Версия для печати

.Почему при многократном упоминании Вами таких понятий, как "вера, послушание, смирение" и т.д., ни разу не звучит "любовь"? ( Москва)

Бондаренко Александр, 38 лет

Отвечает Шупенко О.В.администратор сайта

           Вера, послушание, смирение - основные свойства воцерковленного человека. Когда читаешь жития святых, величайшим достижением духовного движения их к Богу является смирение и послушание ( о вере не говорю, это само собой). 

      В трудах святых, в житиях, в богословских изысканиях и поучениях сложнейшим, но первообразующим состоянием души христианина является вера, смирение, послушание. 
       Духовным трудом,подвижничеством добывается эта добродетель, всегда в борьбе с греховными помыслами, буйством чувств. Так, Пимен Великий достиг бесстрастия и смирения в юности, когда в человеке бушуют смятение, гордыня, страсть к женщине, самомнение. Многие святые в юности победили это в себе. А как вырабатывали смирение в монастырях - это тема отдельная.
          «Смиренный инок несет послушание». Это отстранение от событийного мира, от проблем сегодняшнего дня. Вечность стучится к тем, кто живет её категориями, но никогда не живет сиюминутным.. Смирение –это еще и отказ во имя воли Господа от своенравного собственного «эго». Мирскому человеку понять это не только сложно, но и порой невозможно.
          Любовь… Высшая любовь в христианской этике - любовь к Господу.. Те, кто стал иноком-пустынножителем, другой не приемлют. Тут выступает еще одна добродетель – воздержание. И самопожертвование. 
          Но Христос учил любить ближнего своего. А кто есть ближний? В Евангелии, когда к Господу пришли его мать, братья, они стояли, молили о встрече, но Иисус не вышел, сказав, что его ближние – те, кто рядом: апостолы, ученики…
          Тот же Пимен Великий с братьями, когда мать умоляла, плакала, стучала в закрытую дверь кельи, не открыл этой двери. Сыновья задали несчастной вопрос: она хочет их видеть во временной (земной) жизни или в вечной, где Господь? Мать выбрала вечность, на что они ей ответствовали, что в вечности и встретятся.
           Есть в Евангелии и встреча Господа с человеком, хоронящим родителя. Мертвые хоронят своих мертвецов. Брось все и иди за Мною.. Естественно, это  не стоит воспринимать конкретно, их смысл более фундаментальный - это столкновение двух концепций бытия, веры и желания остаться в мире телесном. 
           А Вера, Надежда, Любовь и мать их София? Она плакала от радости, когда малолетние девочки её были немыслимо истерзаны, но не предали Христа. Это любовь к Сладчайшему Иисусу... Но после, оставшись одна на их могиле, она умерла - не выдержало сердце. Во имя любви ко Господу мученики шли на такие муки, что трудно читать описание их. И требовали, чтобы мучители не останавливались (см. календарь на сайте хотя бы первой недели сентября, где «подробнее»), и со слезами радости шли на усекновение мечом и т.д. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8:15).
          Любовь… Вернемся к ближнему. Милостыня, подаяние, любовь супружеская. Не день св. Валентина как день вседозволенной страсти вне супружеских обязательств, а день Петра и Февронии Муромских как утверждение любви бесконечной, с семейными обязательствами и долгом, с жертвованием и невозможностью жить порознь. Не случайно христианский брак включает три категории – любовь, терпение, прощение И над ними Ответственность. «Крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн. 8:6-7).
          Страсть, внезапный перехват дыхания, чаровничество прикосновения в случайной связи, слезы поцелуя и сумасшедшее серцебиение вера христианская не приемлет. С этим святые боролись, приходя к смирению, в том числе и страстей. Иногда к этому православный человек идет всю свою жизнь.
          Возможно, вас волновала не любовь, а милосердие? Любовь к врагам? Но это отдельный вопрос . Единственное, что могу сказать четко , к врагам Господа, веры и Церкви это отношения не имеет, такой любви нам Господь не заповедал ни к одной своей проповеди, ни к одном своем действии, этого нет в деяниях апостолов, ни в одном труде святых отцов, ни в Апокалипсисе Иоанна Богослова...

Милосердие -способ приблизиться к любви Господней к человеку. Любить слабого, беспомощного, падшего, но жаждущего покаяния и веры, любить даже потерявшего человеческий облик... Ведь Господь простил одного из разбойников на кресте, ибо душа того  раскрылось навстречу Иисусу, ощутила благодать покаяния пред Богом. 

Назад
Задать вопрос
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения