Версия для печати
29 августа 2018

Проповедь на перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа 29.08.18.

29 августа 2018 года Православная Церковь вспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (убруса) Господа Иисуса Христа. Это событие неразрывно связано с историей появления иконы «Спас Нерукотворный». Икона «Спас Нерукотворный» уникальна тем, что, по церковному преданию, создал её Сам Господь. В народе сей праздник зовется Третий Спас, Ореховый Спас, Холщовый Спас.

История появления образа удивительна!

Правитель сирийского города Едессы Авгарь заболел неизлечимой болезнью - проказой. Услышав о чудесах, которые творит Иисус Христос, царь искренне поверил, что исцелится, если увидит Его лик.

По приказу правителя в Иудею поехал художник, но большая толпа не давала возможности приблизиться ко Христу. Тогда Иисус Сам позвал его и, взяв полотенце (убрус), обтер им лицо. На убрусе появился лик Спасителя, и Авгарь, получив его, сначала исцелился частично, а после крещения проказа исчезла.

История христианства знает много попыток объявить иконопочитание вне закона на основании ветхозаветного запрета на изображение Бога. Образ «Спас Нерукотворный» позволяет Церкви утверждать, что икона – не пережиток язычества, но свидетельство того, что Бог действительно был Сыном Человеческим и приходил на землю, чтобы Своей Жизнью, смертью и Воскресением дать человечеству шанс на спасение и жизнь вечную.

Икона Спас Нерукотворный отражает подлинный исторический образ Спасителя, данный нам Самим Богом.. Господь, утверждает Священное Предание, появлением Спаса Нерукотворного на холсте утвердил почитание икон еще при земной Своей жизни. Мало того, исцелением Авгаря  с помощью образа Спас Нерукотворный Христос утверждает чудотворность иконы.
Плат как икона был помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей вернулся к язычеству, образ заложили  камнями в нише городской стены, чтобы не допустить  поругания.
В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя, едесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно и спешно покинули пределы страны.

Спас Нерукотворной стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года. Константинопольский император в 944 году добился выдачи образа и торжественно перенес его в Константинополь. Нерукотворный Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы
Собственно, тогда и началась традиция праздника. Но после одного из нашествий крестоносцев реликвия была потеряна. Православные христиане считают, что Нерукотворный образ свидетельствует не только о той истине, что второе лицо Троицы воплощалось в образе человека, но и о том, что иконопочитание истинно, ибо утверждено Господом нашим Иисусом Христом.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в том, что икона Спас Нерукотворный -  одна из наиболее распространенных и почитаемых в нашей стране.

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения