Версия для печати
На страницу списка праздников

Апп. Варфоломея и Варнавы(I). Прп.Варнавы Ветлужского(1445). Перенес. мощей Ефрема Новоторжск.(1572) «Достойно есть»(Милующая)(Х) ик. Божией Матери

24 Июнь 2018 г. Воскресенье

  Св.Варфоломей - один из 12-ти апостолов. С ап.Филиппом проповедовал Евангелие в Сирии, в Малой Азии. Св.Филипп обращал к Христу жителей Лидии и Мизии. Св.Варфоломею, проповедовавшему в др. городах, было веление Господа идти к св.Филиппу. За Филиппом следовала сестра — девица Мариамна. В Сирии и Мизии их заключали в темницы, избивали камнями, но благодатью Божиею они были живы.
  В лидийском селении со св.Иоанном Богословом отправились в г.Иераполь, переполненный идолами. Для громадной ехидны построили храм, куда приносили пищу, совершали жертвоприношения. Св.Филипп с сестрой вооружились молитвой с помощью св.Иоанна Богослова. Молитвой умертвили ехидну. Иоанн Богослов ушел, св.Филипп с Варфоломеем и Мариамной остались, уничтожая идолопоклонство, учили слову Божию.
  Апостолы силой молитвы вернули слепому  40 лет Стахию зрение. Крестив его, святые жили у него. В городе узнали, что слепой Стахий прозрел. К дому приносили больных, исцелялись молитвой, изгоняли бесов. Многие крестилось.
  Никанору, жену начальника, укусила змея, она лежала при смерти. Узнав об апостолах, она в отсутствие мужа велела отнести себя и исцелилась. Когда градоначальник вернулся, ему передали, что жена верует во Христа. Разгневавшись, Никанор схватил апостолов, дом Стахия сжег. Св.Филиппа, Варфоломея, деву Мариамну с побоями потащили по городу, бросили в темницу. Начальник города судил проповедников Христовых, а жрецы погибшей ехидны требовали умертвить их. Св. апостолы осуждены были на распятие.
   Первым пострадал св.Филипп. Просверлив ступни ног и продев веревки, мучители распяли его вниз головой пред дверьми капища ехидны, забросав камнями. Затем распяли св.Варфоломея. Внезапно земля разверзлась, проглотила градоначальника со жрецами и язычниками. Оставшиеся бросились снимать с крестов распятых апостолов. Св.Варфоломей повешен невысоко, его сняли. Но Филипп был повешен высоко. Св.Филипп молился Богу за врагов, чтобы Господь отпустил им грехи. Господь велел земле исторгнуть живыми жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Все решили креститься. Сняв с креста св.Филиппа, увидели, что он предал Богу душу. Родная сестра, св. Мариамна, обнимала тело и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа.
 Св.Варфоломей свершил крещение и поставил епископом Стахия. Новообращенные похоронили тело св.ап.Филиппа. На месте, где истекла кровь, в три дня выросла виноградная лоза. Св.Мариамна направилась в Ликаонию и, проповедуя слово Божие, мирно преставилась ко Господу. Св. Варфоломей отправился в индийские страны. Посветив язычников, перевел Евангелие от Матфея, что носил с собой. Там оставил Евангелие на еврейском языке, через 100 лет оно принесено в Александрию Пантеном, философом-христианином 
   Из Индии отправился в Армению.Многие обратились ко Христу. У царя Полимия была бесноватая дочь. Он приказал найти Варфоломея. Царевна исцелилась. Царь послал верблюдов с золотом, серебром, жемчугом. Апостол отослал все назад. Царь Полимий уверовал во Христа, принял крещение от св.апостола с царицей, дочерью, вельможами и народом. 
  Жрецы вознегодовали на св.апостола, видя, что капища приходят в запустение. Они уговорили брата царя Астиага погубить Варфоломея. Тот схватил св.апостола и в Альбане распял  на кресте головой вниз. Мучитель велел содрать кожу, святой, с вел.терпением перенося это, возносил славословия Господу. Мучитель повелел с кожей усечь главу св. Варфоломея. Так скончался ап.Варфоломей. Верующие, сняв с креста тело, главу и кожу, положили в     оловянную раку и предали погребению в Албане. От мощей пошли исцеления, многие обратились ко Христу.
 Гонители взяли св.мощи в оловянной раке и ввергли в море. Оловянная рака, плывя, как легкая ладья, пристала к о. Липару. Еп. Агафон, узнав во сне, что к острову приплыли св.мощи, вышел с народом на берег. Раку со св.мощами перенесли с псалмопениями в церковь.
 В Фессалии прп.Иосиф получил от одного мужа часть мощей св. ап. Варфоломея. Построив церковь св.ап.Варфоломея, Иосиф положил в ней часть св.мощей. Он решил украсить праздник св.апостола песнопениями; молил Бога и апостола Божия даровать премудрость для создания хвалебных стихов. Молился прп.Иосиф 40 дней,  пред празднеством увидел в алтаре св.Варфоломея. Он взял с престола Евангелие, положил на грудь Иосифу, сказав, что его песнопения усладят вселенную.
  Прп.Иосиф начал писать церк. гимны и каноны, которыми украсил праздник не только св.ап.Варфоломея, но и др.святых, почтил канонами Пречистую Богоматерь и свт. Николая. Обильно украсил Церковь песнопениями, за что и получил наименование песнописца.
Кондак апостола Варфоломея, глас 4
 Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

  Св.ап.Варнаву, одного из 70-ти апостолов, вначале звали Иосифом. Род. на острове Кипр. В роду были вел.пророки — Моисей, Аарон и Самуил. Учился Иосиф в Иерусалиме пониманию еврейских книг и закона Божия. Среди учеников был Савл, впоследствии Павел.
 Иосиф ежедневно в храме Соломоновом молился, постился, соблюдал чистоту. Иисус пришел из Галилеи, учил в храме, творил чудеса. Иосиф просил Господа принять в число учеников. Господь благословил его. Иосиф поспешил в дом тетки Марии, матери Иоанна, названного позже Марком, и сказал, чтобы она шла в храм к Иисусу. Женщина направилась к храму. Увидав Господа, с мольбой попросила благословить дом. Иисус пришел, благословил всех в доме. Он принят Марией с честью. Господь всегда заходил с учениками в дом Марии, когда был в Иерусалиме.
  Господь отправился в Галилею, за Ним Иосиф с учениками. Когда Господь решил отправить апостолов на проповедь, увидал, что их мало. Тогда явил миру 70 учеников, к-рых послал по два в каждый город и селение. Среди них св. Иосиф, названный Варнавой - сыном утешения,т.к. проповедью утешал людей.
  После Вознесения св.апостолы жили в Иерусалиме. Варнава часто виделся с Савлом, спорил, чтобы обратить Савла к вере, но тот был ревнителем отеч. преданий; поэтому посмеивался над св. Варнавой, называя Господа сыном плотника, человеком простого звания, преданным позорной смерти. После убиения евреями первомученика Стефана Савл начал преследовать церковь, «входя в дома верующих, влача мужчин и женщин и заключая их в темницы» (Деян.8:3).
  Св. Варнава молился Богу, желая иметь Савла другом по вере. Молитвы Варнавы были не напрасны. Савл обратился ко Христу на пути в Дамаск. Хулитель Христа начал прославлять Иисуса, стал защитником Церкви. После крещения Савл на собраниях иудейских проповедовал, обличая иудеев в Дамаске. Когда вернулся в Иерусалим, «старался пристать к ученикам, но все боялись его, не веря, что он ученик» (Деян.9:26). Св. Варнава спросил, почему тот уничтожает учеников Христовых. Савл, припав к ногам его, сказал, что принял крещение и стал христианином. Св. Варнава спросил Савла, кто обратил его. Савл ответил, что Сам Господь Св.Варнава привел его к апостолам. Савл рассказал, как видел Господа и что Он говорил ему. Рассказал, как подвизался в Дамаске за имя Христово. Савл с апостолами обличал иудеев и еллинов. Те дивились, как человек, недавно преследовавший христиан, проповедовал Иисуса.
  В Антиохии сирийской распространялась вера во Христа. Когда был убит св.првмч.Стефан, началось гонение на церковь. Апостолы послали св.Варнаву в Антиохию, дабы узнал все и утвердил новообращенных. Он пришел, утешил всех словом Господним. Много народу присоединилось ко Господу. Затем отправился в Тарс, желая найти друга Савла. Привел его в Антиохию, и трудились оба, приводя к вере иудеев и еллинов. Пробыли в Антиохии год, в храме поучая народ. Здесь впервые ученики стали называться христианами.
 Когда Варнава и Савл, теперь Павел, вернулись в Иерусалим, возвестили об умножении верующих в Антиохии, принеся щедрую милостыню. В церкви Иерусалимской «царь Ирод поднял руки на нек-рых из принадлежавших к церкви» (Деян.12:1) и «умертвил Иакова Зеведеева, брата Иоанна, мечом» (Деян.12:2). Заключил в темницу Петра, откуда ап.Петр выведен ангелом. Варнава и Савл укрылись в доме Марии,тетки Варнавы, к к-рой пришел и св.Петр.
 Варнава и Савл вернулись в Антиохию, взяв сына Марии, Иоанна, названного Марком. В Антиохииони подвизались в посте, молитве, в служении Божеств.литургии и в проповеди слова Божия. Затем пошли в Селевкию, отсюда на Кипр, затем в Саламину. Всюду возвещали слово Божие. Отъехав из Пафа, пришли в Пергию. Слуга Иоанн, он же и Марк, увидав злострадания, к-рые претерпевали они, устрашился из-за юных лет и возвратился в Иерусалим к матери.
 Варнава с Павлом пришли в Антиохию писидийскую. Изгнанные, прибыли в Иконию, но здесь их решили побить камнями. Они, узнав, пошли в Листру и Дервию и благовествовали здесь. Обратив многих ко Христу, св. апостолы пошли назад в Антиохию сирийскую чрез те же города и селения. Всюду утверждали души учеников, увещевая пребывать в вере. Рукоположив пресвитеров, оставили учеников Господу.
 Между уверовавшими евреями и еллинами поднялся спор об обрезании. Варнава и Павел пришли в Иерусалим к апостолам и старцам, дабы спросить об этом. В Иерусалиме все слушали Варнаву и Павла, возвестивших о знамениях и чудесах, что Бог сотворил рукой их среди язычников. Апостолы, посоветовавшись соборно, постановили отменить обрезание навсегда для всех верующих. Апостолы послали с Варнавой и Павлом в Антиохию Иуду, называемого Варсавой, и Силу, мужей известнейших среди братии. 
 Иоанн, называемый Марком, подошел к дяде Варнаве с покаянием, что ушел, когда они проповедовали язычникам. Иоанн просил взять его, обещая без страха идти на смерть за Господа. Варнава взял его как племянника. Вместе дошли до Антиохии. Апостолы отдали послание, все возрадовались. Иуда и Сила словом утешили братию.
 Иуда возвратился в Иерусалим, Сила остался. Павел и Варнава жили в Антиохии, благовествуя слово Господне. Павел предложил Варнаве вновь пройти там, где проповедовали, дабы увидеть, как живут братия.
  Св. Варнава хотел взять племянника, но Павел не согласился. Поссорившись, они разошлись. Св Павел, взяв св.Силу, отправился в Дервию и Листру, а св. Варнава отплыл в Кипр с племянником Иоанном.
 Умножив на Кипре верующих, Варнава отправился в Рим и первый проповедал там. Затем, основав в г.Медиолане еп.престол, Варнава возвратился на Кипр. В г. Саламин пришли иудеи из Сирии и стали возмущать народ, говоря, что проповеди Варнавы противны закону Моисееву. Замыслили убить его. Апостол, провидя мученич. кончину, созвал верных, свершил Божеств.литургию и причастил всех Христовых Тайн. Потом, взяв Марка, сказал: «В этот день я окончу жизнь, приняв смерть из рук иудеев. Ты похорони тело мое и иди к ап.Павлу, расскажи все».
 У св.Варнавы было Евангелие от Матфея, написанное его рукой. Он завещал св. Марку похоронить его с Евангелием. Варнава отправился на сонмище еврейское. Когда начал говорить, иудеи вывели его из города и побили каменьями. Разложив костер, бросили тело для сожжения. Но когда пришел св. Марк, нашел тело апостола не пострадавшим от огня. Похоронил его в пещере, согласно завещанию апостола, положил на груди Евангелие. Потом отправился на поиски ап. Павла. В Ефесе рассказал о кончине св. Варнавы. Св. Павел оплакал его кончину, а Марка оставил при себе.
  После убиения св. Варнавы в г. Саламине началось гонение от евреев на верующих. Пришло в забвение место, где положены честные мощи ап. Варнавы. Спустя много лет вера распространилась, управляли христ. цари и о. Кипр просиял благочестием, Господу благоугодно прославить место, где мощи ап. Варнавы. Начали происходить чудеса. Недужный, переночевав там, получил здравие. То же случилось с др. больным. Верующие приходили туда, проводили ночь и получали исцеление. Место назвали «Местом здравия». 
 Еретик Петр белильник, по прозванию Кнафей, противник IV Вселен. собора св.отцов, защитник ереси Евтихиевой, в царствование Зенона хитростью захватил престол антиохийского патриаршества. Ему мало антиохийск. епархии, решил захватить и о. Кипр, издревле свободный, дабы сеять свое лжеучение Архиеп. кипрский Анфим опечалился, ибо знал, что Петр мог сделать все. Пришел приказ на Кипр, повелевший архиеп. кипрскому прибыть в Царьград для ответа на соборе пред патриархом, требовавшим подчинения о. Кипра.
 Архиепископ не знал, как поступить. Он вел св.жизнь, но не обладал красноречием. Он начал усердно поститься и молиться. 3 ночи, когда Анфим дремал, вставал пред ним муж в светлой ризе, говоря, что бояться нечего.
 Архиепископ, спросил, кто он. Тот отвечал: «Я Варнава, ученик Господа, к-рого Дух Святой посылал со св. ап. Павлом на проповедь слова Божия язычникам. Выйди за город к западн.стороне к «Месту здравия», раскопай землю под деревом, найдешь пещеру и раку, где мощи мои; найдешь там Евангелие, написанное моею рукой, к-рое я переписал от св. еванг. Матфея. Когда противники церкви начнут говорить, что Антиохия - престол апостольский, скажи: и мой город — престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в граде ».
 Архиепископ, возблагодарив Бога, созвал клириков, начальников города, народ и рассказал о троекратном явлении св. ап.Варнавы; затем отправился с псалмопением к тому месту. Раскопали землю, нашли пещеру, увидели раку и ощутили благоухание. Открыв, увидели св. мощи св. ап. Варнавы в целости, увидели Евангелие. Архиеп. Анфим запечатал раку оловом, приказал совершать псалмопения. Сам отправился в Царьград; представ собору, отвечал противникам так, как научен был ап. Варнавой.
 Имп. Зенон возрадовался, что обретено столь вел. сокровище, и распорядился, чтобы Кипр не был в подчинении у патриарха, но самостоятельно управлялся архиепископом. Эта свобода дарована Кипру ради мощей св. ап. Варнавы. С этого времени престол архиерейства кипрского наз-ся престолом апостольским, как и проч. патриарш. престолы. Блж. Анфим, архиеп.Кипрский, награжден почестями от царя и от дух. собора. Царь попросил Евангелие, обретенное на груди апостола: украсил его золотом и драгоцен. камнями, положил в царской палате церкви; архиепископу дал золота для постройки храма, где обретены мощи ап. Варнавы.
 Архиепископ возвратился, вскоре выстроил храм, честные мощи св.апостола положил в алтаре, на правой стороне, и установил праздновать память св. ап. Варнавы в 11-й день июня (день обретения св. мощей его),
Кондак, глас 3:
 Господень был еси всеистинный служитель, Апостолов же явился еси седмидесятих первый: озарил еси с Павлом проповедь твою, всем возвещаяй Христа Спаса: сего ради песнопении божественную память твою Варнаво, совершаем.

 Варнава Ветлужский род. в Великом Устюге. До ухода в пустыню был священником одной из городских церквей. В 1417 г. прп-ный поселился на берегу реки Ветлуги на Красной горе, где подвизался в уединении в 28 лет. По словам автора жития преподобного, к св. Варнаве приходили и "дивии звери, медведи многи, живуще близ келлии его... он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся; благодаря великаго Бога, тии звери кротки ему быша".
 В окрестностях горы Красной, даже в 50 верстах, не было челов. жилья. Изредка посещали пустынника люди, "благословения ради", к-рым предсказал, что по преставлении его на берегу реки Ветлуги "умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки".
 По преданию, в 1439 г., перед тем, как поселиться на реке Унже, сюда приходил за наставлениями и поучениями прп.Макарий. Прп. Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 г.. По кончине св. подвижника на место его подвигов приходили на жительство "от разных стран" многие монахи "и к ним земледельцы" и "размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги". На Красной горе иноки построили две церкви - Пресвятой Троицы, др. - над гробом прп-ного - свт. Николая Чудотворца, и основали "общежительный м-рь, названный "Варнавинской пустыни". Житие св. Варнавы написано в 1639 г. иноком Варнавинской пустыни - "честнейшим иеромонахом Иосифом (Дядкиным), иже бысть последи в царствующем граде Москве книжнаго печатнаго управления главнейший управитель". Для удостоверения в действительности чудес, совершавшихся при гробе преподобного, в том же 1639 г., свидетельствованы его св. мощи по распоряжению Патриарха Иоасафа.
Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, главный храм обители обращен в городской собор ап. Варнавы.

 Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (+ 28 января 1053)  совершено в 1572 г. архиепископом Новгородским Леонидом. Празднование установлено при Митр. Московском Данииле (1584 - 1587).
Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского глас 1
 Тожественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Ефрема Новоторжского глас 8
 Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

 История почитания иконы Божией Матери «Достойно есть» (Милующая) такова. В воскресенье живший неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келье остался послушник. Ночью постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно петь "Честнейшую Херувим...", оба встали пред иконой Божией Матери «Милующая», гость заметил, что сначала поют "Достойно есть..."
 Во время пения этой песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе дивная песнь, за неимением бумаги, записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим.
 Икона, пред к-рой впервые воспета песнь "Достойно есть", перенесена в соборный храм Успения Пресв. Богородицы Карей (администр. центра Афона). Плита с начертанной на ней Арх. Гавриилом песнью перенесена в Константинополь во время патриаршества свт. Николая Хрисоверга.
  Многочисл.списки с иконы "Достойно есть" ("Милующая") свято чтутся в рус. храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери воздвигнут пятикупольный храм, в к-ром поставили присланную с Афона благодатную икону "Милующая".
  

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения