Фома, апостол из 12-ти

               Св. ап. Фома родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь во время пребывания на земле проходил по городам и селениям, уча и исцеляя народ, Фома, услышав его проповедь и увидев чудеса, прилепился к Нему душою. Фома был удостоен причисления к двенадцати апостолам, с коими и следовал за Христом до спасительных страданий. 
               По воскресении Господа св. Фома недоверием к словам других апостолов еще более усилил веру Церкви Христовой, ибо в то время как прочие ученики Христовы говорили: «Мы видели Господа», он не хотел поверить, пока сам не увидит Христа и не прикоснется к его язвам. Спустя восемь дней по воскресении, когда собрались ученики и Фома был с ними, Господь явился и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».
Увидев Христа и прикоснувшись к живоносным его ребрам, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.20:24-29).
             Событие с Фомою убеждает всех в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином теле, но в том, в коем пострадал ради нашего спасения.
             После вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа, апостолы бросили жребий, куда идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпало идти в Индию, чтобы просветить языческие страны и научить вере обитавших там парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и самых дальних обитателей Индии.
            Фома скорбел, что посылается к таким диким народам, но ему явился Господь, повелевая быть мужественным, и обещал пребывать с ним. Он и указал возможность проникнуть в эти страны.
            Царь индийский Гундафор послал купца Авана в Палестину, чтобы поискал искусного строителя, который построил такие палаты, какие были у римских императоров. С этим Аваном Господь и повелел Фоме идти в индийские страны. Фома выдал себя за человека опытного в строительном искусстве. Аван нанял его, и они отправились в путь.
Когда они пристали к одному городу, где царь отдавал замуж дочь,апостол сел на последнем месте, не принимал участия в веселье, но погрузился в размышления.
Виночерпий, видя, что апостол не веселится, ударил его по лицу.Апостол сказал ударившему его:
– Да воздаст тебе Господь за сие еще в сей жизни, и я пусть увижу руку, ударившую меня, влачимою псом на показ многим!
В-иночерпий вышел к колодцу принести гостям воды для разбавления вина. Внезапно напал на него лев и умертвил. Прибежали собаки, растерзали тело, а черный пес, схватив правую руку, приволок на пир и бросил пред всеми. Женщина, игравшая на свирели, воскликнула:
– Что-то таинственное совершается у нас. Я видела, как виночерпий ударил человека, который сказал по-еврейски: «Пусть я увижу правую руку твою влачимою псом на показ многим», что и сбылось.
На всех напал страх. Царь же призвал св. ап. Фому и попросил благословить дочь.
Апостол в опочивальне поучал новобрачных хранению девства и, помолившись, благословил их. Во сне новобрачные увидали Иисуса, Он явился в образе ап. Фомы и с любовью обнимал их.
Всю ночь новобрачные молились Богу. Утром царь вошел в опочивальню и нашел их отдельно друг от друга. Они заявили, что молятся Богу, чтобы Он дал силу до кончины соблюдать в супружестве целомудрие, быть увенчанными в небесном чертоге нетленными венцами.
Царь послал слуг, чтобы они схватили апостола, но он с Аваном отплыл в Индию.
Прибыв к индийскому царю Гундафору, они предстали пред ним, и Аван сказал:
–Государь, я привез из Палестины искусного строителя, чтобы он построил палаты, какие угодны твоему величеству.
Царь обрадовался, показал Фоме место, где хотел строить палаты, и, определив размеры их, дал большое количество золота для постройки, а сам отправился в другую страну.
Фома, получив золото, раздал его нищим и убогим, сам же, подвизаясь в проповедании Евангелия, обратил многих к вере во Христа и крестил их.
Юноша, который, по совету Фомы, обещал хранить девство с женою, услыхал, что апостол в Индии проповедует Христа, вместе с нею прибыл туда. Они приняли святое крещение. Девица получила имя Пелагия и впоследствии пролила кровь за Христа, юноша назван Дионисием и впоследствии стал епископом. Возвратившись в свое отечество, они распространяли славу Имени Божия, обращая неверных ко Христу и созидая в городах церкви.
Через два года царь послал узнать, скоро ли окончится постройка палат. Апостол ответил, что остается положить крышу. Царь обрадовался, послал еще золота, повелевая скорее соорудить великолепную крышу.
Фома, получив золото, возвел очи и руки к небу:
– Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты различными способами устрояешь спасение людей!
Снова он раздал золото тем, кто просил помощи, а сам продолжал проповедовать Слово Божие.
Царь узнал, что Фома даже не начал исполнять его повеление, что все золото роздано убогим, а строитель проповедует какого-то нового Бога и совершает чудеса.
Царь повелел бросить ап.Фому в темницу с купцом Аваном, где они ждали мучительной смертной казни: царь намеревался содрать с них живых кожу и сжечь на костре.
В темнице Аван упрекал апостола, а Фома сказал:
–Не пришло время умирать; мы будем свободны, и царь почтит нас за палаты, что я устроил ему в царстве небесном.
В ту же ночь царский брат заболел и послал сказать царю:
– Из-за твоей скорби я впал в болезнь, от которой умираю.
Брат царя действительно умер. Ангел Божий, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и показывал ей великолепные палаты, между коими одна была так прекрасна, что и описать невозможно. И спросил ангел:
– В какой из палат тебе угодно жить?
Душа, взирая на прекраснейшую палату, сказала:
– Если мне позволено пребывать хотя бы в углу той палаты, то ничего больше не нужно.
Ангел сказал:
– Ты не можешь жить здесь, ибо это принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее Фома.
И сказала душа:
– Прошу тебя, отпусти к брату, я куплю палату, ибо он не знает красоты ее –купив, я возвращусь.
Ангел возвратил душу в тело, и умерший ожил и молил, чтобы царь поскорее пришел к нему. Царь, узнав, что брат ожил, поспешил к нему. Воскресший сказал:
– Дай мне палату твою, которую ты имеешь на небесах, и возьми за нее все мое богатство.
Царь сказал:
– Откуда у меня на небесах палата?
– Воистину, – отвечал брат царя, – на небесах есть палата, ее построил Фома, которого ты держишь в темнице. Я дивился ее несказанной красоте и просил поместить меня хоть в одном углу, но это не было дозволено, ибо ангел сказал: нельзя тебе жить в ней, так как это палата брата, которую построил Фома. Если ты любишь меня, отдай ее мне и возьми все мое имение.
Царь сказал воскресшему брату:
– Возлюбленный брат! Той палаты, что на небе, я тебе не отдам. Но у нас есть зодчий, который построит палату и тебе.
Царь послал в темницу слуг, чтобы вывести св. Фому с купцом Аваном, поспешил на встречу к апостолу и пал ему в ноги. Апостол, возблагодарив Бога, начал учить братьев вере в Господа, – и они принимали с любовию слова его. Вскоре он крестил их и научил жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями создали себе вечные обители на небесах. Утвердив их в святой вере, апостол пошел в другие города и селения, подвизаясь в деле спасения душ человеческих.
Когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, пришло время честного преставления Божией Матери и все апостолы из разных стран перенесены в Гефсиманию, к одру Преблагословенной Девы. Но святой апостол Фома не успел прибыть к дню погребения тела Пречистой Богородицы.
Это устроено было Божиим изволением, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы узнали вследствие замедления Фомы. Апостол прибыл на третий день после погребения и скорбел, что не мог быть в Гефсимании в день погребения, чтобы проводить с прочими апостолами тело Матери Господа на место погребения.
Тогда, по соглашению св. апостолов, для св.Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречестное тело, поклонился ему. Но когда открыли гробницу, не нашли тела, а только лежавшую плащаницу. Все уверились, что Матерь Божия, подобно Сыну, воскресла в третий день и с телом взята на небеса.
Фома снова появился в Индии и проповедовал Христа, обращая многих к вере чудесами. Прибыв в Мелиапор, просветил многих проповедью Евангелия и утвердил их в св.вере чудом. Лежало там необычайных размеров дерево, которое ни люди, ни слоны не могли сдвинуть с места. Фома привязал к дереву пояс и на нем оттащил дерево и отдал на строение храма Господня. Многие уверовали.
Апостол сотворил и другое чудо. Языческий жрец убил сына и обвинял св. Фому. Толпа схватила его, как убийцу, требовала, чтобы суд обрек его на мучение. Апостол Христов умолял судью и народ:
– Отпустите меня, и я, во имя Бога, спрошу убитого, кто убил его.
Все пошли к телу убитого жреческого сына. Фома помолился Богу и спросил мертвеца, кто убил его.
Мертвец сказал, что это отец. Все уверовали в Христа.
Апостола освободили, жрец сам попал в яму, что выкопал для Фомы. После чуда народ принял крещение от апостола.
Затем Фома пошел в Каламидскую страну, где правил царь Муздий. Проповедуя Христа, святой обратил к вере женщину, по имени Синдикия, племянницу Мигдонии, жены царского любимца Каризия. Синдикия убеждала Мигдонию, чтобы та уверовала во Христа. Мигдония захотела сама увидеть и услышать Фому.Синдикия посоветовала ей одеться, как простая и бедная женщина,
Мигдония так и сделала, они нашли апостола, проповедующего Христа, посреди толпы простых и бедных людей. Они стали слушать учение Фомы, который много говорил о Христе Господе и учил вере в Него, причем говорил также о смерти, о суде и геенне и о царстве небесном. Мигдония уверовала во Христа. С того времени она стала отдаляться от мирских удовольствий. Она решила прекратить супружеское сожительство с мужем. Это глубоко опечалило его, он стал просить царя Муздия, чтобы тот послал жену свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не гнушаться супружеским сожитием (царица Тертиана и Мигдония, жена Каризия, были родные сестры). Царица спросила Мигдонию, по какой причине она не повинуется мужу.
Мигдония отвечала, что не хочет быть оскверненной человеком неверующим и нечистым.
Тертиана пожелала узнать, кто это Иисус Христос. Мигдония изложила проповедь апостола Фомы, но Тертиана, желая определеннее знать о Христе, пожелала слышать проповедь от самого апостола.Фома, проповедуя Христа, просветил их светом веры, омыл купелью святого крещения и научил хранению заповедей Божиих и всяким добродетелям. Тертиана и Мигдония согласились служить Господу в чистоте и не сообщаться с мужьями, как с неверными. Апостол продолжал творить чудеса и исцелять недуги, и многие, слушая его учение, обратились ко Христу. Один из сыновей царя, Азан, крестился у апостола; ибо Сам Господь действовал чрез апостолов, умножая церковь Свою и распространяя славу имени Своего.
Царица Тертиана, возвратившись от Мигдонии, пребывала в молитве и посте и отказывалась от плотского сожительства с мужем. Царь, удивившись такой перемене, сказал другу Каризию:
– Желая возвратить тебе твою жену, я потерял свою.
Царь и Каризий произвели строгое расследование о причине такой перемены, и узнали, что некий иностранец, по имени Фома, научив их вере Христовой, убедил прекратить супружеское сожитие с мужьями. Узнали они, что царский сын Азан и многие из служителей царского дома, а также начальствующие лица и множество простого народа, вследствие проповеди Фомы, уверовали во Христа.
Они, схватив Фому, бросили в темницу. Апостол представлен на суд царю. Царь спросил его:
– Скажи же, кто господин твой?
– Господин мой, – отвечал Апостол, – Господь неба и земли, Бог и Творец всякой твари. Он послал меня проповедовать Его святое Имя и обращать людей от заблуждения.
Царь сказал:
– Прекрати, обманщик, послушайся повеления: снова обрати жен к нам. Ибо если ты не сделаешь так, чтобы жены снова жили с нами в прежней любви, мы предадим тебя лютой смерти.
Апостол отвечал:
– Не подобает рабыням Христовым иметь супружеское общение с беззаконными мужьями.
Царь повелел принести раскаленные железные листы и поставить на них апостола босыми ногами. Под досками вдруг появилась вода, которая остудила их. Святого Фому ввергли в жарко растопленную печь, но на другой день он вышел из нее невредимым.
Каризий обратился к царю:
– Заставь его принести жертву богу солнца, чтобы он прогневал Бога своего, Который сохраняет его невредимым в мучениях.
Апостол был приведен к идолу солнца, идол тотчас растопился и растаял. Верующие ликовали при виде могущества Небесного Бога, и множество неверных обратилось к Господу. Идольские же жрецы возроптали на Фому за уничтожение идола, и сам царь, оскорбившись, думал, каким способом его погубить.
Взяв Фому, царь вышел с воинами из города, все подумали, что он желает увидеть от апостола какое-нибудь чудо. Пройдя около версты, царь отдал Фому в руки пяти воинам, приказав им взойти с ним на гору и пронзить там копьями, а сам пошел в город Аксиум. Азан сын царя, и человек, по имени Сифор, поспешили вслед за апостолом и плакали о нем. Тогда Фома, испросив у воинов позволения совершить молитву, помолился Господу и рукоположил Сифора священником, а Азана диаконом и заповедовал им, чтобы они заботились об умножении верующих и распространении Церкви Христовой.
После сего воины пронзили его пятью копьями, отчего он и скончался. Сифор и Азан долго оплакивали и с честью погребли его святое тело. После погребения они сидели около могилы апостола и скорбели. Святой явился им, повелев, чтобы шли в город и утверждали братию в вере. Следуя повелению св. ап. Фомы, они успешно управляли Церковью Христовою.
Царь Муздий и Каризий долго мучили жен, но не смогли склонить их к исполнению своего желания. Поняв, что жены до самой смерти не будут повиноваться им, они оставили их жить свободно. Женщины проводили жизнь в строгом воздержании и молитвах, служа Господу день и ночь, и приносили добродетельною жизнью великую пользу Церкви.
Несколько лет спустя, один из сыновей царя Муздия впал в беснование и никто не мог исцелить его, ибо в нем находился лютый бес. Царь был огорчен болезнью сына и задумал открыть гробницу св. апостола, чтобы взять одну из костей и привязать ее сыну на шею, чтобы он избавился от бесовского мучения, ибо слышал он, что св. Фома при жизни изгнал множество бесов из людей. Когда царь хотел сделать это, явился в сновидении св. Фома и сказал:
– Живому ты не верил, от мертвого думаешь найти помощь? Но не оставайся в своем неверии, – и Господь мой Иисус Христос будет к тебе милосерд.
Сновидение усилило в царе желание открыть гробницу Апостола. Отправившись к месту погребения святого,Муздий открыл гроб, но мощей там не нашел, ибо христианин, тайно взяв святые мощи, унес их в Месопотамию и там положил в подобающем месте. Взяв землю с того места, царь привязал ее к шее сына, говоря:
– Господи Иисусе Христе! Молитвами апостола Фомы исцели сына о, и я уверую в Тебя.
Бес вышел из сына царского, и отрок выздоровел. Царь Муздий уверовал во Христа и со всеми вельможами принял крещение от священника Сифора. Великая радость овладела сердцами верующих, ибо идолы были сокрушены и храмы разорены, на месте их сооружены церкви Христовы. Слово Божие распространялось и вера святая укреплялась. Царь, по принятии крещения, каялся в грехах и у всех просил помощи и молитв. Пресвитер Сифор говорил верующим:
– Молитесь за царя Муздия, чтобы он получил помилование от Господа нашего Иисуса Христа и отпущение грехов.
И вся церковь молилась за царя. На том же месте, где было погребено святое тело апостола, совершались, по молитвам его, многие чудеса во славу Христа Бога нашего.
Тропарь, глас 2:
Ученик Христов быв божественнаго собора апостольскаго сопричастник: неверствием во Христово воскресение известив, и того пречистую страсть осязанием уверив Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.
Кондак, глас 4:
Премудрости благодати исполнен, Христов Апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше тебе: ты мой еси Бог же и Господь.
 

Назад