Версия для печати

Св.Лука,апостол,евангелист

              Святой евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует самое имя Лука, сокращенное из латинского слова "Лукан", а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел отделяет Луку от "сущих от обрезания", т.е., иудеев (Кол. 4:10-15). 
              Но в своих писаниях Лука обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; поэтому можно думать, что Лука, еще до обращения ко Христу, принял иудейскую веру. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство; предание удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно, он получил хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.
             Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения (Мф.4: 24-26. Лк.4:37). Семена сии нашли в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить "пред лицем" Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю.
            В последние дни земной жизни Спасителя святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя о Господе, принявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука "вдали" и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49).
            Но вскоре скорбь обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в день Своего Воскресения, утешил Луку, удостоив Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. Скорбя о смерти Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус, и по дороге удостоился стать спутником Того, Кто есть "путь, истина и жизнь". Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, "в ином образе" (Мрк.16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, "глаза их были удержаны" (Лк.24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев, ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.
                              – О чем это вы рассуждаете и отчего печальны? – спросил их Господь.
На сие Клеопа сказал:
                              – Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
                              – О чем? – спросил снова Иисус.
                              – Что было с Иисусом Назарянином – сказали они в ответ, – Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть, и распяли Его. А мы надеялись, что Он есть Тот, Кто должен избавить Израиль; но уже третий день, как это произошло. Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что видели явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им:
– О, медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?
              И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.
Так беседуя с Господом, ученики приблизились к Еммаусу, и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-видимому, идти далее, они стали просить Его остаться.
                              – Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, – говорили они Ему.
              И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег] с ними во время вечери, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь совершил это, ученики Его узнали.    Очевидно,это действие Господь и прежде совершал пред учениками, кроме того, они могли признать Его по язвам от гвоздей, которые заметили на Его руках. Но в Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:
                             – Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17-32)
              Желая поделиться радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там нашли собранных в доме апостолов и других учеников и сейчас же возвестили им, что Христос воскрес и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симону. Лука и Клеопа подробно рассказали апостолам обо всем, происшедшем в пути и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время разговора внезапно среди апостолов явился Сам Воскресший Господь и успокоил их смущенные сердца. Для уверения тех, кто думал, что видят призрак умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк.24:18-49).
              После Вознесения Господня святой Лука пребывал некоторое время с другими апостолами в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи св. Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел взять их с собою на родину, но христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда св. Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Христос, приемля крещение от Иоанна.
              С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на родину, к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он тогда, когда стал спутником и сотрудником св.апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему родственником. Это произошло уже во время второго апостольского путешествия св. Павла. Святой Лука с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для устроения Церкви в Македонском городе Филиппах.
             Святой Лука в течение нескольких лет распространял христианство в Македонии.
             Когда апостол Павел, в конце третьего апостольского путешествия, посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в Палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь.
            Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и другими спутниками апостола, проповедовал Христа в столице древнего мира. В Риме святой Лука и написал Евангелие и книгу Деяний святых Апостолов. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все, что передали "бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова". Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное св.Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла.
            После двухлетнего заключения в римских узах апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им церквей. Святой Лука и тут сопутствовал ему. Император Нерон начал в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время прибыл в Рим, дабы словом и примером поддержать гонимую Церковь и, если угодно Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука не изменил учителю, и один из всех сотрудников апостола находился при нем в столь тяжкое время, когда апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.
                             – Я становлюсь жертвою, – писал ап.Павел ученику Тимофею, – время моего отшествия настало: старайся прийти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лука со мною.
            Очень вероятно, что Лука был свидетелем мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, св.Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой прежде трудился несколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии.
           В глубокой старости ап.Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы Иисусовой. Он пришел в Египет, пройдя Ливию, и в Египте, – в Фиваиде, – многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года.
          Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь, – в области Беотии, – церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно другу и руководителю – апостолу Павлу – святой Лука "подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил".
              Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Честное тело его погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь.
             О местонахождении мощей св. апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие совершались. Особенно много исцелений совершалось над страдавшими глазною болезнью. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия перенести мощи в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение.
               Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершилось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. Он подошел к честной раке святого и, сколько было сил, помогал нести ее. Болезнь оставила его, как только он прошел несколько шагов. Он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи св. Луки положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью чествуемы православными христианами.
              Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивое желание первых христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она, рассмотрев иконы, сказала:
                                   – Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут.
             Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и положил начало досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих святые иконы.
Тропарь, глас 5:
Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.
Кондак, глас 2:
Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.
 

Назад

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения