием, слышалось ангельское пение и Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа, чтобы Я взял тебя в место вечного упокоения с избранными Моими».Прп. Пафнутий предал погребению тело великого подвижника и возвратился в монастырь, прославляя Господа. 

Тропарь, глас 1: Желанием духовным пустыни достигл еси, / Богомудре Онуфрие, / и, яко безплотен, в ней многолетне подвизался еси трудолюбне, / соревнуя пророком Илии и Крестителю, / и, от руку ангельску Таин Божественных насладився, / ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишися, / моли спастися нам, / твою память почитающим.

   Прп. Петр Афонский, грек, воевода в имп. войсках, жил в Константинополе. В 667 г. во время войны с сирийцами св.Петр взят в плен и заключен в крепость г.Самары на реке Евфрате. Долго томился в темнице, думая, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Вспомнил, что хотел уйти в м-рь, но не сделал этого. Он соблюдал в тюрьме строгий пост, усердно молился, просил у свт.Николая заступничества пред Богом. Свт.Николай явился во сне, дал совет призвать на помощь св.Симеона Богоприимца. В третий раз явился со св. Симеоном Богоприимцем наяву. Св.Симеон коснулся жезлом цепей Петра, железо растаяло. Двери раскрылись, он вышел на свободу. Св.Симеон Богоприимец стал невидим, а свт. Николай проводил св.Петра до границы греч. земли. Напомнив об обете, свт.Николай стал невидим. Для принятия иноческ. образа при гробнице ап.Петра св. Петр ушел в Рим. Свт.Николай не оставил его: он во сне Римскому Папе рассказал об освобождении св. Петра из плена, наказав Папе постричь его в монашество.
 На след.день во время Богослужения Папа сказал: "Петр из греч. земли, к-рого свт.Николай освободил в Самаре, приди ко мне". Св.Петр предстал перед Папой, тот постриг его в монашество при гробнице ап.Петра. Он учил св.Петра иноческ.жизни и держал инока при себе. Потом отпустил св.Петра, куда Бог благословил его направить.
 Св. Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили св. Петра прийти помолиться в дом, где хозяин и домашние лежали больные. Св. Петр исцелил их молитвой.
 Во сне явилась Пресв. Богородица, указала место, где он будет жить до конца – Св. Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо Афона, остановился сам по себе. Св.Петр понял, что здесь он сойдет. Это было в 681 г. Прп. Петр провел в пустынях Св.Горы, не видя никого, 53 года. Одежда истлела, волосы и борода покрыли тело вместо одежды.
 В первое время прп. Петр подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид воинов, свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но молитвой к Богу и Богородице прп. Петр побеждал все. Тогда враг, явившись под видом отрока из родного дома, умолял вернуться домой. Преподобный ответил: "Сюда меня привел Господь и Пресв. Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду". Услышав имя Богородицы, бес исчез.
 Чрез 7 лет бес предстал пред преподобным в виде ангела и сказал, что Бог повелевает идти в мир для спасения других. Опытный подвижник ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес больше не приступал к нему. Матерь Божия явилась прп. Петру во сне со свт. Николаем и сказала, что каждые 40 дней ангел будет приносить ему манну Небесную. Прп. Петр 40 дней постился, на 40-й день подкреплялся манной Небесной.
Однажды охотник увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного листвой, и побежал. Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник хотел остаться, но святой отослал его. Он дал охотнику год для испытания и запретил рассказывать о нем. Через год охотник вернулся с братом, одержимым бесом, и спутниками. В пещере прп. Петра они увидели, что он преставился к Богу. Охотник рассказал спутникам о жизни прп. Петра, а брат прикоснулся к телу святого и получил исцеление.
Прп. Петр скончался в 734 г. Его св. мощи находились на Афоне в обители св.Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 г. перенесены во Фракийское селение Фотоками. С именем прп. Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о земном уделе – Св.Горе Афон, который и поныне остается в силе.
Тропарь преподобного Петра Афонского, глас 4
 Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего/ и крест восприим на рамо свое,/ на гору достигл еси Афонскую,/ якоже древле фесвитянин Илия./ И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением,/ Бога милостива творя,/ и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Петра, глас 2
 Удалив себе человеческаго сожительства,/ в пещерах каменных и разселинах пожил еси,/ желанием Божественным и любовию, Петре, Господа твоего,/ от Негоже венец приял еси.// Моли непрестанно спастися нам.

 Прп. Арсений Коневский из Новгорода был ремесленником, изготовлял изделия из меди. Постриг принял в Лисичьем м-ре близ Новгорода, где провел 11 лет. Отсюда отправился на Афон. Там прп. Арсений прожил три года, пребывая в молитве и изготовляя для афонской братии медную посуду.
 В 1393 г. прп.Арсений вернулся в Россию с иконой Божией Матери Коневской. С ней удалился на о. Коневец на Ладожском озере. Здесь провел в уединении 5 лет. В 1398 г.по благословению Новгородского архиеп. Иоанна прп. Арсений положил начало общежительному м-рю Рождества Пресв. Богородицы. Он вторично посетил Афон, просил у святогорцев молитв и благословения для обители. В 1421 г. разлив озера, уничтоживший монаст. постройки, вынудил прп. Арсения перенести обитель на новое место.
 Скончался прп. Арсений в 1447 г. и погребен в монаст. церкви. Житие преподобного написано в XVI в. коневским игум. Варлаамом.
Тропарь преподобнаго Арсения Коневского, глас 1
 Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобнаго Арсения Коневского, глас 8
Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.
Молитва преподобному Арсению Коневскому
  О всеблаженне и Богоносе Арсение, отче наш! Сый во славе Небеснаго Царя Христа Бога, предстоя Престолу Его со всеми Его святыми, не презри нас, долу сущих, грешных и недостойных, со слезами тебе молящихся, но приими сердечное стенание и бренных устен моление сие наше. Тебе бо вси молимся, о преподобне отче, и тебе умиленно просим: буди о нас ходатай и молитвенник теплейший ко Всеблагому Богу Моли благость Его, еже спасти нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Молися щедротам Его, еже подавати щедро всему миру потребная. Молися Дающему всем мир низпослати мир церквам, собирая расточенныя воедино, сохранити землю Русскую в мире и тишине, и всем верным в доме, и на пути, и на мори, и повсюду дни благи и безмятежны даровати; благословити труды отцев и братии наших и простити всех согрешения вольная и невольная, яко да сподобимся и мы, грешнии, вкупе с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа в безконечныя веки. Аминь.

 Прп. Онуфрий Мальский, Псковский (Изборский) основал обитель Рождества Богородицы в Малах, в 4-х верстах от Изборска и в 56 верстах от Пскова. Святой скончался 12 июня 1592 г., погребен в Рождественской церкви, в приделе его имени. Память прп. Онуфрия совершается также в так называемое "Мальское воскресенье" - первое воскресенье после Петрова поста.

   Прпп.Вассиан и Иона - иноки Соловецкого Преображенского м-ря, ученики св.игумена Филиппа, впоследствии митр. Московского (+1570). Св.иноков Господь прославил после кончины (1561). Рыбаки и моряки приезжали помолиться в часовню, воздвигнутую в 1599 г. над местом их погребения старцем Троице-Сергиева м-ря Мамантом. В 1623 г. иеромонах Иаков основал там обитель, названную Пертоминской.
Тропарь преподобных Вассиана и Ионы, глас 8.
 Прежде отвержением мира,/ яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии,/ послежде же, изволением Божиим,/ в водах морских кончину блаженную приясте/ и к неболезненному покою преставистеся от земли, радующеся./ Тем и по кончине от Христа Бога прославистеся чудесы обильно,/ теплии в бедах верным помощницы показастеся,/ и ныне на Небесех предстояще Престолу Христову,/ Вассиане преблаженне и Ионо преславне,/ молитеся присно о душах наших.
Кондак преподобных Вассиана и Ионы, глас 2
  Яко сокровище богатно,/ верным Божественная благодать/ из морских недр издаде мощи ваша, отцы преблаженнии,/ и в месте пусте целы и невредимы обретошася преславно,/ и тако вас ради ныне славится Бог,/ Емуже со дерзновением предстояще ныне на Небесех,/ Вассиане и Ионо досточуднии,/ молитеся непрестанно о всех нас.
Молитва преподобным Вассиану и Ионе.
О преподобнии и всечестнии отцы Вассиане и Ионо, угодницы Христовы блаженнии и чудотворцы преславнии! Постничеством Богу первее угодивше и делы благочестно на земли подвизавшеся, яко светила светлая, по смерти в мире возсиявше, просвещающе верных чудес светлостию, вы заступницы теплии показастеся. Многих, в скорбех и бедах страждущих и погибнути имущих, здравы сохраняете, непослушавших же завещания вашего и маловерующих отмстительне наказасте, и прежде заблуждшей жене путевожди бысте, и ослепшему паки прозрение даровасте. Дерзостне же коснувшагося целебных мощей ваших напрасно отринусте и, разелаблением наказавше, помиловасте. К сим же и иная преславная соделасте, и бывшее оскудение во обители вашей сугубо исполнисте, соблюдающе ю. Молимся убо ныне вам, о преблаженнии отцы, услышите моление наше, не презрите нас в бедах и скорбех, призывающих вас верою, будите помощницы нам скории и покровители, сохраните же во благоденствии, мире и тишине отечество наше. К сим же и духовнаго о вас собрания не оставите до конца, посещающе я всегда, о преподобнии, изобилованием всяцем, и молитеся присно о нас ко Господу, да молитвами вашими грехов прощение получим, и Царствия Небеснаго сподобимся благодатию Его, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских, глас 8

  Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкви Вологодстей Богодарованное украшение,/ преподобнии отцы наши Онуфрие и Авксентие,/ молите милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение.

Прп. Стефан Озерский, Комельский род. во 2-й пол. XV в. в Вологодской земле. Отец служил при княж. дворе, но светская жизнь не по душе юноше, он ушел в Глушицкую обитель прп. Дионисия, где принял монаш. постриг. С благословения игумена прп. Стефан странствовал по северным м-рям, чтобы приобрести навык в дух. делании. Вернувшись в Вологодскую землю, поселился при истоке р. Комели. 
 Прп.Стефан вел суровую жизнь. Однажды во время слезной молитвы преподобный удостоился видеть Пресв. Деву и свт. Николая, к-рый умолил Матерь Божию благословить св. Стефана основать м-рь. В 1534 г. прп. Стефан устроил церковь свт. Николая. Преподобный мирно почил в 1542 г.

 Св.блгв.кн.Анна Кашинская скончалась 2 октября 1368 г. Св.мощи обретены 21 июля 1649. Торжеств. перенесение ее мощей из деревян. Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 г. К дню 12 июня приурочено и восстановление церк. почитания св. Анны.
Тропарь великой княгини Анны Кашинской, глас 3
 Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.
Кондак великой княгини Анны Кашинской, глас 4
 Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.
Молитва благоверной княгине Анне Кашинской
 О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребывавши и не отступавши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  Продолжая путь после погребения прп. Онуфоия, прп. Пафнутий встретил оазис, к-рый поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из пустыни к нему вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши рассказали ему, что в детстве они жили в г. Оксинрихе (Верхняя Фиваида) и вместе обучались грамоте. Они горели желанием посвятить жизнь Богу. Решив уйти в пустыню, юноши вышли из города и после нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий светом муж и привел к старцу-пустыннику. «Вот уже 6 лет, – сказали юноши, – мы живем на этом месте. Старец наш прожил здесь один год и преставился. Мы живем одни, питаемся плодами деревьев, а вода у нас из источника». Юноши назвали имена. Это были св. Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и возносили общую молитву. В эти дни являлся Ангел и причащал их Святых Таин. Ради прп. Пафнутия они не ушли в пустыню, а всю неделю молились вместе. В след.субботу и воскресенье св. Пафнутий с юношами сподобился причаститься из рук Ангела Святых Таин и услышать сказанные им слова: «Да будет вам Пищей Нетленной, Веселием Нескончаемым и Жизнью Вечной Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Бога нашего».
Простясь с юношами, прп. Пафнутий через три дня  вышел к краю пустыни. Здесь находился небольшой скит. Братия встретили его с любовью. Прп. Пафнутий рассказал все, что узнал о св. отцах, встреченных им в глубине пустыни. Братия подробно записали рассказ прп. Пафнутия и распространили его по др.скитам и м-рям. Он благодарил Бога, сподобившего его узнать о высокой жизни отшельников Фиваидской пустыни, и возвратился в обитель.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения