Версия для печати
На страницу списка праздников

Седмица ваий. Прмч.Никона еп. и 199-ти учеников его (251). Прп.Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117–138). Мч. Василия Мангазейского (1600).

05 Апрель 2017 г. Среда

 Сщмч. Никон род. в Неаполе в 1-й пол.III в. Отец воспитал его в язычестве, но мать, христианка, молилась, чтобы Господь обратил сына к истин.вере. Когда сын поступил на воен. службу, мать сказала:«Если попадешь в беду, осени себя крестным знамением и будешь невредим». Слова матери запали ему в сердце.
 Однажды, во время сражения, Никон с отрядом оказался в серед. неприят. войска. Гибель была неизбежна, но воин вспомнил слова матери. Перекрестившись, призвал на помощь Господа, дав обещание принять Христ. веру, если Господь сохранит жизнь. Внезапно воин устремился вперед и поверг противника в бегство. 
  Дома Никон рассказал матери о чудесном спасении. Внимательно слушал Никон мать, разъяснявшую основы веры. Он решил принять св. Крещение, но христиане подвергались гонениям,  найти священника нелегко. Мать благословила сына в дорогу, взяла обещание, что он вернется домой, приняв крещение. 
 Не найдя иерея дома, Никон отправился в плавание и вступил на берег о.Хиос, в Эгейском море. Здесь, на высокой горе, пребывал в глубокой молитве 8 дней, прося Господа послать рук-ля на пути к спасению. Господь внял его мольбе. Ангел во сне вручил ему увенчан. крестом жезл и повелел идти к берегу, где будет корабль. Пустившись в плавание, Никон достиг фракийского о.Ганос, что от острова Хиос в двух днях пути. Здесь в пещерах скрывались от преследования еп.Кизикии Феодосий и ученики. Чудесным образом уведомленный о прибытии Никона, еп.Феодосий совершил Таинство Крещения.
 Жизнь в пещерн. м-ре была по душе св.Никону, и он решил принять иночество. Кротость новопострижен. монаха, его ревност. изучение божеств. книг, терпение вызывали уважение у братии.
 Прошло 3 года. Еп. Феодосий получил откровение о кончине, повеление поставить архипастырем мон. Никона. Он рукоположил св.Никона во епископа. Пред смертью завещал преемнику оставить пещерн.м-рь, разрушение к-рого предвидел, переселиться с братией в Сицилию.  Совершив погребение, свт.Никон и 199 монахов, сев на корабль, достигли берегов Италии. Свт.Никон поспешил в Неаполь, нашел мать, к-рая, увидев его епископом, вознесла благодарность Господу и скончалась на руках сына.
 В родном городе свт.Никон встретился с друзьями-воинами и говорил с ними о христ. вере. Его пример так подействовал на девятерых, что они последовали за прп-ным и братией. В Сицилии основали обитель в пустын. плодородном месте Гигиа на восточн.побережье острова. Питаясь трудами рук своих, иноки провели здесь несколько лет. Гонение на христиан усилилось. По приказу Квинтиана, правителя острова, 199 иноков подверглись жестоким истязаниям. Их нещадно били воловьими жилами, но никто не отступил от Христа, и св. мученики обезглавлены.
 Св. Никона заковали в цепи. Тело поджигали огнем, потом привязали к борзым коням, чтоб влачить по земле, но, осененные крестным знамением, кони стояли недвижно, как ни били их слуги. Разгневан. игемон велел предать коней смерти. Св.Никона били камнями, вытянули клещами язык и отрезали. После нескончаем. мучений свт.Никон отведен на место Гигиа, где ранее жил с учениками, и обезглавлен на р. Асинос. Святой пострадал в царств. Декия (249-251). Тело  брошено на съедение зверям и птицам.
 В тот день, когда игемон Квинтиан осудил св.еп.Никона на усечение, при переправе чрез р. Псимиф растоптан и сброшен в реку  рассвирепевшими конями, по пророчеству свт.Никона. Пастух, одержимый злым духом, нашел тело свт.Никона, упал на землю, нечистый дух вышел из него с воплем. Исцелен. пастух пошел, рассказывая о чуде. Услышав, епископ г. Мессины отправился с клиром за многострад. телом сщмч.Никона и предал погребению.

 Св. Филит был знатным сановником при дворе гонителя христиан имп.Адриана (11 -138). За исповедание веры во Христа св.Филит с женой св. Лидией и сыновьями св. Македоном и Феопрепием предстал перед судом. По повелению Адриана св.Филит с семьей отправлен в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы тот подверг их истязаниям. Он приказал подвесить их на дереве и ножами строгать тела. Затем мучеников заключили в темницу с уверовавшим начальником тюрем Кронидом. Ночью ангел укрепил на страдания.
 На след.день мучеников погрузили в котел с кипящим маслом, но масло мгновенно остыло, святые остались невредимы. Военачальник Амфилохий так поражен чудом, что уверовал во Христа, сам вошел в кипящее масло с молитвой: "Господи, Иисусе Христе, помоги мне!" - и остался жив. Та же пытка повторилась, когда имп.Адриан прибыл в Иллирию. Св. мучеников бросали в кипящее масло, а они силою Божией оставались живы. Посрамленный император возвратился в Рим, а св.мученики стали благодарить и прославлять Господа.

   Прп. Никон был первым учеником и сподвижником прп.Антония, основателя Киево-Печерской обители, к к-рому пришел, будучи иереем. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков, в их числе прп.Феодосия Печерского. За пострижение любимцев вел.кн.Изяслава прпп.Варлаама и Ефрема св. Никон навлек гнев князя, но отказался убеждать пострижеников покинуть м-рь.
 Когда в обители собралось много братий, прп.Никон решил уйти в безмолвствие, удалился на полуостров Тмутаракань (на восточн.берегу Керч. пролива),поселился в безлюдном месте. Слава о нем распространилась в округе, к нему собрались желавшие проводить иноческую жизнь. Так основан м-рь с церковью Пресвятой Богородицы.
 Когда он возвратился в Киево-Печерскую обитель, прп.Феодосий оказал ему почтительную любовь как дух.отцу. По словам прп.Нестора Летописца, прп. Феодосий, отлучаясь, поручал прп.Никона братию. Иногда поручал прп.Никону поучение братии. Нередко, когда прп. Никон переплетал книги, прп.Феодосий сидел и прял нитки, нужные для переплета.
   Когда кн.Святослав изгнал брата Изяслава из Киева, прп.Никон ушел в основанный им м-рь. Он вернулся при игум. Стефане. По удалении из Киево-Печерской обители игумена Стефана св.Никон избран игуменом м-ря. Он много потрудился, чтобы украсить обитель иконным писанием и мозаикой. Скончался преподобный в глубокой старости(1088), погребен в Ближних пещерах прп.Антония.
Тропарь преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, глас 5
 Христова винограда лоза явился еси, Богоблаженне Никоне,/ гроздие принося Ему - добродетели твоя,/ и прочиих, к темже наставляя,/ приводил еси Христу Богу,/ Емуже, молим тя, молися за души наша.
Кондак преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, глас 8
 Третье светило пещерное,/ прогоняющее тьму бесовскую,/ восхваляем тя, мудре,/ и по долгу чтим труды и подвиги твоя,/ яже подъят о стаде своем/ и о украшении церковнем,/ воззывающе ти усердие сице:/ радуйся, отче Никоне, красото церковная. 

Св. мч. Василий, Мангазейский чудотворец, первый святой, прославленный на Сибирской земле,принял мученич. кончину 4 апреля 1602 г., и с сер.XVII в. глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недужным, в скорби и отчаянии.
 Блж. Василий, сын благочестивого, но небогатого жителя Ярославля Феодора, в юности взят богатым ярославским купцом управляющим продажей товаров в заполярную Мангазею - один из первых рус. городов Сибири.Василий строго исполнял христиан.заповеди. Кротость и смирение были его украшением, а сердце исполнено веры в Бога. Едва исполнилось 19 лет, как Всевышний, "призирая на его добродетели, захотел воззвать его к вечному блаженству".
 По церк. преданию, однажды, когда блж.Василий молился в храме на пасхальной заутрене, воры разграбили лавку хозяина. Несмотря на зов хозяина прав. Василий остался в храме до конца богослужения. Господин заподозрил Василия в соучастии и по возвращении из храма подверг его ругательствам и побоям. Хозяин отвел Василия к городскому воеводе, к-рый подверг страдальца новым тяжким истязаниям. Купец, выведенный из терпения молчанием Василия, в ярости ударил его связкой амбарных ключей, от этого удара блж. Василий скончался.
 Тело безвинного мученика положено в гроб и без христиан. погребения предано земле. Но Господь через 47 лет благоволил явить его из недр земли и прославить чудесами. Св.Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам за пушным зверем; исцелял расслабления, слепоту и др. недуги; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства.
  В 1659 г. по благословению Тобольского митр.Симеона произведено освидетельствование мощей святого, с тех пор распространялось почитание его как истинного угодника Божия. В 1670 г. строитель Туруханского м-ря Св. Троицы иеромонах Тихон перенес мощи прав. Василия в основанный им м-рь. В 1719 г. м-рь посетил великий сибирский миссионер – митр. Тобольский Филофей (Лещинский), поклонился мощам святого и составил ему канон. К концу первой трети XVIII в. составлены три службы и несколько поучений на дни памяти прав. Василия.
 Почитание этого угодника Божия способствовало обращению из язычества в Православие тунгусов, эвенков и юраков. Народы Севера обращаются к св. Василию как к покровителю охотников-промысловиков.
 Одна из первых икон св. Василия написана послушником Тобольского митр. Павла живописцем Лукой по случаю чудесного избавления его от смерти. На св. иконах св. Василий изображается "лицем млад, мал возрастом, очи имуща светлы, взирающе прелюбезно, власы главы его русы". На некоторых иконах святого изображается Троицкий Туруханский м-рь, а над ним на горе молящий Василий - в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания святого при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде, в Москве.
Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца,  глас 8
 Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.
Кондак праведного Василия Мангазейского, глас 4
 Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.
            

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения